Программа кружка по экспериментированию «Любознайка» |
вс., 19.02.2023 |
Автор-составитель:
Воронкова Ольга Сергеевна,
воспитатель
МАДОУ ЦРР сад № 19 город Ишим
Программа кружка по экспериментированию «Любознайка» для детей средней группы
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для детей 4-5 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно – образовательного процесса.
Актуальность программы состоит в том, что в основе её лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Эксперименты
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.
Цель, задачи кружковой деятельности
Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.
Задачи: Познавательные:
- Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.
- Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
- Формировать коммуникативные навыки.
Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:
• О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
• О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).
• О мире растений (способы выращивания из семян, условия роста).
• О человеке.
• О предметном мире.
Основными условиями реализации детского экспериментирования являются:
- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);
- использование разных видов деятельности;
- четкое определение содержания экологического воспитания;
- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.
- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);
- экологическая грамотность самих взрослых.
Методы, приемы, используемые в кружковой деятельности
Приёмы организации воспитанников в процессе обучения:
- создание ситуаций, побуждающих оказывать помощь друг другу.
Приёмы активизации умственной активности:
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- решение проблемных ситуаций.
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок.
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Организационно-методическое обеспечение:
Срок реализации кружка – 1 год,
Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста.
Возраст детей: 4-5 лет.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.
Предполагаемые результаты:
- В группе используются детьми как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детская лаборатория «Я - исследователь»;
- Родители принимают участие в пополнении оборудованием детской лаборатории;
- Дети проявляют активный интерес к познанию окружающего мира;
- Дети самостоятельно проявляют познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности.
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
- навыки исследовательской деятельности;
- необходимые знания об объектах и их свойствах.
Базисный план
Возраст детей |
Длительность (в минутах) |
Место кружка в системе совместной деятельности с детьми |
Количество занятий в месяц |
Количество занятий в год |
4-5 лет
|
20 минут |
Еженедельно, во вторую половину дня |
4 |
48 |
Методическое обеспечение
1. Дыбина. О. В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. -192с.
2. Баталина Т. С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 13-18.
3. Дыбина О. В. «Ребенок в мире поиска». М., 2005
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005
5. Дыбина О. В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. М. 2007.
6. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2007.
7. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004
8. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа». М., 2005
9. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005
10. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами. М., 2005
11. Рыжова Н. А. Почва – живая земля. М., 2005
12. Рыжова Н. А. Волшебница – вода. М. ,2005
13. Рыжова Н. А. Воздух – невидимка. М., 2005
Тематическое планирование
Дата |
Тема |
Содержание |
Сентябрь.1 нед |
«Горячо — тепло» |
Научить детей определять температурные качества веществ и предметов. Материалы и оборудование. Емкости с водой разной температуры, ванночка, куклы-голыши. |
2 нед |
«Воздух и его свойства»
|
Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха заполнять все окружающее пространство; обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение. Материалы и оборудования: Пластиковые стаканчики, ёмкости с водой, соломинки, картофель, игрушечные кораблики, трубочки – по числу детей.
|
3 нед |
«Свет вокруг нас»
|
Определить принадлежность источников света к природному и рукотворному миру, назначение, некоторые особенности устройства рукотворных источников света. Материалы и оборудования: Картинки с изображениями источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик, несколько предметов, которые не дают света.
|
4 нед |
«Органы чувств человека»
|
Уточнять представления детей о назначении отдельных органов человека. Воспитывать интерес к собственной личности, к людям другого пола. Развивать слуховое внимание, тактильные ощущения. Формировать представление о способах и выразительных способах общения (мимика, жесты). Активизировать словарь: нос, глаза, уши. Материалы и оборудование: Куклы- мальчик и девочка, зеркала по количеству детей, книжки с загадками, «чудесный мешочек» с различными предметами, листы бумаги, карандаши, ножницы.
|
Октябрь 1 нед |
«Бумага: ее качества и свойства» |
Научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги. Научить вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). Материалы и оборудование. Писчая бумага, ножницы, емкость с водой, образцы разных видов бумаги для каждого ребенка, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. |
2 нед |
«Вкусовые зоны языка»
|
Научить детей определять вкусовые зоны языка, упражнять в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса. Познакомить детей со строением и значением языка. Поупражняться в определении вкуса продуктов Материалы и оборудование: Зеркала, 4 блюдца (с сахаром, солью, горчицей, кусочком лимона, деревянные палочки с ваткой на конце, салфетки, стаканы с водой по количеству детей. Набор продуктов питания (с горьким, сладким, соленым, кислым вкусами, схематическое изображение языка со вкусовыми зонами, настольная игра «Сладкий, кислый, соленый» (можно использовать предметные картинки: соленый – рыба, банка с огурцами, пачка соли; кислый – лимон, клюква; сладкий – банка с вареньем, торт)
|
3 нед |
«Путешествие за витаминами»
|
Познакомить детей с витаминами А, В, С; рассказать в каких продуктах они содержатся, какую роль играют для здоровья человека. Формировать начальные представления о закономерности «Здоровое питание – здоровый образ жизни». Активизировать словарь детей (витамины, овощной сок, фруктовый сок, плод) Материалы и оборудование: Изображения овощей и фруктов, продуктов (мясо, рыба, масло, сыра, яиц, фонограмма песни «Урожай» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной, муляжи овощей, две корзины.
|
4 нед |
«Мыльные пузыри»
|
Формировать культурно-гигиенические навыки; Воспитывать желание заботиться о своем здоровье. ; Закреплять представления о свойствах воды; Знакомить со способом получения теплой воды путем смешивания холодной воды с горячей; Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах мыла (пениться, смывает грязь); познакомить со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла (образует пленку, которая растягивается); Прививать и интерес к сказкам, воспитывать желание помочь героям произведения. Материалы и оборудования: Игрушка Колобок, емкости, ковшики, горячая и холодная вода, полотенце, мыло (твердое и жидкое, трубочки, ложки, стаканы.
|
Ноябрь 1 нед |
«Растворимость веществ в воде»
|
Помочь детям выделить свойство воды: она растворяет некоторые вещества. Материалы и оборудования: Стаканы с водой (по количеству детей +4, сахарный песок, соль, речной песок, акварельные краски, мерные ложки, кисти, клеенка.)
|
2 нед |
«Окрашивание воды»
|
Помочь детям выявить свойства воды: вода может иметь разную температуру нагревания, а также растворять некоторые вещества. Наглядно показать, что вода прозрачная не имеет запах, но может приобрести цвет и запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах. Помочь детям выявить зависимость скорости растворения веществ от температуры воды. Материалы и оборудование: Емкость с водой (теплой и холодной, кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики, картинка, нарисованная красками, мелкие предметы или игрушки, принадлежности для рисования.
|
3 нед |
«Превращение»
|
Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действия превращения на основе употребления пар слов: «был-будет, «был-стал (станет)». Формирование действий превращения на основе практических действий с пластилином, резиной. Материалы и оборудование: Картинки с изображением маленьких и больших деревьев, животных; пластилин, медицинский бинт. Разрезанный на части по 5-10 см.
|
4 нед |
«Зачем зайчику другая шубка?»
|
Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к живому. Формировать умение выявлять зависимость изменений жизни животных от изменения в неживой природе. Ознакомить с разными видами тканей, учить определять их качество и свойства (структуру поверхности, прочность, толщину) Материалы и оборудование: Кукла, кусочек меха, кора деревьев, образцы тканей (хлопка, шелка, драпа) красного и синего цветов, ножницы, емкость с водой |
Декабрь 1 нед |
«Лед – твердая вода»
|
Доказать, что лед – тоже вода Материалы и оборудование: Сосулька, миска
|
2 нед |
«Взаимодействие воды и снега»
|
Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Выявить способность воды остывать под действием внешних условий. Сравнивать свойства воды и снега: прозрачность, текучесть, твердость. Проверить способность снега под действием тепла превращаться в воду. Материалы и оборудование: Емкости с водой разной температуры (уровень воды отмечен меткой, снег, тарелочки, мерные ложки (или совочки)
|
3 нед |
«Опыты со снегом на прогулке»
|
Продолжать знакомить с особенностями снега, знать, что снег легкий, пушистый и т. д. Помогать устанавливать простейшие связи между природными явлениями. Закреплять умение отвечать на вопросы. Материалы и оборудование: Две одинаковые формочки
|
4 нед |
«Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»
|
Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла). Материалы и оборудование: Иллюстрации, новогодние открытки, мех, подставки, емкости для снеговых фигур.
|
Январь 1 нед |
«Ледяные фигуры»
|
Замораживайте воду не только в специальных формочках, но и в других ёмкостях. Используйте для этого пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет т.д., чтобы получить разнообразные ледяные формы разного размера. Используйте их как конструктор – выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите из кусков льда ледяную пирамидку или домик. |
2 нед |
«Изготовление цветных льдинок»
|
Познакомить детей с тем, что вода замерзает на Холоде, в воде растворяется краска. Материалы и оборудование. Стаканчики с водой, краска (гуашь, акварель), палочки для размешивания, формочки, веревочки — для каждого ребенка. Педагог показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Вместе с детьми педагог размешивает в воде краску, заливает воду в формочки, опускает в них веревочки, ставит на поднос, выносит на улицу, во время прогулки следит за процессом промерзания. Затем дети вынимают льдинки из формочек и украшают ими участок. Результат. Дети учатся смешивать краску с водой, аккуратно разливать по формочкам, знакомятся со свойством воды (замерзание на холоде). Вывод. Вода льется, растворяет в себе краску, замерзает на холоде. |
3 нед |
«Что природа создала? Что создал человек?»
|
Продолжать знакомить с объектами природы и предметами, созданными человеком, учить отличать эти объекты друг от друга. Материалы и оборудование: Корзинка, предметы, сделанные руками человека (пластиковые, резиновые, предметы, ткань, природные материалы (камни, ветка дерева, деревянный спил, предметы, сделанные из природных объектов (глиняные и деревянные игрушки и другие предметы) |
Февраль 1 нед |
«Что в пакете?»
|
Обнаружить воздух в окружающем пространстве. Материалы и оборудование: Полиэтиленовые пакеты. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий). |
2 нед |
«На земле, в небесах и на море»
|
Дать детям начальные представления об армии, познакомить с классификацией родов войск (морские, воздушные, сухопутные). Воспитывать интерес и уважение к профессии военного. Активизировать словарь детей (войск, морские, воздушные, сухопутные). Формировать навыки сравнения свойств различных материалов. Материалы и оборудование: Изображения разных родов войск, военной техники (морской: корабли, катера; воздушной: самолеты, вертолёты; сухопутной: танк, артиллерия); картинки с изображением поля, моря, неба; емкости с водой, бумажные лодочки, трубочки; различные предметы: дерево, металл, картон, поролон, пластмасса. |
3 нед |
«Металл: его качества и свойства»
|
Научить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структуру поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск) Материалы и оборудование: Скрепки, гайки, шурупы, гирьки, магниты, емкости с водой, картинка с изображением кузнеца в кузнице, алгоритм описания свойств материала. |
4 нед |
«Ветер по морю гуляет» |
Обнаружить воздух. Материалы и оборудование: Таз с водой, модель парусника. Взрослый опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем). Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края». Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать). Затем взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус (пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность). |
Март 1 нед |
«Почему тает снег?»
|
Установить зависимость изменений в природе от сезона. Материалы и оборудование: Емкости для снега. |
2 нед |
«Морской бой»
|
Выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Материалы и оборудование: Емкость с водой, листья бумаги для изготовления корабликов. |
3 нед |
«Пузырьки – спасатели»
|
Выявить, что воздух легче воды, он имеет силу. Материалы и оборудование: Стаканы с минеральной водой, кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки |
4 нед |
«Что звучит?»
|
Научить определять по издаваемому звуку предмет. Материалы и оборудование: Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан. За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т. д.). Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т. д.). |
Апрель 1 нед |
«Волшебная рукавичка»
|
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Материалы и оборудование: Мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым магнитом. |
2 нед |
«Мы – фокусники»
|
Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Материалы и оборудование: Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, металлический самолетик, стакан с водой, металлическая чайная ложка, деревянные шарики, пластмассовые буквы и цифры, с обратной стороны которых, вклеены кусочки металла, нитки |
3 нед |
«Я и мои друзья»
|
Задачи: Формировать представление о дружбе, взаимопомощи; Закреплять представление о способах и выразительных средствах общения (мимика, жесты). Прививать интерес к книгам, бережное отношение к ним. Показать на опыте, какие действия человека приводят к порче книг; Формировать у детей представления о необходимости соблюдать аккуратность при общении с книгой. Материалы и оборудование: Персонаж Незнайка, книги (новая и старая, с разными повреждениями, стопка чистой бумаги, фломастеры, ластик, ножниц, чайные ложки, розетка с маслом, емкость для использованной бумаги. |
4 нед |
«Зонтик для Любознайки»
|
Расширять представление об окружающем мире через знакомство с основными физическими явлениями. Развивать связную речь. Способствовать развитию исследовательских умений в поисковой деятельности. Расширять словарный запас (ситец, болонья, капрон, мешковина) Материалы и оборудование: Набор тканей размером 7x7 см (болонья, ситец, мешковина, капрон, мерные ложки, салфетки бумажные, тряпочки, миски с водой – по количеству детей; кукла Любознайка; зонтик от солнца, зонтик от дождя. |
Май 1 нед |
«Из чего «сделаны» облака?»
