«Lego конструирование и образовательная робототехника» Программа дополнительного образования |
вс., 12.02.2017 |
Разработчик:
Шихова Альфира фаридовна,
воспитатель
МБДОУ №4 "Снегурочка" г. Салехарда
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Образовательная робототехника» (далее - Программа), наряду с Уставом МБДОУ «Детский сад №4»служит основанием для лицензирования, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей).
Программа дополнительного образования «Образовательная робототехника» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического, социально - коммуникативного.
Программа дополнительного образования «Образовательная робототехника» - документ, разработан в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст.11, 12), в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.
Конструирование любимый детьми вид деятельности, оно не только увлекательное, но и полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства.
Лего конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО технологии является игра-ведущий вид детской деятельности. Лего позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
В процессе конструирования дети учатся работать по инструкции, по схеме, учатся работать в коллективе. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Первый человекоподобный рыцарь был предложен Леонардо да Винчи в 1495 г., в 1738 г. французский механик Жак де Вакансон создал первого андроида, а в 1921 году чешский писатель Карел Чапек придумал слово «робот».
Бурными темпами робототехника вошла в мир в середине XX века. Это было одно из самых передовых, престижных, дорогостоящих направлений машиностроения. Основой робототехники были техническая физика, электроника, измерительная техника и многие другие, технические и научные дисциплины. В начале XXI века робототехника является одним из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения, здравоохранения, военного дела и других направлений деятельности человека. Специалисты, обладающие знаниями в этой области, востребованы. В России существует такая проблема: недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Поэтому необходимо вести популяризацию профессии инженера, ведь использование роботов в быту, на производстве и поле боя требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.
Важно организовывать условия, при которых участники совместной деятельности могли бы решать возникающие проблемы, общаясь и, советуясь друг с другом, а также учиться на своих ошибках. Как этого достичь? С чего начинать?
Детский сад – это первая ступень, где можно закладывать начальные знания и навыки в области робототехники, прививать интерес воспитанников к робототехнике и автоматизированным системам Основной набор LEGO Education WeDOTM – новое поколение образовательной робототехники, позволяющей изучать технологии (научно – технические достижения) в процессе увлекательных практических игр - занятий.
Новизна программы заключается в изменении подхода к обучению обучающихся, а именно – внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, сенсорное развитие интеллекта учащихся, который реализуется в двигательных играх, побуждающих учащихся решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно - конструкторские проблемы. Важно, чтобы, пройдя все этапы обучения, ребенок приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами Lego, «LegoWEDO» позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний - от механики до психологии, - что является вполне естественным.
Лего - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
Лего - педагогика крайне актуальна в современном мире.
Актуальность: Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и простыми иллюстрациями в книжках их уже сложно удивить. Технологические наборы ориентированы на изучение базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств.
Используя персональный компьютер или ноутбук с программным обеспечением, элементы из конструктора, воспитанники могут конструировать управляемые модели роботов. Загружая управляющую программу в специальный микрокомпьютер схемы моделей, и присоединяя его к модели робота, воспитанники изучают и наблюдают функциональные возможности различных моделей роботов. Робот работает независимо от настольного компьютера, на котором была написана управляющая программа. Получая информацию от различных датчиков и обрабатывая ее, управляет работой моторов.
Итоги изученных тем можно подводить с направляющей помощью педагога созданием воспитанниками собственных автоматизированных моделей.
Работа с конструкторами LEGO способствует развитию пространственного мышления, так как объёмное конструирование существенно сложнее выкладывания каких-либо моделей на плоскости. При этом ребёнок уделяет внимание не только общему виду будущей конструкции, но и каждой её детали. Кроме того, дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность.
В процессе конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, кнопки крепления на пластине или блоке, вычисляя необходимое количество деталей и их длину.
Легоконструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах. Это даёт также коммуникативные навыки.
При групповой деятельности дети могут не просто общаться, но и обмениваться советами о способах крепления, деталями или даже объединять свои модели для создания более масштабной конструкции.
Используя образовательную технологию LEGO Education WeDOTM в сочетании с конструкторами LEGO, воспитанники разрабатывают, конструируют, программируют и испытывают роботов. В совместной работе дети развивают свои индивидуальные творческие способности, коллективно преодолевают творческие проблемы, получают важные фундаментальные и технические знания.
Они становятся более коммуникабельными, развивают навыки организации и проведения исследований, что, безусловно, способствует их успехам в дальнейшем школьном образовании, в будущей работе.
Процесс освоения, конструирования роботов выходит за рамки целей и задач, которые стоят перед ДОУ, поэтому курс «Образовательная робототехника» является инновационным направлением в дополнительном образовании детей. В таком виде робототехника может стать частью кружковой деятельности в ДОУ.
Цели:
Цель программы: развитие технического творчества и формирование научно – технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора лего и робототехники с использованием робота LEGO WeDOTM;
Задачи:
ü Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно –техническое творчество.
ü Сформировать умение управлять готовыми моделями с помощью простейщих компьютерных программ.
ü Учить видеть конструкцию объекта, анализировать её основные части, их функциональное назначение.
ü Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек.
ü Развивать творческие способности и логическое мышление воспитанников
ü Развивать мелкую моторику.
ü Развивать память, внимание
ü Закреплять знания детей об окружающем мире.
ü Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе распределении обязанностей.
ü Выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным ,талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности
ü Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе создания коллективной постройки
ü Сформировать умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO Education We Do
Концепция
- Концепция основана на необходимости разработки программы для изучения робототехники, максимально совместимого с базовым курсом конструирования и легоконструирования в ДОУ. Освоение азов программирования в среде LEGO WEDO ведется с учетом задач образовательных областей по ФГОС: «Художественно - эстетическое развитие» в интеграции с образовательными областями «Социально - коммуникативное развитие» «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Концепция изучения робототехники имеет конструктивно-модельную направленность – дети конструируют механизмы, решающие конкретные задачи, получают знания и приобретают умения создавать роботов, а так же используя игрушки - роботы трансформеров, развивают умения видоизменять робота, что помогает видеть возможности одного робота - игрушки, и составлять видоизменённых роботов.
Концепция данной работы позволяют ребенку освоить достаточно сложные понятия – алгоритм, цикл, изменения. Робот, собранный из конструктора Лего, может стать одним из таких исполнителей.
Программирование робота некой стандартной и универсальной конструкции, отвечающей всем поставленным перед ребенком задачам, снижает порог вхождения в робототехнику, позволяя воспитателю достигать в рамках программы тех же целей, что и на традиционных играх - занятиях. По сравнению с программированием виртуального исполнителя, Лего - робот вносит в решение задач элементы исследования и эксперимента, повышает мотивацию ребенка, что будет положительно оценено воспитателем.
Интегрирование различных образовательных областей в Программе открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, расширения круга интересов, овладения новыми навыками в естественных науках, проектировании, в формировании элементарных математических представлениях, в развитии речи:
Естественные науки - изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в роботе - машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи.
Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели.
Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ;
Проектирование - создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем.
Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами. Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков.
Организация проектов, мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями;
Формирование математических представлений - измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния.
Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров;
Развитие речи - общение в устной или в письменной форме с использованием специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и написать рассказ.
Написание сценария с диалогами. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами.
Концепция Программы направлена на:
ü помощь детям в индивидуальном развитии;
ü мотивацию к познанию и творчеству:
ü к стимулированию творческой активности;
ü развитию способностей к самообразованию;
ü приобщение к общечеловеческим ценностям;
ü организацию детей в совместной деятельности с педагогом.
Описание механизма реализации Программы
Данная Программа имеет научно-техническую направленность и рассчитана на обучающихся дошкольного возраста. Для обучающихся такого возраста в образовательном процессе применяются игровые формы обучения. Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, реализация Программы помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей воспитанников за счет активного взаимодействия детей в ходе конструктивно-модельной деятельности.
Формы и методы используемые для реализации программы:
- Наглядные (просмотр фрагмнтов мультипликационных и учебных фильмов,обучающих презентаций, рассматривание схем,таблиц,иллюстраций, дидактические игры)
- Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, дискуссии)
- Познавательные (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
- Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий);
- Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).
- Проблемный- (постановка проблемы и поиск решения,творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.)
- Игровой- (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.)
Формы организации игр- занятий
- Активная помощь педагога;
- Сотрудничество с родителями (законными представителями);
- Беседа, показ, объяснение;
- Игра – презентация;
- Практическое занятие с помощью педагога;
- Выставка
Продолжительность программы: Данная программа рассчитана на два года обучения, с учетом возрастных особенностей каждой группы.
Первый год обучения- 36 занятий по 20 минут (один раз в неделю)
Второй год обучения -36 занятий по 20-25 минут (один раз в неделю)
Краткие сведения о группе
Программа «Образовательная робототехника» ориентирована на воспитанников
дошкольного возраста. В каждом разделе воспитанники занимаются конструированием, технологией, сборкой и программированием.
Программа рассчитана на 72 часа.
Год обучения – 2.
Обучение – платное.
Количество занятий в год – 36 занятий (36 часов).
Количество занятий в неделю – 1 занятие по 20-25 минут
Состав – мобильный.
Набор – свободный.
Форма занятий – подгрупповая, индивидуальная.
Материальные ресурсы - основным содержанием данного курса являются игры-занятия по техническому моделированию, сборке и программирования роботов с использованием следующих материалов и источников:
1. Наборы Лего - конструкторов:
- Ресурсный LEGO WeDOTM
- Основной набор LEGO Education WeDOTM
2. Компьютер, проектор, сканер, принтер
Тематическое планирование
№п/п |
Тема занятия, вид занятия |
Содержание занятия |
Кол-во часов |
|
1 |
Ознакомительное занятие «LEGO- конструктор», знакомство с деталями, способом крепления, строительство по замыслу |
Беседа и конструирование Познакомить с деталями конструктора Лего, способом крепления, строительство по замыслу |
1 |
|
2 |
Конструируем заборчики: одного и двух цветов |
Беседа и конструирование Изучение типовых соединений деталей. Конструирование заборчика из одного и двух цветов |
1 |
|
3 |
Учимся читать схему. Конструируем по схеме |
Беседа и конструирование Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей |
1 |
|
4 |
Конструируем домик |
Беседа и конструирование Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей |
1 |
|
5 |
Конструируем беседку |
Беседа и конструирование Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей |
1 |
|
6 |
«Птицы» Конструирование по схеме |
Беседа и конструирование Просмотр презентации «Птицы». Самостоятельное конструирование птиц по схеме. Игра «Собери модель» |
1 |
|
7 |
«Домашние животные» Конструирование по схеме |
Беседа и конструирование Обучение анализу образца, выделению основных частей животных, развитие конструктивного воображения. Игра «Запомни и выложи ряд» |
2 |
|
8 |
«Строим зоопарк» Конструирование по схеме |
Беседа и конструирование Обучение анализу образца, выделению основных частей животных, развитие конструктивного воображения. Игра «Чего не стало» |
1 |
|
9 |
«Жираф и слон» Конструирование по схеме |
Беседа и конструирование Обучение анализу образца, выделению основных частей животных, развитие конструктивного воображения. Игра «Собери модель» |
1 |
|
10 |
Ферма и домик фермера. Обыгрывание построек. |
Беседа и конструирование Обсуждение с детьми, какими они представляют себе фермера и его дом. Конструирование фермы и его обитателей .Домик фермера. |
2 |
|
11 |
«Транспорт. Машины» |
Беседа и конструирование Презентация «Виды транспорта: легковые и грузовые автомобили, автобус» Постройка транспорта, обыгрывание. |
2 |
|
12 |
Самолет» |
Беседа и конструирование Презентация «Воздушный транспорт» «Самолёт» Постройка ,обыгрывание. |
1 |
|
13 |
«Заюшкина избушка»
|
Беседа и конструирование Чтение сказки «Заюшкина избушка»,конструирование избушки. Игра «Отгадай» |
1 |
|
14 |
Конструирование по замыслу |
Беседа и конструирование Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и в коллективе. |
2 |
|
Тема: «Знакомство с конструктором «Lego WeDo» |
||||
15 |
Введение в курс «Образовательная робототехника». Что такое робот? (Беседа) |
Беседа Просмотр презентации «Роботы вокруг нас» Введение в курс «Образовательная робототехника» История робототехники. |
1 |
|
16 |
Роботы в жизни человека |
Беседа Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника. Виды роботов применяемые в современном мире.
|
1 |
|
17 |
Знакомство с конструктором. Познакомить детей с деталями конструктора LEGO WeDo. |
Беседа Что входит в конструктор ПервоРобот LEGO WeDo. Организация рабочего места. Техника безопасности |
1 |
|
18 |
Способы крепления деталей |
Беседа Правила скрепления деталей. Прочность конструкций. Конструирование по замыслу |
1 |
|
19 |
Мотор. Датчик расстояния и датчик наклона |
Беседа Работа мотора, датчика расстояния датчика наклона |
1 |
|
Тема: «Забавные механизмы» |
||||
20 |
Программирование и функционирование робота «Волчок – юла» (Практическое занятие) |
Практическое занятие Конструирование робота. Программирование робота. Испытание робота.
|
3 |
|
21 |
Программирование и функционирование робота «Танцующие птицы» (Практическое занятие) |
Практическое занятие Конструирование робота. Программирование робота. Испытание робота.
|
|
|
2 |
||||
22 |
Программирование и функционирование робота «Порхающая птица» (Практическое занятие) |
Практическое занятие Конструирование робота. Программирование робота. Испытание робота.
|
2 |
|
Тема «Звери» |
||||
23 |
Программирование и функционирование робота «Голодный аллигатор» (Практическое занятие) |
Практическое занятие Конструирование робота. Программирование робота. Испытание робота.
|
2 |
|
24 |
Программирование и функционирование робота «Рычащий лев» (Практическое занятие) |
Практическое занятие Конструирование робота. Программирование робота. Испытание робота.
|
2 |
|
25 |
Программирование и функционирование робота «Обезьянка-барабанщица» (Практическое занятие) |
Практическое занятие Конструирование робота. Программирование робота. Испытание робота. |
2 |
|
1 занятие в неделю |
36 |
|||
Второй год обучения |
||||
Тема «Футбол» |
||||
1 |
Конструирование по замыслу |
Беседа и конструирование Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и в коллективе. Повторение пройденного материала. |
1 |
|
2 |
Программирование и функционирование робота «Нападающий» (Практическое занятие) |
Практическое занятие Конструирование робота. Программирование робота. Испытание робота.
|
2 |
|
3 |
Программирование и функционирование робота «Вратарь» (Практическое занятие) |
Практическое занятие Конструирование робота. Программирование робота. Испытание робота.
|
2 |
|
4 |
Программирование и функционирование робота «Ликующие болельщики» (Практическое занятие) |
Практическое занятие Конструирование робота. Программирование робота. Испытание робота. |
2 |
|
Тема «Приключения»
|
||||
5 |
Программирование и функционирование робота «Спасение самолёта» (Практическое занятие) |
Практическое занятие Конструирование робота. Программирование робота. Испытание робота. |
2 |
|
6 |
Программирование и функционирование робота «Спасение от великана» (Практическое занятие) |
Практическое занятие Конструирование робота. Программирование робота. Испытание робота. |
2 |
|
7 |
Программирование и функционирование робота «Непотопляемый парусник» (Практическое занятие) |
Практическое занятие Конструирование робота. Программирование робота. Испытание робота. |
2 |
|
Тема «Техника, стройка»
|
||||
8 |
Программирование и функционирование робота «Вилочный погрузчик» (Практическое занятие)
|
Практическое занятие Конструирование робота. Программирование робота. Испытание робота.
|
3 |
|
9 |
Программирование и функционирование робота «Разводной мост» (Практическое занятие)
|
Практическое занятие Конструирование робота. Программирование робота. Испытание робота.
|
3 |
|
10 |
Программирование и функционирование робота «Башенный кран» (Практическое занятие)
|
Практическое занятие Конструирование робота. Программирование робота. Испытание робота.
|
3 |
|
«Парк развлечений» |
||||
11 |
Программирование и функционирование робота «Гонщик»
|
Практическое занятие Конструирование робота. Программирование робота. Испытание робота.
|
3 |
|
12 |
Программирование и функционирование робота «Линия финиша»
|
Практическое занятие Конструирование робота. Программирование робота. Испытание робота.
|
3 |
|
13 |
Программирование и функционирование робота «Качели»
|
Практическое занятие Конструирование робота. Программирование робота. Испытание робота.
|
3 |
|
14 |
Программирование и функционирование робота «Карусель»
|
Практическое занятие Конструирование робота. Программирование робота. Испытание робота.
|
4 |
|
15 |
Свободное моделирование |
Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и в коллективе. Повторение пройденного материала. |
1 |
|
1 занятие в неделю |
36 |
|||
Ожидаемые результаты и способы их проверки
- Сформированность устойчивого интереса к робототехнике, умений работать по предложенным инструкциям;
- Сформированность умений творчески подходить к решению задачи;
- Сформированность умений довести решение задачи до работающей модели;
- Сформированность умений излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- Сформированность умений работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
В результате обучения дети могут знать:
ü основные детали Лего-констркутора (назначение,особенности)
ü правила безопасной работы;
ü основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
ü конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
ü компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
ü виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов;
ü конструктивные особенности различных роботов;
ü технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
ü создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме;
ü демонстрировать технические возможности роботов;
ü уметь:
ü осуществлять подбор деталей ,необходимых для конструирования (по виду и цвету)
ü работать с активной помощью родителей с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
ü конструировать по образцу;
ü самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
ü создавать действующие модели роботов на основе конструктора ЛЕГО;
ü демонстрировать технические возможности роботов.
ü реализовывать творческий замысел.
Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:
ü Наблюдение за работой детей на занятиях;
ü Участие детей в проектной деятельности;
ü В выставках творческих работ дошкольников.
Уровни развития:
-Навык подбора необходимых деталей (по форме, цвету)
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Средний: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности.
Низкий: не может без помощи воспитателя выбрать необходимую деталь.
-Умение правильно конструировать поделку по замыслу
Высокий: ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат.
Средний: способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.
Низкий: неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Объяснить способ построения ребенок не может.
- Умение проектировать по образцу и по схеме:
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Средний: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда с помощью воспитателя
Низкий: не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать только под контролем воспитателя.
- Умение конструировать по пошаговой схеме:
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
Средний :может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством воспитателя.
Низкий: не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем воспитателя.
Диагностическая карта на начало года (первый год обучения)
№ |
Ф.И.ребёнка |
Называет детали |
Называет форму |
Умеет скреплять детали конструктора |
Строит элементарные постройки по творческому замыслу |
Строит по образцу |
Строит по схеме |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностическая карта на конец года.
№ |
Ф.И.ребёнка |
Называет детали конструктора
|
Работает по схемам |
Строит сложные постройки |
Строит по творческому замыслу |
Строит под- группа- ми |
Строит по образцу |
Строит по инструк-ции
|
Умение расска- зать о постройке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностическая карта на начало года(второй год обучения)
№ |
Ф.И.ребёнка |
Называет все детали конструкторов
|
Строит более сложные постройки |
Строит по образцу |
Строит по инструкции педагога
|
Строит по творческому замыслу
|
Работает в команде
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностическая карта на конец года
№ |
Ф.И ребенка |
Умение подбирать детали по(форме, цвету) |
-Умение правильно конструировать поделку по замыслу
|
Умение проектировать по образцу |
Умение проектировать по схеме: |
Умение конструировать по пошаговой схеме: |
||||||||||
в |
с |
н |
в |
с |
н |
в |
с |
н |
в |
с |
н |
в |
с |
н |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы:
- Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
- Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010, 195 стр.
- Программное обеспечение ROBOLAB 2.9.
- Интернет-ресурсы.
- Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении : коллективная монография / Под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск : ООО «РЕКПОЛ». – 158 с.
- Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : кн. для воспитателей дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М. :Просвещение, 2001. – 124 с.
- Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов : учеб._метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск:ООО «РЕКПОЛ», 2011 –131 с.
- Лусс Т.С.»Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего» пособие для педагогов- дефектологов.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.
- Фешина Е.В. «Легоконструирование в детском саду»:Пособие для педагогов.М.:изд.Сфера,2011.
- Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС:пособие для педагогов.-всерос.уч.-метод.центр образоват.робототехники._М.Изд.-полиграф.центр «Маска»-2013.
Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!
Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений, то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным и уголовным законодательством).
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf