Дополнительная образовательная программа дошкольного образования кружка «Бусинка» для детей 5-6 лет. |
вс., 05.08.2018 |
Автор - составитель
Кырлан Татьяна Павловна
воспитатель
НРМ ДОБУ Детский сад комбинированного
вида «Капелька», пгт. Пойковский
Пояснительная записка
Развитие движений в пальцах кисти помогаетразвивать интеллектуальные и мыслительные процессы.Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать пальцы кистей рук. Так утверждают педагоги.
Мелкая моторика рукиразвивается как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Если педагог вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи, продуктивность занятия возрастает. Любые задания даются быстрее и проще, когда работа совершается вместе с ребёнком в игровой форме. Эту работу по развитию мелкой моторики рук нужно начинать как можно раньше, тогда она быстреепринесет свои результаты. Дети будутовладевать новыми умениями и знаниями.То есть, если у детей будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление.
Личность ребёнка формируется с развитием у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. В процессе работы с различными материалами эти качества личности ребенка можно развивать.
Познание мира детьми происходит с помощью действий с различными предметами. Они узнают и изучают их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Работа с вышивкой бисером является одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле.
Вышивка бисером - одно из самых древних видов декоративно-прикладного творчества. Вышивка является важным средством всестороннего развития ребёнка. У детей развиваются мыслительные способности,осваивается техника вышивания, потенциала детей, формируются нравственно-волевые качества и развивается мелкая моторика рук.Стимулируется интеллектуальное развитие. Приобщаются к народному искусству, развивается творческий потенциал детей.Совершенствование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Досуговая деятельность (вышивка бисером) приобщает старших дошкольников к труду, вырабатывается индивидуальный стиль и темп деятельности. Проводятся не только практические занятия, но и занятия познавательного характера. Первый этап работы состоит из занятий, которые носят обучающий характер. Дети знакомятся с элементарной историей русской народной вышивки, с приёмами вышивания, с материалами и инструментами, с правилами техники безопасности при работе с ними. На втором этапе закрепляются практические навыки и умения. План кружка составлен на основе книги «Волшебная иголочка» для детей 5-6лет Никитченко Л.И.Программа предполагает изучение дошкольниками 5-6 лет способов вышивания бисером. Она рассчитана на 1 занятие в неделю с октября по апрель продолжительностью 25 – 30минут. Количество часов в год - 26.
Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; само утверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами.
Условия реализации
Дидактический материал и техническое оснащение занятий
(на каждого ребенка)
- Чешский бисер №10
- Ткань белая хлопчатобумажная с нанесением рисунка, размер 10/15 см.
- Игла бисерная.
- Ножницы с тупыми концами.
- Кусочки трикотажного полотна разных размеров для бисера.
- Подборка готовых вышивок.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
В работе кружка широко используются практические методы обучения:
- игровой метод.
- упражнение (при освоении приемов вышивания)
- моделирование (пооперационные карты),
Из словесных методов и приемов используется:
- беседы,
- пояснения,
- объяснения,
- рассказ воспитателя и рассказы детей,
- педагогическая оценка.
Применяются наглядные методы и приемы:
- показ образца;
- рассматривание готовых вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;
- наблюдение;
- показ способа вышивания и другие.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.
Ожидаемый результат
Дети владеют навыками вышивания «полу крест», умеют нанизывать бисер на иглу. Завязывают узелок. Могут контролировать свои действия. Доводят начатое дело до конца. У детей появится желание больше узнавать о творчестве русских мастеров, народном декоративно-прикладном искусстве.
Итогом реализации программы является выставки детских работ в детском саду, изготовление подарков близким.
Цель:Освоение техники вышивания, приобщение к народному декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей вдевать нитку в иголку, завязывать узелки, освоить шов «полу-крестик».
- Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля работы с тканью простейшими инструментами: иглой, ножницами
Развивающие:
- Развивать личностно-волевые качества: старательность, усидчивость, трудолюбие, аккуратность.
- Развивать художественный вкус.
- Развивать чувство удовлетворения от выполненного дела и реализации трудового замысла.
- Расширять представления о русском народном творчестве.
- Развивать глазомер.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к вышивке бисером.
- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца
Особенности содержания программы
Набор детей в группу осуществляется независимо от способностей и умений. Учитываются желания детей и их психофизические возможности.
Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
План работы кружка на учебный год
Дата |
Тема. Цель |
Октябрь |
|
01. 10.14.
|
Тема:Беседа по ознакомлению дошкольников с русским народным творчеством. Цель: рассказать об истории возникновения бисера, вызвать интерес к вышивке бисером, желание заниматься этим рукоделием, провести инструктажи по технике безопасности при работе с бисером, ножницами, бисерной иглой. |
8.10.14.
|
Тема:Просмотр видео«Вышивка бисером.» Цель:дать знания о форме, материале, цвете бисера, рассказать о его правильном хранении, провести инструктажи по технике безопасности при работе с бисером, ножницами, бисерной иглой. |
15.10.14.
|
Тема: Беседа о технике безопасности. Ознакомление с материалами для вышивания Цель: показать инструменты и материалы для вышивки, рассказать об их назначении, научить организовывать своё рабочее место, провести инструктаж по технике безопасности работы с иголкой и ножницами |
22.10.14. |
Тема: «Бисер» Цель.Познакомить детей с новым материалом -бисер. Развивать интерес к работе с данным материалом, усидчивость. Воспитывать желание сделать подарок своим близким. |
Ноябрь |
|
5.11.14. |
Тема:Разложить бисер по ячейкам Цель:Учить детей различать цвета. Развивать мелкую моторику рук, композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно раскладывать бисер. |
12.11.14 |
Тема: Познакомить детей с новой техникой: вышивка «полукрест» Цель:учить детей правильно держать иголку и делать узелок. Рассмотреть рисунок на ткани, провести инструктаж по технике безопасности работы с иголкой и ножницами. |
19.11.14
|
Тема:Рассматривание материала. Цель:учить последовательно рассматривать картину (обратить внимание на изображенные предметы, приемы, средства изображения художником.) |
26.11.14 |
Тема: «Вышивка» Рассматривание картин и распределение между детьми Вышивания картины Цель: Учить детей различать цвета. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно вышивать, провести инструктаж как правильно держать иголку. |
Декабрь |
|
03.12.14 |
Тема: Слушание детских песенок Продолжение вышивания картины Цель:Учить детей работать по простой схеме, учить вышивать бисером «полу крест», развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма. |
10. 12.14. |
Тема:Чтение стихотворения «Бисер». Продолжение вышивания картины Цель: Учить выполнять начатое дело до конца. Закрепление приема вышивки «по счету». Составление эскиза в цветовом решении используя.(ткань, бисер, иглы, нитки, ножницы). Выполнить, небольшие образцы по вышивке «полу крест»Развивать мелкую моторику рук. |
17.12.14. |
Тема:Рассказ о традиционной школе вышивки. Цель:Познакомить с новым навыком вышивания. Рассмотретьрепродукции и фотографии работ старых и современных мастеров. Выполнить небольшие образцы по каждому из приемов вышивки. Продолжение вышивания картины |
24.12.14 |
Тема: Закрепление счет в пределах 10. Продолжение вышивания картины Цель: закрепить навыки прямого и обратного счета. Учить планировать свою деятельность. Соблюдать технику безопасности не трогать без разрешения острые, колючие предметы. Закреплять умения аккуратно вышивать. |
Январь |
|
14.01.15. |
Тема:Рассматривание работ рукодельниц. Продолжение вышивания картины Цель: учить детей находить пути достижения цели, развивать мелкую моторику рук, расширить представление о рукодельницах, воспитывать чувство товарищества, если нужно прийти на помощь. |
21.01.15.
|
Тема: Рассматривание куклы в русском костюме. Продолжение вышивания картины Цель: учить детей внимательно рассматривать костюм,развивать восприятие предметов по расположению в пространстве, обратить внимание детей на мелкий орнамент, развивать мелкую моторику рук. |
28.01.15.
|
Тема:Закрепление цветов. Продолжение вышивания картины Цель:Учить различать цвета бисера и цветом,нанесенным на полотно.Закрепить правильно держать иголку, формировать навыки безопасного поведения во время занятия вышивки бисером, закрепить навык нанизывание, развивать мелкую моторику рук. |
Февраль |
|
04.02.15. |
Тема:Чтение стихотворений знакомых детям. Продолжение вышивания картины Цель:закрепить знания о прочитанных стихотворениях, выявить представления о жанровых особенностях стихотворения побуждать рассказывать о своем отношении к героям. Формировать навыки безопасного поведения во время занятия вышивки бисером. |
11. 02.15. |
Тема:Ознакомление с геометрическими фигурами. Продолжение вышивания картины. Цель:Формирование представления о геометрических фигурах. Развивать мелкую моторику рук, память. Воспитывать потребность доводить начатую работу до конца. |
18.02.15. |
Тема:Просмотр видео ролика. «Живопись» Продолжение вышивания картины Цель: дать представление о предметах, которые использует художник при написании картины.Учить детей внимательно просмотреть видео ролик, Воспитывать желание помогать друг другу и приходить на помощь |
25.02.15. |
Тема:Беседа с детьми о дружбе. Продолжение вышивания картины Цель:систематизировать и обобщить знания о средствах общения людей, развивать мелкую моторику рук, фантазию, любознательность, коммуникативные навыки (желание общаться со сверстниками) воспитывать добрые чувства к сверстникам. |
Март |
|
04.03.15. |
Тема:Беседа о здоровом образе жизни. Продолжение вышивания картины Цель: Учить детей умению завязывать узелок на нитке, развивать фантазию, мелкую моторику руки. |
11.03.15. |
Тема: Прослушивание музыки. Продолжение вышивания картины Цель:Учить делать картину, закрепить технику полукрест. Формировать навыки безопасного поведения во время занятия вышивки бисером. |
18.03.15 |
Тема: Пальчиковая гимнастика «Птенчики в гнездышке» Продолжение вышивания картины Цель: Учить планировать свою деятельность. Развивать мелкую моторику рук. |
Апрель |
|
01.04.15 |
Тема: Беседа с детьми о семье. Продолжение вышивания картины Цель: систематизировать и обобщить знания о средствах общения людей, развивать мелкую моторику рук, фантазию, любознательность, коммуникативные навыки (желание общаться со сверстниками) воспитывать добрые чувства к сверстникам. |
8.04.15 |
Тема: Беседа с детьми о родном поселке. Продолжение вышивания картины Цель: Учить различать цвета бисера и цветом, нанесенным на полотно. Закрепить навыки безопасного поведения при пользовании иглой, формировать навыки безопасного поведения во время занятия вышивки бисером, закрепить навык нанизывание, развивать мелкую моторику рук. |
15.04.15 |
Тема: Оформление картин в рамку. Цель: учить пользоваться ножницами, познакомить с картоном, закрепить представление о величине. |
22.04.15 |
Выставка детских работ «Наше творчество» в детском саду, изготовление подарков близким.
|
Список литературы:
- Базулина Л.Б. Новикова И.В., Бисер. Ярославль, Академия развития 1999г.
- Котова А.Н. Котова А.С. Бисер: Волшебная игла. Учебное пособие. СПб: Просвещение 1997 г.
- Косарева. В.Н. Народная культура и традиции. Волгоград, 2012 г.
- Новикова. И.В. Обучение вышивке в детском саду. Ярославль, 2010 г.
- Никитченко Л.И «Волшебная иголочка» длядетей5- 6лет
- Смольникова Т. Современный бисер Москва. Издательство, «ИЗОГРАФ» 1997г.
- Коллекция «Куклы в народных костюмах». Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН и ООО Этно консалтинг.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005216
Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!
Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений), то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным и уголовным законодательством.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf