Образовательно - экспериментальный проект для детей 6-7 лет «Воздух» |
пн., 24.11.2014 |
Автор:
Петрованова Лилия Александровна
воспитатель,
МАОУ гимназия №83 г.Тюмени
медово-пряным ароматом.
Лугами яркими и летом,
лучистым солнечным рассветом.
Морошкой, лесом и грибами,
зелёным мхом и облаками.
Клубникой, травами, прохладой,
дождями, сеном, листопадом.
Мечтами, счастьем, вдохновеньем...
А воздух пахнет... НАСТРОЕНЬЕМ.
ОЛЬГА БОРИНА
Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Система работы по теме «Воздух» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в формировании экологической культуры у детей. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, бесед, игр разного вида,чтения художественной литератур, фольклораи труда в природе в повседневной жизни детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей.Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: умение анализировать, умение сравнивать, умения устанавливать взаимосвязь, умение обобщать. Содержание деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о воздухе.
Цель: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется). Дать детям знания о том, что воздух- условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Задачи:
- Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
- Развитие мысленных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
- Развитие элементарных представлений о воздухе.
- Развивать творческую активность, любознательность, наблюдательностьхудожественный вкус у детей.
- Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство-невидимость.
- Воспитывать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете.
- Объяснить детям влияние окружающей среды на качество воздуха.
- Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Формы работы по реализации проекта:
- Наблюдения и опыты.
- Художественно – творческая деятельность. Чтение художественной литературы.
- Игры: подвижные, дидактические.
- Познавательная деятельность: беседы,
- музыкально-творческая, изобразительная,
- экологическая экскурсия.
СЕНТЯБРЬ
Тема: Воздух нужен для жизни.
Задачи:Дать детям представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхают его легкими, которые находятся внутри тела, в грудной клетке, что без воздуха человек не может жить, погибает.
Беседа: «Зачем нужен воздух», «Для кого ещё нужен воздух», «Почему мы дышим»,«Воздух помогает в жизни человека (мельница, вентилятор, автомобильная шина, надувная лодка, пылесос)».
Опыты: «Воздушный шар», «Водолазы»,«Дождик».
Чтение художественной литературы: рассказы «Воздух», «Смерч» Ю.Ефремова
«Ветер» М.Исаковского, картина Н. Н. Дубовской «Притихло».
Игры:«Повторяй друг за другом», «Слушаем себя», игра с соломинкой (познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его).
Физкультминутка:дыхательные упражнения«Сердитый лев», «Добрый лев» А. Н. Стрельниковой.
Музыка: «У кого, что внутри» О. Ващиетиса, закличка «Ветер, ветерок».
ОКТЯБРЬ
Тема:Как увидеть воздух. Как услышать воздух.
Задачи: Познакомить со свойствами воздуха и способы его обнаружения.
Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Беседа:«Как обнаружить воздух в помещении?», « Воздух есть во всех приметах».
Опыты: « Как люди используют силу ветра», «Хитрая змея»воздушный змей», «Воздух можно услышать», «Теплый воздух, холодный воздух»
Чтение художественной литературы:Сказка о Царе Салтане А. С. Пушкин.
Сочинение экологической сказки «Воздух - ветер»
Игры: «Поймай воздух» (с полиэтиленовым пакетом). Сенсорное упражнение «Сжатый воздух»
Физкультминутка: дыхательные упражненияА. Н. Стрельниковой
Труд: Изготовление из бумаги «Змея».
Музыка: «Шум ветра», «Воздушный шарик» Л. Шапковой
НОЯБРЬ
Тема: Почему дует ветер?
Задачи: Наблюдать за ветром, учить проводить опыты с ветром, делать выводы.
Закрепить знания об изученных свойствах воздуха. Познакомить детей со свойствами воздуха- нагреваться, передавать тепло, двигаться. Подвести детей к пониманию того, что движение воздуха и есть ветер, он бывает разных сил.
Беседа: Рассказ«Что мы уже знаете о воздухе». Вспомнить загадки о ветре.
Опыты: Учить определять силу ветра с помощью прибора «Вертушки». Опыт с лампочкой - что находится вокруг лампочки? Что же еще умеет делать воздух? (нагреваться?) «Почему гаснет пламя?», «Осенние листья»,«Ветер по морю гуляет и скорлупку подгоняет».
Чтение художественной литературы: Чтение «Почемучки», «Откуда прилетел ветер?». Отвечать на вопросы по содержанию, сказка «Спор»
Физкультминутка: дыхательные упражненияА. Н. Стрельниковой
Игры:«Какой бывает ветер?»Игра – имитация «Дерево», «Милиционер»
Труд: Изготовление «Вертушки».
Музыка: «Ветерок», «Небо, воздух, земля», «Одуванчик»
ДЕКАБРЬ
Тема: Запахи воздуха
Фото 8
Задачи: Познакомить детей с ролью воздуха в жизни человека.
Беседа: Рассказать детям, что в круг нас очень много различных запахов, что они все разные.
Опыты: « Чем пахнет воздух (присваивает запахи разных веществ»), «Можем ли мы его почувствовать?»
Фото 9
Чтение художественной литературы:В.Бианки «Чей нос лучше?»
