Проект «Экологическая тропа»

  вс., 04.11.2018

Автор-составитель:

Попцова Надежда Александровна

воспитатель МБДОУ ДС ОВ "Ёлочка"

г. Тарко-Сале Пуровского района ЯНАО

Ежегодно в России, каждый год посвящается какой-то проблематике или сфере, так, 2015 г. был объявлен Годом литературы, а 2016 год объявлен и посвящен Российскому кино. Не стал исключением и 2017-й год. Указом Президента РФ 2017 год в России объявлен годом Экологии. Год Экологии имеет простую, но важную цель - привлечь внимание общества к проблемам экологической безопасности страны.

В 2017 году в нашем детском саду «Елочка» стартовал Экологический проект «Экологическая тропа», посвящённый открытию Года Экологии в России. Приоритетными целями и задачами нашего проекта являются:

ü     воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой; 

ü    развитие познавательного интересаребенка  к миру природы, привитие чувства ответственности за ее сохранность;

ü    сформирование познавательной активности дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы;

ü    привлечь детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

            Актуальность поднимаемой темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

     Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, работы  в которых воспитанники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.

            Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?    Для этого был разработан проект, который поможет с раннего детства привить любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Проект «Экологическая тропа»

Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.

Задачи:

1) Развить познавательный интерес ребенка  к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Тип проекта: Долгосрочный, познавательный.

Назначение экологической тропы: познавательная, развивающая

Конечный результат: комплексная эколого-развивающая среда, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

  • · Экологические беседы;
  • · Наблюдения;
  • · Элементарные опыты;
  • · Экскурсии;
  • · Целевые прогулки;
  • · Экологические конкурсы, викторины;
  • · Решение экологических ситуативных задач;
  • · Чтение художественной литературы;
  • · Обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • · Труд в природе;
  • · Экологические досуги;
  • · Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
  • · Театрализации, инсценировки.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

  • · Взросло-детские проекты;
  • · Изготовление рисунков, поделок;
  • · Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
  • · Участие в конкурсах
  • · Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
  • · Фотовыставки;

Краткое описание границ маршрута:

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение против часовой стрелки от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях

Таким образом, экологическая тропинка состоит из  объектов. Они  специально созданы нами  на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.

Объекты  экологической тропы

1. «Пасека»

Цель: формирование знаний детей о жизни пчел и природных взаимосвязях. Познакомить детей профессией пчеловода. Развивать познавательные способности дошкольников в процессе ознакомления с объектами и явлениями живой природы.

 2. «Деревенское подворье»

Цель: знакомство дошкольников с деревенским бытом. Обогащать познавательные знания детей. Воспитывать у детей уважение, чувство гордости и любовь к родному краю.

3. «Лесная полянка»

Лесная полянка  на территории детского сада способствует развитию у детей бережному отношению к природе,способствует развитию пространственного восприятия.

4. «Муравьишкин домик»   Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни; а также о насекомых живущих на участке; сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса и других насекомых; воспитывать бережное отношение к муравьям и другим насекомым

5.«Во саду ли, в огороде»

 Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях  и кустарниках (помидор, лук,  морковь, редис, свекла, картофель, кабачок, укроп, петрушка, смородина, земляника и виктория),  выращиваемых на территории Ямала; обучение навыкам ухода за ними; формирование представления о значении овощей в жизни  человека.

6.«Кедр»

Цель: дать детям знание об особенностях кедра, его значение для человека, и применение его в народной медицине, кулинарии и в промышленности.

7. Метеостанция

«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, состоянием растений.)

Цель: формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

- познакомить с профессией метеоролога.

- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером, флюгером барометром, снегомером;

- формировать представления о четырех частях света;

- организовать работу на метеостанции для систематических наблюдений за погодой.

Ежедневно на метеоплощадке под руководством педагога дети проводят наблюдения в определенной последовательности:

-          Определяют температуру воздуха

-          Измеряют температуру воды ( в летнее время)

-          Измеряют количество осадков по осадкомеру

-          Снимают показания с барометра

-          Определяют направление ветра

-          Выставляют показания на стенде-календаре

-          Делают прогноз на текущий день

Результаты наблюдений фиксируются детьми в календаре природы и погоды.

В нашем дошкольном учреждении уже имеет опыт работы с детьми в летнее время года на экологической тропе, постоянно совершенствуя эколого-развивающую среду в дошкольном учреждении, мы стимулируем интерес ребенка к природе, формируем потребность в самостоятельном изучении природы. Ежегодно,в зависимости от возраста детей, в  зимнее время года  разрабатывается  маршрут зимней экологической тропы. Мы используем наличие природных объектов, удобных для наблюдения, удобства для физкультурно-оздоровительной, опытно-экспериментальной работы.

Формы и методы работы с детьми на зимней экологической тропе

Применяются следующие методы и формы работы с детьми на экологической тропе:

  • наблюдения;
  • экологические беседы;
  • экспериментирование;
  • продуктивная деятельность;
  • чтение художественной литературы о природе;
  • разучивание с детьми стихов, песен, загадок о природе;
  • проведение экологических игр;
  • ведение дневника наблюдений за живой и неживой природой;
  • проведение физкультурно-оздоровительной работы;
  • природоохранные акции.

Эколого-просветительская деятельность.

12 сентября в детском саду «Ёлочка» в рамках акции «Зеленая Россия», прошел первый этап - экологический субботник. 

Вместе с сотрудниками трудились ребята и их родители. Вооружившись граблями, лопатками, метелками воспитанники вышли на участок и работа «закипела». Были очищены газоны от опавшей листвы, веток, подметены игровые площадки, приведены в порядок клумбы.  

21 сентября в детском саду «Ёлочка» в рамках акции «Зеленая Россия», прошел второй этап - экологического субботника. Родителями выпускников прошлых лет были привезены саженцы рябин, черемухи. Воспитанники подготовительных и старших групп вместе с воспитателями высадили деревья на свободной территории.

Таким образом, мы - воспитатели, дети, родители поддерживаем основные идеи развития - гармоничное развитие общества и окружающей среды. Спектр деятельности детского сада по экологическому воспитанию позволяет воспитывать у дошкольников чуткое отношение к природе, вызывает желание познавать окружающий мир, дает понять, что в природе все взаимосвязано, но самое главное - учить подрастающее поколение не разрушать природу, а содержать ее в чистоте, заботливо относиться к природным богатствам Земли.

Фото:

http://elochkads.ru/news/1282/

http://elochkads.ru/deyatelnost/fotogalereya/98/#http%3A%2F%2Felochkads.ru%2Fupload%2Fiblock%2F865%2FIMG_3281.JPG

Список источников

1. Алейникова, Е.Л. Экологическая тропа в МАДОУ №1 «Сказка» // Социальная сеть работников образования nsportal.ru – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/09/29/ekologicheskaya-tropa-v-madou-no1-skazka.

2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.

3. Леонтьева, О.М. Экологическая тропа // Дошколёнок.ру – URL: http://dohcolonoc.ru/stati/7100-ekologicheskaya-tropa.html.

4. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 82 с.

5. Пенькова, Л.А. Безгина Е.Н., Евфратова Т.Г, Ландшафтный дизайн детского сада. М.: Творческий центр, 2008 – 103 с.

 

Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении Автор: Кузнецова Лилия Вениаминовна, воспитатель МАДОУ — детский сад № 81 «Дошкольная академия», г. Новосибирск, Россия.

http://planetadetstva.net/konkursu/konkursnye-raboty/ekologicheskaya-tropa-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii.html

Ольга Геннадьевна Коренева

«Музейная экспозиция в формировании экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)

https://www.maam.ru/detskijsad/-muzeinaja-yekspozicija-v-formirovani-yekologicheskoi-kultury-doshkolnikov-iz-opyta-raboty.html

 

  "Свидетельство о публикации в СМИ"  Серия А  № 0005342

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 3782
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.