Творческий проект "Информационный центр "Ромашка-информ" ( в рамках реализации социально-личностного напрвления инновационной деятельности дошкольного учреждения) |
сб., 03.11.2012 |
Руководитель проекта |
Карчина Лариса Леонидовна – учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей. |
Базисный компонент |
Работа по проекту проводится в рамках инновационной деятельности «Развитие профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию ДОУ с семьёй»: -социально-личностное развитие.
|
Состав проектной группы |
- воспитатели; -педагоги дополнительного образования; - инструктор по физическому воспитанию; - музыкальный руководитель; - старший воспитатель; - педагог-психолог; - социальный педагог; - родители воспитанников.
|
Тип проекта |
По продолжительности:
По составу участников проекта:
По направленности деятельности участников проекта:
По предметной деятельности:
|
Проблема проекта |
Как повысить уровень профессиональной компетентности родителей средствами информационных технологий. |
Цель проекта |
|
Задачи проекта |
|
Актуальность проекта |
Необходимость поиска новых подходов в решении взаимодействия детского сада с семьей с целью повышения компетентности педагогов и родителей.
|
Этапы реализации проекта |
1 этап - Аналитический – определение наиболее эффективных форм сотрудничества МДОУ и семьи 2 этап – Практический - составление перспективно-тематического плана работы информационного центра 3 этап - Результативный – анкетирование родителей, презентация проекта, обмен опытом среди педагогов.
|
Направления работы по проекту
|
С дошкольниками через: – экскурсии по детскому саду; -создание пространственно-предметной развивающей среды: видеостудии «Радуга». • С родителями через: - печатные издания: памятки, буклеты, газеты, видеоматериалы; - совместное изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры; • С педагогическим коллективом через: - печатные издания: памятки, буклеты, газеты, видеоматериалы; - совместное изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры.
|
Необходимое оборудование |
|
Продукты проекта |
|
Для успешной реализации проекта необходимо:
|
|
Предварительная работа над проектом |
|
Предполагаемый результат |
|
Обобщение опыта |
|
Проблема
Детский сад – первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотнее будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов.
Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится. А именно дошкольное образовательное учреждение, где он проводит 12 часов в сутки пять дней в неделю. В детском саду вся жизнь ребёнка подчинена целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и т. д. Так же, как и каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьёй. Связь эта не должна быть формальной, прописанной лишь в многочисленных планах и документах.
Поэтому объектом данной работы является педагогическое просвещение родителей дошкольников через информационные технологии, а предметом – содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьёзно не продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
Этапы реализации проекта
|
Направление деятельности |
Задачи |
Содержание и форма проекта
|
1
этап |
Информационно-аналитическое обеспечение проекта
|
- Сбор и анализ информации. - Анализ, совершенствование материально-технической базы.
|
1. Подбор и изучение литературы по проектной деятельности. 2. Изучение опыта работы по применению информационных технологий в работе с родителями. 3. Подбор методов педагогической диагностики. 4.Анализ результатов педагогической диагностики. |
2этап |
Методическое обеспечение проекта |
- Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса. |
1. Создать редакционную коллегию. 2. Разработать положение о работе информационного центра. 3. Составить перспективный план работы информационного центра «Ромашка-информ» в соответствии с приоритетными задачами и направлениями работы детского сада. |
Работа с родителями |
Обеспечение своевременной иформацией об особенностях работы образовательного учреждения; -Оказание родителям квалифицированной психолого-педагогической, методической помощи по вопросам воспитания, обучения детей дошкольного возраста.
|
1.Подготовка издательских материалов для родителей. 2.Участие родителей в оформлении и изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр. 3.Участие родителей в мероприятиях в рамках проекта. |
|
|
Работа с детьми
|
- Формирование и дальнейшее развитие связной диалогической речи у детей. - Развитие коммуникативных навыков у детей.
|
1. Проведение педагогической диагностики через наблюдения, игру. 2. Разработка и реализация циклов игр-занятий в рамках проектной деятельности. 4. Работа видеостудии «Радуга». 3. Формы организации детской деятельности: экскурсии, знакомство с профессиями, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевая игра «Мы – журналисты».
|
3 этап |
Подготовка к презентации и презентация проекта |
- Демонстрация опыта работы. |
1. Заслушивание на педагогическом совете дошкольного образовательного учреждения. 2. Публикации, выступления на районных, региональных конференциях.
|
Прогнозируемый результат
Количественный
|
Качественный |
Педагоги
|
1.1.Участие 100% педагогов в мероприятиях проекта
1.2.Обеспечить подготовку и повышение квалификации педагогов ДОУ по данному направлению в работе. .2. Партнерство с родителями
1.3.Распространение опыта педагогической работы
|
1.1.Участие педагогов в мероприятиях проекта
1
|
|
Родители
|
2.1.Компетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей возрастёт.
