План работы кружка «Сказочники – фантазеры»

  вт., 18.03.2014

Автор:

Кугаевская Ирина Федоровна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 4 «Снегурочка»

города Салехарда, ЯНАО

Аннотация: работа кружка направлена на более объемное и всестороннее использование сказки в учебно-воспитательном процессе

Пояснительная записка

      На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики.

     Сказка – это не только средство развлечения и времяпровождения, но и мощное средство воспитания и развития личности ребенка, наиболее действенный инструмент, влияющий на сферу его познания. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. Глубокая человечность, предельно точная направленность, юмор, образность языка – главные особенности сказки.  Помните поговорку: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок – вот главная задача.

   Почему именно сказка?!

  Да потому, что она нам с детства хорошо знакома. Сказка дает и взрослым, и детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возрождать духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа – она учит добру и справедливости. «Сказка, - писал В.А.Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать». 

  Занятия (часть занятия), развлечения, досуги по «сказочной» тематике проводятся со всеми детьми, то есть без какого-либо отбора, с группой по 10-12 человек. Длительность таких мероприятий зависит от возраста детей (от 20 до 30 мин.). Занятия рекомендуется проводить во второй половине дня, один раз в неделю (36 часов в год) в рамках досуговых и развлекательных мероприятий (если это не часть занятия).

Работа по теме «Сказочники – фантазеры» для детей старшего дошкольного возраста» включает в себя восемь разделов.

Краткое содержание разделов:

  Сказка. Знакомство детей с авторскими, народными сказками; структурой сказки. Знакомство  с малыми формами устного фольклора: присказками, загадками, закличками, считалками, потешками, пословицами, поговорками. До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение пословиц и поговорок. Однако, исследования Ф. Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса. Для того, чтобы помочь детям уяснить переносный смысл малого фольклора, подбиралась сказка, где нравственное воспитание раскрывалось с помощью поговорки. Например, к сказке «Теремок», «Рукавичка» подбиралась поговорка «В тесноте, да не в обиде». К сказке «Заюшкина избушка» - поговорка «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». К сказке «Лисичка со скалочкой» - поговорка «Что посеешь, то и пожнешь» и т. д.   

  Новинки для сказок. Этот раздел включает отбор и апробацию нестандартных методов сочинения сказок, позволяющих развивать словесное творчество дошкольников. Для начала детям предлагалось придумать новые названия для хорошо знакомых сказок; придумать новые  сказочные предметы; повторы; заклинания; клички для сказочных животных. Затем дети придумывали продолжение или завершение рассказа. Детям давался образец, который содержал завязку, и затем определялись пути развития сюжета. Постепенно дети знакомятся с разными приемами сочинения творческих рассказов и сказок:  сочинение проходит с опорой на действия, вопросы, по картине, по опорным словам, по схемам.  

  Сказки «встречаются». Переплетение сказочных сюжетов; помещение героя одной  сказки в другую; прогулки по сказкам; карнавал сказок.

  Рисуем сказку. Знакомство с художниками – оформителями сказок. Отражение сказочных героев в рисунке, лепке, аппликации; придумывание новых сказочных историй и передача их в изобразительной деятельности.

  Сказка-ложь, да в ней намек. Знакомство посредством сказки с окружающим миром, экологией, ОБЖ, культурно-гигиеническими навыками, математикой.

  Угадай сказку. Отгадывание загадок, кроссвордов по сказкам; придумывание сказочных символов, схем по сказкам.

  Сочиняем и рассказываем сказку. Знакомство детей со сказками, придуманными педагогом и родителями, самостоятельное придумывание сказок на заданную тему, по игрушкам, по картинкам; по пословицам. К ряду произведений литературного наследия подобран не только лексический, но и картинный материал. Для эффективного усвоения последовательности сказочных событий с учетом речевых умений детей определялись и методические приемы. Мною были изготовлены и используются в работе опорные схемы – мнемотаблицы, отражающие ту или иную сказку: сказки  «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Машенька и медведь», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, Петух и Лиса», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Вершки и корешки».  

  Покажи сказку.  Драматизация сказок, сказочных отрывков, отдельных сюжетов.

План работы кружка «Сказочники – фантазеры»

Учебно - тематический план

№ п/п

Разделы

Количество часов

 

Теория

Практика

Всего

1

Сказка

1

2

3

2

Новинки для сказки

1

5

6

3

Сказки «встречаются»

1

3

4

4

Рисуем сказку

1

2

3

5

Сказка-ложь

1

5

6

6

Угадай сказку

1

3

4

7

Сочиняем сказку

1

5

6

      8

Показываем сказку

         -

         4

4

 

Итого:

         7

         29

36

 

Раздел 1. Сказка 3 часа

Теория 1час

Продолжать знакомство детей со структурой сказки: зачин, кульминация, концовка.

Практика 2 часа

- Вспомнить с детьми о том, что есть народные сказки, есть и авторские.

- Разобрать структуру на примере хорошо знакомой сказки (сказка «Заяц-хвастун»).

Раздел 2. новинки для сказок 6 часов

Теория 1 час

Беседа о том, что для хорошо знакомых сказок можно придумать новые названия, новые концовки, новые имена для сказочных героев.

Игра «Фантазеры» (придумывание нового названия для сказок «Заяц-хвастун», «Царевна-лягушка»).

Практика 5 часов

а) Придумывание новых сказочных предметов.

б) Придумывание новых имен для сказочных героев.

в) Новая концовка для старой сказки (сказка «Снегурочка»).

г) Придумывание новых сказочных предметов; сказочные улицы.

д) Новое название для старых сказок

Раздел 3. Сказки «встречаются» 4 часа.

Теория 1 час

- Продолжить знакомство детей со «сказочными» приемами (героев одной сказки можно поместить в другую сказку; сюжет одной сказки можно смешать с сюжетом другой).

Практика 3 часа.

а) «Смешивание»  сказок (сказки «Мальчик с пальчик» и «Снегурочка»).

б) Помещение сказочного героя одной сказки в другую («Аленушка в гостях у …»).

в) «Волшебное яблочко для Снегурочки»

г) «Емеля на печке в другую сказку попал»

Раздел 4. Рисуем сказку 3 часа.

Теория 1 час

- Продолжать знакомство детей с художниками - сказочниками (Ю. Васнецов, В. Лебедев, В. Конашевич)

Практика 2 часа

а) Лепка «Белая уточка»

б) Рисование «Сказочная птица»

Раздел 5. «Сказка – ложь…» 6 часов.

Теория 1 час

- Беседа о сказках как хороших помощниках: сказки помогают ценить ближних; дружить и беречь друзей; заботливо и бережно относиться к природе.

Практика 4 часа.

а) сказка «Колобок цвет поменял» (сказка педагога)

б) сказка по пословице «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» (сказка родителей)

в) сказка «Спасенный ручеек» (сказка детей)

г) сказка «Чужая нора» (сказка педагога)

Раздел 6. «Угадай сказку» 4 часов.

Теория 1 час

- Как можно узнать сказку? Знакомство с приемами узнавания сказки  - иллюстрации, книжные обложки, игрушки, загадки по сказкам, кроссворды, символы.

Практика 3 часа

а) Загадки по сказкам (викторина)

б) Игра «Шифровальщики» (придумывание символов для сказочных героев)

в) Кроссворды по сказкам (кроссворд «Сказочник»)

Раздел 7. «Сочиняем сказки» 6 часов

Теория 1 час

- Беседа о том, как придумываются сказки (кто и что может стать героем сказки)

Практика 5 часов

а) сочиняем сказку от имени животного «Мы и они» - дети

б) сочиняем сказку о былинных богатырях «Как Семен – богатырь змея Огня победил» - дети

в) сочиняем экологическую сказку

г) история из жизни моей семьи - дети

д) сказочная  история «Что приснилось мне во сне» - дети

Раздел 8. «Покажи сказку» 4 часа

Теория 0 часов

Практика 3 часа

а) инсценировка сказки «Заюшкина избушка»

б) инсценировка сказки «Новый год в лесу»

в) инсценировка отрывка из  сказки «Муха-Цокотуха»

г) инсценировка сказки «Как Емеля репку тянул»

Примечание: перечень сказок, используемых в работе кружка, каждый педагог может определять самостоятельно.

Литература

 

  • Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. И.В.Вачков. – М.: Ось – 89, 2001
  • Ты детям сказку расскажи. З.А.Гриценко. – М.: Линка – Пресс, 2003
  • Восприятие и переживание сказки – путь от смысла житейского к смыслу жизненному. М.В.Ермолаева. Мир психологии - №3, 1998
  • Практикум по сказкотерапии. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. СПб.: Речь, 2000
  • Сказочные возможности. З. и Н. Некрасовы. М.: София, 2007
  • Сказки и сказкотерапия. Д.Ю.Соколов. М.: Класс, 1997
  • Воспитание сказкой. Л.Б.Фесюкова. М.: АСТ – Харьков: Фолио, 2000

 

 

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002449

Штрих код (№ квитанции) 62502671067400 Дата отправки 19 марта 2014 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Просмотров: 4672
 
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области.
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.


Мы принимаем Яндекс.Деньги