Развитие мелкой моторики с использованием здоровьесберегающих технологий

  чт., 10.06.2021

Составитель:

Банку Джамиля Габдульхаковна

воспитатель

МБДОУ Детский сад №4 "Снегурочка" г. Салехард

Развитие мелкой моторики с использованием здоровьесберегающих технологий - как один из показателей готовности старшего дошкольника к обучению в школе

Проект составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

 - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

 - Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

 - Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования», № 08-249 от 28.02.2014 г;

 - СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

 - Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР на основе  ООП;

Паспорт проекта

«Рука – это щупальца мозга»

И.М. Сеченов

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

 Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

     Я выбрала тему по самообразованию «Развитие мелкой моторики с использованием здоровьесберегающих технологий - как один из показателей готовности старшего дошкольника к обучению школе», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников.  Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

Одним из навыков, который должен быть сформирован к школьному обучению – это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Почему так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.

Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Нарушения мелкой моторики может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями таких ученых, как И.М.Сеченов, В.А.Сухомлинский, В.М.Бехтерев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, А.В.Антакова-Фомина, М.И.Кольцова, Е.И.Есенина, Н.М.Шелованов, Н. Л. Фигурин,Н.П.Денисова. Все они подтверждают связь развития рук с развитием мозга.

Уровень развития моторной деятельности - это один из показателей интеллектуальной готовности к школе

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь

Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Цель данного проекта является:

Повышение уровня развития мелкой моторики с использования традиционных и нетрадиционных форм работы в подготовке дошкольников к обучению.

Задачи:

  1. Повышать гибкость и ловкость детских рук с помощью разнообразных методов, приемов, форм;
  2. Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал;
  3. Развить речь, мышление,ориентировку в пространстве, память, внимание, фантазию, улучшать координацию движений, глазомер, логическое мышление, воображение, творческие способности, зрительную и слуховую память;
  4. Укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  5. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду;
  6. Создать благоприятную эмоциональную обстановку в группе для плодотворного сотрудничества ребенка и педагога.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: долгосрочный, творческий, продуктивный, познавательно-речевой;

По содержанию: обучающий;

По числу участников проекта: воспитатель Банку Д.Г., вопитанники подготовительной группы компенсирующей направленностис ТНР, родители;

По времени проведения: долгосрочный (с 01 октября  по 31 мая);

По характеру контактов: Ребенок и семья, в рамках ДОУ;

По профилю знаний многопредметный;

По характеру учебной работы в проекте: Участник от зарождения идеи до получения результата.

Основные принципы работы педагога при реализации проекта:

  1. Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
  2. Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
  3. Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
  4. Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
  5. Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ, города и семьи.

Методы и приемы

Свою работу по развитию  мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ТНР организую из следующих методов:

  1. Пальчиковый игротренинг

ü массаж кистей рук

ü пальчиковая гимнастика, физкультминутки

ü пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

ü пальчиковый и настольный театр

ü  

  1. Использование элементов ТРИЗ

ü лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

ü нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

ü конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

ü различные виды аппликаций

ü различные виды работы с использованием бросового материала через нетрадиционные технику исполнения

  1. Развитие графической моторики

ü рисование по трафаретам

ü штриховка

ü дорисовка

ü лабиринты

ü графические диктанты

  1. Дидактические игры

ü шнуровка

ü игры с мелкими предметами

ü паззлы, мозаика

Практическая значимость проекта

Практическая значимость заключается в том, что изученный опыт может быть использован в повседневной деятельности педагога, в разработке рекомендаций по развития мелкой моторики.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Положительная динамика в развитии мелкой моторики.

Повышение уровня развития речи, координации внимания, памяти.

Овладение приемами работы с разными инструментами.

Овладение разными видами трудовой деятельности

Умение создавать художественный образ своего изделия.

Подготовленность руки ребёнка к овладению письмом.

Обогащение эмоциональной сферы ребенка, накопление двигательного опыта.

Формирование коммуникативных способностей.

Привлечение родителей к совместной работе с детьми

Этапы реализации:

В соответствии с целью проекта и решаемыми задачами предлагается план реализации проекта, который будет выполняться поэтапно:

 1 этап – организационно-практический:

- Изучение литературы по проблеме;

- Определение темы;

- Постановка целей и задач;

- Изготовление пособий для развития мелкой и общей моторики;

- Пополнение и расширение в группе разнообразных уголков  для развития речевой, познавательной, творческой деятельности;

- Подбор методик для диагностики уровня развития моторной деятельности у дошкольников;

- Диагностика детей (результаты диагностики на начало реализации проекта показали,  что с высоким  уровнем развития мелкой моторики рук 20% воспитанников, 64% имели средний уровень, и 16%низкий).

  2 этап – практический:

- Разработка плана мероприятий с детьми (прилагается0;

- План работы с родителями (прилагается);

- План работы с педагогами (прилагается).

Работа с родителями: выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей; консультации индивидуальные и групповые, семинар – практикум, мастер-класс, беседы, родительские собрания: знакомство с проектом «Наши пальчики-наши помошники»;

3 этап – заключительный:

- Проведение контрольно-диагностических процедур;

- Анализ результатов;

- Создание собственных наработок;

- Презентация;

- Портфолио.

Реализация проекта.

Работа с детьми организована с учетом требований ФГОС, где четко прослеживаются пять образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие;

 Познавательное развитие;

 Речевое развитие;

 Художественно-эстетическое развитие;

 Физическое развитие

Образовательная область

Формы работы с детьми

1

Социально-коммуникативное развитие

 

С/ролевые, настольно-печатные, дидактические игры, трудовая деятельность, приобщение к нормам и правилам,  взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

 

2

Познавательное развитие

 

Конструктивная деятельность: конструирование  из мелкого и крупного конструктора, счетных палочек, мозаики, геометрических фигур, спичек, бумаги  по образцу и по памяти

ФЦКМ:

Беседы, наблюдения, экспериментальная деятельность: 

познание свойств: предметов быта, природного, бросового материала (орехи, фасоль, ракушки, крупа, мука, пуговицы, бусы.,прищепки, пластиковые крышки, и т.д.), сминание пальцами комочков из бумаги 

ФЭМП:

использование графических упражнений (графический диктант), игры:« Дорожка», «По точкам», «Узоры крестиком» и др., выкладывание предметов по цвету, форме, нахождение фигур по описанию, работа с карточками, шнуровкой, мелкими деталями, наборным полотном, математическим набором.и т.д.

 

3

Речевое развитие

Театрализация (пальчиковый, теневой, настольный театр), игры-драматизации, пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, звуковой гимнастикой, показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и т.д.), которые сопровождаются чтением потешек или сказок; пальчиковые игры,

4

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность с использование нетрадиционных и традиционных форм работы: поделки из рваной бумаги,  выполнение аппликаций из природного и бросового материала (семян, орех, яичной скорлупы и т.д.), создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей – ниткопись, игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами), лепка из соленого теста, рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.) , плетение из бумаги, тесьмы,нити ковриков, косичек, полосок, симметричное вырезание, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок. Изготовление поделок, рисунков, оформление плакатов на темы: «Осень в тундре», «Все краски жизни для тебя», «День матери», «Береги природу», «Новогодняя игрушка», «Мой папа – самый-самый», «Подарок маме», «Пасха»,  «Книжка-малышка». ИКТ, музыкальные развлечения.

 

 

5

Физическое развитие

 

Укрепление здоровья детей:

Утренняя гимнастика, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, прогулки, подвижные, малоподвижные игры, спортивные игры (футбол, перетягивание палки, каната, нанизывание аркана, перепрыгни через препятствия и т.д.)

 

 План работы с родителями на 2020-21 учебный год

Месяц

Форма работы с родителями

Тема. Цель

Октябрь

Родительское собрание

 

Конкурс «Осень в тундре» (изготовление поделок к конкурсу)

 

 

Привлечь родителей к совместной

деятельности

Ноябрь

Семинар-практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить»

 

 

 

Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики».

 

.

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.

Обучить родителей правильному проведению дома пальчиковых игр.

 

Декабрь

Конкурс «Новогодняя игрушка» ( изготовление поделок к конкурсу) совместно с детьми

Украшение группы к новогоднему празднику

Привлечь родителей к совместной

деятельности, вызвать у родителей положительные эммоции

Январь

Консультация «Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать», «Развитие графомоторных навыков у детей

подготовительной к школе группы»

 

Папка-передвижка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

 

 

Февраль

Интегрированное открытое занятие по ФЦКМ+лепка «Мы живем на Севере»

 

Март

Развлечение к празднику «8марта»

Вызвать у родителей добрые, положительные эммоции

Апрель

Акция «Чистая площадка» (уборка снега на территории д/с.)

Вызвать желание родителей помочь в уборке территориии

Май

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей

.

 

 

Анализ проделанной работы по проекту

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

 

Диагностика и результаты диагностики развития мелкой моторики»

 

 

 План работы с педагогами на 2020-21 учебный год

Месяц

Формы работы с педагогами

Октябрь - ноябрь

Сообщение темы и сроков

Декабрь

Интегрированное открытое занятие по развитию речи

Январь - апрель

Консультации

Папки-передвижки

Май

Анализ проделанной работы-презентация

 III этап - заключительный - подведение итогов реализации проекта.

Анализ результатов проделанной работы.

2 Создание собственных наработок (методические пособия)

4. Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.

Итоговое праздничное мероприятие с детьми и их родителями.

Выставка творческих работ, тематических буклетов, подготовленных воспитанниками и их родителями.

Обобщение и распространение опыта работы среди родителей и педагогов (презентация), публикации.

ПРОДУКТ ПРОЕКТА

перспективный план работы по развитию мелкой моторики

картотека пальчиковых игр

материал для развития графомоторных навыков (штриховки, трафареты, дорисовки)

изготовление пособий (карточки со схемами пальчиковых упражнений, картотека пальчиковых игр, артикуляционных, логоритмических упражнений, нестандартное оборудование для дыхательной гимнастики, закаливания, нетрадиционный материал для выполнения творческих работ)

разработка дидактических пособий (игры «Чудо-коврик», «Логопедические бусы», «Загадочные часики», тетрадь по развитию графомоторных навыков)

консультации для родителей

участие детей и родителей в творческих конкурсах

выставка творческих работ детей

Результативность:

Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей  дошкольного возраста, я добилась определенных результатов. В процессе проведения повторной диагностики  прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. С высоким уровнем  36%воспитанникорв, средний уровень у 60%детей,  низкий – у 4%.

•      Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания;

•      Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как  мышление,  память, внимание,  речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца

ВЫВОД: Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей,  я пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

 Библиографический список 

 1. Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры» – М. : «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения» – М. : ТЦ Сфера, 2006.

3. Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей» – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры» – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики»  – СПб: Корона-Век, 2007.

6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

  «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008466

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 223
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.