«Азбука здоровья»

  пт., 30.10.2020

Составитель:

Вагилова Внера Радиковна,

воспитатель МБДОУ "ДС "Золотой ключик"

г.Тарко-Сале Пуровского района

I квалификационная категория

Педагогический стаж:  5 лет

Проект «Азбука здоровья»

для детей старшего дошкольного возраста

Здоровье—это драгоценность (и при этом единственная)

ради которой действительно стоит не только не жалеть

времени, сил, трудов и всяческих благ,

но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

М. Монтень.

 Анализ ситуации

Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Здоровье—это радостное отношение к трудностям.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50% здоровья родители повлиять не могут, то на другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье.

Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный, Брехман И.И., Л.Г. Татарникова и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и совсем мало детей признаны практически здоровыми. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.

Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

 Актуальность проблемы

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…».

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Как показывают исследования уровень физического развития ребенка, уходящего в школу недостаточный:
-Дисгармоничное развитие имеют до 19% детей;
- Уровень развития двигательных способностей ниже нормы имеют – 17%;
-Тонкомоторные действия недостаточно развиты у 20% будущих первоклассников.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

 Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Особое значение приобретает трудовая деятельность для ребенка старшего дошкольного возраста, т.к. именно в этом возрасте дошкольник способен усваивать такие понятия как «ответственность», «уважение к труду и людям труда», а также «здоровый образ жизни».

Трудовая деятельность старшего дошкольника определяет направление его образа жизни: лишь труд может доставлять огромную радость, особенно если его плоды направлены на других людей, лишь труд есть норма здоровой и счастливой жизни.

В ДОУ дети выполняют различные виды труда: самообслуживание, бытовой труд, труд в природе, ручной труд. С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки и умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки.

Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию, умственную работоспособность, нравственные силы; дают стремление вести здоровый образ жизни.

Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость. Поэтому решила использовать  игровые ситуации в повседневной жизни, чтобы сформировать понятия о здоровом образе  жизни.

Процесс формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по следующим направлениям:

1. Формирование знаний о здоровье и его значимости.

2. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.

3. Организация оздоровительной работы.

4. Профилактика вредных для здоровья привычек.

Для реализации данного направления моей педагогической деятельности был разработан проект “Азбука здоровья” для работы с детьми старшего возраста.

Тип проекта: информационно-творческий, долгосрочный.

Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, родители.

Сроки проведения проекта: сентябрь – май

Проблемный вопрос: Как сохранить свое здоровье?

Цель:

1.Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих, сохранение и укрепление здоровья детей, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни.

2.Организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.

Задачи:

Образовательные:

- Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.

- Научить элементарным приемам сохранения здоровья.

Воспитательные:

- Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.

- Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.

- Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.

Профилактические:

- Развивать у детей потребность в активной деятельности.

- Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни

Этапы:

1)      подготовительный - выявление проблемы, определение задач, изучение методической литературы;

2)      практический – организация деятельности по реализации проекта;

3)      результативный – укрепление здоровья дошкольников.

Ожидаемые результаты:

ü  Сформированность навыков здорового образа жизни в повседневной и в практической деятельности воспитанников.

ü  Дети получили практические культурно-гигиенические навыки и умения.

ü  Умение проводить простейшие исследования, анализировать, делать выводы.

ü  У детей появилось желание сохранять и укреплять свое здоровье.

ü  Снижение заболеваемости детей.

Я разработала перспективный план, который позволил целенаправленно и систематически работать в данном направлении и достичь высоких результатов.

Качественная реализация проекта позволит сформировать у детей следующие представления:

• что такое здоровье и как его сберечь;

• что такое витамины;

• о своих органах, их работе и значении;

• что такое режим, гигиена и закаливание;

• о том, что есть полезные и не полезные продукты, какие они;

• то полезно для моего организма;

• что такое микробы и вирусы;

• как предупреждать болезни;

• некоторые правила оказания себе первой помощи;

• что такое аптека, для чего она нужна;

• лекарственные растения;

• лекарственные растения нашего края.

Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту: комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно-речевая, изобразительная, ручной труд, игровая, физическая).

Форма проведения: занятия, беседы, самостоятельная деятельность детей, игры, работа с родителями.

Методы реализации проекта с детьми:

1. Практические:

- оздоровительная работа (приложение);

- организация режима двигательной активности, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность детей;

- пальчиковые игры;

- физкультминутка;

- упражнения на дыхание;

- артикуляционная гимнастика;

- гимнастика для глаз;

- релаксационные упражнения;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры.

2. Словесные:

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- заучивание стихотворений;

- консультации;

- рассказывание;

- инструкции.

3. Наглядные:

- организация выставок, конкурсов;

- сбор фотоматериала;

- рассматривание иллюстраций;

- информационно-агитационные стенды;

- личный пример взрослых;

- театрализованные представления;

- просмотр видеоинформации.

Все виды деятельности и формы работы планировала в комплексе в соответствии с ФГТ.

Образовательная область «Физическая культура»:

- утренняя гимнастика;

- физкультурные занятия;

- соревнования;

- подвижные игры;

- физкультурные досуги (приложение);

Образовательная область «Познание»:

- «Где живет Витаминка?» (Рассказать  детям о пользе овощей и фруктов для здоровья человека. Воспитывать бережное отношение  к своему здоровью).

- «Это я!» (Дать ребенку знание о себе, о своем теле, формировать любовь к жизни, чувство радости существования).

- «Органы чувств (глаза, уши, нос). Общее понятие.» (Закреплять знания детей о своем теле. Рассказать детям, что на голове у человека много нужных и полезных органов).

- «Для чего нужны глаза?» (Познакомить детей с тем, что такое глаза и зачем они нужны. Воспитывать бережное отношение к своим глазам, желание ухаживать за ними (мыть, делать гимнастику, соблюдать правила безопасности).

- «Орган слуха – уши.» (Познакомить детей с тем, что такое уши и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к ушам, желание ухаживать за ними (мыть, не совать посторонние предметы).

- «Органы слуха, вкуса, обоняния (уши, рот – язык, нос).» (Познакомить детей с тем, что такое нос, рот и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).

