Программа дополнительной образовательной деятельности по развитию художественных способностей детей 5-6 лет «Маленькие волшебники»

  пн., 22.06.2015

Автор:

Пророчук Светлана Федоровна,

педагог дополнительного образования

МБДОУ "ДСОВ "Семицветик"

пгт. Андра, ХМАО-Югра

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации”  №273  от 29.12.12 (в редакции от 21.07.2014), Федеральным государственным стандартом дошкольного образования  и представляет собой локальный акт образовательного учреждения МБДОУ“Детский сад общеразвивающего вида “Семицветик”п.г.т. Андра, Октябрьский район, Тюменская область.

         Изобразительная деятельность – это особое образное познание ребенком окружающего мира. В дошкольном возрасте закладывается фундамент всестороннего гармоничного развития ребенка, происходит приобщение к миру культуры и искусства, общечеловеческим ценностям.

         Я думаю, вы согласитесь, что для интеллектуального, творческого развития человека большое значение имеет воображение. Что же такое воображение? В психологическом словаре определение воображения звучит так:

         Воображение – это психический процесс, который направлен на создание образов совершенно новых или образов на основе имеющегося жизненного опыта.

         С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всего, связан процесс художественного творчества, т.к. это ничто иное, как интеграция воображения с продуктивной деятельностью. Воображение в своем развитии подчинено тем же законам, каким следуют другие психические процессы. Также, как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного становится произвольным, постепенно превращается из непосредственного в опосредованное, что совершенно необходимо для процесса творчества.

         Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Именно развитие творческого воображения порождает новые образы, составляющие основу творчества.

         Большинство людей, с которыми мне приходилось сталкиваться в жизни – люди стандартного образа мышления, зажатые в рамки,творчески проявить себя они не в состоянии.

         Я задаюсь вопросом – почему? Не потому ли, что когда-то на их пути не встретился педагог, который помог бы раскрыться им, развить тот творческий потенциал, который был заложен природой, вселил уверенность в свои силы.

         Не зря говорят, что мы все родом из детства. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития ребенка средствами искусства.          Важно не упустить момент сенситивного развития. Тем более, что по своей природе, ребенок изначально исследователь и творец.

         Вопросами развития детского творчества и в этой связи воображения, занимаются многие педагоги. Но не все они рассматривают решение этой проблемы через традиционные способы рисования, через овладение детьми сенсорными эталонами, эстетическое отношение детей к произведениям искусства, через приобретенные навыки рисования. Большинство педагогов используют при работе с детьми традиционные методы рисования, считая, что важное условие развития детского изобразительного творчества – овладение навыками и умениями, усвоение знаний о материалах, используемых на занятиях рисованием традиционными способами.

         Но есть проблема, над которой мы задумываемся крайне редко – это несоответствие педагогических требований реальным возможностям самих детей. Зачастую, мы предлагаем детям не интересные темы и сложные способы реализации, а потом сетуем на шаблонность образов и отсутствие интереса к художественному творчеству. Я считаю, что следует чаще обращаться к нетрадиционным художественным техникам. В этих способах изображения нет жесткойзаданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Это похоже на занимательную игру.

         В настоящее время появилось достаточно разработок по обучению нетрадиционными способами изображения. Но проблема в том, что многие педагоги недостаточно широко используют эти разработки в практике, придерживаясь более традиционных методов рисования.

         Мы считаем, что только нетрадиционные и нестандартные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности, освободиться от стандартов и рамок, часто называемых взрослыми. При использовании таких приемов, ребенок не боится проявить фантазию, раскрепощается в творчестве. При этом происходит развитие воображения, закладывание фундамента для мышления и памяти.

         В настоящее время появились разработки разнообразных нетрадиционных способов изображения. В своей практике, наряду с традиционным рисованием, я практикую обучение детей рисованию нетрадиционными способами, которые имеют ряд преимуществ

 - позволяют эффективнее разрабатывать мышцы руки и закреплять умение правильно держать кисть;

- дают возможность использовать различные материалы и способы изображения;

- позволяют быстро и эффективно добиваться желаемого результата;

- способствуют развитию творческих способностей, мышления, воображения, обогащению знаний об окружающем мире и приобщению к фольклору и литературе, т.к. темы занятий предусматривают использование загадок, стихов, рассказов и сказок.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития творческого потенциала детей в процессе овладения нетрадиционными методами изображения.

Задачи:

  1. Ознакомление детей с нетрадиционными способами изображения.
  2. Овладение детьми навыками изображения с использованием нетрадиционных техник.
  3. Развитие творческого воображения, самостоятельности.
  4. Развитие индивидуальной одаренности детей.
  5. Формирование творческого подхода к художественной деятельности.
  6. Формирование умения экспериментировать с художественными техниками.

Срок реализации: 1 год

Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня, всего 36 занятий.

Продолжительность занятий:25 минут

Форма организации детей: индивидуально-подгрупповая, фронтальная.

Теоретическая значимость

Теоретическая значимость данной работы состоит в определении особенностей развития творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник как средства развития творческих способностей.

Достаточно развитая мелкая моторика детей 5-6 лет способствует совершенствованию техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры. Однако, недостаточно развитое воображение, препятствует развитию творческих способностей дошкольников, что затруднит дальнейшее обучение детей в школе.

Практическая значимость

Практическая значимость данной работы состоит в разработке серии занятий, которые могут использоваться воспитателем для развития творческих способностей дошкольников.

Нетрадиционные техники рисования, отобранные мною для занятий с детьми 5-6 лет, способствующие развитию их творческого воображения следующие: оттиск пенопластом, предметная и пейзажная монотипия, рисование по мокрой бумаге, набрызг, рисование по сжатой бумаге, кляксография с трубочкой, обрывание бумаги, рисование нитками и многие другие техники. Используя перечисленные техники рисования, дети быстро осваивают новые навыки, они сразу готовы к созданию собственных художественных произведений. Интерес детей к самой технике способствует появлению и развитию интереса к творческой деятельности.

При организации детей использую метод игрового обучения, так как это обусловлено естественной потребностью ребенка.

В работе с детьми основываюсь на принципах, прописанных в Федеральном Законе «Об образовании» и Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года: личностно-ориентированного подхода к воспитанию и развитию детей, системности, непрерывности, доступности и открытости образования.

Система реализации программы «Маленькие волшебники» включает в себя:

  • Ø 36 занятий творческой деятельностью;
  • Ø тесное сотрудничество с семьями воспитанников;
  • Ø участие детей в конкурсах разных уровней организации.

Все вышесказанное сподвигло меня к написанию данной программы, адаптированной на детей с разным уровнем развития творческих способностей.

Нетрадиционные методы изображения

На занятиях кружка дети с интересом осваивают новые способы рисования с помощью:

1.     Тычка жесткой полусухой кистью.

Способ получения изображения: опустить в гуашь кисть и ударить ею по бумаге, держа вертикально. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2.     Скатывание бумаги.

Способ получения изображения:смять в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатать из нее шарик. Размеры могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком-снеговик).

3.     Оттиск пробкой.

Способ получения изображения:  прижать пробку к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу.

4.     Оттиск поролоном

Способ получения изображения:  прижать поролон к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу.

5.     Оттиск пенопластом

Способ получения изображения:  прижать пенопласт к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу.

6.     Оттиск печатками из ластика

Способ получения изображения: прижать печатку из ластика к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу.

7.     Оттиск смятой бумагой

Способ получения изображения:  прижать смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу.

8.     Восковые мелки+акварель

Способ получения изображения: нарисовать восковыми мелками на белой бумаге. Закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелком остается незакрашенным.

9.     Монотопия

Способ получения изображения: сложить лист бумаги вдвое и на одной его половине нарисовать половину изображаемого предмета. Пока не высохла краска, лист сложить пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно дорисовать.

10.   Кляксография обычная

Способ получения изображения: Зачерпнуть гуашь пластиковой ложкой и вылить на бумагу. Затем лист накрыть другим листом и прижать. Верхний лист снять, рассмотреть изображение: определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовать.

11.   Кляксография с трубкой

Способ получения изображения: Зачерпнуть гуашь пластиковой ложкой и вылить на бумагу. Затем на это пятно подуть из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется.

12.   Кляксография с ниточкой

Способ получения изображения: опустить нитку в краску, отжать ее. Затем на листе бумаги выложить ниткой изображение, оставляя ее конец свободным. Сверху наложить другой лист, прижать и вытянуть нитку за кончик. Недостающие детали дорисовать.

13.   Набрызг

Способ получения изображения: набрать краску на кисть и проводить ею по расческе, которую держать над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

14.     Отпечатки  листьев

Способ получения изображения:покрыть лист дерева разными красками, приложить его к бумаге окрашенной стороной для получения оттиска.

15.    Граттаж

Способ получения изображения: картон с серебристым покрытием закрасить гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

16.    Рисование пальчиками

Способ получения изображения: опустить в гуашь пальчик и нанести пятнышко на бумагу, можно наносить полосочки.

17.    Заколдованные картинки

Способ получения изображения: наклеить из ткани разной формы и фактуры кусочки. Рассмотреть, на что похожи и дорисовать недостающие детали рисунка.

18.     Рисование солью

Способ получения изображения: нарисовать животное, птицу и т.д. клеем ПВА и посыпать сверху солью. После высыхания можно разукрасить.

19.    Рисование по мятой бумаге

Способ получения изображения: красками нарисовать простой и четкий рисунок на мятой бумаге для получения мазочного эффекта.

20.    Рисование по мокрой бумаге.

Способ получения изображения: намочить лист бумаги и разместить ее на  мокрой салфетке, рисовать лучше акварелью. Эффект состоит в мягкости, прозрачности рисунка.

21.   Батик

Способ получения изображения: для изготовления картин в технике батик, можно использовать различные краски: акварельные, акриловые, тушь, гуашь. Самый простой способ рисования – тычком (поролоновый, листочки растений, пробки от бутылок, ластик, картофель и т.д.), сложнее нарисовать картинку кистью. Для этого необходима помощь взрослого. Эта техника сходна с работой акварелью по мокрой бумаге. Краска широкими кистями наносится на влажную поверхность ткани в соответствии с эскизом. Затем, ткань подсушивают и работают по сухой ткани. Детали рисунка прорабатываются мелкими мазками.

22.    Рисование мыльными пузырями

Способ получения изображения: гуашь, воду и шампунь смешать и выдуть пену. Затем взять лист бумаги и приложить его к цветной пене. Осторожно отодвинуть бумагу. Дорисовать стебель и листья. Можно составить букет или заполнить фон подобным способом.

23.    Рисование мелом

Способ получения изображения: для получения фона проводим торцевой стороной брусочком мела. Для прорисовки элементов (деталей) рисунка проводим заостренной частью кусочка мела.

24.    Живопись на природном камне

Способ получения изображения: на камень хорошо ложатся масляные и гуашевые краски, а если его подогреть, то можно рисовать масляными или перламутровыми карандашами. Рисунок можно нарисовать самостоятельно “от руки”, а можно нанести трафарет, а затем дорисовать детали.

25.      Рисование манкой

Способ получения изображения: на картоне нарисовать карандашный рисунок. На элементы рисунка, которые необходимо выделить, нанести клей ПВА и засыпать манкой. После высыхания можно разукрасить гуашевыми красками (манку можно красить заранее).

26.    Песочные картины

Способ получения изображения: на весь лист картона нанести клей ПВА. Засыпать песком, просеивая через сито. После высыхания, стряхнуть лишний песок. Карандашом нарисовать эскиз картины. Затем нарисовать гуашью задуманный сюжет. Если работать по сырой поверхности, получатся необычные красивые разводы.

27.   Пластилинография

Способ получения изображения: на листе бумаги нарисовать крупный четкий рисунок красками. Сверху наложить стекло. Маленькие кусочки пластилина размазать соответствующими эскизу цветами. Стараться наносить равномерный слой без пропусков. Оформить в рамку.

28.    Рисование мелованной губкой

Способ получения изображения: намочить губку, нарисовать на ней мелом и отпечатать полученное изображение на листе бумаги.

29.    Клеевые рисунки

Способ получения изображения: выдавить густой клей на вощеную бумагу, формируя красивые фигуры. Подождать, пока клей высохнет. Он должен стать твердым и прозрачным. Раскрасить фигуры маркером. Это может быть самостоятельной работой. Можно отделить фигурки от бумаги и подвесить их на потолок, продев через них нитку, или сделать бусы.

План дополнительной образовательной деятельности по изобразительному творчеству детей 5-6 лет «Волшебная кисточка».

Тема

Техника

Задачи

Оборудование

Сентябрь

1.

2.

Осенний пейзаж.

Оттиск по мокрому слою бумаги, оттиск листьями ,кляксография с трубочкой, рисование манкой.

Учить правильно составлять композицию, сочетать цвета, рисовать фон методом оттиска по мокрой бумаге. Закреплять и расширять представление детей о временах года. Развивать эстетический вкус, цветовосприятие, воображение. Воспитывать интерес к творческой деятельности.

Бумага, гуашь, кисти, листья различных пород деревьев, фантики от конфет, трубочки, манка, клей пва.

 

 

3.

4.

Осенняя мозаика

Мозаика из яичной скорлупы на бумаге, тонированной цветными мыльными пузырями.

Учить детей новой технике изображения, используя яичную скорлупу. Учить создавать образ осенних листьев. Закреплять представление детей об осени, осенней цветовой гамме. Развивать мелкую моторику рук, творчество. Учить тонировать бумагу при помощи цветных мыльных пузырей.

Тонированная бумага, яичная скорлупа, выкрашенная в теплые цвета, клей ПВА, простые карандаши, цветная пена, трубочки.

Октябрь

1.

2.

 

 

Светящиеся цветы.

Граттаж по бумаге, загрунтованной цветными восковыми мелками и черной гуашью.

Учить детей создавать образы стилизованных цветов. Учить детей технике граттаж. Развивать мелкую моторику рук и творческое воображение. Воспитывать мотивацию к обучению, любовь к природе.

Бумага, подготовленная

для работы, палочки для процарапывания, салфетки.

3.

4.

Улетают журавли.

Монотипия, рисование мелом.

Познакомить детей с новой техникой изображения – монотипия. Закреплять умение рисовать перелетных птиц. Развивать чувство прекрасного, творчество. Закреплять навыки создания многоплановой композиции. Воспитывать любовь к природе, усидчивость.

Бумага, гуашь, кисти, цветной мел.

Ноябрь

1.

2.

Декор камней

Рисование клеем ПВА.

Учить детей декорировать камни, используя фактурный контур( клей ПВА) и акриловые краски. Закреплять умение контурного рисования. Развивать цветовосприятие, воображение. Воспитывать мотивацию к изобразительной деятельности.

 

Гладкие камни, клей ПВА, акриловые краски, карандаши, салфетки, кисти.

3.

4.

Пластилиновая сказка.

Пластилинография  на бумаге, тонированной  мелованной губкой.

Учить детей получать изображение в технике пластилинография, тонировать мелованной губкой. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику рук, воображение.

Воспитывать способность к выполнению творческих задач.

Картон с контурным изображением различных предметов, разноцветный пластилин, губка, мел.

Декабрь

1.

2.

Сказочный зайка.

Рисование по ткани акриловыми красками и мелом.

Учить детей рисовать  акриловыми красками и мелом по мокрой ткани. Закреплять умение рисовать животных.

Развивать цветовосприятие, творческое воображение. Закреплять навыки рисования животных. Воспитывать художественный вкус, аккуратность.

Ткань пастэльных оттенков, цветные мелки, карандаши светлых оттенков, акриловые краски, деревянные рамки.

3.

4.

Рождественская открытка

Набрызг, объёмная аппликация, применение бросового материала, восковые мелки.

Учить детей создавать образ ангела, декорировать открытку бросовым материалом, использовать элементы аппликации.   Закреплять навыки рисования восковыми мелками для создания композиции. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к традициям родного народа.

Картон, тонированный методом оттиска, контурное изображение ангела, выполненное на отдельном листе белого картона, кружево, паетки, ажурные бумажные салфетки, клей ПВА, кисти, гуашь, акварель, восковые мелки.

Январь

1.

2.

Сказка Зимушки-Зимы

Коллаж, набрызг.

Учить детей работать в технике коллаж из тканей и кружева с включением рисования. Развивать чувство композиции,  творческое воображение, наблюдательность. Закреплять навыки изображения заснеженных деревьев.Воспитывать способность к использованию нетрадиционных способов изображения.

Лоскутки разноцветных тканей, кружево, фломастеры, акварельные краски, гуашь белого цвета, зубные щетки, расчески, кисти, клей ПВА, вырезки из журналов на тему зимы.

 

3.

4.

Кот Матроскин

Рисование солью. Скатывание бумаги для оформления рисунка.

Продолжать учить детей рисовать животных, используя соль и клей ПВА для наибольшей выразительности образа. Закреплять и уточнять знания детей о домашних животных. Развивать фантазию и творческое воображение. Воспитыватьспособность к выполнению творческих заданий, любовь и животным.

Бумага, акварельные краски, клей ПВА, соль, кисти, простые карандаши, маркеры, кусочки цветной бумаги.

Февраль

1.

2.

Зверята

Аппликация, рисование клеем, стрижеными нитками, дорисовывание отдельных элементов маркерами

Прививать детям доброе, милосердное отношение к животным. Учить достигать выразительности образа через использование нетрадиционных материалов. Совершенствовать умение передавать в рисунке многообразие форм, фактуры, пропорший. Развивать воображение, творчество,  кругозор, словарный запас. Воспитывать мотивацию к изобразительной деятельности,

Бумага, простые карандаши, клей ПВА, шерстяные нитки разных цветов, разрезанные на мелкие кусочки, маркеры, кисти, салфетки.

3.

4.

Манное ассорти

Рисование манной крупой, кляксография ниточкой.

Учить рисовать по воображению используя манную крупу. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое воображение. Для создания фона применять технику кляксографии с ниточкой. Воспитывать творческое отношение к изобразительной деятельности, трудолюбие, художественный вкус.

Бумага, манная крупа, акварельные краски, клей ПВА, кисти, нитки, цветная тушь.

Март

1.

2.

Цветик-семицветик

Квиллинг, монотипия

Учить создавать фантазийный образ цветка.  Учить приемам выполнения декора работы в смешанных техниках. Развивать эстетический вкус, способность замечать характерные особенности образа и передавать их в рисунке.

Бумажные ленты, гуашь, бумага. Клей ПВА.

3.

4.

Рыбки плывут на бал

Рисование с элементами аппликации, для создания фона использование техники ниткография.

Учить создавать фантазийный образ рыбок, декорировать их фольгой и паетками. Развивать чувство юмора, композиции, творческое воображение. Эффект морских волн создавать при помощи техники ниткография. Воспитывать аккуратность, любовь к рисованию.

Бумага, нитки, синяя тушь, гуашь, конфетные фантики, паетки, клей ПВА.

Апрель

1.

2.

Необыкновенные бабочки.

Фон- рисование мыльными пузырями, бабочки- граттаж по серебряной бумаге, аппликация

Учить детей создавать стилизованный образ бабочек оригинальным способом. Закреплять навыки декорирования фантазийными узорами. Создавать фон при помощи цветных мыльных пузырей, дорисовывать его цветами, выполненными акварелью.  Развивать творческое воображение, зрительное восприятие, словарный запас. Воспитывать любовь к природе,  способность к выполнению творческих заданий.

Бумага, цветная мыльная пена, Контуры бабочек, вырезанных из бумаги, загрунтованной для работы в технике граттаж, палочки для процарапывания, коктельные трубочки, клей ПВА, кисти, акварель.

3.

4.

Воздушные рисунки.

Ниткография

Продолжать учить детей рисовать методом ниткографии, Учить видеть в полученном изображении определенный образ и дорисовывать его дополнительными элементами.

Цветная тушь, нитки, кисти, бумага.

Май

1.

2.

Волшебные рисунки.

Рисование образов с помощью кусочков ткани разной формы,использовать мятую бумагу для создания фона.

Учить детей рисовать с помощью новой техники-использования кусочков разноцветной ткани для выразительности образа, дорисовывать необходимыми элементами. Развивать творческое воображение, мышление, наблюдательность, желание экспериментировать.

Акварель, кисти, кусочки разноцветной ткани, клей ПВА, гуашь.

3.

4.

 

Весна-Красна.

Рисование цветным мелом по бумаге, гуашью с элементами аппликации.

Продолжать учить рисовать пейзаж, используя мел для рисования дальнего плана, а передний план прорисовывать гуашью. Закреплять умение рисовать деревья. По желанию дополнить рисунок образами, выполненными в технике аппликации

(бабочкаи, птичка, солнышко, цветок). Развивать творческую фантазию  и изобретательность. Воспитывать трудолюбие, любовь к природе, способность к выполнению творческих  задач.

Бумага, цветной мел, гуашь, клей ПВА, вырезки из журналов с изображением бабочек, птичек, цветов. Кисти.

 

Взаимодействие с семьями воспитанников

 Работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок, конкурсов, работы для которых изготавливаются совместно родителями и детьми. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в развитии творческого потенциала детей.

Планируемые результаты

  • Ø Повышение интереса детей к изобразительному творчеству
  • Ø Освоение новых техник изображения
  • Ø Самостоятельное применение детьми нетрадиционных техник в совместной с родителями изобразительной деятельности дома
  • Ø Развитие у детей художественных способностей
  • Ø Включение детьми элементов оригинальности в рисунке

Материально-технические условия реализации программы

Акварельные краски

Акриловые краски

Бумага

Восковые мелки

Гуашь

ИКТ

Кисти

Клей ПВА

Крупы

Лоскутки ткани

Нитки

Палочки для процарапывания

Печатки из пробок

Природный камень

Трубочки для коктейля

Тушь

Тычки из поролона

Цветной мел

Результаты реализации: данная программа апробирована на базе МБДОУ «ДСОВ «Семицветик», п.г.т. Андра в 2013-2014 учебном году.

Опыт работы по данной программе свидетельствует о целесообразности использования разнообразных методов и средств обучения с помощью нетрадиционных техник изображения для развития творческого воображения у дошкольников.

 В результате работы дети:

  • Овладели способами нетрадиционного изображения.
  • Наблюдалось развитие творческого воображения.
  • Сформировался творческий подход к изобразительной деятельности.
  • Сформировался устойчивый интерес к нетрадиционным способам изображения.
  • Наблюдается включение детьми элементов оригинальности в рисунке
  • Призовые места в творческих конкурсах разных уровней организации

Данная программа может быть рекомендована для использования на занятиях по дополнительной образовательной деятельности (кружка) для детей 5-6 лет.

Используемая литература.

  1. Безруких М.М. Сенсорное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: М. Владос, 2001.
  2. Гатанов Ю.Б. Развитие воображения: С-Пб., 2000.
  3. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. ТЦ Сфера: М., 2002.
  4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. С-Пб., Детство-пресс, 2002.
  5. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. М., ТЦ Сфера, 2005.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.- М.: Карапуз-дидактика, 2009.

Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений, то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством).

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Просмотров: 3753
 
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.


Мы принимаем Яндекс.Деньги