Программа дополнительного образования: "По дороге в школу" для детей от 5 до 7 лет

  чт., 22.11.2012

Автор:

Баянова Людмила Владимировна,

учитель-дефектолог, логопед

МАДОУ д/сад №133 к/в города Тюмени

ВВЕДЕНИЕ

От большинства дополнительных образовательных программ данная программа отличается тем, что на первое ставится не обучение детей, как обычно, а происходит развитие умственных способностей, нравственных и моральных качеств. Данная программа предполагает  дополнение, расширение и углубление базовых знаний, т. е. развитие у детей навыков и умений, снабжение их информацией, которая будет необходима им в дальнейшей жизни. В процессе достижения этой цели важно воспитывать творческих детей. Все занятия проходят в игровой форме, следует отметить огромную роль игр в воспитании детей. «Игра,  - считал К. Д. Ушинский, - это мир практической деятельности для ребенка, в игре удовлетворяются духовные и физические потребности, формируется ум, сердце и воля». Через чувственное восприятие дети закрепляют восприятие простых предметов (цвет, форма, величина). Через осмысленное восприятие они учатся воспроизводить мыслительные операции, такие как анализ и синтез, а также учатся сравнивать предметы, группировать, классифицировать, выявлять закономерности. Основу данной программы составляют занятия: по развитию речи, обучению грамоте. На занятиях по развитию речи дети учатся сравнивать объекты и явления природы по признакам сходства и различия, самостоятельно применять знания о природе, связно составлять рассказы творческие и сказки собственного сочинения.

   Целенаправленные занятия по развитию мышления существенно изменяют способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучают выделять существенные связи и отношения между объектами. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но  и на способы достижения ее. У детей формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать временные и причинные зависимости.

Обучение, направленное на развитие мышления, оказывает влияние и на речевое развитие ребенка: способствует запоминанию слов, формированию основных функций речи. Важно то,что выработанные в процессе занятий стремление фиксировать выделенные закономерности в слове ведет к активному поиску детьми способов словесного выражения, к использованию всех речевых возможностей.

В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления. При этом в познавательную деятельность включается и речь, выступающая в качестве носителя способа действия в ней.                                                        

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Большинство детей, имеющих речевое расстройство, испытывают значительные трудности в составлении собственных высказываний они не могут правильно построить предложения, логически спланировать и составить рассказ, установить причинно -  следственные связи, не могут сравнить, обобщить, классифицировать. Дети с задержкой психического не умеют логически мыслить, у них страдают простейшие логические структуры мышления, чаще всего им подвластно только наглядно – образное мышление.Поэтому основной целью курса считаю:

- развивать логическое мышление детей на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации и систематизации;            

- формирование у дошкольников простейших логических структур мышления, не исключая словесно – логическое мышление, через занятие.                                                                                                

Основными задачами данной программы являются:                                   

- учить классифицировать предметы по различным основаниям;             

- учить сравнивать предметы и образы;                                                        

- учиться относить схематическое изображение с реальными предметами; 

- учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам;   

- развивать быстроту мышления, побуждать делать самостоятельные выводы;                                                                                                           

- учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;                     

- учить устанавливать причинно – следственные связи.

Для достижения поставленных задач предлагаю следующие формы работы:                                                                                                                

- подгрупповое занятие, включающее игры, специально подобранные;                    

- самостоятельная деятельность детей;                                                                   

- рассматривание иллюстраций;                                                                               

- чтение художественной литературы;                                                                

- викторины.

Считаю целесообразным проводить занятия по следующей схеме: орг. момент, изучение нового материала, физ. Пауза, закрепление нового  материала, развивающая игра.

 ТЕМАТИКА И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Так как основной целью дошкольного образования является подготовка ребенка к школьной жизни, поэтому тематика данной программы включает в себя те разделы, которые помогут ребенку ориентироваться и легче усваивать материал в школе.                                                       

Содержание разделов:                                                                                               

- упражнение на выделение количественных характеристик, множеств объектов, уравнивание количеств; 2 ч. 

- упражнение на выделение признаков объекта (цвет, форма, величина); 2 ч.  

– упражнение на пространственное расположение предметов (внутри, снаружи) 2 ч.                                     

- упражнение на формирование приемов умственных действий (классификация, сравнение, анализ, синтез) 8 ч.    

- упражнение на развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, воображение) 10 ч.

- упражнение и задания на развитие характерных качеств (причинность, системность) 8 ч.               

Результативность и усвоение данной программы определяют следующие критерии:                                                                                           

высокий уровень: ребенок владеет основными логическими операциями, устанавливает сходства и различия предметов, распределяет предметы по группам, владеет обобщающими понятиями, делает умозаключения, умеет ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, имеет достаточный словарный запас, умеет работать в коллективе.                                                                                               

средний уровень: владеет логическими операциями сравнения и обобщения, устанавливает сходство и различия предметов, но не всегда видит существенные признаки, объединяет предметы в группы, но испытывает трудности в их самостоятельном распределении, деление целого на части и наоборот вызывают затруднения, затрудняется самостоятельно делать умозаключения, имеет достаточный словарный запас и способен ориентироваться в пространстве, но не всегда внимателен.                                                                                                 

низкий уровень: логическими операциями владеет с большой помощью, испытывает значительные трудности в установлении сходства и различия предметов, не может самостоятельно объединить предметы в группы, деление целого на части и наоборот вызывают значительные трудности, умозаключения самостоятельно делать не может, словарный запас мал и неточен, чаще всего невнимателен и неусидчив.

КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ.                                                                                  

– Умение сравнивать, классифицировать, обобщать предметы окружающей действительности.                  

– Умение ориентироваться в пространстве, различать право – лево, верх – низ.

– Умение детей запоминать, воспроизводить, доказывать, рассуждать.  

– Умение решать логические задачи.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Данная программа включает в себя несколько разделов, а разделы соответствуют определенной логической операции, которой будут обучать на занятиях.

Анализ – синтез. Цель – научить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь, игры и упражнения в нахождении логической пары (кошка – котенок, собака – щенок), поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий), работа с пазлами различной сложности, выкладывание картинок из геометрических фигур.

Сравнение.  Цель – учить устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам, развивать внимание, совершенствовать ориентировку в пространстве. Игры: закрепление понятий: большой – маленький, низкий – высокий, длинный – короткий, широкий – узкий, выше – ниже, дальше – ближе.

Ограничение. Цель – учить выделять один или группу предметов по определенным признакам, развивать наблюдательность. Игры на обобщающие понятия: мебель, посуда, овощи и т.д.

Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности, расширять словарь, учить рассказывать по картине, перессказ. Игры (подобрать недостающую деталь, картинку, рассказы по серии картин).

Умозаключение. Цель – учить делать заключение, развивать воображение. Игры: поиск положительного и отрицательного в явлениях (идет дождь, питает растения – это хорошо, но человек может промокнуть, заболеть – это плохо), оценка верности суждений (ветер дует, потому что деревья качаются. Верно?). Решение логических задач.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия, срок проведения

Задачи

Кол – во занятий

 

1. Упражнение на развитие псих. процессов: мышление, память внимание, воображение.                           – «Помоги незнайке» (октябрь)                                   - «Вышел ежик погулять» (октябрь)              – «Хитрая ворона» (октябрь)                           – «Рыбка, где ты спишь?» (ноябрь)                        - «Солнечный зайчик в гостях» (ноябрь)            – «Наши друзья – Смешарики» (декабрь) – «Роботы» (январь)                   – «Наши защитники» (февраль)                                 – «Конкурс Знаек» (март)                                            – «Осьминоги» (апрель)

 

- учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;                                          - развивать внимание, восприятие, воображение;                                                            - совершенствовать ориентировку в пространстве.

 

10

 

2.  Упражнения на пространственное расположение предметов, их частей (внутри – снаружи)                – «Муха – Чистюха» (октябрь)                                – «Кошкины задачки» (ноябрь)

 

 

- учить детей объединять предметы в группы по их свойствам;                                         - способствовать обогащению словаря, расширять бытовые знания;                                       - закреплять обобщающие понятия;                           - учить детей выявлять закономерности;                                    - совершенствовать ориентировку в пространстве.

 

2

 

3.  Упражнения и задания на развитие характерных качеств  мышления: гибкость, причинность, системность.                        – «Мы – мультяшки» (ноябрь)                                      - «Приключения мышонка Пика» (декабрь)                                       – «Маленькой елочке весело зимой» (декабрь) – «Разминка юных моряков» (февраль)                   – «Мозговой штурм» (март)                                                 – «Отважные путешественники» (март)                                     – «В поисках клада» (апрель)                                            – «Пуговки» (апрель)

 

 

- учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам; - развивать наблюдательность детей.

 

8

 4. Упражнения на выделение признаков объекта предметов: цвет, величина, форма. – «Умные кубики» (январь)                                       – «Снеговик и дети» (январь)

 

- развивать способность к овладению сенсорными эталонами, их взаимокомбинациями;                                        - учить детей при помощи суждений делать умозаключения;                                                - способствовать расширению словарного запаса детей;                                                               - развивать воображение

 

2

 5. Упражнения на формирование приемов: классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничения.                                – «Дед Мороз и Санта Клаус» (декабрь)                                   – « Снежинка на ладошке» (январь)                      – «Русские богатыри» (февраль)                                            – «Сегодня мы – спасатели» (февраль)             – «Логические лабиринты» (март)                        – «Нам платочек помоги» (апрель)                            – «Космические превращения» (апрель) – «Бабочки бывают разные» (май)

 

- учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь;                                        - учить мысленно соединять в единое целые части предмета;                                              - учить детей выявлять закономерности;           - учить детей мысленно распределять предметы по группам по их свойствам;              - способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания; - закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими.

 

8

 6. Упражнения на выделение количественных характеристик объектов (визуальное распознавание, количество)                          – «Раз цветочек,   два цветочек» (май)                                   – «Волшебные палочки – счетные» (май)

 

- развивать логико-математические способности, умение доказывать свою точку зрения.

 

2

Список литературы

  • «Развитие логического мышления и речи у детей» М., Сфера, 2005г.
  • «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»  Е.А. Стребелева, 2001г.
  • «Раз-ступенька, два- ступенька…» Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина М.-Балас 2002г.
  • « Речь дошкольника и ее исправление» Мелехова Л.В. М- Просвещение,1967г.
  • « Дети с ОНР воспитание и обучение» Филичева Т.Б. М.-2000г.
  • « Развитие логики и речи у детей» Заводонова Н.В. Ростов на Дону,2005г.
  • « Занимательное азбуковедение», Волина В.В. М.,- 1991г.
  • « Как помочь ребенку стать смышленным» Зак А. М.,- 1997г.
  • « Игровые занимательные задачи для дошкольников» Михайлова З.А., М.,- 1985г.

Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав:

Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений, то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством).

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 6652
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.