- «Для чего нужны зубы?» (Познакомить детей с тем, что такое зубы и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).

- «Моя одежда (зима, весна, лето, осень)». Занятия проводятся по временам года. (Учить детей правильно одеваться, учитывая природные особенности).

- «Как быть здоровым?» (Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).

- «Растения, которые лечат».

- наблюдения за уборкой овощей.

Образовательная область «Коммуникация»:

- беседы «Как я буду заботиться о своем здоровье», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «На зарядку, становись», «Как надо одеваться, чтобы не болеть», «Правила гигиены», «Витамины полезны для здоровья»;

- составление рассказов об овощах и фруктах;

- составление рассказа «Как мы измеряли рост»;

- заучивание пословиц, поговорок о здоровье (приложение №3).

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

- Чуковский К. И. «Айболит», «Мойдодыр»;

- Ю.Тувим «Овощи»;

- Шалаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. «Правила поведения для воспитанных детей»;

- С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»;

- И.Токмакова «Колыбельная», «Мне грустно – я лежу больной»;

- А.Крылов «Как лечили петуха»;

- В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»;

- «Ладушки» (русские народные песенки);

- М.Безруких «Разговор о правильном питании»;

- В.Бондаренко «Язык и уши»;

- Л.Зильберг «Полезные продукты»;

- Г.Зайцев «Крепкие, крепкие зубы», «Дружи с водой»;

- А.Прокофьев «Как на горке, на горе»;

- А.Крылов «Как лечили петуха»;

- потешки, приговорки, загадки.

Образовательная область «Социализация»:

- д/игра «Оденем куклу на прогулку»;

- д/игра «Узнай и назови овощи и фрукты»;

- д/игра «Угадай на вкус»;

- д/игра «Назови правильно»;

- д/игра «Таня простудилась»;

- д/игра «Назови виды спорта»;

- д/игра «Угадай вид спорта по показу»;

- д/игра «Если кто-то заболел»;

- с/р игра «Овощной магазин»;

- с/р игра «Поликлиника», «Больница», «Аптека», «Детский сад», «Семья».

Образовательная область «Труд»:

- экскурсия в медицинский кабинет детского сада. (Познакомить с медработниками детского сада, их кабинетом, для чего необходим медкабинет, что в нем есть);

- экскурсия в аптеку;

- беседа «Как доктор лечит людей»;

- труд на природе (уборка участка);

- дежурство в группе (порядок на своем рабочем месте).

Образовательная область «Безопасность»:

- беседа «Осторожно - лекарство», «Как вести себя во время болезни»;

- просмотр мультфильмов.

Образовательная область «Музыка»:

- прослушивание колыбельных песен, произведений В.Моцарта, Л.Бетховена;

-  музыкальный альбом для детей и взрослых «Здоровячок» М.Л.Лазарева.

Образовательная область «Художественное творчество»:

- рисование «Овощи и фрукты», «Мы гуляем на участке»;

- конструирование «Больница для зверюшек»;

- «Изготовление рецептов для игры в больницу»;

- аппликация «Консервированные овощи в банке»;

- лепка «Машина скорой помощи».

Перспективный план реализации проекта “Азбука здоровья”

Сентябрь

1. Страна волшебная - Здоровье.

2. Учись быть здоровым. Твоё тело (с.4-5 «Азбука Здоровья»).

Октябрь      

1. Для чего нужен режим дня? Мой режим дня. Зачем нужен сон? (с.12-13 «Азбука Здоровья»)

2. Как ты дышишь? Кто  как  дышит? Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой (с.18-19 «А.З.»); «Волшебство дыхания» (с.191 «Здравствуй»).

3. «Вежливый магазин» (правила питания) (с.10 «д/и»).

4. «Поварята» (правила питания) (с.12 «д/и»).

Ноябрь      

1.Как ты ешь? Правила приёма пищи (с.30-31 «Азбука Здоровья»).

2. «Меню для сказочных героев» (с.13 «д/и»).

3. «Загадки повара Поварёшкина» (с.16 «д/и.»).

4. «Готовим сами». «Чай» (с.18 «д/и»).

Декабрь   

1. Волшебство полезной каши. Готовим сами (с.20 «д/и»)

2. Правила питания. Режим питания (с.24-26 «д/и»)

3. Волшебство зубной щётки, (с.184 «Здравствуй») Как растут зубы. Как правильно чистить зубы (с.32-33 «Азбука Здоровья»).

4. Как возникают болезни. Что такое микробы? (с.38-39 «Азбука Здоровья»).

Январь      

1. Волшебство закаливания (с.209 «Здравствуй») Что такое закаливание (с.34-35 «Азбука Здоровья»).

2. Зачем нужна вода? ( с.212 «Здравствуй»); «Надо, надо умываться..» - о пользе воды (с.30-31 «Азбука Здоровья»);   «Свежий воздух и вода - наши лучшие друзья» (с.36-37 «Азбука Здоровья»).

Февраль    

1. Как ты слышишь? Кто как слышит  (с.20-21 « Азбука Здоровья»).

2. Как ты видишь? Гимнастика для глаз (с.26-27 «Азбука Здоровья»).

3. Волшебство дыхания носом (микробы, разные носы) (с.192 «Здравствуй»).

4. Волшебство сильного выдоха. Праздник воздушных шаров (с.194 «Здравствуй»).

Март

1. Помоги себе сам (ожог, ссадина, обморожение) (с.58-59 «Азбука Здоровья»).

2. Опасность животные (дикие и домашние) (с.60 «Азбука Здоровья»).

З. Для чего нужна одежда? Сезонная одежда (с.52-53 «Азбука Здоровья»).

4. Волшебное зеркальце (с.159 «Здравствуй»).

Апрель

1. Безопасность в доме (балкон, лифт, окно) (с.46-47 «Азбука Здоровья»).

2. Волшебство исцеления голоса ( игры в лесу) (с.228 «Здравствуй»).

З. Если ты потерялся (с.52-53 «Азбука Здоровья»).

4. Опасность растения (грибы, ягоды, травы) (с.61 «Азбука Здоровья»).

Май

1. Правила поведения на улице (с.56-57 «Азбука Здоровья»).

2. Волшебство правильной и красивой речи (с.236 «Здравствуй»).

3. Здоровью надо помогать. Как? (с.66-69 «Азбука Здоровья»).

4. Что такое здоровье? ( с.4,10-11 «Азбука Здоровья»).

Взаимодействие с родителями. Перспективный план.

Сентябрь

1. Выставка литературы «Рождаюсь, расту, развиваюсь»;

2. Консультация «Путь к здоровью, силе, бодрости».

Октябрь

1. Консультация «Роль семьи и детского сада в формировании

здоровья детей»;

2. Индивидуальная беседа «Заботитесь ли вы о здоровье детей?».

Ноябрь

1. Консультация «Утренняя гимнастика с малых лет»;

2. Папка-передвижка «Здоровье - прежде всего».

Декабрь

1. Консультация «Организация физического воспитания детей в семье»;

2. Устный журнал «Помогите ребенку укрепить здоровье».

Январь

1 Папка-передвижка «Ваш ребенок часто болеет ОРВИ. Как быть? »;

2. Листовка «Подвижные игры на свежем воздухе».

Февраль

1. Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы»;

2. Развлечение для детей и родителей «Русские богатыри», посвященное     Дню Защитников Отечества;

3. Консультация «Питание ребенка-дошкольника».

Март

1. Листовка «Релаксационная гимнастика после сна»;

2. Папка-передвижка «Больше внимания осанке».

Апрель

1. Анкетирование «Соблюдаете ли вы  режим дня дома?»;

2. Консультация «Спортивный уголок дома».

Май

1. Педагогическая гостиная «Дыхание – основа здоровья»;

2. Развлечение «Хоровод подвижных игр на воздухе».

Приложения к проекту:

1. Беседа: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

2. Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни

3. Потешки при умывании

4. Загадки, пословицы, поговорки и стихи о спорте и здоровом образе жизни

5. План наблюдения за старшими дошкольниками

6. Анкета для старших дошкольников

 

                                                                                                                Приложение 1.

Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

Цель: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

- Вчера Кукла–мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины очень полезные.

- А вы, ребята, пробовали витамины? Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах.

- А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д. В каких продуктах они содержатся и для чего нужны. Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения. Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца). Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды). Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек). (Для лучшего запоминания использовать художественное слово).

-Никогда не унываю и улыбка на лице, Потому что принимаю Витамины А, Б, С. Очень важно спозаранку, есть за завтраком овсянку. Черный хлеб полезен нам. И не только по утрам. Помни истину простую Лучше видит только тот, Кто жует морковь сырую, Или сок морковный пьёт. От простуды и ангины помогают апельсины. Ну, а лучше съесть лимон хоть и очень кислый он.

- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно! ». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить. Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

    Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

- Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.

- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).

- Почему на дереве выросла морковь?

- Чем полезно молоко?

- Какой витамин в свекле?

- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?

- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.

Приложение 2.

Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

 

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным.

- Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов. Это, во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда (беседа с детьми о режиме дома и в детском саду). Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки.

- Дети должны уметь правильно умываться.

- Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы. (Для закрепления навыков используем художественное слово. Например, отрывки из сказки Чуковского "Мойдодыр" и т. п.) Мойся мыло! Не ленись! Не выскальзывай, не злись! Ты зачем опять упало? Буду мыть тебя сначала!

О микробах:

Они очень маленькие и живые (рисунок). Они попадают в организм и вызывают болезни. Они живут на грязных руках. Они боятся мыла. Рассматривание в микроскопе.

Микроб - ужасно вредное животное, Коварное и главное щекотное. Такое вот животное в живот залезет - и спокойно там живет. Залезет шалопай, и где захочется. Гуляет по больному и щекочется. Он горд, что столько от него хлопот: И насморк, и чихание.

- Вы, дети, мыли руки перед ужином? Ой, братец лис, ты выглядишь простуженным. Постой-ка, у тебя горячий лоб. Наверное, в тебе сидит микроб!

Вместе с детьми рассматриваем ситуации защиты от микробов и делаем вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.

- Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды).

- Посчитайте, сколько раз в день вы моете руки?

В-третьих, это гимнастика, физзанятия, закаливание и подвижные игры.

- Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше.

- Почему так говорят: "Береги здоровье смолоду"?

По утрам зарядку делай

Будешь сильным, будешь смелым.

Прогоню остатки сна, одеяло в сторону,

Мне гимнастика нужна,  помогает здорово.

 

Чтобы нам не болеть и не простужаться

Мы зарядкой с тобой будем заниматься.

- Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, чаще играть в подвижные игры.

В-четвертых, культура питания.

- Обыгрывание ситуации "В гости к Мишутке" и "Винни-Пух в гостях у Кролика";

- рассматривание и обсуждение картинок к играм: "Осторожно, вирус", "Будь здоров! ".

 Отсюда вывод: - нельзя:

- пробовать все подряд;

- есть и пить на улице;

- есть немытое;

- есть грязными руками;

- давать кусать;

- гладить животных во время еды;

- есть много сладкого.

Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.

- В каких продуктах они содержатся и для чего нужны?

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды). Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

Приложение 3.

Потешки при умывании.

*** Водичка-водичка, умой Настино личико. Настя кушала кашку, испачкала мордашку. Чтобы девочка была самой чистенькой всегда, помоги, водичка, умыть Настино личико.

*** Мыло душистое, белое, мылкое. Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою: если бы грязнуля вспомнил про мыло – мыло его, наконец, бы отмыло.

*** Ай, лады, лады, лады. Не боимся мы воды. Чисто умываемся. Маме улыбаемся.

*** Водичка, водичка, умой Лешино личико. Чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

*** Чище мойся, воды не бойся! Кран откройся, нос умойся! Мойтесь сразу оба глаза! Мойтесь уши, мойся шейка! Мойся шейка, хорошенько! Мойся, мойся, обливайся, грязь смывайся, Грязь смывайся!

*** От водички, от водицы. Всё улыбками искрится! От водички, от водицы веселей цветы и птицы! Петя умывается, солнцу улыбается!

*** Знаем, знаем, да-да-да. Где ты прячешься, вода! Выходи, водица, Мы пришли умыться! Лейся на ладошку, Лейся понемножку. Лейся, лейся, лейся, лейся посмелей, Катя умывайся веселей.

 

Приложение 4.

Загадки, пословицы, поговорки и стихи про спорт и различные виды спорта.

Загадки про спорт и здоровый образ жизни.

Любого ударишь – Он злится и плачет. А этого стукнешь – От радости скачет! То выше, то ниже, То низом, то вскачь. Кто он, догадался? Резиновый (мяч.)

Он лежать совсем не хочет. Если бросить, он подскочит. Чуть ударишь, сразу вскачь, Ну, конечно – это (мяч).

Силачом я стать решил, К силачу я поспешил: - Расскажите вот о чем, Как вы стали силачом? Улыбнулся он в ответ: - Очень просто. Много лет, ежедневно, встав с постели, поднимаю я (гантели).

Есть лужайка в нашей школе, А на ней козлы и кони. Кувыркаемся мы тут Ровно сорок пять минут. В школе – кони и лужайка! Что за чудо, угадай-ка! (Спортзал)

Зеленый луг, Сто скамеек вокруг, От ворот до ворот Бойко бегает народ. На воротах этих Рыбацкие сети. (Стадион)

Деревянные кони по снегу скачут, А в снег не проваливаются. (Лыжи)

На снегу две полосы, удивились две лисы. Подошла одна поближе: здесь бежали чьи-то (Лыжи)

На белом просторе две ровные строчки, а рядом бегут запятые да точки. (Лыжня)

Кто по снегу быстро мчится, Провалиться не боится? (Лыжник)

Ног от радости не чуя, с горки страшной вниз лечу я. Стал мне спорт родней и ближе, кто помог мне, дети? (Лыжи).

Он на вид - одна доска, но зато названьем горд, он зовется… (Сноуборд).

Есть ребята у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки)

Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки. А несут меня не кони, а блестящие (коньки).

Палка в виде запятой гонит шайбу пред собой. (Клюшка)

Во дворе с утра игра, разыгралась детвора. Крики: "шайбу! ", "мимо! ", "бей! " - Там идёт игра - (хоккей).

Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем. (Велосипед)

Не похож я на коня, хоть седло есть у меня. Спицы есть. Они, признаться, для вязанья не годятся. Не будильник, не трамвай, Но звонить умею, знай! (Велосипед)

Ранним утром вдоль дороги , на траве блестит роса. По дороге едут ноги, и бегут два колеса. У загадки есть ответ – это мой (велосипед).

Эстафета нелегка. Жду команду для рывка. (Старт)

На квадратиках доски короли свели полки. Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков. (Шахматы)

Стихи про спорт и здоровый образ жизни

«Зарядка»  Агния Барто

По порядку

Стройся в ряд! На зарядку Все подряд!

Левая! Правая! Бегая, Плавая,

Мы растем Смелыми,

На солнце Загорелыми.

Ноги наши Быстрые,

Метки наши выстрелы,

Крепки наши мускулы

И глаза не тусклые.

По порядку стройся в ряд! На зарядку все подряд!

Левая! Правая! Бегая, Плавая,

Мы растем смелыми,

На солнце загорелыми.

***

Пословицы и поговорки про спорт и здоровый образ жизни

- Закаляй свое тело с пользой для дела.

- Холода не бойся, сам по пояс мойся.

- Кто спортом занимается, тот силы набирается.

- Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.

- Кто любит спорт, тот здоров и бодр.

- И смекалка нужна, и закалка важна.

- В здоровом теле здоровый дух.

- Паруса да снасти у спортсмена во власти.

- Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.

- Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.

- Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.

- Крепок телом - богат и делом.

- Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.

- Пешком ходить — долго жить. Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.

 Приложение 5.

 План наблюдения за старшими дошкольниками

1.  Проявление интереса к здоровому образу жизни:

а) проявляет или не проявляет интерес к здоровому образу жизни;

б) проявляет активный или неактивный интерес.

2. Представления о здоровом образе жизни:

а) имеет или не имеет представление о здоровом образе жизни.

б) полнота представлений о здоровом образе жизни.

Приложение 6.

Анкета для старших дошкольников

 1.  Имеешь ли ты представление о понятии «здоровье»?

2. Как ты понимаешь словосочетание «здоровый образ жизни»?

3. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?

4. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым??

5. Делаешь ли ты утреннюю зарядку?

6. Выполняешь ли ты утренние водные процедуры?

7. Умеешь ли ты плавать?

8. Умеешь ли ты кататься на лыжах и коньках?

9. Что такое труд?

10. Любишь ли ты трудиться?

11. Входит ли в понятие здорового образа жизни трудовая деятельность?

12. Как ты трудишься?

13. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?

14.Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек?

15. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?

16.Как ты думаешь, правильно ли, что труд есть основа здорового образа жизни?

КОНСПЕКТЫ  НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Цель занятий - формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Данная цель реализуется посредством следующих задач:

  • Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, расширить представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем.
  • Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков.
  • Расширять  знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
  • Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения - мотивов укрепления здоровья.

Занятие 1 "Страна волшебная - здоровье"

Программное содержание:

-       Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится.

-       Воспитывать желание заботится о своем здоровье.

-       Развивать воображение и умение отображать свой замысел в рисунке.

Методические приемы: беседа, игровой момент, вопросы к детям, использование наглядного материала, оздоровительная минутка

Материал: Картинки с изображением 2 гномов или куклы: один гном веселый, здоровый, второй гном грустный, с перевязанной рукой, неаккуратный; на каждого ребенка альбомный лист и карандаши.

Словарная работа: уточнить и закрепить слова: здоровье, здоровяк, редко болеющий.

Предварительная работа: привитие детям гигиенических навыков, беседа с детьми о пользе зарядки, чтение художественной и познавательной литературы по теме, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята! Сегодня я хотела с вами поговорить на очень важную тему - о здоровье. Как вы думаете. Что такое здоровье? (суждения детей). Да, дети, некоторые из вас понимают. Что же такое здоровье, но не все знают, что же надо делать для того, чтобы быть здоровы. Вот сегодня на занятии мне и помогут два новых моих друга поведать вам о волшебной стране - здоровье. Они пришли к нам из чудесной страны сказок. Это гномы. Одного зовут Здоровяк, а другого – растяпа (обращает внимание детей на персонажей).

Посмотрите. Как вы думаете, кто из них Здоровяк, а кто Растяпа?

Ответы детей.

А почему вы так решили? Кто поделится своим мнением? (суждения детей).

Да, я согласна с вашим мнением. Крепких, сильных, редко болеющих детей называют здоровяками. Посмотрите, какой цвет лица у нашего Здоровяка. У него румяные щеки, крепкая стройная фигура, я думаю, что он занимается спортом, много гуляет на свежем воздухе, он соблюдает правила поведения на улице, не ест не мытые фрукты и овощи, не забывает делать зарядку. И он конечно знает, что полезно. А что вредно для здоровья.

Вы со мной согласны? Или кто - то думает по - другому? Поделитесь своим мнением, или добавьте, может я что - то упустила и не сказала о Здоровяке.

А как вы думаете, Растяпа ведет такой - же образ жизни или нет? А почему? Правильно, по нему видно, что он растяпа. Давайте с вами поможем стать ему таким как Здоровяк. И так начинаем помогать Растяпе, но прежде всего мы должны сами показать ему пример. Я правильно говорю? Предлагает провести оздоровительную минутку.

Физ. минутка "Божья коровка"  

  N

  Слова

  Движения

1.

Вокруг себя покружились И в божьих коровок превратились

Кружатся

2.

Божьи коровки, покажите ваши головки, Носики, ротики, крылышки - ручки, ножки. животики

Показывают названные части тела

3.

Божьи коровки, поверните на право головки, Божьи коровки, поверните налево головки,

Повороты головой вправо, влево

4.

Ножками притопните, крылышками хлопните

Топают ногами. Хлопают руками

5.

Друг к другу повернулись И мило улыбнулись

Поворачиваются, улыбаются, садятся

Воспитатель: Дети, какого человека мы называем здоровым?

Если человек болен, ему нездоровится, то как он выглядит? Какие вы молодцы ребята! Что должен сделать Растяпа, чтобы быть красивым, сильным, умным, здоровым? (Ответы детей).

Итак, теперь гном и мы знаем, что здоровье - это сила и ум. Что здоровье - это волшебная страна, это красота, это то. Что нужно беречь всегда, это самое большое богатство каждого человека. Здоровье - это когда ты весел, когда у тебя все получается, когда у тебя нет температуры и ты можешь ходить в садик, гулять на свежем воздухе, кататься с горки, когда у тебя ничего не болит. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. Вы со мной согласны? Я думаю, что мы с вами помогли Растяпе и не хотелось бы, чтобы у него оставалось такое не красивое имя. Давайте с вами придумаем ему новое имя, но и внешний вид ему поменять тоже необходимо. Правда?

Сейчас каждый из вас придумает нового гнома, собственного и нарисует его. Это может быть гном - мальчик или гном - девочка. Придумайте его сами и нарисуйте, но уже опрятного, красивого, здорового (самостоятельная деятельность детей). Анализ занятия и рисунков.

Занятие 2 "С утра до вечера"

Программное содержание:

-       Познакомить детей с распорядком дня. Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека;

-       Закрепить понятие о значимости режима дня;

-       Воспитать желания придерживаться правил по его выполнению.

-       Развивать память и мышление, умение рассуждать, делать умозаключения.

Методические приемы: Беседа, вопросы к детям ,объяснение, дидактическая игра"Разложи по порядку", игровой момент, рассказ воспитателя.

Материал: иллюстративный материал с изображением детей, занятых различными видам деятельности в течение дня.

Словарная работа: Познакомить детей со словосочетаниями: режим дня, распорядок дня.

Предварительная работа: знакомство детей с частями суток и характерными для них видами деятельности; рассматривание иллюстративного материала о частях суток; Чтение художественных произведений, пословиц о времени, беседы о необходимости режима дня и его значимости; просмотр видеофильмов и мультфильмов по теме.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, как вы думаете, зачем нам нужны часы? (суждения детей). А еще зачем? (ответы детей). Да вы правы, часы нам нужны для того, чтобы мы могли ориентироваться во времени, знать когда надо проснуться, чтобы не опоздать в детский сад на утреннюю гимнастику, для того, чтобы знать когда наступит обед, время прогулки и сна.

Дети, как вы думаете, что такое режим? (суждение детей). Дети, режим, это когда выполняются все дела в течение дня по времени, например как в детском саду. У вас есть время для принятия пищи, для занятий, прогулки для сна и ухода домой. С этим режимом детского сада знакомы и ваши родители, папы и мамы, ну а часы показывают время выполнения режима дня. Дети, а давайте вспомним, какие мы с вами знаем пословицы о времени (высказывание детей).

Ребята, как вы думаете, почему одни дети все успевают: и погулять с друзьями, и в кружке позаниматься, и по дому помочь, и книжку почитать. Игрушки у них прибраны, одежда в порядке. Остается время мультики посмотреть и с котом поиграть. А у других только обещания и жалобы, что не успел, сделает завтра. Почему так? Кто как думает? (мнение детей). Как можно назвать тех, кто все делает вовремя и тех, кто не успевает? Правильно! "Успевайки" и "Неуспевайки". Догадались или вспомнили книжку, которую мы с вами читали?

Вы все правильно сказали. Однако у наших "Успеваек» есть еще один секрет. Этот секрет - режим дня. Режим помогает быть дисциплинированным, помогает укрепить здоровье, хорошо и качественно выполнить все свои дела и задания. Режим - это когда все твои дела распределены четко по времени в течение дня.

Ребята, с чего начинается день? Что мы с вами делаем потом? Как вы проводите вечер дома? (ответы детей, дополнение воспитателя).

Дети, мы с вами говорим о том, что влияет на наше здоровье и как его укрепить. Вот и сейчас нам с вами пора немножко расслабиться и укрепить свое здоровье.

Предлагаю вам провести массаж ушных раковин, который помогает чему. Как вы думаете? Да, правильно, помогает укреплению здоровья.

