«Эх, валенки!» творческий проект для детей подг. группы |
вс., 04.11.2018 |
Краткосрочный творческий проект для детей подготовительной группы
«Эх, валенки!»
Авторы: Бугаева Светлана Николаевна - воспитатель, педагогический стаж 21 год. Галицкая Ирина Александровна – воспитатель, педагогический стаж 8 лет. МАДОУ «Детский сад «Непоседы» ЯНАО, Тюменская обл, г. Новый Уренгой |
Введение:
Наверное, почти каждый из нас помнит, как когда-то, в детстве, он носил зимой валенки, в которых было так тепло и уютно. Валенки – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны. Что же мы знаем о нашей, исконно русской обуви, валенках?
«Валенки, валенки, ой, да не подшиты, стареньки…». Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод. Без валенок были бы невозможны освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!
Валенки – это неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и русского характера. Пожалуй, это самая удобная обувь. В ней не страшны лютые русские морозы. Валенки уникальны: без начала и конца, без шва и рубца.
Производство настоящих валенок очень трудоемко. Валенки - это настолько практичная обувь, что народ начал слагать о них пословицы и поговорки, посвящать стихи, сочинять песни. В чём секрет популярности валенок?
Знакомство с национальной одеждой и обувью, народной музыкой, русским фольклором и промыслами становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта дошкольника. Чтобы стать частью своего народа, надо знать его историю, ценить родной язык, народные обычаи и достижения культуры.
У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.
Проблема:
У дошкольников не достаточно сформированы представления о народных промыслах своего народа, в частности (катание валенок) который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов России.
Цель проекта:
Знакомство с историей традиционной русской обуви – валенок; приобщение к национальным традициям русского народа, формирование знаний о народной культуре
Задачи проекта:
- Формировать интерес к русскому народному творчеству - потешкам, пословицам, поговоркам, частушкам; желание получать новые знания
- Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок.
- Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
- Воспитывать гостеприимство, любовь к Родине, уважение к традициям своего народа.
Предполагаемые результаты:
- У детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для изготовления.
- У старших дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.
- Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс в ДОУ.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Вид проекта:
- Творчески–исследовательский.
- Познавательно - игровой
Участники проекта:
Воспитанники и воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, руководитель изо студи, родители воспитанников.
Тип проекта по продолжительности:
Краткосрочный (2 недели)
Ожидаемые результаты:
У дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.
У детей будут сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления.
Родители активно включены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
Виды деятельности:
игровая, познавательная, продуктивная, музыкальная
Основные формы работы над проектом:
- создание альбома детских работ «Валенки, да, валенки»,
- изготовление лэпбука «Чудо-валенки»;
- оформление альбома «Как рождаются валенки»
- Проведение НОД художественно-эстетического цикла (развлечение в музыкальном зале, украшение макета валенка: рисование, аппликация).
- организация выставки, посвященной истории русского валенок «Эх, Валенки»
- Украшение валенок детьми совместно с родителями
- вставка поделок из валенок.
- Тематические занятия, беседы по ознакомлению с процессом производства валенок.
- Практические занятия – «Знакомство с шерстью» «Валяние шариков из шерсти».
- Разучивание песен, частушек про валенки.
-Спортивные игры-соревнования с использованием валенок.
Работа с родителями:
1.Помощь в создании развивающей среды (альбом с творческими детскими работами «Валенки, да валенки», оформление выставки «Эх, Валенки»)
2. Помощь в сборе информации:
- история возникновения валенок;
-процесс изготовлении валенок.
Формы реализации проекта
Ознакомление с художественной литературой |
Ознакомление с окружающей и социальной действительностью |
Художественно-творческая деятельность театральная |
Физическая развитие |
|||
музыкальная |
|
изобразительная |
||||
Чтение произведения о русских валенках. -Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”,
|
Занятие-путешествие в историю:
Презентация «Такие разные валенки» - формировать интерес к истории возникновения исконно-русской обуви- валенка.
Практическая работа с лэпбуком «Чудо-валенки»
|
Слушание музыкального произведения «Валенки» в исполнении Л. Руслановой
|
Дидактические музыкальные игры: «Найди валенку пару», «Разложи валенки по размеру», «Поставь валенки по порядку» |
Роспись валенок под «Гжель» -продолжать знакомить с видами росписи.
|
Утренняя гимнастика «Вот, какие валенки!».
|
|
Чтение сказки Сергей Гришунин“Дедушкины валенки”
|
Рассматривание альбома «Как рождаются валенки» - Продолжать формировать интерес к процессу изготовления валенок. - Рассмотреть схему последовательного изготовления валенка. |
Шуточная музыкальны игра «Валенок»
-необходимо попытаться вытолкнуть соперника их круга, стоя на одной ноге, обутой в валенок. |
Инсценировка сказки «Теплые валенки»
Побуждать детей выражать чувства героев мимикой и жестами. |
Рисование «Расписные валенки» (использование различных техник).
|
|
|
Заучивание стихов о валенках: Инесса Агеева «Валенки»
Знакомство с загадками, потешками, частушками про валенки.
|
Оформление выставки «Эх, валенки» Практическое занятие : «Знакомство с шерстью» – основой в изготовлении валенок
Беседа «Лечебные свойства шерсти» для здоровья человека. Экспериментальная деятельность: - Узнали, что материал состоит из ворсинок. - валенки не выпускают тепло на улицу, и не пропускают холод. - валенки пропускают воду; -Выяснили, что войлок можно покрасить, поэтому валенки бывают различных цветов. |
Подвижные музыкальные игры: «Догони валенок», «Золотые ворота» - Развивать ритмический слух у детей. |
|
Мастер – класс для детей: - валяние бусинки из шерсти
Лепка: « Мы обуем валенки»
|
|
Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности, перекликаясь с темой недели.
Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки, Пение частушек, русских народных песен, чтение потешеки сказок, спортивные и народные игры способствовали глубже прочувствовать народный быт.
В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.
Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта.
"Свидетельства о публикации в СМИ" Серия А № 0005338- 0005339
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf