Воспитательно – образовательный проект «В мире дерева» Для детей 3 – 6 лет |
ср., 20.04.2011 |
МАДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 125 г. ТЮМЕНИ
Составители проекта:
Преснецова Жанна Вячеславовна,
Тюшова Галина Александровна
Цель: углубить представления детей об отдельных свойствах дерева и их значении в жизни человека; познакомить дошкольников с качественной характеристикой дерева как об источнике сырья и творчества
Взаимодействие с родителями:
- Привлечение родителей к организации экскурсий
- Оказание помощи в сборе экспонатов к выставке, составление коллекции мелких скульптур из дерева.
- Прогулки с детьми в сквер, лес.
Предварительная работа
1. Целевые прогулки «Рассматривание деревьев в близь расположенном сквере и на территории детского сада»
Цель: познакомить и уточнить строение деревьев, выявить отличия пород, исследовать кору деревьев, их семена и плоды, рассмотреть форму листьев
Словарь: ель, береза, клен, тополь, рябина, крона, ствол, ветки, листья, кора светлая, шершавая, гладкая, лист волнистый, зубчатый
2. Работа по теме «Деревья» с дидактическим материалом в развивающей среде
Цель: знакомство и закрепление знаний о строении дерева, форме листьев, изготовление книжечек «Деревья», рассматривание энциклопедий
Материал: биологический комод, дидактические пособия «Деревья», рассыпные листы
3. Чтение сказок «Буратино», «Зимовье зверей», «Летучий корабль», «Теремок», «Сказка о золотой рыбке»
Цель: определить с детьми какие изделия в сказках выполнены из дерева
Словарь: полено, поленница, бревно, изба, корыто
4. Организация выставки изделий из дерева
Цель: привлечь внимание детей к красивым предметам, украшениям, выполненным из дерева
Основная деятельность с детьми в 1 половину дня
5. Экскурсия в смешанный лес
Цель: почувствовать атмосферу леса, уточнить представления детей о лиственных, хвойных деревьях и их названиях, обратить их внимание молодые, зрелые деревья, собрать природный материал
Словарь: береза, рябина, сосна, ель, кора, шишки, хвоя, листья, молодые, зрелые
6. Беседа «По следам экскурсии»
Цель: вызвать у детей желание рассказать о своих ощущениях и впечатлениях об увиденном, услышанном, замеченном в лесу как о таинственной, удивительной, прекрасной силе природы, обобщить понятия «хвойные деревья», «лиственные деревья», «хвойный лес», «лиственный лес», «смешанный лес», закрепить названия лиственных и хвойных деревьев,
Словарь: ель, береза, клен, тополь, рябина, крона, ствол, ветки, листья, кора.
Материал: природный материал, принесенный из леса, иллюстрации лесных массивов
Содержание: педагог предлагает рассказать детям о том, что их больше всего поразило, удивило в лесу. Вместе с детьми рассматривает собранный природный материал. Уточняет значение листьев и хвои для деревьев. Дети анализируют сходства, различия, обобщают понятия «хвойные деревья» и «лиственные деревья», педагог подводит детей к выводу, что леса, в зависимости от преобладания пород деревьев, называются «хвойные», «лиственные»; дальнейшая работа по теме хвойные и лиственные деревья ведется с материалом в развивающей среде.
7. Занятия по изобразительной деятельности. Тема: “Деревья”, «Дерево – лист»
Цель: развивать способность к образному восприятию красоты природы и ее передаче в рисунке с помощью цвета, формы, композиции. Научить детей смешивать краску для получения разных оттенков серого, коричневого, зеленого, черного цветов для выразительной передачи стволов деревьев.
Содержание: см. приложение 1, 2
8. Круг «Путешествие паучка в лес»
Предварительная работа:
- Сравнить ощущения от ходьбы по асфальту, земле, листьям;
- Рассмотреть, понюхать, потрогать ветки (еловую, березовую) определить их принадлежность к дереву
- Работа с дидактическим материалом «тепловые таблички»
Цель: с помощью заданных ситуаций закрепить представления детей о хвойном, лиственном лесе, способствовать развитию органов чувств детей, восстанавливая в их памяти звуки, запахи леса, развивать воображение
Словарь: хвойные деревья, лиственные деревья
Материал: доска, мел, веточки деревьев
Содержание: воспитатель моделируя различные ситуации, события закрепляет знания детей о видах леса.
9. Круг «Лес – это дом» (продолжение сказки «Путешествия паучка»)
Цель: уточнить с детьми для кого лес является домом, восстановить в памяти детей ранее полученные знания о животном мире, показать внутреннюю жизнь леса, поддерживать интерес к нему, развивать воображение.
Словарь: кора, дупло, нора, гнездо, муравейник, насекомые, птицы, звери
Материал: доска, мел,
Содержание:
- педагог предлагает детям совершить воображаемую прогулку в лес с помощью знакомого друга – паучка;
- воспитатель рисует паучка, деревья, моделирует варианты увиденных им домов животных, а дети определяют чьи это жилища. Паучок может находится на коре, под корой дерева, на ветвях, рядом с деревом
- подвести итог и проговорить о бережном отношении к лесу. Закрепить понятие «Лес – это дом»
10. Круг «Чудеса леса»
Цель: поддерживать интерес к деревьям, помочь детям увидеть необычное в обычном, развивать воображение и добрые чувства
Словарь: береза, рябина, сосна, ель, кора, шишки, хвоя, листья, крылатки
Материал: природный материал
Содержание:
- игра «Я по лесу шла». После того, когда дети определили то, что они нашли, педагог предлагает им сравнить листья деревьев, хвою с чем-то необычным, например, лист березы – маленькое сердечко
11. Круг «Дерево – источник вдохновения» (2 части)
Цель: дать детям представление о дереве – сырье и источники творчества, уточнить с детьми цикличность содержания леса, воспитывать чувство бережного отношения к лесу.
Словарь: древесина, ствол дерева, бревно, пиломатериалы, рубанок, тесак, топор, пила
Материал: схема «Цикличность содержания леса», дидактическое пособие «Цикличность…», иллюстрации
Содержание:
- рассмотреть с детьми схему «Цикличность содержания леса», презентовать дидактическое пособие
- дать понятие о дереве как о сырье;
- с помощью иллюстраций провести небольшой экскурс в дни жизни наших предков (рубили избы, делали деревянную посуду, предметы быта)
- с помощью тепловых табличек предложить детям сравнить свои ощущения полученные от прикосновения к поверхности дерева и металла, подвести детей к пониманию того, что дерево может служить источником вдохновения, более подробно рассмотреть деревянные изделия собранные на выставке.
12. Круг. «Лес именинник»
Цель: закрепить представления детей о дереве как источнике сырья и вдохновения, вызвать интерес к деревообрабатывающему производству и желание создавать своими руками красивые вещи из природного материала
Материалы: поделки из природного материала, выполненные детьми
Содержание:
- · презентация дидактического пособия «Характеристика древесины», педагог рассказывает, показывает и обсуждает с детьми из каких пород деревьев изготавливается те или иные изделия.
- · инсценировка «Лес – именинник». Педагог берет на себя роль леса. Лес приглашает в гости свою родню. Дети, изображающие его родню, дарят лесу поделки из природного материала беседуют, общаются с ним.
13. Экскурсия «Столярная мастерская»
Цель: дать детям представление о способах обработки древесины, познакомить с инструментами и станками, используемыми в деревообработке, посмотреть выставку деревянных изделий, выполненных руками школьников
Словарь: пила, топор, рубанок, лобзик, стамеска, дрель, «выжигатель», станки по деревообработке
14. Лаборатория «Исследование древесины»
Цель: с помощью эксперимента выявить некоторые свойства древесины, полезные, удобные людям в ее применении, учить детей делать выводы, развивать интерес к работе с деревом.
Материалы: материалы к упражнению «Тонет – не тонет», гуашь, кисти, доски, чурки, гвозди, инструменты
Содержание:
- · педагог закрепляет представления детей о древесине.
- · задает детям вопрос «Почему человеку удобно использовать древесину в своей жизни?»
- · дети с помощью подсобных материалов и инструментов определяют свойства древесины. Обсуждая результаты эксперимента дети отвечают на вопрос педагога и делают выводы о том, где возможно использовать древесину
15. Подготовка к вечеру развлечений «Веселая ярмарка»
Основная деятельность с детьми во 2 половину дня
16. Ручной труд. Создание макетов «Хвойный лес», «Лиственный лес», «Смешанный лес»
Цель: учить детей вырезать силуэты лиственных, хвойных деревьев, использовать элементы бумажной пластики, закрепить название видов лесов, проявлять творчество
Материалы: ножницы, клей, бумага, ножницы
Словарь: хвойные деревья, лиственные деревья, крона, ствол
Содержание: рассмотреть с детьми в энциклопедии фотографии макетов хвойного и лиственного леса. Предложить детям подумать как самостоятельно можно изготовить подобные макеты и что для этого необходимо. Показать отдельные приемы бумажной пластики для изготовления деревьев.
Примечание: данные макеты используются в дальнейшей игровой деятельности детей.
17. Ручной труд. Поделки из природного материала
Предварительная работа: рассмотреть иллюстрации с различными поделками, дать возможность ребенку определить что ему хотелось бы сделать и отобрать с этой целью необходимый материал.
Цель: закрепить способы работы с природным материалом, умение воспроизводить образцы, развивать фантазию и творчество.
Материалы: природные материалы, клей, ножницы, картон, пластилин
18. Индивидуальная работа «Выжигание по дереву»
Цель: учить выжигать по дереву, пользоваться выжигателем, развивать глазомер, фантазию, творчество
Материалы: доски, выжигатели
19. Рассматривание книги «Деревянная резьба г.Тюмени»
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf