Растительный и животный мир родного края

  чт., 17.10.2019

Автор-составитель:

Шерстобитова Алёна Николаевна,

учитель-логопед

МАДОУ Боровского детского сада «Журавушка»

 

Педагогический проект

«Растительный и животный мир родного края»

 

Цель проекта: Расширить и активизировать словарь по теме «Растительный и животный мир родного края», совершенствовать грамматический строй речи.

Вид проекта: познавательно-речевой.

Продолжительность проекта: 3 недели.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников.

Актуальность

В настоящее время увеличилось количество дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: нарушение звукопроизношения, словарный запас значительно ниже возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем у них возникают трудности при поступлении в школу. Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день. Грамматический строй речи формируется в различных видах детской деятельности. Важнейшим видом является игра, через которую педагоги решают все образовательные задачи. Поэтому одна из важнейших задач дошкольных учреждений - формирование грамматически правильной речи детей.

Задачи проекта:

  • Расширить кругозор детей по данной лексической теме.
  • Развивать активную речь детей.
  • Развивать и совершенствовать грамматический строй речи.
  • Развивать память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику.
  • Использовать мимику и пантомимику.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

  • накопление конкретных представлений о животном и растительном мире родного края;
  • проявление интереса к проектной деятельности;
  • развитие всех компонентов устной речи детей;
  • формирование бережного отношения к природе.

Этапы реализации проекта:

I этап - Подготовительный

Определение проблемы, выбор цели проекта, разработка методов и приемов работы, мониторинг познавательно-речевого развития детей, подбор наглядного материала, изучение методической литературы, подбор пальчико-вой гимнастики, дидактических и подвижных игр, художественной

литературы.

Знакомство родителей с целью и задачами проекта для повышения компетенции, и создания партнёрских отношений.

II этап - Основной

  • Знакомство с растительным и животным миром родного края, с представителями Красной книги Тюменской области.
  • Рассматривание и чтение энциклопедий о животном и растительном мире.
  • Прослушивание аудиозаписей «Голоса животных», «Шум в лесу».
  • Заучивание наизусть стихотворений, отгадывание загадок по теме проекта.
  • Проведение образовательной деятельности «Веселая грамматика».
  • Подвижные игры «Большие и маленькие», «Пятнистые и полосатые», «Море волнуется» (имитация повадок), «Незабудка», «Травы и цветы» и другие.
  • Дидактические и настольно-печатные игры: «Угадай по описанию», «Четвёртый лишний», «У кого кто?», «Угадай и расскажи», «Чей хвост?», «Волшебный мешочек», лото «Кусты и деревья» и другие.
  • Пальчиковые игры: «Звери», «Белочка», «Заячьи прятки», «Лесное население», «Цветок», «Колокольчики» и другие.
  • Консультация для родителей «Животные и растения родного края» (речевой материал по данной лексической теме).

III этап - Заключительный

Подведение итогов проекта, мониторинг познавательно-речевого развития детей, отзывы родителей.

Анализируя проделанную работу можно сделать вывод, что в результате проектной деятельности возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей. Поэтому работа по формированию лексико-грамматических конструкций построена правильно.

Продукт проекта:

- Оформление картотек стихотворений, загадок, пальчиковой гимнастики по лексической теме «Животный и растительный мир».

- Оформление картотеки игр по развитию грамматического строя речи по теме проекта.

- Организация выставки дидактических игр «Животный и растительный мир».

- Оформление консультации для родителей «Животный и растительный мир родного края» (речевой материал по данной лексической теме).

Приложение 1

Картотека стихотворений «Животный и растительный мир»

Запасливая белка

Рыжая белочка с рыжим хвостом

Маленький рыжик нашла под кустом.

Маленький рыжик она засолила.

В банку большую его положила.

Белке теперь не страшны холода:

Есть у нее на всю зиму еда.

А. Барто

Жил-был очень кроткий крот.

Под землёю рыл он ход.

Позвонил к нему волчище;

Как дела идут, Кротище?

Крот ответил волку кратко;

- Всё в порядке.

Всё в порядке.

Он ещё бы говорил,

Да уж очень занят был.

Шапиро Т.

Косуля

Вот промчалась точно пуля,

Мимо стройная косуля.

Грациозна и нежна,

И стремительна она.

Прежде здесь они не жили.

Их в леса к нам запустили,

И теперь они живут,

Травку сочную жуют.

В.Л. Гаазов

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики – цветы

Очень вежливы…

А ты?

Е. Серова

Одуванчик

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Е. Серова

Подорожник

Есть множество цветов

Красивых, осторожных,

Но мне приятней всех

Обычный подорожник.

Ему, быть может,

И трудней расти,

И все же он с людьми

Находится в пути!

С. Баруздин

 

Приложение 2

Картотека загадок

«Животный мир»

«Растительный мир»

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ель)

Кто в лесу тоннели роет,

На ручьях плотины строит?

Зубы, точно топоры,

Это трудятся…

(Бобры)

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

(Осина)

У него в полосках спинка,

Хвостик легкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла…

(Бурундук)

Не сосна я, и не елка.

Только осень на порог –

Скину с веток все иголки

До единой, точно в срок.

(Лиственница)

 

В лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Он зубами щелк!

Это серый…

(Волк)

Стоят в поле сестрицы:

Платья белые,

Шапочки зеленые.

(Березы)

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт…

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель…

(Еж)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(Одуванчик)

Моет в речке свою пищу,

Чтоб она была почище,

Лишь потом отправит в рот.

А чистюля тот…

(Енот)

Стоят в поле сестрички –

Желтый глазок, белые реснички.

(Ромашки)

Глазки с косинкой,

Одежда в два цвета –

На зиму и лето.

(Заяц)

Стоит на горке

В красной рубашке Егорка.

Кто ни пройдет,

Всяк поклонится.

(Земляника)

Хотя ее опасный яд

Порой полезен, говорят,

Но, чтоб к врачам не обращаться,

Нам с нею лучше не встречаться.

(Змея)

Растет зеленый кустик,

Дотронешься – укусит.

(Крапива)

Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он,

Видно, желуди искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан –

Очень грозен был…

(Кабан)

Беленькие горошки

На зеленой ножке.

(Ландыш)

Я, друзья, подземный житель,

Землекоп я и строитель.

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нем.

(Крот)

Выпускает он листы широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких:

Если их не обойдешь — на себе их все найдешь.

(Репейник)

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.

(Лиса)

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его — сережки.

На земле лежат листки — маленькие лопушки.

Нам он — как хороший друг, лечит ранки ног и рук.

(Подорожник)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось)

Листик на ладонь похож,

осенью красив, пригож...

Каждый в дерево влюблён,

потому что это...

(Клён)

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадет в ловушку

И комар, и мушка.

(Лягушка)

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это –

Мы от этого чихаем.

(Тополь)

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

(Подснежник)

Этот зверь, себе на грех,

Дорогой имеет мех.

Двести сорок три стрелка

День и ночь палят в зверька.

(Песец)

Сидит на палочке,

В красной рубашечке,

Брюшко сыто –

Камнями набито.

(Шиповник)

Живет она в поле,-

Там корма вволю!

Мышь городская –

Сестра ее родная.

(Полёвка)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи,

Цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль,

Что не душистый.

(Василёк)

Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждет добычу.

Не робей, но берегись.

В том лесу, где бродит…

(Рысь)

Сидит рядом с нами,

Смотрит черными глазами.

Черна, сладка, мала

И ребятам мила.

(Черника)

Гладкий, бурый, неуклюжий,

Он не любит зимней стужи.

До весны в норе глубокой

Посреди степи широкой

Сладко спит себе зверек.

Как зовут его? - …

(Сурок)

 

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой.

(Хомяк)

 

Он ходит в рыжей шубке,

Как пилка, остры зубки.

Прожорливый зверек –

Гроза мышей …

(Хорёк)

 

  Приложение 3

Картотека пальчиковой гимнастики «Животный и растительный мир»

«Звери»

Зайцы спрятались от волка.

Чья-то им досталась норка…

(Прячут по одному пальцы одной руки в «норку» - колечко, сделанное другой рукой)

Серый волк зубами щёлк-

(Соединяют по очереди большой палец с другими)

Ах, какой зубастый волк!

(Руки к щекам, качают головой)

Белочка в своём дупле

Орешки щёлкает в тепле.

(Щелчки пальцами)

Пересчитала мама медвежат-

В берлоге все послушные лежат.

(Соединяют соответствующие пальцы рук друг с другом, затем соединяют пальцы в « замок»)

«Белочка»

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

(Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой, затем другой рукой)

«Птичка»

Птичка летала, (Скрестить ладони рук)

Птичка устала.

Птичка крылышки сложила, (Сделать «замок»)

Птичка пёрышки помыла. (Вращение «замком»)

Птичка клювом повела (Прямые соединённые мизинцы изображают клюв)

Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поела, (Соединённые мизинцы стучат по столу)

Снова крылышки раскрыла,

Полетела. (Скрещенные ладони делают взмахи).

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне, (Запястья соединить, ладони развести в стороны) пальцы слегка округлить.

Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье (Ритмично двигать пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землей корешки. (Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

«Колокольчики»

В прятки пальчики играют

(Сжимать и разжимать пальцы рук)

И головки убирают,

(Открывать и закрывать глаза)

Словно синие цветки,

Распускают лепестки

(Сводить и разводить пальцы «веером»)

Наверху качаются,

Низко наклоняются.

(Качание и наклоны кистей вправо-влево)

Колокольчик голубой

Поклонился, повернулся

К нам с тобой.

(Круговые движения кистями)

Колокольчики-цветы

Очень вежливы, а ты?

(Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол)

«Колючий шарик»

Мы нашли колючий шарик,

Нам его не удержать.

Шарик крутится в ладошках,

Шарик хочет убежать.

Шарик наш живой и теплый,

На кого же он похож?

Прыгнул шарик на дорожку –

Оказалось…это еж!

 

(Дети крутят между ладонями массажные мячи)

 

 

(Смотрят на мяч, держа его в ладонях)

(Дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу)

«Лисичка»

Разминаем пальчики, раз, два, три!

Разминаем пальчики ну-ка, посмотри!

Вот бежит лисичка, раз, два, три!

Хитрая сестричка, ну-ка, посмотри!

Лепим, лепим личико, раз, два, три!

Что же получилось? Ну-ка, посмотри!

Хитрая лисичка – вот она!

Рыжая сестричка хороша!

Вот лисичка злая, ой-ой-ой!

От нее, скорее убегу домой.

У лисички нашей грустный вид,

Сидит одна лисичка и грустит.

Улыбнись лисичка, погляди на нас,

Тебя мы не оставим ни на час!

 

(Сжимать и разжимать кулачки)

 

(«Бегут» по столу)

(Выражение лица очень хитрое)

(«Лепят» и т.д.)

«Заячьи прятки»

Первый зайчик под листочком,

А второй забрался в бочку.

Третий заинька косой

Сидит тихо за сосной.

На пеньке сидит четвертый.

Пятый на бревно залез,

С бревна спрыгнул и исчез.

 

(Дети, загибая пальцы на руке, рассказывают, где спрятались зайчата)

«Лесное население»

Животных следы мы как книгу читаем.

В лесу кто живет мы легко отгадаем:

Вот лисьи следы,

Вот волчьи, лосиные,

Кабаньи и заячьи,

Медвежьи, ежиные.

Вот беличьи, рысьи,

А это – оленьи.

Какое большое в лесу население!

 

(Ладонями рук дети изображают открытую книгу)

(Загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных)

 

 

 

 

(Закрывают «книгу»)

«Серый волк»

Волк серый, зубастый,

По полю рыщет,

Добычу себе ищет.

Как найдет,

Волчатам отдает.

 

(Сгибают и разгибают согнутые пальцы.

«Ходят» пальцами по столу)

 

(Зажимают пальцы в кулаки)

«Зайчик»

Жил-был зайчик,

Длинные ушки,

Отморозил зайчик

Носик на опушке.

Отморозил носик,

Отморозил хвостик

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

Там тепло и славно, волка нет.

И дают морковку на обед!

 

(Пальцы в кулаке, выставляют два пальца – «ушки»)

(Поглаживают указательный и средний пальцы)

(Поглаживают безымянный палец и мизинец)

(Растирают ладони)

 

(Сжимают и разжимают кулаки. Стучат пальцами по столу)

«Зайчик»

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик.

Вниз скатился, повернулся

И опять назад вернулся.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик!

 

(Указательный палец правой руки «прыгает» по раздвинутым пальцам левой руки вверх и вниз)

(«скатиться» на ладошку, «варим кашу»)

(Вернуться на пальчики)

(Повторить первые движения – «прыжки»)

«Голодная мышка»

Мышка съела сыр и пышку,

Тыкву, рыбу, дыню, шишку,

Съела сливы и блины,

И сушеные грибы.

Целый день она жевала,

Но все мышке было мало!

 

(Дети загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя все, что съела мышка)

«Белочки»

Раз, два, три, четыре, пять,

Пришли белки поиграть.

Одна куда-то подевалась,

Четыре белочки осталось.

А теперь скорей смотри –

Их уже осталось три.

Ну и ну, какая жалость,

Только две у нас осталось.

Эта новость так грустна –

Осталась белочка одна.

Пока мы с тобой считали,

Белочки от нас сбежали.

 

(Выставить пять пальцев)

 

(Спрятать руку за спину)

(Выставить четыре пальца)

(Спрятать руку за спину)

(Выставить три пальца)

(Спрятать руку за спину)

(Выставить два пальца)

(Спрятать руку за спину)

(Выставить один палец)

(Спрятать руку за спину)

 Приложение 4

Картотека игр и упражнений на развитие и совершенствование грамматического строя речи по теме «Животный и растительный мир»

 «Одинмного»

Лисёнок – лисята – много лисят.

Бельчонок – бельчата – много бельчат.

Медвежонок – медвежата – много медвежат.

Ежонок – ежата – много ежат.

Волчонок – волчата – много волчат.

Зайчонок – зайчата – много зайчат.

 «Скажи ласково»

Лиса – лисичка.

Белка – белочка.

Заяц – зайчик.

Лось – лосик.

Ёж – ёжик.

Хомяк – хомячок.

 «Сосчитай до десяти»

(С выделением окончания голосом)

Заяц, лиса, медведь …– один заяц, два зайца и т.д.

 Скажи, кого не стало?

 

Лисёнок (не стало кого?) – лисёнка.

Зайчонок – зайчонка.

Медвежонок – медвежонка.

Волчонок – волчонка.

Бельчонок – бельчонка.

Источники:

  1. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/09/19/kartoteka-palchikovoy-gimnastiki-v-starshey-gruppe
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/04/zagadki-pro-rasteniya-dlya-detey
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/02/09/kartoteka-palchikovyh-igr-po-leksicheskim-temam
  4. https://ped-kopilka.ru/blogs/kryuchkovoi-svetlany/zagadki-pro-zhivotnyh.html
  5. https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-genadevna-borodina/podborka-stihotvorenii-o-rastenijah-luga-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
  6. https://www.kladovayalesa.ru/poslovicy-i-pogovorki-o-rasteniyah/zagadki-o-rasteniyah

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0006049

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2201
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.