Комплексный краткосрочный образовательный проект «Мой край» |
вс., 08.06.2014 |
Автор проекта:
Бахтина Нина Емельяновна,
методист
МБДОУ детский сад «Белоснежка»,
п.Солнечный, Сургутский район
Актуальность:
В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009г. №655) предусмотрено, что во 2 части программы нужно отразить «специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс».
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. Гуманизация педагогического процесса в детском саду предусматривает приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям: природе, произведениям искусства, являющимся результатами труда и творчества. Источник этого процесса – воспитание ценностного отношения ребенка к самому себе, родному дому, семье, родственникам, близким и знакомым людям. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой родины. Приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям.
Вид проекта:комплексный, краткосрочный, образовательный.
Место проведения: Сургутский район
Сроки проведения:1 учебный год
Участники:
-дети старшего возраста;
-воспитатели, педагоги дополнительного образования (хореограф, эколог), инструктор по физической культуре, социальный педагог;
- родители детей.
Форма проведения: дневная (интеграциярегионального компонента в образовательные области).
Объект:Процесс развития социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире людей.
Предмет:Формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Формировать представления о родном крае у детей старшего дошкольного возраста в процессе интегрированного подхода.
Задачи проекта:
- Расширять и обогащать знания детей старшего дошкольного возраста о своем крае, его природных богатствах, дать общие представления о народах Севера.
- Развивать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края.
- Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формировать бережное отношение к родному краю, его природным богатствам.
Уровни представлений детей о родном крае:
Высокий уровень: Ребенок имеет разнообразные представления о родном крае, его представления носят разносторонний характер; с удовольствием рассказывает о крае, его истории, природе; проявляет активный позитивный интерес к знакомству с краем – задает вопросы о разных сторонах жизни края, интересуется новыми материалами в развивающем центре.Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своему краю, с интересом рисует его, может объяснить. Что ему нравиться в родном поселке, крае, с удовольствием рассуждает, чтобы он хотел изменить в своем поселке (крае), чтобы сделать в нем жизнь лучше, интереснее.
Средний уровень.Ребенок имеет некоторые представления о родном крае — его символике, городах, культуре. Самостоятельно рассказывая о родном крае, не активен, но с удовольствием отвечает на вопросы взрослого, увлекается отдельными эпизодами. Интерес к особенностям своего края неустойчив, ситуативен, проявляется под влиянием экскурсий, бесед педагога, разговоров детей, мультимедийных презентаций и быстро угасает. Дошкольник проявляет положительное отношение к родному краю, может рассказать, что ему нравится в родном городе, районе, но его отношение недостаточно осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в поселке, районе.
Низкий уровень.Ребенок имеет достаточно скудные представления о родном крае, может путать названия поселка и города, не знает символики, ее особенностей. На вопросы педагога отвечает односложно, неэмоционально. У ребенка отсутствует познавательный интерес к жизни родного края, он не задает вопросов, не проявляет интереса к играм, книгам, разговорам детей об его истории и современности. Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родному краю, но оно носит неустойчивый характер.
Поэтапная реализация проекта:
1 этап –постановка целей и задач, определение направлений образовательной деятельности, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, составление перспективного плана, создание информационно-методического материала, картотеки мультимедийных презентаций, консультации для педагогов, диагностика детей;
2 этап –ознакомление детей с представлениями о родном крае в непосредственно образовательной деятельности, в процессе наблюдений за природой, экскурсий, бесед с воспитателем, игр, прослушивании музыка, сказок, чтении произведений о родном крае и др.
3 этап –закрепление представлений детей о родном крае в художественно-творческой, театрализованной, краеведческой (в уголке краеведения), экспериментально – поисковой деятельности. Совместно с родителями участие в выставках, акциях, проектах, развлечениях и праздниках, диагностика детей. Обобщение результатов.
План ознакомления детей старшего возраста с родным краем
м е с я ц
|
Ознакомление с жизнью народов ханты и манси |
Ознакомление с Ханты-Мансийским округом, г. Сургутом, с.п. Солнечный |
Ознакомление с природой Сургутского района |
Цель: Дать представление о жизни народов Севера. Задачи: Поддерживать интерес к культуре коренных народов ханты и манси. Воспитывать уважение к коренным жителям - ханты и манси, их культуре. Способствовать к выражению отношения к жизни народов ханты и манси, к событиям истории в играх, рисунках, рассказах, вопросах.
