Комплексный краткосрочный образовательный проект «Мой край»

  вс., 08.06.2014

Автор проекта:

Бахтина Нина Емельяновна,

методист

МБДОУ детский сад «Белоснежка»,

п.Солнечный, Сургутский район

Актуальность:

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009г. №655) предусмотрено, что во 2 части программы нужно отразить «специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс».

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. Гуманизация педагогического процесса в детском саду предусматривает приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям: природе, произведениям искусства, являющимся результатами труда и творчества. Источник этого процесса – воспитание ценностного отношения ребенка к самому себе, родному дому, семье, родственникам, близким и знакомым людям. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой родины. Приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям.

Вид проекта:комплексный, краткосрочный, образовательный.

Место проведения: Сургутский район

Сроки проведения:1 учебный год

Участники:

-дети старшего возраста;

 -воспитатели, педагоги дополнительного образования (хореограф, эколог), инструктор по физической культуре, социальный педагог;

- родители детей.

Форма проведения: дневная (интеграциярегионального компонента в образовательные области).

Объект:Процесс развития социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире людей.                

Предмет:Формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формировать представления о родном крае у детей старшего дошкольного возраста в процессе интегрированного подхода.

Задачи проекта:

  1. Расширять и обогащать знания детей старшего дошкольного возраста  о своем крае, его природных богатствах, дать общие представления о народах Севера.
  2.  Развивать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края.
  3.  Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формировать бережное отношение к родному краю, его  природным богатствам.

Уровни представлений детей о родном крае:

Высокий уровень: Ребенок имеет разнообразные представления о родном крае, его представления носят разносторонний характер; с удовольствием рассказывает о крае, его истории, природе; проявляет активный позитивный интерес к знакомству с краем – задает вопросы о разных сторонах жизни края, интересуется новыми материалами в развивающем центре.Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своему краю, с интересом рисует его, может объяснить. Что ему нравиться в родном поселке, крае, с удовольствием рассуждает, чтобы он хотел изменить в своем поселке (крае), чтобы сделать в нем жизнь лучше, интереснее.

Средний уровень.Ребенок имеет некоторые представления о родном крае — его символике, городах, культуре. Самостоятельно рассказывая о родном крае, не активен, но с удовольствием отвечает на вопросы взрослого, увлекается отдельными эпизодами. Интерес к особенностям своего края неустойчив, ситуативен, проявляется под влиянием экскурсий, бесед педагога, разговоров детей, мультимедийных презентаций и быстро угасает.  Дошкольник проявляет положительное отношение к родному краю, может рассказать, что ему нравится в родном городе, районе, но его отношение недостаточно осознанно, ребенок не стремится пред­лагать свои идеи по улучшению жизни в поселке, районе.

Низкий уровень.Ребенок имеет достаточно скудные представления о родном крае, может путать названия поселка и города, не знает симво­лики, ее особенностей. На вопросы педагога отвечает однослож­но, неэмоционально. У ребенка отсутствует познавательный интерес к жизни родного края, он не задает вопросов, не проявляет интереса к играм, книгам, разговорам детей об его истории и современности. Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родному краю, но оно носит неустойчивый характер.

Поэтапная реализация проекта:

1 этап –постановка целей и задач, определение  направлений образовательной деятельности,  предварительная работа с педагогами, детьми и их  родителями,  составление перспективного плана, создание информационно-методического материала, картотеки мультимедийных презентаций, консультации для педагогов, диагностика детей;

2 этап –ознакомление детей с представлениями о родном крае в непосредственно образовательной деятельности, в процессе наблюдений за природой, экскурсий, бесед с воспитателем,  игр, прослушивании музыка, сказок, чтении произведений о родном крае и др.

3 этап –закрепление представлений детей о родном крае в художественно-творческой, театрализованной, краеведческой (в уголке краеведения),  экспериментально – поисковой деятельности.  Совместно с родителями участие в выставках, акциях, проектах, развлечениях и праздниках, диагностика детей. Обобщение результатов.

План ознакомления детей старшего возраста с родным краем

м

е

с

я

ц

 

 

 

Ознакомление с жизнью народов ханты и манси

Ознакомление с Ханты-Мансийским округом,

г. Сургутом,

с.п. Солнечный

Ознакомление с природой Сургутского района

 

   Цель: Дать представление о жизни народов Севера.

Задачи: Поддерживать интерес к культуре коренных народов ханты и манси. Воспитывать уважение к коренным жителям - ханты и манси, их культуре. Способствовать к выражению отношения к жизни народов ханты и манси, к событиям истории в играх, рисунках, рассказах, вопросах.

 

 

 

Цель:Развивать интерес к родному поселку Солнечный, городу Сургуту, их достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

Задачи: Развивать у детей интерес к родному поселку Солнечный, городу Сургуту, их достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. Содействовать проявлению желания принимать участие в традициях города и горожан и социальных акциях. Формировать у детей представления о символике родного поселка, города (герб, флаг, гимн). Воспитывать чувство гордости, бережное отношение к родному поселку.

 

    Цель: Формировать бережное отношение к родному краю, его  природным богатствам.

Задачи: Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.

 

 

с

е

н

т

я

б

р

ь

 

1.Чтение « Сказки Севера»

2. Экскурсия в библиотеку п.Солнечный, посетить выставку «Югорский край»

3. Беседа

«Ханты и манси – жители Севера»

 

1. Собрать гербарий из местных растений

2.НОД«Щедрые дары природы»

3. Акция «Посади дерево»

4. Беседы «Леса Югорской земли», «Югорское разнотравие»

о

к

т

я

б

р

ь

 

НОД

« Знакомство с женской одеждой народов ханты и манси»

Чтение «Сказки Севера»

 

 Рассматривание альбомов «Город Сургут, Ханты-Мансийский округ»

Целевые прогулки по улицам с.п. Солнечный

 

Выставка изделий из природного материала «Осенняя фантазия»

 

 

н

о

я

б

р

ь

НОД«Рассказ воспитателя о оленеводах и северных оленях»

Беседа «Коренные жители Югры, их основные занятия»

Чтение «Сказки Севера»

 

Целевые прогулки по улицам

 с.п. Солнечный

 

НОД «Образование поселка «Солнечный»

 

 

Беседа«Край болот – Югра родная!»

Акция «Накормите птиц зимой»

 

 

д

е

к

а

б

р

ь

Беседа «Коренное население Югры»

 

НОД«Знакомство с жизнью народов Севера»

Рисование «Зимний лес»

 

Беседы «Мир животных Югры»

 

 

я

н

в

а

р

ь

 

Чтение сказок народов ханты и манси

Занятие по народно-характерному танцу

НОД «Север России»

Рисование

 «Узоры Севера»

Рисование по стихотворению «Про Сургут, про Нефтегаз»

Чтение «Сказка про Нефтяшечку – замарашечку»Т.Царенко

Сюжетно-ролевая игра «Добываем нефть»

 

 

 Экскурсия в музей дерева

 

 Экспериментальная деятельность «Как делать бумагу»

 

ф

е

в

р

а

л

ь

 

 

 

 Аппликация по мотивам орнаментов народов Севера

 

 

Развивающая игра «Наш край – Югра!»

Чтение О.Лебедева «Буровичок – Югорка»

 Сказка - раскраска «Буровичок– Югорка»

Экскурсия в поселковую администрацию с.п. Солнечный для ознакомления с макетом «Солнечный в будущем!»

 

Беседы «Мир животных Югры»

 

КВН «Мы друзья природы»

 

м

а

р

т

  1. Развлечение « Путешествие по Югорскому краю»
  2. Рисование «Люблю березку русскую»
  3. Викторина «Клуб знатоков леса»

а

п

р

е

л

ь

1.Слушание музыки народов Севера

 2. НОД «Если ты узнаешь Север – не забудешь никогда»

Совместная художественная деятельность «Изготовление зданий»

  1. Экологический праздник «День Земли»
  2. Выставка «Береги природу!»

 

 

 

м

а

й

 

 

 

Чтение сказок народов ханты и манси

Экскурсии в историко-    культурный центр «Старый Сургут»

Изготовление макетов зданий поселка Солнечный

Распространение листовок среди населения п.Солнечный «Спасем лес!»

  1. Экологическая тропа «Страна Эльфов»

Акция «Посади дерево»

«Первоцветы»

 

 

Принципы реализации проекта:

  1. Принцип энциклопедичности.
  2. Краеведческий (региональный) принцип.
  3. Принцип интеграции.
  4. Культурологический  принцип – приобщение детей к истокам культуры.
  5. Тематический принцип – деление материала на основные темы.
  6. Принцип наглядности.

Формы работы:

Экскурсии, экологическая тропа, уголок краеведения, акции, выставки, развлечения, праздники.

Средства реализации проекта:

Непосредственная образовательная деятельность: краеведение, рисование, аппликация, музыка, хореография, физкультурная, образовательная деятельность в режимных моментах и самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы  реализации проекта:

 Беседы, чтение произведений о родном крае, сказок народов ханты и манси, мультимедийные презентации, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, игры народов ханты и манси, сюжетно-ролевые игры, экспериментальная деятельность, прослушивание музыка, сказок и др.

Работа с родителями: 

Консультации, мастер – класс по изготовлению хантыйской куклы, участие в акциях, выставках, развлечениях и праздниках, анкетирование, экскурсии,  целевые прогулки по улицам п.Солнечный и г.Сургута, посещение историко-культурного центра в г.Сургуте, д. Русскинские.

Ожидаемый результат:

  • Обогащение  и систематизация знания детей старшего дошкольного возраста о своем крае, его природных богатствах, представлениях о народах Севера.
  • Проявление любознательности по отношению к родному краю, его истории, проявление инициативы в социально значимых делах.
  • Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его  природным богатствам.

Диагностические методы:

- беседа с детьми на тему «Моя Родина»;

- анализ детских рисунков на тему «Моя Родина»;

- наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина».

Показатели:

  • особенности представлений о родном крае (существенные или несущественные; связаны с одной стороной жизни края или разнообразны);
  • характер отношения дошкольника к родному краю (осознанное, устойчивое положительное, недостаточно осознанное, неопределенное), способность самостоятельно отвечать на вопросы;
  • проявление интереса к истории, культуре края, желание узнать о нем больше;
  • самостоятельность суждений (отвечает на вопросы с помощью взрослого, не отвечает на большинство вопросов).

Итоги освоения содержания

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, в правилах поведения в городе.
  • Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, ребенок обращает внимание на эстетическую среду города.
  • С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
  • Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в со­циально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с со­бытиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
  • Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой де­ятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.
  • Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
  • Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине.
  • Не задает вопросов.
  • Без удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности, не выделяет какую-либо деятельность как предпочитаемую.
  • Представления о малой родине поверхностны, часто искажены.

Результаты внедрения:

В процессе интеграции регионального компонента в образовательные области, были решены поставленные задачи по реализации проектной деятельности. У детей повысился уровень представлений о родном крае: представления о родном крае носят разносторонний характер, дети с удовольствием рассказывают о крае, его истории, природе; проявляют активную позицию в проводимых мероприятиях и акциях. Они с удовольствием рисуют поселок, рассуждают, чтобы хотели изменить в своем поселке, чтобы сделать жизнь в нем лучше и интереснее.

Ресурсы проекта:

I раздел.  Информационно-методический материал: консультации для педагогов и родителей

      «Ознакомление с родным краем», конспекты НОД для детей «Ознакомление с родным краем», беседы с детьми «Ознакомление с родным краем», познавательно-речевой материал для работы с детьми «Ознакомление с родным краем», сказки народов Севера (сборник), игры народов Севера (сборник), справочный материал: Округ Югра, город Сургут, Сургутский район, историческая справка с фотоприложением «Спустя 25 лет…» (п. Солнечный)

II раздел.   Мультимедийные презентации: к НОД «Добыча нефти», «Ознакомление с поселком Солнечный», «Одежда народов ханты и манси», дидактические игры «Знаешь ли ты свой поселок», «Профессии людей».

III раздел.  Методическая и художественная литература, уголки краеведения; цветники, огород на территории детского сада.

Литература

  1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. / М.: ЭлизеТрэйдинг; ЦГЛ, 2004 – 246с.
  2. Антонов, Ю.Е., Левина, Л.Е., Розова, В.О., Щербакова, И.А./ Как научить детей любить Родину – М.: АРКТИ, 2005.- 168с.
  3. Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя дет. сада. / М.: Просвещение, 1986. – 207с.
  4. Буровичок – Югорка. / Лебедева, О. / Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2008. – 87с.
  5. Буровичок – Югорка. Раскраска./ Лебедева, О. / Екатеринбург:  ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2008. – 20с. 
  6. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателей дет.сада/Сост. А.В.Кенеман; Под ред.Т.И.Осокиной.  // М.: Просвещение, 1989.- 239с.
  7. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. //СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528с.
  8. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей [программы, конспекты уроков и занятий, методические   рекомендации] – 2005г. – 75с.
  9. Мастера Югры: фондообразователи музея «ТорумМаа»./Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. – 62с.
  10. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. / СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592с.
  11. Немысова, Е.А. Хантыйские загадки: учебное издание. / СПб: ООО «Миралл», 2006.   – 52с.
  12. Николаева, С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»/ М.: Просвещение, 1989.- 232с.
  13. Синявский, Н.И., Власов, В.В., Фынтынэ, О.А. Игры, состязания и самибытные физические упражнения народов Севера. Учебно-методические пособие. / Ханты-Мансийск: Изд-во «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2003. – 83с.
  14. С чего начинается Родина? [Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ] / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. // М: ТЦ Сфера, 2004. – 192с.
  15. Сказки народов Севера / Сост.Е.Н. Самойлова. Перев. На хант.яз. Е.А.Нёмысова.ХудожникЛ.А.Иванов. //СПб.: «Алфавит», 1995.- 160с.
  16. Чудный олень: методическое пособие для дополнительного чтения. / Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.-152с.
  17. Югра в творчестве художников. 1993.- 15с.

 


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 6
Людмила 22.10.2014 04:39 #
Просто замечательно!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Ольга 29.11.2014 14:37 #
Очень здорово!
Любовь Иосифовна 05.12.2014 21:49 #
Очень полезный материал! Обязательно использую в работе! Спасибо!
Татьяна 16.10.2015 02:21 #
молодцы
Полина 25.03.2016 18:51 #
Спасибо, пригодилось при написании курсовой))
Джамиля 21.07.2016 13:08 #
Спасибо большое. Очень выручили с таким проектом. Молодцы
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 10124
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.