2.2.Способствовать повышению потенциала взаимного доверия в системе «Семья – ДОУ». |
2.1.Включенность родителей наших воспитанников в деятельность детского сада
2.2.Возможность сотворчества и проведения семейного досуга
|
|
Социум |
Повышение имиджа дошкольного учреждения среди общественности города, района. |
Для обеспечения эффективности такой формы работы будет создана постоянная редакционная коллегия
Издательская деятельность
Название газеты – «В мире детства».
Её содержание будет разбито на основные рубрики:
Название рубрики
|
|
Содержание
|
«Колонка редактора»
|
|
Анонс данного выпуска. |
«Обучение и воспитание» |
|
Статьи, посвящённые актуальным вопросам воспитания и обучения, подготовленные специалистами, работающими с детьми, психологом. Эта рубрика предлагает так же материалы, информирующие родителей об особенностях работы нашего ДОУ – программы и технологии, направления развития учреждения, инновационная деятельность в детском саду. |
«Знакомьтесь! Наши педагоги» |
|
Информация о практической деятельности педагогических кадров. |
«Наши достижения» |
|
Информация о планах, событиях, жизни детского сада с фотографиями разных мероприятий. |
«Конкурс! Конкурс! Конкурс!» |
|
Информация для родителей о конкурсах, проходящих в детском саду и их результатах. |
«Мастер-класс» |
|
Советы для заботливых родителей по изготовлению поделок, игрушек с детьми. |
«Читаем вместе с детьми» |
|
Рубрика предлагает для родителей вместе с детьми провести время за чтением сказок, рассказов, отгадыванием загадок, кроссвордов. |
Видеостудия
Название видеостудии - «Радуга»
Цель:
- Формирование и дальнейшее развитие связной диалогической речи у детей
- Развитие коммуникативных навыков у детей
- Развитие информационного пространства ДОУ через создание банка мультимедийной библиотеки
2 этап Практический
Перспективный план работы информационной студии «Ромашка – информ» на 2007 – 2008 учебный год
|
Мероприятия |
Сроки |
Результат |
Ответственные |
1. |
Составления анкетирования |
сентябрь |
Анкета |
Карчина Л.Л. |
2. |
Распространение анкет |
сентябрь |
Ответы родителей |
Воспитатели групп |
3. |
Анализ анкет |
октябрь |
Изучение родительской компетентности по вопросам воспитания и обучения |
Карчина Л.Л. Токмакова О.Е. Бажина И.Г.
|
4. |
Заседание членов редакционной коллегии |
октябрь |
Основные рубрики газеты и их последовательность Подбор материала для буклетов, памяток |
Карчина Л.Л. Токмакова О.Е. Бажина И.Г.
|
5.
|
Выпуск газеты |
ноябрь |
«В мире детства» |
Карчина Л.Л. Токмакова О.Е. Бажина И.Г. |
6. |
Выпуск памятки для педагогов |
ноябрь |
«Кодекс чести воспитателя» |
Старший воспитатель: Токмакова О.Е. |
7. |
Занятие-практикум с педагогами, воспитателями «Мы хотим знать» |
декабрь |
Составление плана выпуска буклетов, памяток для родителей по основным направлениям |
Карчина Л.Л. Токмакова О.Е. Бажина И.Г.
|
8. |
Выпуск памятки |
декабрь |
«Играем дома» |
Учитель-логопед: Карчина Л.Л. |
9. |
Выпуск буклеты |
январь |
«Как помочь ребёнку пережить кризис 3-х лет» |
Педагог-психолог: Бажина И.Г. |
10. |
Выпуск памятки |
февраль |
«Предвидеть, научить, уберечь» |
Воспитатели: Безрукова Е.В. Мащенко Е.Л. |
11. |
Изучение периодической педагогической печати, изучение новых технологий |
март |
Знание новых технологий |
Карчина Л.Л. Токмакова О.Е. Бажина И.Г.
