«Краски Эмоций»

  вс., 22.03.2020

Авторы:

Галимуллина Наталия Валерьевна, педагог-психолог,

1 квалификационная категория, педагогический стаж 13 лет;

Ситница Валентина Сергеевна, воспитатель,

высшая квалификационная категория, педагогический стаж 25 лет;

МАДОУ "ДС "Гнёздышко" г. Новый Уренгой, ЯНАО

«Краски Эмоций»

Проект на развитие эмоционального интеллекта участников образовательного процесса ДОУ

Актуальность

      Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чём мы думаем. Для людей вокруг важен не только ваш ум и обширные познания, им так же важно то, как вы говорите, насколько с вами приятно просто находиться рядом, насколько вы готовы и умеете взять на себя ответственность, вдохновить, отстоять свою позицию.

   Наши чувства и эмоции влияют на здоровье и личную жизнь, на успех в работе, помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить.  Поэтому умение регулировать собственное эмоциональное состояние одно из важнейших умений в жизни каждого человека.  Изменяя эмоции в жизни человека можно изменить и саму жизнь.

        Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнением в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

     Эмоции позволяют эффективно взаимодействовать ребенку с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.

      Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.

     Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.

     Для ребенка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего.

Цель проекта:  Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Для детей:

развивать умение общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, то есть научить детей умению управлять своим поведением;

познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;

дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;

обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;

научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами;

учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике;

развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;

формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции;

учить слушать другого человека, понимать его мысли, чувства и настроения;

учить сотрудничать при выполнении совместных задач в микрогруппах;

развивать умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника и оказывать ему посильную помощь;

развитие умения услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях.

Для педагогов:

 развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание;

 повысить уровень компетентностей педагогов в вопросах развитие эмоционального интеллекта дошкольников.

Для родителей (законных представителей):

повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;

создать условия для обмена информации между родителями и педагогами.

Ожидаемые результаты:

Дети: 

- умеют поддерживать дружеские взаимоотношения между сверстниками;

- проявляют такие качества, как сочувствие, отзывчивость в различных видах деятельности;

- умеют проявлять в различных ситуациях заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания;

- овладеют способностью оценивать свои поступки и поступки сверстников;

- способны распознавать собственные эмоции и эмоции других людей, выражать эмоции в социально-приемлемой форме.

Педагогический коллектив:

- создают доброжелательную атмосферу в коллективе;

- повышают уровень компетентностей педагогов в вопросах развитие эмоционального интеллекта дошкольников.

Родители (законные представители):

- повышается родительская компетенция в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;

- создаются условия для обмена информации между родителями и педагогами.

Конечным результатом работы должна  стать модель ребенка, понимающего чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей и живых существ, стремящийся прийти  на помощь попавшему в трудную ситуацию, не  проявляющему враждебность и агрессивность в отношении окружающих.

Структура проекта

Этапы проекта

Направления проектной деятельности.

Работа с педагогами, родителями.

1 этап – подготовительный

- Изучение информации по теме проекта (познавательная литература, презентации, тематические альбомы, изучение опыта работы коллег из других регионов, видеоролики, и др.)

- Определение цели и задач проекта.

- Разработка конспектов занимательной деятельности, игр.

- Картотека игр и упражнений по формированию эмоционального     интеллекта.

- Картотека игр, этюдов по методу сторителлинг.

2 этап – организационно-практический

 Организация различных видов детской деятельности, по теме проекта (выставка детских творческих работ, занимательная деятельность, игры-драматизации, творческие игры, народные игры, квест-игры,  прослушивание музыкальных произведений, музыкальные  игры, социально-коммуникативные игры, сюжетно-ролевые игры и т.д.).

Для педагогов ДОУ: семинар – практикум, методическое объединение, мастер класс.

Для родителей ДОУ: анкетирование, беседы, консультации, рекомендации.

3 этап – итоговый

- Создание тематического альбома «Коллекция впечатлений.

- Праздник для детей и родителей «Великое чудо – Семья!»

- Создание развивающей предметно-пространственной среды: «Экран настроения», «Уголок эмоционального комфорта»

Мероприятия

1    Семинар – тренинг для профилактики конфликтов между педагогами.


 
2    Тренинги для педагогов: «Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога», «Повышение педагогической компетенции для педагогов».

3    Детско-родительская игра «Страна – эмоций».

4    Игровой марафон «День весёлого настроения».
5    Семинар – практикум для педагогов «Развитие личностного интеллекта дошкольников на основе формирования понятийного мышления».


6    Методическое объединение «Педагогические находки развития эмоционального интеллекта посредством игрового процесса».
7    Смотр-конкурс «Уголок настроения».



8    Эмоционально – коммуникативная игра «Азбука настроений».

9    Анкетирование родителей «Нравится ли вашему ребенку посещать детский сад».
10    Беседы с родителями: «Настроение моего ребенка», «Мое радостное настроение», «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей в семье».
11    Папка-передвижка. Краткое руководство для родителей  «Простые слова имеют глубокий смысл ...»
12    Консультации для родителей: «Влияние родительских установок на развитие детей»; «Основные причины эмоционального неблагополучия детей»;
13    Мастер класс для педагогов ДОУ на тему: «Сторителлинг или рассказывание историй в работе с детьми по речевому развитию дошкольников и детей ОВЗ»
14    Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие эмоционального интеллекта у детей: 10 шагов к успеху. Академия Монсиков.
15    Оценка психологического климата и эмоционального благополучия детей в группах ДОУ, с помощью методик и анкетирования.
16    Мероприятие посвященное Дню Победы «Память нерушима»
17    Театральная неделя «В мире сказок»

18    Совместная выставка творческих работ «Театральный вернисаж»
19    Праздник для детей и родителей «Великое чудо – Семья!»
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

- экран настроения;

- доска детской активности;

- копилка «Добрых дел»;

- портфолио групп;

- календарь интересных событий в группе;

- театр эмоций;

- книга впечатлений;

-картотека игр и упражнений на формирование эмоционального интеллекта;

- картотека творческих игр по методу сторителлинг;

- тактильная книга «Наши сказки»;

- авторское дидактическое пособие «Интерактивный пластилиновый куб»;

- дидактическое пособие «Трогательный театр»;

- создание тематической видеотеки.

Практическая значимость:

В ходе реализации проекта было охвачено 2 средние группы, 2 старшие, 3подготовительные группы, то есть более 150 воспитанников и их родителей принимало непосредственное участие. Также были активно вовлечены педагоги этих групп. Было разработано свыше 10 дидактических игр, методических разработок на развитие эмоционально-волевой сферы и эмоционального интеллекта с участниками образовательного процесса в ДОУ. Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Список литературы:

Перечень детской художественной литературы по теме: «Какие эмоции бывают»:

1. А. Барто «Девочка ревушка».

2. В. Осеева «Волшебное слово», «Почему?».

3. Братья Гримм «Заяц и еж».

4. С. Аксаков «Аленький цветочек».

5. Сказки: «Привередница», «Колобок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сказка о Горе и Огне», «Сказка о противодействии», «Сказка про зайчика», «Сказка про мальчика и вкусные бутерброды», «Сказка про Машу и Медведя», «Сказка про Одинокую Волчицу», «Сказка про Скучного домового», «Сказка про Шапку-ушанку».

6. Г. Ладонщиков «Дикарь в лесу».

7. Л. Толстой «Лгун».

8. В. Сутеев «Под грибом», «Мешок яблок».

9. К. Ушинский «Страшная коза».

10. В. Даль «Ворона».

11. С. Иванов, Р. Зеленая «В каменном веке», «Ха-ха-ха», «Кастрюля».

Литература использованная педагогами:

  1. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. -М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Алябьева Е. А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. – М.: ТЦ Сфера, 2015
  3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 2007.
  4. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. Рига, 1984.
  5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб. Изд. СОЮЗ, 1997г.
  7. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций – 4-е издание, Айрис Пресс, Москва, 2008г.
  8. Димо Джон. Детский рисунок. М.: Прель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003.
  9. Додонов К.И. В мире эмоций. Киев, 1987.
  10. Ежкова Н. Развитие эмоций совместно с педагогом деятельности. // Дошкольное воспитание. М., 2003, №1, с.20-27.
  11. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов н/д., Феникс, 2004.
  12. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974 - №6, с.59-73.
  13. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. –Айрис Пресс, Москва, 2009г.
  14. Изард, Керрол Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008.
  15. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.
  16. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие - М.: Генезис, 2003.
  17. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
  18. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. М., Воронеж, 2001.
  19. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека. // Дошкольное воспитание. М., 2003. - №2 - с.13-20.
  20. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е. К. Игры приветствия для хорошего настроения. Набор развивающих карточек для занятий с детьми. – Изд. Речь, 2011г.
  21. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983.
  22. Павлов И. В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. – СПб, Речь; М., Сфера, 2008г.
  23. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008.
  24. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003.
  25. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения.- Изд. Детство-Пресс, 1998г.
  26. Шмелев А. Г.  и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов-на-Дону: “Феникс, 1996
  27. Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. 2007.
  28. Шорыгина Т.А.. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2014

«Свидетельства публикации в СМИ» Серия А №  0007611, 0007612 


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 46
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.
  • Мы принимаем Яндекс.Деньги