|
Цель:Развивать интерес к родному поселку Солнечный, городу Сургуту, их достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. Задачи: Развивать у детей интерес к родному поселку Солнечный, городу Сургуту, их достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. Содействовать проявлению желания принимать участие в традициях города и горожан и социальных акциях. Формировать у детей представления о символике родного поселка, города (герб, флаг, гимн). Воспитывать чувство гордости, бережное отношение к родному поселку. |
Цель: Формировать бережное отношение к родному краю, его природным богатствам. Задачи: Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.
|
|
с е н т я б р ь |
1.Чтение « Сказки Севера» 2. Экскурсия в библиотеку п.Солнечный, посетить выставку «Югорский край» 3. Беседа «Ханты и манси – жители Севера»
|
1. Собрать гербарий из местных растений 2.НОД«Щедрые дары природы» 3. Акция «Посади дерево» 4. Беседы «Леса Югорской земли», «Югорское разнотравие» |
|
о к т я б р ь |
НОД « Знакомство с женской одеждой народов ханты и манси» Чтение «Сказки Севера» |
Рассматривание альбомов «Город Сургут, Ханты-Мансийский округ» Целевые прогулки по улицам с.п. Солнечный |
Выставка изделий из природного материала «Осенняя фантазия»
|
н о я б р ь |
НОД«Рассказ воспитателя о оленеводах и северных оленях» Беседа «Коренные жители Югры, их основные занятия» Чтение «Сказки Севера» |
Целевые прогулки по улицам с.п. Солнечный
НОД «Образование поселка «Солнечный»
|
Беседа«Край болот – Югра родная!» Акция «Накормите птиц зимой»
|
д е к а б р ь |
Беседа «Коренное население Югры»
НОД«Знакомство с жизнью народов Севера» |
Рисование «Зимний лес»
Беседы «Мир животных Югры»
|
|
я н в а р ь
|
Чтение сказок народов ханты и манси Занятие по народно-характерному танцу НОД «Север России» Рисование «Узоры Севера» |
Рисование по стихотворению «Про Сургут, про Нефтегаз» Чтение «Сказка про Нефтяшечку – замарашечку»Т.Царенко Сюжетно-ролевая игра «Добываем нефть» |
Экскурсия в музей дерева
Экспериментальная деятельность «Как делать бумагу» |
ф е в р а л ь
|
Аппликация по мотивам орнаментов народов Севера
|
Развивающая игра «Наш край – Югра!» Чтение О.Лебедева «Буровичок – Югорка» Сказка - раскраска «Буровичок– Югорка» Экскурсия в поселковую администрацию с.п. Солнечный для ознакомления с макетом «Солнечный в будущем!» |
Беседы «Мир животных Югры»
КВН «Мы друзья природы»
|
м а р т |
|
||
а п р е л ь |
1.Слушание музыки народов Севера 2. НОД «Если ты узнаешь Север – не забудешь никогда» |
Совместная художественная деятельность «Изготовление зданий» |
|
м а й
|
Чтение сказок народов ханты и манси Экскурсии в историко- культурный центр «Старый Сургут» |
Изготовление макетов зданий поселка Солнечный Распространение листовок среди населения п.Солнечный «Спасем лес!» |
Акция «Посади дерево» «Первоцветы» |
Принципы реализации проекта:
- Принцип энциклопедичности.
- Краеведческий (региональный) принцип.
- Принцип интеграции.
- Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.
- Тематический принцип – деление материала на основные темы.
- Принцип наглядности.
Формы работы:
Экскурсии, экологическая тропа, уголок краеведения, акции, выставки, развлечения, праздники.
Средства реализации проекта:
Непосредственная образовательная деятельность: краеведение, рисование, аппликация, музыка, хореография, физкультурная, образовательная деятельность в режимных моментах и самостоятельная деятельность детей.
Методы и приемы реализации проекта:
Беседы, чтение произведений о родном крае, сказок народов ханты и манси, мультимедийные презентации, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, игры народов ханты и манси, сюжетно-ролевые игры, экспериментальная деятельность, прослушивание музыка, сказок и др.
Работа с родителями:
Консультации, мастер – класс по изготовлению хантыйской куклы, участие в акциях, выставках, развлечениях и праздниках, анкетирование, экскурсии, целевые прогулки по улицам п.Солнечный и г.Сургута, посещение историко-культурного центра в г.Сургуте, д. Русскинские.
Ожидаемый результат:
- Обогащение и систематизация знания детей старшего дошкольного возраста о своем крае, его природных богатствах, представлениях о народах Севера.
- Проявление любознательности по отношению к родному краю, его истории, проявление инициативы в социально значимых делах.
- Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его природным богатствам.
Диагностические методы:
- беседа с детьми на тему «Моя Родина»;
- анализ детских рисунков на тему «Моя Родина»;
- наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина».
Показатели:
- особенности представлений о родном крае (существенные или несущественные; связаны с одной стороной жизни края или разнообразны);
- характер отношения дошкольника к родному краю (осознанное, устойчивое положительное, недостаточно осознанное, неопределенное), способность самостоятельно отвечать на вопросы;
- проявление интереса к истории, культуре края, желание узнать о нем больше;
- самостоятельность суждений (отвечает на вопросы с помощью взрослого, не отвечает на большинство вопросов).
Итоги освоения содержания
Достижения ребенка (Что нас радует)
- У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, в правилах поведения в городе.
- Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, ребенок обращает внимание на эстетическую среду города.
- С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
- Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
- Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.
- Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
- Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине.
- Не задает вопросов.
- Без удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности, не выделяет какую-либо деятельность как предпочитаемую.
- Представления о малой родине поверхностны, часто искажены.
Результаты внедрения:
В процессе интеграции регионального компонента в образовательные области, были решены поставленные задачи по реализации проектной деятельности. У детей повысился уровень представлений о родном крае: представления о родном крае носят разносторонний характер, дети с удовольствием рассказывают о крае, его истории, природе; проявляют активную позицию в проводимых мероприятиях и акциях. Они с удовольствием рисуют поселок, рассуждают, чтобы хотели изменить в своем поселке, чтобы сделать жизнь в нем лучше и интереснее.
Ресурсы проекта:
I раздел. Информационно-методический материал: консультации для педагогов и родителей
«Ознакомление с родным краем», конспекты НОД для детей «Ознакомление с родным краем», беседы с детьми «Ознакомление с родным краем», познавательно-речевой материал для работы с детьми «Ознакомление с родным краем», сказки народов Севера (сборник), игры народов Севера (сборник), справочный материал: Округ Югра, город Сургут, Сургутский район, историческая справка с фотоприложением «Спустя 25 лет…» (п. Солнечный)
II раздел. Мультимедийные презентации: к НОД «Добыча нефти», «Ознакомление с поселком Солнечный», «Одежда народов ханты и манси», дидактические игры «Знаешь ли ты свой поселок», «Профессии людей».
III раздел. Методическая и художественная литература, уголки краеведения; цветники, огород на территории детского сада.
Литература
- Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. / М.: ЭлизеТрэйдинг; ЦГЛ, 2004 – 246с.
- Антонов, Ю.Е., Левина, Л.Е., Розова, В.О., Щербакова, И.А./ Как научить детей любить Родину – М.: АРКТИ, 2005.- 168с.
- Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя дет. сада. / М.: Просвещение, 1986. – 207с.
- Буровичок – Югорка. / Лебедева, О. / Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2008. – 87с.
- Буровичок – Югорка. Раскраска./ Лебедева, О. / Екатеринбург: ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2008. – 20с.
- Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателей дет.сада/Сост. А.В.Кенеман; Под ред.Т.И.Осокиной. // М.: Просвещение, 1989.- 239с.
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. //СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528с.
- Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей [программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации] – 2005г. – 75с.
- Мастера Югры: фондообразователи музея «ТорумМаа»./Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. – 62с.
- Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. / СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592с.
- Немысова, Е.А. Хантыйские загадки: учебное издание. / СПб: ООО «Миралл», 2006. – 52с.
- Николаева, С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»/ М.: Просвещение, 1989.- 232с.
- Синявский, Н.И., Власов, В.В., Фынтынэ, О.А. Игры, состязания и самибытные физические упражнения народов Севера. Учебно-методические пособие. / Ханты-Мансийск: Изд-во «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2003. – 83с.
- С чего начинается Родина? [Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ] / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. // М: ТЦ Сфера, 2004. – 192с.
- Сказки народов Севера / Сост.Е.Н. Самойлова. Перев. На хант.яз. Е.А.Нёмысова.ХудожникЛ.А.Иванов. //СПб.: «Алфавит», 1995.- 160с.
- Чудный олень: методическое пособие для дополнительного чтения. / Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.-152с.
- Югра в творчестве художников. 1993.- 15с.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf
Людмила | 22.10.2014 04:39 | # | ||
Просто замечательно!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! |
Ольга | 29.11.2014 14:37 | # | ||
Очень здорово! |
Любовь Иосифовна | 05.12.2014 21:49 | # | ||
Очень полезный материал! Обязательно использую в работе! Спасибо! |
Татьяна | 16.10.2015 02:21 | # | ||
молодцы |
Полина | 25.03.2016 18:51 | # | ||
Спасибо, пригодилось при написании курсовой)) |
Джамиля | 21.07.2016 13:08 | # | ||
Спасибо большое. Очень выручили с таким проектом. Молодцы |