N

Методика проведения

Дозировка

1.

Загнуть уши вперед сначала мизинцем, потом всеми остальными пальцами. Прижать ушные раковины к голове, затем опустить, чтобы в ушах ощутился хлопок.

Повторить 5 -6 раз

2.

Захватить кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей. С силой потянуть их вниз и опустить.

Повторить 5 - 6 раз

3.

Ввести большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижать находящийся выступ ушной раковины (козелок). Сдавливать и поворачивать его во все стороны.

В течение 20 - 30 секунд

  А теперь мы с вами поиграем в игру " Разложи по порядку".

Ребята по одному выходят к доске и по порядку выкладывают картинки с изображением детей, занятых различными видами деятельности в течение дня. По ходу игры воспитатель обращает внимание детей на то, что надо ложиться вовремя спать и вовремя вставать, ежедневно делать утреннюю гимнастику, необходимо есть в одно и то же время. Нельзя долго смотреть телевизор. Педагог заостряет внимание, на необходимость выполнение гигиенических процедур в течение всего дня и т. д.

Воспитатель: Ребята, помните, на прошлом занятии мы с вами рисовали своих "здоровеек" и придумывали им имена. Так вот, два ваших персонажа прислали нам письма, правда не знаю кто, они не написали свои имена, послушайте, я вам их зачитаю. (Звучит спокойная лирическая музыка).

"Я живу в деревне, здесь тихо и хорошо. Сплю долго, сколько хочу. Потом ем что-нибудь вкусненькое и так наедаюсь, что опять хочется полежать. Смотрю телевизор сколько хочу, ну иногда и читаю еще. В лесу много комаров и я туда не хожу, а на речку далеко и жарко. Я стал таким "красотуликом", толстеньким, румяненьким". Вот такое письмо прислал один наш друг, а теперь слушайте другое письмо.

"То место, где я живу, называется деревней. Красота! Есть лес, озеро. По утрам я встаю рано, меня будят солнышко и птицы. Делаю зарядку. Я хожу в лес за грибами и ягодами. С удовольствием купаюсь в озере, хоть оно и далековато от того места, где я живу. Но ведь свежий воздух, прогулки, вода - это здоровье! Еще я хороший помощник, помогаю бабушке по хозяйству. Нахожу время для того, чтобы почитать или заняться рисованием. Эх, здесь такая природа, как ее не рисовать! После ужина я дышу свежим лесным воздухом и крепко засыпаю. Я знаю. Что хвастовство, это некрасивая черта, но мне так хочется вам сказать, что я подрос, загорел, стал сильнее и крепче.

Вот дети таких два письма мы с вами получили. А теперь скажите мне. Чье письмо вам больше понравилось? (высказывание детей). Да, вы правы. Но как вы думаете, что помогло нашему герою стать красивым и сильным? Да верно. Правильный режим дня, он заботился о своем здоровье: гулял на свежем воздухе, купался в озере, вставал вовремя и т. д. А второй ленился все это делать и из письма видно, что не стал он крепче и несерьезно относился к своему здоровью. И вот вывод дети: правильно составь свой распорядок дня, выполняй его, не ленись и ты будешь весело играть, хорошо выполнять задания, отдыхать и расти здоровым, крепким и красивым.

Занятие 3 "Красота тела и души"  

Программное содержание:

-       Научить детей эстетическому восприятию человеческого тела.

-       Показать значимость здорового образа жизни каждого из нас.

-       Раскрыть важность одного из аспектов здоровья - духовной красоты.

-       Воспитывать у детей желание быть нравственно и физически красивым.

-       Развивать фантазию, умение отображать задуманное в рисунке.

Методические приемы: использование иллюстративного материала, вопросы к детям, рассказ воспитателя, ритмичные движения, закрепление пословиц.

Материал: иллюстрации с изображением древнегреческих скульптур человека; иллюстрации к сказкам, лист бумаги. Цветные карандаши, фломастеры на каждого ребенка.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова: статуя, тело, Олимпийские игры, красота, благородный, равнодушный.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, беседы на нравственные, этические темы.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете. Кто здесь изображен? (суждения детей).

Дети - это статуи, созданные древними мастерами. Мастера эти очень давно жили в стране, которая называется Греция. Жили они так давно, что и страну Древней Грецией, а людей живших в то время - древними греками. Они много времени посвящали разным искусствам, а тело свое постоянно совершенствовали. Много бегали, прыгали, занимались гимнастикой. Они организовали самые первые олимпийские игры. Победителям этих олимпийских игр ставили мраморные памятники. С тех пор и служат изображения древних греков образцом красоты человеческого тела, которое стало таким красивым благодаря спорту.

А вам нравятся эти статуи?

Природа создала человеческое тело красивым. Но каждый должен и может его сделать лучше. Хочу услышать, что вы думаете по этому поводу. Что для этого необходимо? (высказывания детей). Да, если заниматься физкультурой и спортом, следить за осанкой. Соблюдать режим дня, то человек становится крепким, движения будут радовать глаз других людей.

Вот и мы, чтобы не засиживаться с вами сейчас встанем, выпрямим спины, красивой походкой пройдем на середину групповой комнаты и выполним под музыку несколько движений "Нерпа".

N

Методика выполнения

Дозировка

1.

Имитация ныряния в воду, и вынырнуть из воды голову наклонить вниз, затем плавно поднять, посмотреть вверх.

Повторить 6 раз

2.

Развести руки, слегка согнутые в локтях, в стороны, пальцы сомкнуты, повернутся сначала влево, затем вправо

Повторить 6 раз

3.

Легкое покачивание плеч, мягкое приседание в такт музыки.

Повторить 6 раз

  Ну вот, ребята, мы немного с вами подвигались, размялись и можем дальше работать. Сейчас мы с вами присядем вон там, на ковре на подушечках - душечках. Сядем удобно, кто, как хочет. Мы с вами знаем немало сказок о красивых, но злых людях. Каких красивых, но злых и жестоких героев сказок вы знаете? (высказывания детей). А сейчас подойдите, кто желает, к столам, и выберите иллюстрации сказок, которые вы назвали и героев, если они там есть, красивых и злых. Назовите их. Молодцы. А теперь наоборот, возьмите те иллюстрации, на которых герои не очень внешне привлекательны, но очень добрые и отзывчивые. Назовите эти сказки и героев. Молодцы! Предлагает убрать материал на место.

Дети, когда человек совершает добрые и благородные поступки, мы говорим, что это нравственно красивый человек. А о человеке равнодушном, холодном, злом, хотя и красивом говорим, что он не привлекателен. Кого из своих знакомых вы можете считать красивым и почему (высказывания детей).

Как вы думаете лучше быть душой красивым или телом? (высказывание детей). Да дети, человек должен быть красив и душой и телом. И эта красота может быть только у здорового человека.

Давайте с вами вспомним пословицы. (Лицом хорош, и душою пригож. И белится, и румянится, да все не приглянется).

А теперь каждый из вас пусть нарисует, как он представляет красивого человека. Самостоятельная деятельность детей (звучит музыка).

Анализ детских работ. Воспитатель обращает внимание на доброе лицо, красивую фигуру, аккуратный вид нарисованных людей.

Занятие 4 " Будем стройные и красивые"

Программное содержание:

-       Объяснить детям какое значение имеет формирование правильной осанки для здоровья;

-       Показать приемы и упражнения по формированию правильной осанки;

-       Воспитывать желание быть красивым и здоровым.

Методические приемы: работа с наглядным материалом, вопросы к детям, художественное слово, показ упражнений, разъяснения, рассказ воспитателя.

Материал: картинка с изображением верблюда, изображение сутулого человека, мешочки с песком на каждого человека.

Словарная работа: Активизировать в речи детей слова: осанка, позвоночник, сгорбленная спина.

Предварительная работа: беседы с детьми о необходимости прямо держать спину, правильно сидеть, следить за своей осанкой, рассматривание иллюстраций, посещение занятий лечебной физкультурой.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, что такое здоровье. Здоровый образ жизни? (ответы детей) Вы молодцы. Помните все, о чем мы с вами говорили раньше на занятиях о здоровье. Сегодня с вами у нас занятие очень интересное. Послушайте стихотворение Э. Мошковской " Дедушка и мальчик". ( Дети сидят на подушечках - душечках в свободной форме)

Жил старый, старый мальчик

С сутулою спиной,

Он горбился за книгой,

Сгибался за едой.

И он ворчал. Ворчал. Ворчал,

И всех он огорчал.

Пошлют его за хлебом, а он ворчит при этом.

Попросят мыть посуду,

Ворчит - бурчит! "не буду"

Не буду! Не буду!

И у него был дедушка,

Который не ворчал,

И не ворчал. И не ворчал.

А всех он выручал.

Какой - то странный дедушка.

Какой - то он чудной,

Веселый, статный дедушка.

Ну, просто молодой!

Как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении и о ком? (суждения детей). Да, правильно, о мальчике и его дедушке. А какую характеристику мы можем дать мальчику. Правильно: ворчун, сутулый, похожий на старичка, а дедушка наоборот.

А теперь я вам предлагаю рассмотреть вот эту иллюстрацию (показывает сутулого человека) Что вы об этом думаете? (высказывание детей). Правильно, то же, что и о мальчике. А как вы думаете, почему он такой сутулый и не красивая у него осанка (суждения детей). Правильно, он не старался соблюдать те правила, которые необходимы человеку для сохранения правильной осанки и красоты тела,  не делал зарядку, сидел не правильно за столом. Вот я вам всегда напоминаю, чтобы вы сидели ровно. Низко не наклонялись, ходили красиво, спина должна быть прямой.

Воспитатель предлагает детям провести оздоровительную минутку.

В путь пойдем мы спозаранку,

Не забудем про осанку.

До чего трава высока,

То крапива, то осока.

Поднимаем выше ноги,

Коль идем мы по дороге.

Дождик, дождик, кап - кап - кап -

Мокрые дорожки.

Все равно пойдем гулять,

У нас есть сапожки.

Ходьба друг за другом

Ходьба на носках, на  пятках, змейкой;

Ходьба высоко поднимая ноги;

Бег в среднем темпе.

А сейчас мне скажите, на этой картине кто изображен? Правильно верблюд. Посмотрите. Ведь у него спина тоже горбатая. Как вы думаете, у него неправильная осанка? (мнение детей). Правильно, это животное имеет специальные горбы на спине - походный запас питания, он в пустыне может несколько дней не есть. Это же животное и горб ему этот необходим, а у человека должна быть ровная красивая спина. Скажите, вы хотите быть стройными и красивыми? Хотите иметь красивую. Правильную осанку?

Тогда давайте учиться держать осанку. Предлагает детям встать в полукруг. Дети приподнимите голову, подбородок должен быть не выше плеч, а плечи на одном уровне. Живот втяните. Вот такая должна быть осанка.

За осанкой мы должны следить не только когда стоим, но и когда сидим. Чтобы осанка была правильной необходима каждому человеку подходящая под его рост мебель, она должна соответствовать росту. Вот почему вам определены каждому свое место за столом и оно помечено специально для вас. В вашей группе вся мебель соответствует вашему росту для формирования правильной осанки у каждого из вас. Я вас приглашаю сесть за столы на свои места. Сейчас мы с вами будем учиться сидеть правильно и красиво. И я надеюсь, что вы на каждом занятии будете помнить о правилах красоты вашей осанки.

Запомните три важных правила и всегда выполняйте их.

Правило первое: проверьте положение ног. Они должны опираться под столом о пол. Я хочу посмотреть, все ли правильно выполнили первое правило (проверяет и исправляет ошибки).

Правило второе: проверьте расстояние от глаз до стола. Поставьте руку локтем на стол, кончиками указательного и среднего пальцев коснитесь виска. Вот так. Это расстояние правильное. На таком расстоянии должна находится голова от стола, когда вы смотрите, читаете книгу или рисуете.

Правило третье: между краем и грудью должен проходить кулачок. Проверьте, вы правильно сидите.

Давайте еще раз повторим эти правила, чтобы запомнить и не нарушать больше их. Для того, чтобы быть стройным и красивым, с красивой осанкой.

Анализ занятия.

Занятие 5 "Чтоб свои родные зубки мог ты дальше сохранить"

Программное содержание:

-       Познакомить детей с правилами ухода за зубами;

-       Объяснить детям необходимость постоянного ухода за ними;

-       Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы

Методические приемы: загадывание загадки, использование наглядности, рассказ воспитателя, вопросы к детям, показ педагогом действий.

Материал: картинка с изображением здорового и больного зуба, зеркало на каждого ребенка, картинки с изображением последовательности действий при чистке зубов, зубные щетки на каждого ребенка.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова эмаль, стоматолог, кариес, зубная щетка.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о необходимости чистить зубы и ополаскивать рот после еды, рассматривание иллюстраций, экскурсия в стоматологический кабинет.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку, которую придумал К.Чуковский. Послушайте:

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей,

И мясо и хлеб - всю добычу мою,

Я с радостью белым зверям отдаю.

Как вы думаете, о чем эта загадка? Правильно! Белые звери - это зубы. Хорошо пережевывать может тот человек, у которого здоровые зубы.

Зубы покрыты эмалью. Она очень твердая. Но если за зубами плохо ухаживать, то этот твердый материал может не выдержать. В зубах тогда появляются дырки - кариес. Посмотрите на картинку - слева изображен здоровый зуб, а справа - больной. Скажите, чем они отличаются?

Ребята, сейчас я каждому из вас дам по зеркалу. Посмотрите, все ли ваши зубы здоровы, или есть и больные? Ребята, а что нужно делать, если есть больные зубы? Если вы обнаружили на своем зубе даже маленькую дырочку, нужно скорее идти к врачу. Если зубы лечить своевременно, то и боли при лечении не будете совсем чувствовать. А сейчас мы с вами проведем оздоровительную минутку (предлагает выйти детям на середину групповой комнаты и построиться друг за другом).

1.

Предлагаю вам, ребята, я пробраться в зимний лес

Обычная ходьба.

2.

Там еще не спят зайчата, там сугробы до небес

Ходьба с высоким подниманием колена

3.

Зимний лес такой дремучий, и мороз такой колючий

Дети растирают щеки и потирают руки

4.

От мороза убежим скорее , наши ноженьки согреем

Легкий бег Выполняют мягкие пружинки

А сейчас дети тихонечко садимся на свои места и продолжим наше занятие.

Кто из вас лечил зубы? Кто не боится этого делать?

Мы сидим у кабинета.

До чего же страшно это!

А какой он врач зубной?

Не с ногой ли костяной?

И не в ступе ли сидит?

Не взлохмачен?

Не сердит?

Дверь тихонько приоткрылась,

Врач - царица появилась!

Улыбнулась мне слегка:

"Первый" Вижу смельчака!"

Две минуты был я в кресле!

Даже три - с влезаньем если.

Боль терпел не просто так, а за то,

Что я смельчак.

- А кто из вас знает, как можно еще назвать зубного врача?

- А нужно ли ходить к стоматологу, если вам кажется, что ваши зубы целы?

Дети, даже если зубы не болят, то все равно их нужно показывать врачу: а вдруг он заметит самое начало заболевания зуба? К зубному врачу обязательно нужно ходить 2 раза в год. Тогда ваши зубы всегда будут целыми. А что еще нужно делать. Чтобы зубы не болели?

Я сейчас вас ознакомлю с правилами, которые вы все должны обязательно знать.

ü Полощи зубы теплой водой после каждого приема пищи;

ü Чисти зубы утром после завтрака и перед сном;

ü Обязательно 2 раза в год посещай зубного врача - стоматолога;

ü Не ешь очень горячую и очень холодную пищу;

ü Никогда не грызи твердые предметы.

Дети вы должны всегда помнить, что зубы вы должны чистить только своей щеткой, которую следует хранить в чистоте, хорошо промытую. Хранить в специальном стаканчике ручкой вниз. Тогда щетка быстро подсохнет, а это очень важно, так как микробы долго сохраняются на влажной щетке.

Ребята, посмотрите на картинки, на которых изображено в какой последовательности и как правильно чистить зубы. А теперь давайте с вами повторим правила, которые помогают нам сохранить зубы здоровыми. (Предложить детям повторить движения зубной щетки в той последовательности, что и на картинках).

Воспитатель:

Чтоб тебе мой друг, с тоскою

Не пришлось на склоне лет.

Страшной челюстью вставною

Пережевывать обед,

Чтоб свои родные зубки

Смог ты дольше сохранить,

Надо чистить их почаще.

Надо вовремя лечить!

 

- А сейчас поиграем в одну очень интересную и полезную игру " Что полезно, а что вредно для зубов". ( Дети встают в круг) Если я назову то, что полезно для зубов, вы будете улыбаться. Если я назову то, что вредно - закроете рот ладошкой.

Итог занятия.

Список используемой литературы:

         1.        Баль  Л.В. «Букварь здоровья».

         2.        Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006 (Логопед в ДОУ).

         3.        Гуменюк  Е.И. «Дидактические игры «Будь здоров».

         4.        Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003 – (Развитие и воспитание дошкольника).

         5.        Лазарев М.Л. «Программа «Здравствуй»».

         6.        Люцис  К. «Азбука здоровья в картинках».

         7.        Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

         8.        Шилаева Г.П., Журавлёва О.М., Сазонова О.Г. Правила поведения для воспитанных детей. – М.: Филологическое общество «СЛОВО»; Эксмо, 2007.

         9.        Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. - (Вместе с детьми).

      10.       Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 309 – ФЗ и приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
      11.       Конвенция о правах ребёнка.
      12.       Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.
      13.       Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2000 – 94 с.
      14.       Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с
      15.       Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
      16.       Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
      17.       Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004

 18. Опыт работы МАДОУ  детский сад  № 25 г. Туймазы Республики Башкортостан

19 . Опыт работы Ваисовой С.В. 2015 г https://mydocx.ru/11-32108.html

Интернет-ресурсы:

htmlhttps://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4218

https://www.maam.ru/detskijsad/tvorcheskii-proekt-ja-i-moe-zdorove.html

http://doshkolnik.ru/zdorove/13109.html

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007837

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 6995
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.