Физкультминутка: дыхательные упражнения А. Н. Стрельниковой
Игры: «Узнай по запаху»,«Цветочный магазин»,«Соловей Разбойник»
Музыка: «Сладкоежки» В.Свиридова
Фото 10
ЯНВАРЬ
Тема: Что можно наполнить воздухом?
Фото 11
Задачи: Продолжать знакомство детей с воздухом, с его свойствами, необходимостью для жизни, уметь объяснить это на примерах простейших опытов. Познакомить детей со свойством воздуха наполнять и раздавать некоторый предметы, как этим пользуется человек.
Беседа: Рассказываем детям, что воздух необходим для многих предметов. Им надуваем колеса, аттракционы для детей - надувные домики, батуты. Воздух отталкивает малыша и тот легко прыгает,паруса, парашют игрушки, спасательные круги. Разбираем каждый пример.
Опыты: «Всюду воздух», «Воздушный змей», «Горячие и холодные шары».
Физкультминутка: дыхательные упражнения «Вырасти большой». А. Н. Стрельниковой«Кошка»,«Насос»
Чтение художественной литературы: стихотворение «История про два воздушных шарика»,
Игры:Загадки, «Чья птичка дальше улетит?»,«Одуванчик, лети!»,«Мыльные пузыри»,«Надуй игрушку!»
Музыка: « Укого, что в нутрии» О. Ващиетиса, немецкая песенка «Ветряная мельница».
Фото 12
ФЕВРАЛЬ
Тема:«Воздух – наша жизнь».
Фото 13
Задачи: Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Во время прогулки воспитывать любовь к природе.
Беседа:Дать детям представление о планете Земля, атмосфере; расширить знания о роли воздуха в жизни человека. Воспитывать бережного отношения к чистоте воздуха.
Опыты: «Движение воздуха»,«Как дышат рыбы», «Почему не выливается?» (обнаружить атмосферное давление).
Чтение художественной литературы:И.Токмаковой «Ветрено», В.Шикуновой «Чудо из чудес».
Физкультминутка: дыхательные упражнения А. Н. Стрельниковой
Игры:«Егорка», сочинение экологической сказки «Воздух и ветер».
Труд: аппликация «Волшебные снежинки».
МАРТ
Тема: Весна и воздух.
Фото 14
Задачи: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании.
Беседа: Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Опыты: «Листья дышат», «Зеркало», «Ветер по морю гуляет».
Чтение художественной литературы:В. Шипуновой «Листья падают, летят».
Физкультминутка: дыхательные упражнения А. Н. Стрельниковой«Я и животное».
Игры:«Чей парусник быстрее доплывёт до другого края», пальчиковая игра «Сел на ветку воробей», «Где живёт воздух».
Труд: «Кораблик», аппликация с алиментами рисования «Ручеёк и кораблик».
Музыка: «Родной край» муз. О. Боромыковой сл. К. Тантыкулиева.
АПРЕЛЬ
Тема: «Упрямый» воздух.
Фото 16
Задачи:Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
Беседа: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (Движение).
Опыты: «Сухой из воды» (определить, что воздух занимает место). «Реактивный шарик», «Соломенный буравчик», «Свеча в банке» (выявить особенности воздушного вихря).
Чтение художественной литературы:Г. Лагздынь «Вьюга-завируха», «Шарики воздушные», С Маршак «Мыльные пузыри»
Фото 17
Физкультминутка: дыхательные упражнения А. Н. Стрельниковой
Игры:«У кого крупнее воздух» (Мыльные пузыри), « Морской бой», сенсорное упражнение «Сжатый воздух».
Музыка: аудиозапись разновидности шумов ветра.
МАЙ
Тема: Если хочешь быть здоров.
Фото 18
Задачи: Анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха.Объяснить, зачем нужно правильно дышать.Снизить уровень общей заболеваемости.
Беседа:« Как нужно правильно дышать», «Зачем нужно правильно дышать».
Опыты: «День рождения» (развитие сильного длительного плавного ротового выдоха).
Труд: Метод нетрадиционного рисования мыльных пузырей «Звездный коллаж».
Игры:«Свистульки», «Подуй в дудочку», «Паровоз с грузом». «Цветы распускаются».
Физкультминутка: дыхательные упражнения А. Н. Стрельниковой«Разминка», «Шаги», «Ладошки», «Ушки»
Фото 19
ЛИТЕРАТУРА
1.О.В.Дыбина, Н.П. Рахманов В.В.Щетинина неизведанное рядом.:Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М.:ТЦ «Сфера»2001
2.О.Р. Галимов "Физика для дошкольников". О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина "Неизведанное рядом".
3.«Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
4.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.
5.Линаева В.Ш. Развитие эмоции дошкольников. Занятия Игры. – М. : АРКТИ, 2000
6.А. Холден "Мир вокруг" из серии "Веселые уроки".
7. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2006
8. Интернет ресурсы.
9.Щетинин М. Н. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой»
Фото 20
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf
Галина | 03.02.2015 21:35 | # | ||
Хороший проект |
Елена | 06.07.2015 19:26 | # | ||
Проект доступный для всех!Молодец! |
светлана | 21.11.2015 13:06 | # | ||
интересно но по времени растянут..можно было бы и за месяц его провести..а вообще молодцы воспитатели!!!! |