|
Продолжать знакомить детей со свойствами воды и воздуха; включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность Пластиковая бутылка, горячая вода, кубик льда. |
2 нед |
«Свойства песка и глины»
|
Познакомить с такими свойствами песка и глины, как рыхлость и впитываемость. Материалы и оборудование: Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, пластиковые стаканчики с водой, клеенка. Кроме плановых экспериментов, проводятся случайные наблюдения и эксперименты, а также эксперименты как ответ на детский вопрос. |
3 нед |
«Знакомство с микроскопом»
|
Познакомить детей с микроскопом, вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнить увеличение предмета через микроскоп и лупу Материалы и оборудование: Микроскоп, лупа, листочек, предметные стекла, клеенка, игрушка Незнайка. |
4 нед |
«Солнечный зайчик» |
Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну-ка заяц, спускайся к нам!» и т.д. |
Июнь 1 нед |
«Ткань, ее качества и свойства»
|
Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). Материалы и оборудование: Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. |
2 нед |
«Почему птицы могут летать?» |
Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среды. Материалы и оборудования: Крылья птицы из бумаги, картонная и резиновая птички, изображения птиц и других животных.
|
3 нед |
У кого какие детки? |
Научить детей выделять общее в строении семян овощей (наличие ядрышка). Побудить детей к называнию строения семян овощей: ядрышко, оболочка. Овощи, подносы, пластмассовые ножи, лупа, молоточек.
|
4 нед |
«Ягоды»
|
Учить детей различать на вкус замороженные и не замороженные ягоды, сравнивать и понимать необходимость замораживания продуктов. Замороженные и не замороженные ягоды, блюдца, чайные ложечки, салфетки, картинки с изображением ягод, баночка с вареньем. |
Июль 1 нед |
«Поиск воздуха» |
Обнаружить воздух. Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой, модели (карточки с обозначениями «дуем вовнутрь» и «дуем снаружи») |
2 нед |
«Почему все звучит?» |
Подвести детей к пониманию причины возникновения звука – колебание предметов. Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, стеклянная банка, стеклянная палочка, балалайка, детская металлическая посуда, стеклянный стакан. |
3 нед |
«Стекло» |
Выявить особенности увеличительных приборов, познакомить детей с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами. Увеличительные стекла по количеству детей, бинокль, очки с увеличением, спички, пучок сухой травы, настольная лампа. |
4 нед |
«Кто играет ленточками?» |
На веранде воспитатель раздаёт детям султанчики. Предлагает послушать: шуршат ли бумажные ленты? Шевелятся ли они? Подчёркивает: ленты не шевелятся, не шуршат. Предлагает: «Поиграем ленточками» (делает различные движения). Подчёркивает, что это мы играем лентами. Затем предлагает тихо постоять и посмотреть: а теперь играют ленты? После этого предлагает выйти с веранды и тихо постоять, обращает внимание на ленты: кто играет ими? Обращается к детям: «Аня, кто играет твоими лентами? Сережа, ты не играешь своими лентами? А кто ими играет?». Подводит детей к выводу: это ветер играет ленточками. |
Август 1 нед |
«Фрукты красят» |
Красящие вещества фруктов. познакомить детей с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости останется пятно такого же цвета, как и сам фрукт, его сок. (В. А. Марудова, с. 17) Сл. игра «Назови одним словом» Рассматривание фруктов. Опыт с соком. |
2 нед |
«Делаем мыльные пузыри» |
Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует пленочку, меняет цвет. Поддержать интерес к здоровьесберегающим предметам.
|
3 нед |
“Что тяжелее?”
|
Камень, песок, баночка с водой. Педагоги в банку с водой опускает одновременно камень и песок, и наблюдают за оседанием природных объектов на дно. Вывод: камни осели на дно раньше — они тяжелее. Песок осел на дно позже камня — он легче. |
4 нед |
«Угадай- ка. Наоборот» |
Знакомство со словами «наоборот», «противоположности» и усвоение их значений; наглядно показать детям, что предметы имеют вес, который зависит веса предмета его размера. Материалы и оборудование: Картинки с изображением взрослых животных и их детенышей, белый и черный кубики, одинаковые по величине, маленькая и большая куклы, длинная и короткая деревянная палочки, большой и маленький камушки одинакового цвета (галька, 2 черных шарика: маленький и большой; 2 белых шарика: маленький и большой |
Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!
Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений), то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным и уголовным законодательством.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010219
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf