Проект «Экологическая тропа» |
вс., 04.11.2018 |
Автор-составитель:
Попцова Надежда Александровна
воспитатель МБДОУ ДС ОВ "Ёлочка"
г. Тарко-Сале Пуровского района ЯНАО
Ежегодно в России, каждый год посвящается какой-то проблематике или сфере, так, 2015 г. был объявлен Годом литературы, а 2016 год объявлен и посвящен Российскому кино. Не стал исключением и 2017-й год. Указом Президента РФ 2017 год в России объявлен годом Экологии. Год Экологии имеет простую, но важную цель - привлечь внимание общества к проблемам экологической безопасности страны.
В 2017 году в нашем детском саду «Елочка» стартовал Экологический проект «Экологическая тропа», посвящённый открытию Года Экологии в России. Приоритетными целями и задачами нашего проекта являются:
ü воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой;
ü развитие познавательного интересаребенка к миру природы, привитие чувства ответственности за ее сохранность;
ü сформирование познавательной активности дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы;
ü привлечь детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Актуальность поднимаемой темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, работы в которых воспитанники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.
Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? Для этого был разработан проект, который поможет с раннего детства привить любовь и бережное отношение к окружающей природе.
Проект «Экологическая тропа»
Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.
Задачи:
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Тип проекта: Долгосрочный, познавательный.
Назначение экологической тропы: познавательная, развивающая
Конечный результат: комплексная эколого-развивающая среда, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе
- · Экологические беседы;
- · Наблюдения;
- · Элементарные опыты;
- · Экскурсии;
- · Целевые прогулки;
- · Экологические конкурсы, викторины;
- · Решение экологических ситуативных задач;
- · Чтение художественной литературы;
- · Обсуждение и проигрывание ситуаций;
- · Труд в природе;
- · Экологические досуги;
- · Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
- · Театрализации, инсценировки.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе
- · Взросло-детские проекты;
- · Изготовление рисунков, поделок;
- · Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
- · Участие в конкурсах
- · Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
- · Фотовыставки;
Краткое описание границ маршрута:
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение против часовой стрелки от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях
Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов. Они специально созданы нами на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.
Объекты экологической тропы
1. «Пасека»
Цель: формирование знаний детей о жизни пчел и природных взаимосвязях. Познакомить детей профессией пчеловода. Развивать познавательные способности дошкольников в процессе ознакомления с объектами и явлениями живой природы.
2. «Деревенское подворье»
Цель: знакомство дошкольников с деревенским бытом. Обогащать познавательные знания детей. Воспитывать у детей уважение, чувство гордости и любовь к родному краю.
3. «Лесная полянка»
Лесная полянка на территории детского сада способствует развитию у детей бережному отношению к природе,способствует развитию пространственного восприятия.
4. «Муравьишкин домик» Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни; а также о насекомых живущих на участке; сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса и других насекомых; воспитывать бережное отношение к муравьям и другим насекомым
5.«Во саду ли, в огороде»
Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях и кустарниках (помидор, лук, морковь, редис, свекла, картофель, кабачок, укроп, петрушка, смородина, земляника и виктория), выращиваемых на территории Ямала; обучение навыкам ухода за ними; формирование представления о значении овощей в жизни человека.
6.«Кедр»
Цель: дать детям знание об особенностях кедра, его значение для человека, и применение его в народной медицине, кулинарии и в промышленности.
7. Метеостанция
«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, состоянием растений.)
Цель: формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
- познакомить с профессией метеоролога.
- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером, флюгером барометром, снегомером;
- формировать представления о четырех частях света;
- организовать работу на метеостанции для систематических наблюдений за погодой.
Ежедневно на метеоплощадке под руководством педагога дети проводят наблюдения в определенной последовательности:
- Определяют температуру воздуха
- Измеряют температуру воды ( в летнее время)
- Измеряют количество осадков по осадкомеру
- Снимают показания с барометра
- Определяют направление ветра
- Выставляют показания на стенде-календаре
- Делают прогноз на текущий день
Результаты наблюдений фиксируются детьми в календаре природы и погоды.
В нашем дошкольном учреждении уже имеет опыт работы с детьми в летнее время года на экологической тропе, постоянно совершенствуя эколого-развивающую среду в дошкольном учреждении, мы стимулируем интерес ребенка к природе, формируем потребность в самостоятельном изучении природы. Ежегодно,в зависимости от возраста детей, в зимнее время года разрабатывается маршрут зимней экологической тропы. Мы используем наличие природных объектов, удобных для наблюдения, удобства для физкультурно-оздоровительной, опытно-экспериментальной работы.
Формы и методы работы с детьми на зимней экологической тропе
Применяются следующие методы и формы работы с детьми на экологической тропе:
- наблюдения;
- экологические беседы;
- экспериментирование;
- продуктивная деятельность;
- чтение художественной литературы о природе;
- разучивание с детьми стихов, песен, загадок о природе;
- проведение экологических игр;
- ведение дневника наблюдений за живой и неживой природой;
- проведение физкультурно-оздоровительной работы;
- природоохранные акции.
Эколого-просветительская деятельность.
12 сентября в детском саду «Ёлочка» в рамках акции «Зеленая Россия», прошел первый этап - экологический субботник.
Вместе с сотрудниками трудились ребята и их родители. Вооружившись граблями, лопатками, метелками воспитанники вышли на участок и работа «закипела». Были очищены газоны от опавшей листвы, веток, подметены игровые площадки, приведены в порядок клумбы.
21 сентября в детском саду «Ёлочка» в рамках акции «Зеленая Россия», прошел второй этап - экологического субботника. Родителями выпускников прошлых лет были привезены саженцы рябин, черемухи. Воспитанники подготовительных и старших групп вместе с воспитателями высадили деревья на свободной территории.
Таким образом, мы - воспитатели, дети, родители поддерживаем основные идеи развития - гармоничное развитие общества и окружающей среды. Спектр деятельности детского сада по экологическому воспитанию позволяет воспитывать у дошкольников чуткое отношение к природе, вызывает желание познавать окружающий мир, дает понять, что в природе все взаимосвязано, но самое главное - учить подрастающее поколение не разрушать природу, а содержать ее в чистоте, заботливо относиться к природным богатствам Земли.
Фото:
http://elochkads.ru/news/1282/
http://elochkads.ru/deyatelnost/fotogalereya/98/#http%3A%2F%2Felochkads.ru%2Fupload%2Fiblock%2F865%2FIMG_3281.JPG
Список источников
1. Алейникова, Е.Л. Экологическая тропа в МАДОУ №1 «Сказка» // Социальная сеть работников образования nsportal.ru – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/09/29/ekologicheskaya-tropa-v-madou-no1-skazka.
2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
3. Леонтьева, О.М. Экологическая тропа // Дошколёнок.ру – URL: http://dohcolonoc.ru/stati/7100-ekologicheskaya-tropa.html.
4. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 82 с.
5. Пенькова, Л.А. Безгина Е.Н., Евфратова Т.Г, Ландшафтный дизайн детского сада. М.: Творческий центр, 2008 – 103 с.
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении Автор: Кузнецова Лилия Вениаминовна, воспитатель МАДОУ — детский сад № 81 «Дошкольная академия», г. Новосибирск, Россия.
http://planetadetstva.net/konkursu/konkursnye-raboty/ekologicheskaya-tropa-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii.html
Ольга Геннадьевна Коренева
«Музейная экспозиция в формировании экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
https://www.maam.ru/detskijsad/-muzeinaja-yekspozicija-v-formirovani-yekologicheskoi-kultury-doshkolnikov-iz-opyta-raboty.html
"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0005342
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf