Управленческий проект «Традиции и инновации в проектировании речевой развивающей предметно-пространственной среды ДОУ»

  сб., 28.12.2019

Автор:

Пушкина Елена Николаевна,

старший воспитатель

МАДОУ "Детский сад №49" города Тобольска

Паспорт проекта

Название и тип проекта

Управленческий  проект «Традиции и инновации в проектировании речевой развивающей предметно-пространственной среды ДОУ»

Авторы

Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 49» г.Тобольска Пушкина Елена Николаевна

Участники проекта

Директор ДОУ, старший воспитатель ДОУ, педагоги ДОУ

Сроки реализации проекта

1 год

Основания для разработки проекта

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  4. Федеральный закон от 3 июля 2016г. № 238-ФЗ о независимой оценке квалификации.
  5. Федеральный закон от 3 июля 2016г. № 239-ФЗ о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ.

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

7. Устав МАДОУ «Детский сад № 49» г.Тобольска.

8. Программа развития МАДОУ «Детский сад № 49» г.Тобольска.

9. Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад № 49» г.Тобольска.

 

 

Цель проекта

Совершенствование системы управления ДОУ посредством эффективного проектирования речевой развивающей предметно-пространственной среды.

Задачи проекта

 

  1. Создать условия для организации эффективной речевой развивающей предметно-пространственной среды в МАДОУ, включающие научно-методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение, проектирование содержания управленческой деятельности, взаимодействие с родителями и социальными партнерами.
  2. Организовать комплекс методических мероприятий, направленных на совершенствование развивающей речевой предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  3. Повысить уровень компетентности и профессионализма педагогов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
  4. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду для всех участников образовательных отношений.
  5. 5.                Обобщить и транслировать накопленный управленческий опыт на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.

Этапы проведения проекта

I этап. Организационно-подготовительный

 Цель: Создание условий для проектирования развивающей речевой предметно-пространственной среды дошкольного учреждения.

 

II этап. Внедренческий

Цель: Разработка и реализация управленческих мероприятий, обеспечивающих развитие предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с современными требованиями.

 

III этап. Аналитико-обобщающий

 Цель: проведение мониторинговых мероприятий в ДОУ и обобщение опыта работы по совершенствованию РППС на городском, муниципальном, региональном и всероссийском уровне.

Планируемые результаты проекта

  1. Модернизирована система методического сопровождения по вопросам организации развивающей речевой предметно-пространственной среды в ДОУ.
  2. Приведена в соответствие с требованиями ФГОС материально-техническая, информационно-технологическая и учебно-методическая база дошкольного  учреждения.
  3. Разработана модель эффективной развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию воспитанников.
  4. Осуществлена координация деятельности педагогов  образовательного учреждения по данному направлению.
  5. Обеспечен конструктивный и постоянный рост профессиональной компетентности педагогов по вопросам развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  6. Сформировано безопасное и психологически комфортное образовательное пространство в ДОУ для всех участников образовательных отношений.
  7. 7.                Обобщен и популяризирован управленческий опыт по данной теме на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.

Форма проведения итогового мероприятия

Научно-практический семинар в ДОУ

Продукты проекта

Презентации, комплект методических документов.

 

Актуальность проекта

Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) дошкольного учреждения способствует всестороннему развитию воспитанников, проявлению их индивидуальных способностей, обеспечивает реализацию основной образовательной программы дошкольного образования. РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую и стимулирующую функции.

Можно без преувеличения сказать, что РППС служит интересам и потребностям дошкольников: обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития каждого ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

Актуальность данной темы обусловлена введением в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155).

ФГОС дошкольного образования обозначил конкретные требования к созданию РППС. Она должна обеспечивать:

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы;

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;

- реализацию различных образовательных программ;

- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- учет возрастных особенностей детей.

Принимая во внимание данные требования, в нашем дошкольном учреждении ежегодно проводится мониторинг РППС для определения ее насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности.

Для выявления уровня соответствия развивающей среды требованиям ФГОС ДО также ежегодно организуются смотры-конкурсы на лучшую дидактическую игру, лучший «Центр развития дошкольника» по различным направлениям, лучшее оформление к празднику и другие мероприятия.

Проблема

Анализ результатов этих методических мероприятий позволил выявить проблемы в организации РППС:

  1. Недостаточное количество оборудования и материально-технического оснащения для обеспечения образовательного процесса по речевому развитию воспитанников в соответствии с требованиями основной образовательной программы.
  2. Недостаточная обеспеченность основной образовательной программы пакетом методических материалов, которые бы гарантировали высокое качество речевой развивающей предметно-пространственной среды.
  3. Содержание речевой развивающей предметно-пространственной среды в группах недостаточно отвечает потребностям современных детей и их возрастным особенностям.

Также в процессе анализа были выявлены затруднения (профессиональные дефициты) у педагогов при проектировании развивающей предметно-пространственной среды в группе по развитию речи дошкольников.

В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на методическое сопровождение по организации речевой развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

В соответствии с результатами, выявленными посредством мониторинга и смотров-конкурсов, а также в соответствии с требованиями ФГОС ДО, было принято решение разработать управленческий проект «Традиции и инновации в проектировании речевой развивающей предметно-пространственной среды ДОУ».

Цель проекта: Совершенствование системы управления ДОУ посредством эффективного проектирования речевой развивающей предметно-пространственной среды.

Задачи:

1. Создать условия для организации эффективной речевой развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, включающие научно-методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение, проектирование содержания управленческой деятельности, взаимодействие с родителями и социальными партнерами.

2. Организовать комплекс методических мероприятий, направленных на совершенствование речевой развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

3. Повысить уровень компетентности и профессионализма педагогов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

4. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду для всех участников образовательных отношений.

5. Обобщить и транслировать накопленный управленческий опыт на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.

Планируемые результаты проекта:

1. Модернизирована система методического сопровождения по вопросам организации развивающей речевой предметно-пространственной среды в ДОУ.

2. Приведена в соответствие с требованиями ФГОС материально-техническая, информационно-технологическая и учебно-методическая база дошкольного  учреждения.

3. Разработана модель эффективной развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию воспитанников.

4. Осуществлена координация деятельности педагогов  образовательного учреждения по данному направлению.

5. Обеспечен конструктивный и постоянный рост профессиональной компетентности педагогов по вопросам развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

6. Сформировано безопасное и психологически комфортное образовательное пространство в ДОУ для всех участников образовательных отношений.

7. Обобщен и популяризирован управленческий опыт по данной теме на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.

Особенности реализации проекта

В развитии теории и методики дошкольного образования немаловажное значение имеет изучение и обобщение опыта прошлого, оценка его значимости с позиции сегодняшнего дня. В этой связи особенно актуальной является задача сохранения педагогических традиций, на которые можно опираться при решении современных проблем дошкольного образования.

В данном проекте мы использовали не только современные инновационные наработки по организации речевой развивающей предметной среды в ДОУ, но и обратились к педагогическим традициям советского периода и 90-х годов прошлого столетия. В них содержатся педагогические идеи и образцы, которые могут и должны быть сохранены. Понятие «педагогическая традиция» нами рассматривается как преемственное сохранение и использование положительного опыта работы педагогов предыдущих поколений.

Вопросами предметной среды как важного условия развития ребенка занимались такие известные ученые как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, С.Л. Новоселова, Н.А. Ветлугина, Е.В.Зворыгина, Н. В. Нищева и др.

В 90-х годах о необходимости развития предметно-развивающей среды писали В.А. Петровский,  Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Е.И. Рзаева и другие  ученые и педагоги.

Из опыта прошлого мы взяли методически грамотные пособия  (дидактические игры, разнообразные речевые лото, иллюстративный материал по обучению пересказу и рассказыванию по картинкам). Особое внимание обратили на педагогически ценные игрушки (игрушки, обладающие дидактическими свойствами или принадлежащие к изделиям художественных промыслов). Сохранили в группах традиционные сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Гараж», «Магазин», «Парикмахерская» идр.

Мы считаем, что преемственное использование историко-педагогического опыта способствует обогащению и совершенствованию содержания образовательного процесса в современных условиях.

Наряду с традиционными, мы учитываем и активно применяем инновационные подходы при проектировании речевой развивающей предметно-пространственной среды. Данный проект призван усовершенствовать и разнообразить оборудование в ДОУ и обеспечить речевую активность дошкольников в игровой, познавательной, исследовательской и творческой деятельности.

Ресурсы проекта:

1. Материально-технические. Речевая развивающая предметно-пространственная среда  учреждения должна быть приведена в соответствие с требованиями ФГОС ДО.

2. Кадровые. Необходимо повышение профессиональной компетенции педагоговв в области организации образовательной среды ДОУ, в частности - обновления речевой развивающей предметно-пространственной среды.

3. Методические. Требуется разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих внедрение  традиционных и инновационных подходов к совершенствованию РППС.

Риски и пути преодоления рисков

Риски:

1. Пассивное участие педагогов в проекте.

2. Недостаток игрового оборудования, пособий и материалов для обогащения и разнообразия РППС.

Пути преодоления рисков:

1. Поддержка каждого педагога в решении проблем проектирования РППС.

2. Создание системы стимулирования и поощрения активной деятельности педагогов посредством моральных и материальных стимулов.

3.  Разработка методических мероприятий с целью вовлечения педагогов к реализации задач проекта.

4. Разработка научно-методического обеспечения проекта.

5. Привлечение родителей к участию в проекте.

6. Взаимодействие с социальными партнерами по совершенствованию речевой развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Механизм  оценки эффективности проекта

  1. Анкетирование среди родителей.
  2. Тестирование педагогов по вопросам совершенствования РППС.
  3. Анализ реализации этапов проекта.
  4. Мониторинг речевой развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Этапы реализации проекта

Этап

Срок

Содержание

I этап. Организационно-подготовительный

 Цель: Создание условий для проектирования речевой развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения.

 

Сентябрь 2018

- анализ соответствия условий ДОУ современным требованиям;

- разработка пакета документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в учреждении  в соответствии с ФГОС ДО;

- разработка и утверждение плана-графика (дорожной карты) информационно-методического сопровождения по организации образовательного пространства ДОУ;

-  пополнение фонда методических пособий и литературы ДОУ по речевому развитию дошкольниокв;

- оснащение учреждения  средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, игровым и дидактическим оборудованием в соответствии со спецификой ООП;

- привлечение внебюджетных средств через государственно-общественное управление и социальное партнерство.

II этап. Внедренческий

Цель: Разработка и реализация управленческих мероприятий, обеспечивающих развитие речевой предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с современными требованиями.

 

Октябрь 2018 -

апрель 2019

- формирование и закрепление на практике профессиональных знаний и умений педагогов, необходимых для эффективной реализации задач проекта;

- поддержка инициативы и творчества педагогов посредством организации конкурсов и выставок;

- обеспечение постоянного роста профессиональной компетентности воспитателей посредством проведения семинаров, мастер-классов, педагогических советов;

- вовлечение социальных партнеров и родителей в проект.

III этап. Аналитико-обобщающий

 Цель: проведение мониторинговых мероприятий в ДОУ и обобщение опыта работы по совершенствованию РППС на городском, муниципальном, региональном и всероссийском уровне.

Май 2019

 Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей, воспитателей; представление продуктов проекта. Анализ мониторинга.

Популяризация опыта работы перед педагогическим сообществом.

 Алгоритм реализации проекта

I этап. Организационно-подготовительный

Мероприятия этапа

Участники

 

1.

Презентация «Организация речевых развивающих центров в группе»

 

2.

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда как основа образовательной среды в ДОУ»

 

3.

Проведение методических заданий и тестов «Что такое образовательная среда», «Проектирование речевой развивающей среды в группе»

 

4.

Проведение консультаций для родителей и педагогов «Реализация образовательного потенциала группы на основе предметно-пространственной среды», «Обеспечение возможности для детей свободного выбора материалов и видов активности в группе ДОУ»,  «Развивающая речевая предметно-пространственная среда в домашних условиях».

 

 

5.

Разработка буклетов, папок-передвижек: «Зонирование игровых зон в группе с учетом психологических и возрастных особенностей воспитанников», «Создание благоприятной развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации  ребенка в детском саду».

 

6.

Создание творческой группы по совершенствованию речевой развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

 

7.

Разработка управленческих мероприятий и принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние материально-хозяйственной деятельности в ДОУ.

 

8.

Проведение мониторинга образовательных потребностей и профессиональных дефицитов педагогов по организации речевой развивающей предметно-пространственной среды в группе (диагностические наблюдения, контрольные срезы, тесты).

 

 II этап. Внедренческий

Мероприятия этапа

Участники

 

1.

Проведение конкурсов «Инновация года», «Лучшая развивающая образовательная среда группы по речевому развитию дошкольников», конкурса-эссе «Мое педагогическое кредо»

 

2.

Проведение семинаров-практикумов «Организация речевого развивающего образовательного пространства в группе», «Актуальные формы самообразования современного педагога», «Традиционные и современные тенденции профессиональной деятельности педагога по речевому развитию дошкольников»

 

3.

Проведение «Педагогического марафона» по  реализации задач образовательной области «Речевое развитие».

 

4.

Организация смотров-конкурсов речевой развивающей среды по определённой тематике.

 

5.

Организация мастер-классов по формированию профессиональных компетенций педагогов:

1) «Особенности организация речевой среды в группе»;

2) «Педагогическое сопровождение самостоятельной свободной деятельности детей в специально организованной предметно-развивающей среде».

 

6.

Организация педагогических советов, направленных на повышение качества образовательного процесса по речевому развитию воспитанников:

1) «Обогащение речевого опыта дошкольников в различных видах деятельности»;

2) «Формирование информационно-образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении» (ИКТ).

 

7.

Проведение МО в воспитателями разных возрастных групп «Проектирование речевой развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ», «Роль РППС в формировании речевой активности ребенка», «Мультимедийные ресурсы нового поколения в работе с детьми дошкольного возраста».

 

8.

Проведение открытых просмотров образовательных мероприятий с детьми

 

9.

Организация круглого стола: «Проведение самообследования РППС в условиях реализации ФГОС»

 

10

Отслеживание промежуточных результатов и соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами.

 

11

Организация совместных мероприятий ДОУ и семьи для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях.

 

12

Организация взаимодействия с сетевыми партнерами:

1)                Создание условий для сетевого взаимодействия по эффективному использованию ресурсов партнерских организаций в развитии РППС.

2)                Заключение договоров с социальными партнерами.

3)                Разработка совместных образовательных и досуговых мероприятий.

4)                Совместная организация речевого развивающего предметно-пространственного пространства для дошкольников.

 

 III этап. Аналитико-обобщающий

Мероприятия этапа

Участники

1.

Оценка степени соответствия материально-технического обеспечения и дидактических средств обучения требова­ниям ФГОС ДО.

 

2.

Анализ  соответствия оснащенности помещений ДОУ требованиям СанПиН к оборудованию и помещениям с учетом особенностей образовательного процесса.

 

3.

Представление опыта в форме:

- аналитического отчета «Обновление развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по речевому развитию дошкольников»

- презентаций «Методическое сопровождение по организации РППС дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО», «Создание условий для обеспечения полноценного функционирования РППС в дошкольном учреждении»;

- выступлений «Эффективный опыт формирования предметного содержания РППС в ДОУ по развитию речи воспитанников».

 

4.

Итоговое мероприятие: Научно-практический семинар в ДОУ «Традиции и инновации в проектировании речевой развивающей предметно-пространственной среды ДОУ».

 

Литература:

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

Научная и методическая литература:

  1. Афонькина Ю.А. Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО. Журнал для проектирования. ФГОС ДО (+CD)». Издательство «Учитель», 2016.
  2. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности воспитателя в контексте реализации. ФГОС ДО». Издательство «Учитель», 2016.
  3. Виноградова Н.А., Микляева Н.В.  Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. – М.: Озон, 2011.
  4. Волохова Н.Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО (+CD) – Волгоград: Учитель, 2016.
  5. Грашин А.А. Дизайн детской развивающей предметной среды. Учебное пособие. – М.: Архитектура-С, 2008.
  6. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф. и др. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. – М.: ФИРО, 2014.
  7. Киреева Л.Г.  Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2017.
  8. Лебедева С.С. Проблемы управления инновационным ДОУ в условиях социального партнерства - СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  9. Никитина С.В., Свирская Л.В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы. – М.: Линка-Пресс, 2008.
  10. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
  11. Планирование в современном ДОУ. Методическое пособие под ред. Н.В. Микляевой.- М.: ТЦ Сфера, 2013.
  12. Полякова М. Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. Методические рекомендации. – М.: Центр педагогического образования, 2008.

Свидетельство публикации в СМИ» Серия А №  0007211

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 692
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.
  • Мы принимаем Яндекс.Деньги