Программа дополнительного образования: "По дороге в школу" для детей от 5 до 7 лет |
чт., 22.11.2012 |
Автор:
Баянова Людмила Владимировна,
учитель-дефектолог, логопед
МАДОУ д/сад №133 к/в города Тюмени
ВВЕДЕНИЕ
От большинства дополнительных образовательных программ данная программа отличается тем, что на первое ставится не обучение детей, как обычно, а происходит развитие умственных способностей, нравственных и моральных качеств. Данная программа предполагает дополнение, расширение и углубление базовых знаний, т. е. развитие у детей навыков и умений, снабжение их информацией, которая будет необходима им в дальнейшей жизни. В процессе достижения этой цели важно воспитывать творческих детей. Все занятия проходят в игровой форме, следует отметить огромную роль игр в воспитании детей. «Игра, - считал К. Д. Ушинский, - это мир практической деятельности для ребенка, в игре удовлетворяются духовные и физические потребности, формируется ум, сердце и воля». Через чувственное восприятие дети закрепляют восприятие простых предметов (цвет, форма, величина). Через осмысленное восприятие они учатся воспроизводить мыслительные операции, такие как анализ и синтез, а также учатся сравнивать предметы, группировать, классифицировать, выявлять закономерности. Основу данной программы составляют занятия: по развитию речи, обучению грамоте. На занятиях по развитию речи дети учатся сравнивать объекты и явления природы по признакам сходства и различия, самостоятельно применять знания о природе, связно составлять рассказы творческие и сказки собственного сочинения.
Целенаправленные занятия по развитию мышления существенно изменяют способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучают выделять существенные связи и отношения между объектами. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения ее. У детей формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать временные и причинные зависимости.
Обучение, направленное на развитие мышления, оказывает влияние и на речевое развитие ребенка: способствует запоминанию слов, формированию основных функций речи. Важно то,что выработанные в процессе занятий стремление фиксировать выделенные закономерности в слове ведет к активному поиску детьми способов словесного выражения, к использованию всех речевых возможностей.
В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления. При этом в познавательную деятельность включается и речь, выступающая в качестве носителя способа действия в ней.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Большинство детей, имеющих речевое расстройство, испытывают значительные трудности в составлении собственных высказываний они не могут правильно построить предложения, логически спланировать и составить рассказ, установить причинно - следственные связи, не могут сравнить, обобщить, классифицировать. Дети с задержкой психического не умеют логически мыслить, у них страдают простейшие логические структуры мышления, чаще всего им подвластно только наглядно – образное мышление.Поэтому основной целью курса считаю:
- развивать логическое мышление детей на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации и систематизации;
- формирование у дошкольников простейших логических структур мышления, не исключая словесно – логическое мышление, через занятие.
Основными задачами данной программы являются:
- учить классифицировать предметы по различным основаниям;
- учить сравнивать предметы и образы;
- учиться относить схематическое изображение с реальными предметами;
- учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам;
- развивать быстроту мышления, побуждать делать самостоятельные выводы;
- учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;
- учить устанавливать причинно – следственные связи.
Для достижения поставленных задач предлагаю следующие формы работы:
- подгрупповое занятие, включающее игры, специально подобранные;
- самостоятельная деятельность детей;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- викторины.
Считаю целесообразным проводить занятия по следующей схеме: орг. момент, изучение нового материала, физ. Пауза, закрепление нового материала, развивающая игра.
ТЕМАТИКА И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Так как основной целью дошкольного образования является подготовка ребенка к школьной жизни, поэтому тематика данной программы включает в себя те разделы, которые помогут ребенку ориентироваться и легче усваивать материал в школе.
Содержание разделов:
- упражнение на выделение количественных характеристик, множеств объектов, уравнивание количеств; 2 ч.
- упражнение на выделение признаков объекта (цвет, форма, величина); 2 ч.
– упражнение на пространственное расположение предметов (внутри, снаружи) 2 ч.
- упражнение на формирование приемов умственных действий (классификация, сравнение, анализ, синтез) 8 ч.
- упражнение на развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, воображение) 10 ч.
- упражнение и задания на развитие характерных качеств (причинность, системность) 8 ч.
Результативность и усвоение данной программы определяют следующие критерии:
высокий уровень: ребенок владеет основными логическими операциями, устанавливает сходства и различия предметов, распределяет предметы по группам, владеет обобщающими понятиями, делает умозаключения, умеет ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, имеет достаточный словарный запас, умеет работать в коллективе.
средний уровень: владеет логическими операциями сравнения и обобщения, устанавливает сходство и различия предметов, но не всегда видит существенные признаки, объединяет предметы в группы, но испытывает трудности в их самостоятельном распределении, деление целого на части и наоборот вызывают затруднения, затрудняется самостоятельно делать умозаключения, имеет достаточный словарный запас и способен ориентироваться в пространстве, но не всегда внимателен.
низкий уровень: логическими операциями владеет с большой помощью, испытывает значительные трудности в установлении сходства и различия предметов, не может самостоятельно объединить предметы в группы, деление целого на части и наоборот вызывают значительные трудности, умозаключения самостоятельно делать не может, словарный запас мал и неточен, чаще всего невнимателен и неусидчив.
КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ.
– Умение сравнивать, классифицировать, обобщать предметы окружающей действительности.
– Умение ориентироваться в пространстве, различать право – лево, верх – низ.
– Умение детей запоминать, воспроизводить, доказывать, рассуждать.
– Умение решать логические задачи.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа включает в себя несколько разделов, а разделы соответствуют определенной логической операции, которой будут обучать на занятиях.
Анализ – синтез. Цель – научить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь, игры и упражнения в нахождении логической пары (кошка – котенок, собака – щенок), поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий), работа с пазлами различной сложности, выкладывание картинок из геометрических фигур.
Сравнение. Цель – учить устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам, развивать внимание, совершенствовать ориентировку в пространстве. Игры: закрепление понятий: большой – маленький, низкий – высокий, длинный – короткий, широкий – узкий, выше – ниже, дальше – ближе.
Ограничение. Цель – учить выделять один или группу предметов по определенным признакам, развивать наблюдательность. Игры на обобщающие понятия: мебель, посуда, овощи и т.д.
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности, расширять словарь, учить рассказывать по картине, перессказ. Игры (подобрать недостающую деталь, картинку, рассказы по серии картин).
Умозаключение. Цель – учить делать заключение, развивать воображение. Игры: поиск положительного и отрицательного в явлениях (идет дождь, питает растения – это хорошо, но человек может промокнуть, заболеть – это плохо), оценка верности суждений (ветер дует, потому что деревья качаются. Верно?). Решение логических задач.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия, срок проведения |
Задачи |
Кол – во занятий |
||
1. Упражнение на развитие псих. процессов: мышление, память внимание, воображение. – «Помоги незнайке» (октябрь) - «Вышел ежик погулять» (октябрь) – «Хитрая ворона» (октябрь) – «Рыбка, где ты спишь?» (ноябрь) - «Солнечный зайчик в гостях» (ноябрь) – «Наши друзья – Смешарики» (декабрь) – «Роботы» (январь) – «Наши защитники» (февраль) – «Конкурс Знаек» (март) – «Осьминоги» (апрель) |
- учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; - развивать внимание, восприятие, воображение; - совершенствовать ориентировку в пространстве. |
10 |
||
2. Упражнения на пространственное расположение предметов, их частей (внутри – снаружи) – «Муха – Чистюха» (октябрь) – «Кошкины задачки» (ноябрь)
|
- учить детей объединять предметы в группы по их свойствам; - способствовать обогащению словаря, расширять бытовые знания; - закреплять обобщающие понятия; - учить детей выявлять закономерности; - совершенствовать ориентировку в пространстве. |
2 |
||
3. Упражнения и задания на развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность. – «Мы – мультяшки» (ноябрь) - «Приключения мышонка Пика» (декабрь) – «Маленькой елочке весело зимой» (декабрь) – «Разминка юных моряков» (февраль) – «Мозговой штурм» (март) – «Отважные путешественники» (март) – «В поисках клада» (апрель) – «Пуговки» (апрель)
|
- учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам; - развивать наблюдательность детей. |
8 |
||
4. Упражнения на выделение признаков объекта предметов: цвет, величина, форма. – «Умные кубики» (январь) – «Снеговик и дети» (январь) |
- развивать способность к овладению сенсорными эталонами, их взаимокомбинациями; - учить детей при помощи суждений делать умозаключения; - способствовать расширению словарного запаса детей; - развивать воображение |
2 |
||
5. Упражнения на формирование приемов: классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничения. – «Дед Мороз и Санта Клаус» (декабрь) – « Снежинка на ладошке» (январь) – «Русские богатыри» (февраль) – «Сегодня мы – спасатели» (февраль) – «Логические лабиринты» (март) – «Нам платочек помоги» (апрель) – «Космические превращения» (апрель) – «Бабочки бывают разные» (май) |
- учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; - учить мысленно соединять в единое целые части предмета; - учить детей выявлять закономерности; - учить детей мысленно распределять предметы по группам по их свойствам; - способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания; - закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими. |
8 |
||
6. Упражнения на выделение количественных характеристик объектов (визуальное распознавание, количество) – «Раз цветочек, два цветочек» (май) – «Волшебные палочки – счетные» (май) |
- развивать логико-математические способности, умение доказывать свою точку зрения. |
2 |
||
Список литературы
- «Развитие логического мышления и речи у детей» М., Сфера, 2005г.
- «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» Е.А. Стребелева, 2001г.
- «Раз-ступенька, два- ступенька…» Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина М.-Балас 2002г.
- « Речь дошкольника и ее исправление» Мелехова Л.В. М- Просвещение,1967г.
- « Дети с ОНР воспитание и обучение» Филичева Т.Б. М.-2000г.
- « Развитие логики и речи у детей» Заводонова Н.В. Ростов на Дону,2005г.
- « Занимательное азбуковедение», Волина В.В. М.,- 1991г.
- « Как помочь ребенку стать смышленным» Зак А. М.,- 1997г.
- « Игровые занимательные задачи для дошкольников» Михайлова З.А., М.,- 1985г.
Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!
Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений, то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным и уголовным законодательством).
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf