Образовательно - экспериментальный проект для детей 6-7 лет «Воздух»

  пн., 24.11.2014

Автор:

Петрованова Лилия Александровна

воспитатель,

МАОУ гимназия №83 г.Тюмени

   медово-пряным ароматом.
      Лугами яркими и летом,
         лучистым солнечным рассветом.
            Морошкой, лесом и грибами,
               зелёным мхом и облаками.
                  Клубникой, травами, прохладой,
                     дождями, сеном, листопадом.
                        Мечтами, счастьем, вдохновеньем...

                           А воздух пахнет... НАСТРОЕНЬЕМ.

                                                                          ОЛЬГА БОРИНА

 

Дошкольный возраст – важный период в  жизни человека. Система работы по теме «Воздух» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в формировании экологической культуры у детей. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, бесед, игр разного вида,чтения художественной литератур, фольклораи труда в природе в повседневной жизни детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей.Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: умение анализировать, умение сравнивать, умения устанавливать взаимосвязь, умение обобщать. Содержание деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные  переживания и освоенные знания о воздухе.

Цель: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется). Дать детям знания о том, что воздух- условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Задачи:

  • Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
  • Развитие мысленных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
  • Развитие элементарных представлений о воздухе.
  • Развивать творческую активность, любознательность, наблюдательностьхудожественный вкус у детей.
  • Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство-невидимость.
  • Воспитывать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете.
  • Объяснить детям влияние окружающей среды на качество воздуха.
    • Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.


Формы работы по реализации проекта:

  • Наблюдения и опыты.
  • Художественно – творческая деятельность. Чтение художественной литературы.
  • Игры: подвижные, дидактические.
  • Познавательная деятельность: беседы,
  •  музыкально-творческая, изобразительная,
  • экологическая экскурсия.

 

СЕНТЯБРЬ

Тема: Воздух нужен для жизни.

Задачи:Дать детям  представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхают его легкими, которые находятся внутри тела, в грудной клетке, что без воздуха человек не может жить, погибает.

Беседа: «Зачем нужен воздух», «Для кого ещё нужен воздух», «Почему мы дышим»,«Воздух помогает в жизни человека (мельница, вентилятор, автомобильная шина, надувная лодка, пылесос)».

Опыты: «Воздушный шар»,  «Водолазы»,«Дождик».

Чтение художественной литературы: рассказы «Воздух», «Смерч» Ю.Ефремова

«Ветер» М.Исаковского, картина Н. Н. Дубовской «Притихло».

Игры:«Повторяй друг за другом», «Слушаем себя», игра с соломинкой (познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его).

Физкультминутка:дыхательные упражнения«Сердитый лев», «Добрый лев»  А. Н. Стрельниковой.

Музыка:  «У кого, что  внутри» О. Ващиетиса, закличка «Ветер, ветерок».


ОКТЯБРЬ

Тема:Как увидеть воздух. Как услышать воздух.


Задачи: Познакомить со свойствами воздуха и способы его обнаружения.

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Беседа:«Как обнаружить воздух в помещении?», « Воздух есть во  всех приметах».

Опыты: « Как люди используют силу ветра», «Хитрая змея»воздушный змей», «Воздух можно услышать»,  «Теплый воздух, холодный воздух»

Чтение художественной литературы:Сказка о Царе Салтане  А. С. Пушкин.

Сочинение экологической сказки «Воздух - ветер»

Игры: «Поймай воздух» (с полиэтиленовым пакетом). Сенсорное упражнение «Сжатый воздух»

    

Физкультминутка: дыхательные упражненияА. Н. Стрельниковой

Труд: Изготовление  из  бумаги  «Змея».

Музыка: «Шум ветра», «Воздушный шарик» Л. Шапковой

НОЯБРЬ

Тема: Почему дует ветер?

Задачи: Наблюдать за ветром, учить проводить опыты с ветром, делать выводы.

Закрепить знания об изученных свойствах воздуха. Познакомить детей со свойствами воздуха- нагреваться, передавать тепло, двигаться. Подвести детей к пониманию того, что движение воздуха и есть ветер, он бывает разных сил.

Беседа: Рассказ«Что мы уже знаете о воздухе». Вспомнить загадки  о  ветре.

Опыты: Учить определять силу ветра с помощью прибора «Вертушки». Опыт с лампочкой - что находится вокруг лампочки? Что же еще умеет делать воздух? (нагреваться?)  «Почему гаснет пламя?», «Осенние листья»,«Ветер по морю гуляет и скорлупку подгоняет».



Чтение художественной литературы: Чтение «Почемучки», «Откуда прилетел ветер?». Отвечать на вопросы по содержанию, сказка «Спор»

Физкультминутка: дыхательные упражненияА. Н. Стрельниковой

Игры:«Какой бывает ветер?»Игра – имитация «Дерево», «Милиционер»



Труд: Изготовление  «Вертушки».

Музыка: «Ветерок», «Небо, воздух, земля», «Одуванчик»

ДЕКАБРЬ

Тема: Запахи воздуха

Фото 8

Задачи: Познакомить детей  с ролью воздуха в жизни человека.

Беседа: Рассказать детям, что в круг нас очень много различных запахов, что они все разные.

Опыты: « Чем пахнет воздух (присваивает запахи разных веществ»), «Можем ли мы его почувствовать?»

Фото 9

Чтение художественной литературы:В.Бианки «Чей нос лучше?»

Физкультминутка: дыхательные упражнения А. Н. Стрельниковой

Игры: «Узнай по запаху»,«Цветочный магазин»,«Соловей Разбойник»

Музыка: «Сладкоежки» В.Свиридова

Фото 10

ЯНВАРЬ

Тема: Что можно наполнить воздухом?

Фото 11

Задачи: Продолжать знакомство детей с воздухом, с его свойствами, необходимостью для жизни, уметь объяснить это на примерах простейших опытов. Познакомить детей со свойством воздуха наполнять и раздавать  некоторый предметы, как этим пользуется человек.

Беседа: Рассказываем детям, что воздух необходим для многих предметов. Им надуваем колеса,  аттракционы для детей - надувные домики, батуты.  Воздух отталкивает малыша и тот легко прыгает,паруса, парашют игрушки, спасательные круги. Разбираем каждый пример.

Опыты: «Всюду воздух», «Воздушный змей», «Горячие и холодные шары».

Физкультминутка: дыхательные упражнения «Вырасти большой».  А. Н. Стрельниковой«Кошка»,«Насос»

Чтение художественной литературы: стихотворение  «История про два воздушных шарика»,

Игры:Загадки, «Чья птичка дальше улетит?»,«Одуванчик, лети!»,«Мыльные пузыри»,«Надуй игрушку!»
Музыка: « Укого, что в нутрии» О. Ващиетиса, немецкая песенка «Ветряная мельница».

Фото 12

ФЕВРАЛЬ

Тема:«Воздух – наша жизнь».

Фото 13

Задачи: Помочь детям понять, что загрязнение  воздуха влияет на здоровье человека. Во  время  прогулки  воспитывать  любовь  к  природе.

Беседа:Дать детям представление о планете Земля, атмосфере; расширить знания о роли воздуха в жизни человека. Воспитывать бережного отношения к чистоте воздуха. 

Опыты: «Движение воздуха»,«Как дышат рыбы», «Почему не  выливается?» (обнаружить атмосферное давление).

Чтение художественной литературы:И.Токмаковой «Ветрено», В.Шикуновой «Чудо из чудес».

Физкультминутка: дыхательные упражнения А. Н. Стрельниковой

Игры:«Егорка», сочинение экологической сказки «Воздух и ветер».

Труд: аппликация «Волшебные снежинки».  

МАРТ

Тема: Весна и воздух.

Фото  14

Задачи: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании.

Беседа: Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Опыты: «Листья дышат», «Зеркало», «Ветер по морю гуляет».

Чтение художественной литературы:В. Шипуновой «Листья падают, летят».

Физкультминутка: дыхательные упражнения А. Н. Стрельниковой«Я и животное».

Игры:«Чей парусник быстрее доплывёт до другого края», пальчиковая игра «Сел на ветку воробей», «Где живёт воздух».

Труд: «Кораблик», аппликация с алиментами рисования «Ручеёк и кораблик».

Музыка: «Родной край» муз. О. Боромыковой сл. К. Тантыкулиева.    

 АПРЕЛЬ

Тема: «Упрямый» воздух.

Фото 16

Задачи:Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. 

Беседа: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (Движение).

Опыты: «Сухой из воды» (определить, что воздух занимает место). «Реактивный шарик», «Соломенный буравчик», «Свеча в банке» (выявить особенности воздушного вихря).

Чтение художественной литературы:Г. Лагздынь «Вьюга-завируха», «Шарики воздушные», С Маршак «Мыльные пузыри»

Фото 17

Физкультминутка: дыхательные упражнения А. Н. Стрельниковой

Игры:«У кого крупнее воздух» (Мыльные пузыри), « Морской бой», сенсорное упражнение «Сжатый воздух».

Музыка:  аудиозапись разновидности  шумов  ветра. 

МАЙ

Тема: Если хочешь быть здоров.

Фото 18

Задачи: Анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха.Объяснить, зачем нужно правильно дышать.Снизить  уровень общей заболеваемости.

Беседа:« Как нужно  правильно  дышать», «Зачем нужно правильно дышать».

Опыты: «День рождения» (развитие сильного длительного плавного ротового выдоха).

Труд: Метод нетрадиционного рисования мыльных пузырей «Звездный коллаж».

Игры:«Свистульки», «Подуй в дудочку», «Паровоз с грузом». «Цветы распускаются».

Физкультминутка: дыхательные упражнения А. Н. Стрельниковой«Разминка», «Шаги», «Ладошки», «Ушки»

Фото 19

ЛИТЕРАТУРА

1.О.В.Дыбина, Н.П. Рахманов В.В.Щетинина  неизведанное рядом.:Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М.:ТЦ «Сфера»2001

2.О.Р. Галимов "Физика для дошкольников". О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина "Неизведанное рядом".
3.«Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.

4.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.

5.Линаева В.Ш. Развитие эмоции дошкольников. Занятия Игры. – М. : АРКТИ, 2000

6.А. Холден "Мир вокруг" из серии "Веселые уроки".              

7. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.:  «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2006

8. Интернет ресурсы.

9.Щетинин М. Н. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой»

 

Фото 20

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 3
Галина 03.02.2015 21:35 #
Хороший проект
Елена 06.07.2015 19:26 #
Проект доступный для всех!Молодец!
светлана 21.11.2015 13:06 #
интересно но по времени растянут..можно было бы и за месяц его провести..а вообще молодцы воспитатели!!!!
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 17242
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.