|
12. |
Выпуск буклета |
март |
«Влияние музыки на развитие ребёнка» |
Музыкальный руководитель: Самойленко Н.П. |
13. |
Выпуск газеты |
апрель |
«В мире детства» |
Карчина Л.Л. Токмакова О.Е. Бажина И.Г. |
14. |
Заседание членов редакционной коллегии |
апрель |
Подведение итогов |
Карчина Л.Л. Токмакова О.Е. Бажина И.Г. |
15. |
Выпуск буклета |
май |
«Хлеб всему голова» |
Воспитатели: Линдеберг С.В. Муромцева Н.В. |
Перспективный план работы информационной студии «Ромашка – информ» на 2008 – 2009 учебный год
Мероприятия |
Сроки |
Результат |
Ответственные |
|
1. |
Заседание членов редакционной коллегии |
сентябрь |
Подбор материала для буклетов, памяток Основные рубрики газеты и их последовательность |
Карчина Л.Л. Токмакова О.Е. Бажина И.Г.
|
2. |
Выпуск буклета |
сентябрь |
«Идём в детский сад» |
Педагог-психолог: Бажина И.Г. |
3. |
Выпуск памятки для педагогов |
октябрь |
«Климат в семье» |
Старший воспитатель: Токмакова О.Е. |
4.
|
Выпуск газеты |
ноябрь |
«В мире детства» |
Карчина Л.Л. Токмакова О.Е. Бажина И.Г. |
5. |
Выпуск буклета |
декабрь |
«Артикуляционная гимнастика для непослушных звуков Р и Р¢» |
Учитель-логопед: Карчина Л.Л. |
6. |
Выпуск буклеты |
январь |
Экологическая сказка «Пожар в лесу» |
Воспитатели: Рудакова Л.Г. Шевкун Н.И. |
7. |
Выпуск памятки |
февраль |
«Правила поведения на дороге» |
Воспитатели: Пищальникова И.А Хузиахметова Г.К. |
8. |
Организация видеостудии «Радуга» |
февраль |
Изготовление атрибутов с привлечение родителей для игры «Мы-журналисты» |
Бажина И.Г. Токмакова О.Е. Родители Педагоги |
9. |
Изучение периодической педагогической печати, изучение новых технологий |
март |
Знание новых технологий |
Карчина Л.Л. Токмакова О.Е. Бажина И.Г. Швед Т.Н.
|
10. |
Выпуск буклета |
март |
«Музыканты в коротких штанишках» |
Музыкальный руководитель: Лесняк И.В. |
11. |
Занятие - игра для детей «Мы -журналисты» |
март |
Совершенствование умения у детей строить диалог с использованием опорных карт-схем
|
Бажина И.Г. Токмакова О.Е. Карчина Л.Л. |
12. |
Выпуск газеты |
апрель |
«В мире детства» |
Карчина Л.Л. Токмакова О.Е. Бажина И.Г. Кириллова Т.Н |
13. |
Заседание членов редакционной коллегии |
апрель |
Подведение итогов |
Карчина Л.Л. Токмакова О.Е. Бажина И.Г. Кириллова Т.Н. |
14. |
Выпуск буклета |
май |
«Мир крохотных существ рядом с нами» |
Педагог дополнительного образования: Ермакова Л.Л. |
Перспективный план работы информационной студии «Ромашка – информ» на 2009 – 2010 учебный год
Мероприятия |
Сроки |
Результат |
Ответственные |
|
1. |
Заседание членов редакционной коллегии |
сентябрь |
Основные рубрики газеты и их последовательность Подбор материала для буклетов, памяток |
Карчина Л.Л. Токмакова О.Е. Бажина И.Г. Кириллова Т.Н |
2.
|
Выпуск памятки |
сентябрь |
«Советы логопеда» |
Учитель-логопед: Юпатова С.А. |
3. |
Выпуск буклета |
октябрь |
«Поиграем» |
Воспитатель: Гришанова Н.Н. |
4. |
Выпуск буклета |
октябрь |
«Права ребёнка – соблюдение их в семье» |
Социальный педагог: Кириллова Т.Н. |
5. |
Занятие - игра для детей «Мы - журналисты» |
март |
Совершенствование умения у детей строить диалог с использованием опорных карт-схем
|
Бажина И.Г. Токмакова О.Е. Карчина Л.Л. |
6.
|
Выпуск газеты |
ноябрь |
«В мире детства» |
Карчина Л.Л. Токмакова О.Е. Бажина И.Г. Кириллова Т.Н. |
7. |
Выпуск буклета |
ноябрь |
«Основные заповеди семьи» |
Старший воспитатель: Токмакова О.Е. |
8. |
Выпуск памятки |
декабрь |
«Чтобы зубки не болели» |
Воспитатели: Лесничая Н.В. Щепочкина Л.А. |
9. |
Выпуск буклета |
январь |
«Осторожно, грипп!» |
Воспитатели: Манченко Л.Г. Маркова И.В. |
10. |
Выпуск буклета |
февраль |
«Здоровье детей – наша общая забота» |
Инструктор по физической культуре: Лапенко Н.В. |
11. |
Изучение периодической педагогической печати, изучение новых технологий |
март |
Знание новых технологий |
Карчина Л.Л. Токмакова О.Е. Бажина И.Г. Кириллова Т.Н. |
12. |
Выпуск буклета |
март |
«Развитие у детей чувства ритма, музыкальной памяти» |
Музыкальный руководитель: Самойленко Н.П. |
13. |
Выпуск газеты |
апрель |
«В мире детства» |
Карчина Л.Л. Токмакова О.Е. Бажина И.Г. Кириллова Т.Н. |
14. |
Заседание членов редакционной коллегии |
апрель |
Подведение итогов |
Карчина Л.Л. Токмакова О.Е. Бажина И.Г. Кириллова Т.Н. |
15. |
Выпуск буклета |
май |
«Скоро в школу» |
Педагог-психолог: Бажина И.Г. |
Перспективный план работы информационной студии «Ромашка – информ»на 2010 – 2011учебный год
Мероприятия |
Сроки |
Результат |
Ответственные |
|
1. |
Заседание членов редакционной коллегии |
сентябрь |
Основные рубрики газеты и их последовательность Составление плана выпуска буклетов, памяток для родителей |
Карчина Л.Л. Токмакова О.Е. Бажина И.Г. Швед Т.Н. |
2.
|
Выпуск буклета |
октябрь
|
«Артикуляционная гимнастика для непослушных звуков Л и Л¢» |
Учитель-логопед: Карчина Л.Л. |
3. |
Занятие - игра для детей «Мы - журналисты» |
март |
Совершенствование умения у детей строить диалог с использованием опорных карт-схем
|
Бажина И.Г. Токмакова О.Е. Карчина Л.Л. |
4. |
Выпуск газеты |
ноябрь |
«В мире детства» |
Карчина Л.Л. Токмакова О.Е. Бажина И.Г. Швед Т.Н. |
5. |
Выпуск буклета |
ноябрь |
«Жестокое обращение с детьми» |
Воспитатели: Безрукова Е.В. Линдеберг С.В. |
6. |
Выпуск буклета |
декабрь |
«Безопасность ребёнка дома» |
Воспитатели: Рая О.А. Гопиенко Ю.А. |
7. |
Выпуск буклета |
январь |
«Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков» |
Учитель-логопед: Карчина Л.Л.
|
8. |
Выпуск буклета |
февраль |
«Роль матери и отца в семейном воспитании» |
Старший воспитатель: Токмакова О.Е.
|
9. |
Изучение периодической педагогической печати, изучение новых технологий |
март |
Знание новых технологий |
Карчина Л.Л. Токмакова О.Е. Бажина И.Г. Швед Т.Н.
|
10. |
Выпуск буклета |
март |
«От природы музыкален каждый» |
Музыкальный руководитель: Самойленко Н.П. |
11. |
Выпуск газеты |
апрель |
«В мире детства» |
Карчина Л.Л. Токмакова О.Е. Бажина И.Г. Швед Т.Н. |
12. |
Заседание членов редакционной коллегии |
апрель |
Подведение итогов |
Карчина Л.Л. Токмакова О.Е. Бажина И.Г. Швед Т.Н.
|
13. |
Выпуск буклета |
май |
«Запахи природы» |
Педагог дополнительного образования: Ермакова Л.Л. |
14. |
Выпуск памятки |
май |
«Родителям будущих первоклассников» |
Старший воспитатель: Токмакова О.Е. |
Анализ результативности информационного центра
Издательская деятельность
После первого выпуска газеты стало понятно, что можно долго и скучно рассказывать о закономерностях процесса воспитания и обучения детей, обновлении его содержания – и получить нулевой результат. А можно с помощью необычных форм, в частности выпуска буклетов, памяток, газет сделать материал интересным, привлечь внимание родителей.
С помощью издательской деятельности решались следующие задачи:
- обеспечение своевременной информацией об особенностях работы образовательного учреждения;
- оказание родителям квалифицированной психолого-педагогической, методической помощи по вопросам воспитания, обучения детей дошкольного возраста;
- создание архива издательской деятельности.
Тематика изданий буклетов и памяток определялась по различным направлениям инновационной деятельности. За основу взят принцип – родители должны научиться слышать своих детей! Современные родители – очень занятые люди, не всегда приходят на родительские собрания, консультации, зачастую ограничиваясь только короткими беседами с воспитателями во время утреннего приёма воспитанников и вечером, когда забирают малыша из детского сада. А эта форма работы оказалась удобна тем, что родители могут ознакомиться с информацией, когда по тем или иным причинам ждут своего ребенка в детском саду. О чём мы рассказываем:
ü Об особенностях физического и психического развития детей, о жизни ребенка в детском саду.
ü Даём рекомендации по воспитанию и образованию детей.
ü Помогаем родителям взглянуть со стороны на взаимоотношения со своими детьми более внимательно, увидеть настроение своих детей, их желания и переживания.
Для этого каждый номер буклета, памятки делался тематическим. Они могли быть авторскими или составлены группой педагогов.
А вот газета выпускалась с участием всех педагогов ДОУ, так как отражала жизнь всех групп и всех проходящих мероприятий. Плюсы такой формы взаимодействия с родителями заключаются в следующем:
ü Специалисты предоставляют родителям объективную информацию, и они решают, что с ней делать.
ü Мы не ограничиваем родителей во времени. Они могут взять издание домой и изучить его в удобное время.
ü Информация, предоставленная в издании, напрямую или косвенно касается детей, посещающих детский сад.
ü Родители всегда в курсе событий, происходящих в детском саду, который посещает их ребёнок.
ü Родителям предоставляется возможность реализовать их право на участие в жизни ДОУ.
В работе с родителями поиск новых форм работы остается всегда актуальным. Издание малотиражной газеты способствует привлечению родителей к воспитанию и образованию детей, повышает компетентность родителей в воспитании ребёнка.
Видеостудия «Радуга»
С целью активного влияния на коммуникативную деятельность детей в нашем детском саду была организована видеостудия «Радуга».
Задачи видеостудии:
- Формирование и дальнейшее развитие связной диалогической речи у детей;
- Развитие коммуникативных навыков у детей;
- Создание банка мультимедийной библиотеки.
Что же понадобилось для открытия видеостудии? Педагоги, дети – «почемучки» и техническое обеспечение: микрофон, фотоаппарат, видеокамера. Прежде чем научить детей брать интервью у человека определённой профессии, необходимо побеседовать с детьми на эту тему, предложить дидактические игры. И только после того, как дети получат достаточное количество сведений, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать. Поэтому игра «Журналисты» оказалась ближе и понятнее детям, завоевала детское признание своим своеобразием с использование схем (приложение) и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности. Именно в игре наши воспитанники научились брать интервью у взрослых, попробовали себя в качестве фотокорреспондентов на различных мероприятиях сада.
Таким образом, организация журналистской деятельности дошкольников с применением, в частности метода интервьюирования, усиливает речевую мотивацию, создаёт условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. И трудно определить ту грань, которая разделяет работу и игру. Здесь можно с уверенностью вести речь о многообразной совместной деятельности взрослых и детей, объединенной общим названием «Мы – журналисты».
3 этап Результативный
Всё в инновационной работе взаимосвязано и взаимозависимо. В ней не должно быть «отдельно стоящих» мероприятий. Без сомнения, лишь системный подход дает возможность четко обозначить проблему, проанализировать ситуацию, найти возможные решения, скорректировать и проанализировать свои действия, работать с опережением, на перспективу.
Литература
1.Константинова А.Н., Суровцева И.Ю. Издательская деятельность в детском саду как одна из форм взаимодействия с родителями. Научно-методический журнал «Логопед», 2008.
2.Нагаева Т.А. Информационно-психологическая газета «Цветик-семицветик». Научно-практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», 2009.
Серия А № 0000776 № кв. 62502655103384 дата отправки 10.11.2012
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf