«Краски Эмоций» |
вс., 22.03.2020 |
Авторы:
Галимуллина Наталия Валерьевна, педагог-психолог,
1 квалификационная категория, педагогический стаж 13 лет;
Ситница Валентина Сергеевна, воспитатель,
высшая квалификационная категория, педагогический стаж 25 лет;
МАДОУ "ДС "Гнёздышко" г. Новый Уренгой, ЯНАО
«Краски Эмоций»
Проект на развитие эмоционального интеллекта участников образовательного процесса ДОУ
Актуальность
Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чём мы думаем. Для людей вокруг важен не только ваш ум и обширные познания, им так же важно то, как вы говорите, насколько с вами приятно просто находиться рядом, насколько вы готовы и умеете взять на себя ответственность, вдохновить, отстоять свою позицию.
Наши чувства и эмоции влияют на здоровье и личную жизнь, на успех в работе, помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить. Поэтому умение регулировать собственное эмоциональное состояние одно из важнейших умений в жизни каждого человека. Изменяя эмоции в жизни человека можно изменить и саму жизнь.
Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнением в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Эмоции позволяют эффективно взаимодействовать ребенку с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.
Для ребенка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего.
Цель проекта: Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Для детей:
развивать умение общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, то есть научить детей умению управлять своим поведением;
познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами;
учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике;
развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;
формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции;
учить слушать другого человека, понимать его мысли, чувства и настроения;
учить сотрудничать при выполнении совместных задач в микрогруппах;
развивать умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника и оказывать ему посильную помощь;
развитие умения услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях.
Для педагогов:
развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
повысить уровень компетентностей педагогов в вопросах развитие эмоционального интеллекта дошкольников.
Для родителей (законных представителей):
повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;
создать условия для обмена информации между родителями и педагогами.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- умеют поддерживать дружеские взаимоотношения между сверстниками;
- проявляют такие качества, как сочувствие, отзывчивость в различных видах деятельности;
- умеют проявлять в различных ситуациях заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания;
- овладеют способностью оценивать свои поступки и поступки сверстников;
- способны распознавать собственные эмоции и эмоции других людей, выражать эмоции в социально-приемлемой форме.
Педагогический коллектив:
- создают доброжелательную атмосферу в коллективе;
- повышают уровень компетентностей педагогов в вопросах развитие эмоционального интеллекта дошкольников.
Родители (законные представители):
- повышается родительская компетенция в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;
- создаются условия для обмена информации между родителями и педагогами.
Конечным результатом работы должна стать модель ребенка, понимающего чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей и живых существ, стремящийся прийти на помощь попавшему в трудную ситуацию, не проявляющему враждебность и агрессивность в отношении окружающих.
Структура проекта
Этапы проекта |
Направления проектной деятельности. Работа с педагогами, родителями. |
|
1 этап – подготовительный |
- Изучение информации по теме проекта (познавательная литература, презентации, тематические альбомы, изучение опыта работы коллег из других регионов, видеоролики, и др.) - Определение цели и задач проекта. - Разработка конспектов занимательной деятельности, игр. - Картотека игр и упражнений по формированию эмоционального интеллекта. - Картотека игр, этюдов по методу сторителлинг. |
|
2 этап – организационно-практический |
Организация различных видов детской деятельности, по теме проекта (выставка детских творческих работ, занимательная деятельность, игры-драматизации, творческие игры, народные игры, квест-игры, прослушивание музыкальных произведений, музыкальные игры, социально-коммуникативные игры, сюжетно-ролевые игры и т.д.). Для педагогов ДОУ: семинар – практикум, методическое объединение, мастер класс. Для родителей ДОУ: анкетирование, беседы, консультации, рекомендации. |
|
3 этап – итоговый |
- Создание тематического альбома «Коллекция впечатлений. - Праздник для детей и родителей «Великое чудо – Семья!» - Создание развивающей предметно-пространственной среды: «Экран настроения», «Уголок эмоционального комфорта» |
Мероприятия
1 Семинар – тренинг для профилактики конфликтов между педагогами.
2 Тренинги для педагогов: «Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога», «Повышение педагогической компетенции для педагогов».
3 Детско-родительская игра «Страна – эмоций».
4 Игровой марафон «День весёлого настроения».
5 Семинар – практикум для педагогов «Развитие личностного интеллекта дошкольников на основе формирования понятийного мышления».
6 Методическое объединение «Педагогические находки развития эмоционального интеллекта посредством игрового процесса».
7 Смотр-конкурс «Уголок настроения».
8 Эмоционально – коммуникативная игра «Азбука настроений».
9 Анкетирование родителей «Нравится ли вашему ребенку посещать детский сад».
10 Беседы с родителями: «Настроение моего ребенка», «Мое радостное настроение», «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей в семье».
11 Папка-передвижка. Краткое руководство для родителей «Простые слова имеют глубокий смысл ...»
12 Консультации для родителей: «Влияние родительских установок на развитие детей»; «Основные причины эмоционального неблагополучия детей»;
13 Мастер класс для педагогов ДОУ на тему: «Сторителлинг или рассказывание историй в работе с детьми по речевому развитию дошкольников и детей ОВЗ»
14 Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие эмоционального интеллекта у детей: 10 шагов к успеху. Академия Монсиков.
15 Оценка психологического климата и эмоционального благополучия детей в группах ДОУ, с помощью методик и анкетирования.
16 Мероприятие посвященное Дню Победы «Память нерушима»
17 Театральная неделя «В мире сказок»
18 Совместная выставка творческих работ «Театральный вернисаж»
19 Праздник для детей и родителей «Великое чудо – Семья!»
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды
- экран настроения;
- доска детской активности;
- копилка «Добрых дел»;
- портфолио групп;
- календарь интересных событий в группе;
- театр эмоций;
- книга впечатлений;
-картотека игр и упражнений на формирование эмоционального интеллекта;
- картотека творческих игр по методу сторителлинг;
- тактильная книга «Наши сказки»;
- авторское дидактическое пособие «Интерактивный пластилиновый куб»;
- дидактическое пособие «Трогательный театр»;
- создание тематической видеотеки.
Практическая значимость:
В ходе реализации проекта было охвачено 2 средние группы, 2 старшие, 3подготовительные группы, то есть более 150 воспитанников и их родителей принимало непосредственное участие. Также были активно вовлечены педагоги этих групп. Было разработано свыше 10 дидактических игр, методических разработок на развитие эмоционально-волевой сферы и эмоционального интеллекта с участниками образовательного процесса в ДОУ. Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
Список литературы:
Перечень детской художественной литературы по теме: «Какие эмоции бывают»:
1. А. Барто «Девочка ревушка».
2. В. Осеева «Волшебное слово», «Почему?».
3. Братья Гримм «Заяц и еж».
4. С. Аксаков «Аленький цветочек».
5. Сказки: «Привередница», «Колобок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сказка о Горе и Огне», «Сказка о противодействии», «Сказка про зайчика», «Сказка про мальчика и вкусные бутерброды», «Сказка про Машу и Медведя», «Сказка про Одинокую Волчицу», «Сказка про Скучного домового», «Сказка про Шапку-ушанку».
6. Г. Ладонщиков «Дикарь в лесу».
7. Л. Толстой «Лгун».
8. В. Сутеев «Под грибом», «Мешок яблок».
9. К. Ушинский «Страшная коза».
10. В. Даль «Ворона».
11. С. Иванов, Р. Зеленая «В каменном веке», «Ха-ха-ха», «Кастрюля».
Литература использованная педагогами:
- Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. -М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Алябьева Е. А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. – М.: ТЦ Сфера, 2015
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 2007.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. Рига, 1984.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб. Изд. СОЮЗ, 1997г.
- Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций – 4-е издание, Айрис Пресс, Москва, 2008г.
- Димо Джон. Детский рисунок. М.: Прель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003.
- Додонов К.И. В мире эмоций. Киев, 1987.
- Ежкова Н. Развитие эмоций совместно с педагогом деятельности. // Дошкольное воспитание. М., 2003, №1, с.20-27.
- Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов н/д., Феникс, 2004.
- Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974 - №6, с.59-73.
- Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. –Айрис Пресс, Москва, 2009г.
- Изард, Керрол Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие - М.: Генезис, 2003.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
- Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. М., Воронеж, 2001.
- Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека. // Дошкольное воспитание. М., 2003. - №2 - с.13-20.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е. К. Игры приветствия для хорошего настроения. Набор развивающих карточек для занятий с детьми. – Изд. Речь, 2011г.
- Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983.
- Павлов И. В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. – СПб, Речь; М., Сфера, 2008г.
- Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008.
- Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003.
- Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения.- Изд. Детство-Пресс, 1998г.
- Шмелев А. Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов-на-Дону: “Феникс, 1996
- Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. 2007.
- Шорыгина Т.А.. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2014
«Свидетельства публикации в СМИ» Серия А № 0007611, 0007612
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf