«Инженерная книга» информационно-познавательный, творческий проект |
пн., 26.02.2018 |
Автор:
Погадаева Елена Анатольевна,
воспитатель
МДОУ ДС "Буратино" ЯНАО, с.Красноселькуп
«Инженерная книга» информационно-познавательный, творческий проект
в рамках тематики Форума 2017-2018 года «Моя Россия. Моя семья» «Робо-помощники в семье»
II. ИНЖЕНЕРНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Идея и общее содержание проекта
«Семья-источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе».
О. В. Токмакова
Семья - это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм, проявления всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Культура взаимоотношений становится почвой для созревания личности и основой её жизненных ориентиров. А родители должны стать для детей примером, стать активными участниками воспитательного процесса.
К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально – насыщенного образа родного дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.
Для установления контакта с родителями, согласования воспитательных воздействий на ребенка у нас появилась идея: создать проект «Моя Россия. Моя семья» «Робо-помощники в семье».
Данный проект позволит удовлетворить потребность воспитанников - поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность педагогам сформировать навыки технического творчества у детей; родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.
2.2.История вопроса и существующие способы решения проблемы.
Слово «робот» появилось очень давно, еще в прошлом веке. На чешском языке слово «робот» означает «подневольный труд». Люди всегда мечтали о таких помощниках, о механических рабах, которые будут делать за них всю грязную работу. Но часто ученые не думали об этом, а просто экспериментировали, придумывали новые вещи, которыми можно удивить мир. Одним из первых робота попытался создать Леонардо Да Винчи. Еще в прошлом веке были найдены чертежи механического рыцаря, который по идее должен был уметь двигать руками, ногами, поворачивать голову.
С каждым днем в нашем мире появляется все больше и больше роботов. Они уже используются не только на заводах для сборки каких - нибудь предметов, и не только в разработках военных, но и в обычной жизни простого человека.
В России для детей предлагается целый спектр знаний, но крайне мало представлений у дошкольников о существовании роботов помощников для человека. Дети очень любят играть игрушками с движущимися механизмами – роботами. И очень мечтают, чтобы такая игрушка в виде робота, была у них дома, чтобы помогала маме и папе и даже самому ребенку. Облегчение жизни человека в части его домашних забот – задача актуальная на сегодняшний день, и концептуальные электронные устройства всемерно упрощают быт, избавляя нас от тяжелых и рутинных операций, а также делают нашу жизнь более интересной и комфортной, а время ценится на вес золота.
Но для каждой семьи нужны свои роботы-помощники, ведь в нашей стране все семьи разные.
И мы с ребятами выдвинули гипотезу: «Роботы-помощники в семье» - это мечта или реальность?
Цель проекта: Получение и усвоение новых знаний о роботах-помощниках и робототехники, применение этой науки в жизни людей.
Для достижения цели определили ряд задач:
Обучающие: Создать условия для развития конструктивных творческих способностей и овладения ребенком моделирующими видами деятельности через овладение техникой чтения элементарных схем, конструирование различных моделей и их частичное программирование. Расширять представления детей о роботах.
Развивающие: Развивать инженерное мышление, внимание, память, пространственные представления. Развивать творческий потенциал старших дошкольников посредством конструирования, способствовать обогащению и активизации конструктивного опыта детей.
Воспитательные: Поощрять самостоятельность, инициативность, упорство при достижении цели, организованность, умение работать в коллективе, умение работать в паре.
2.3. Комплексное исследование и решения на основе исследования.
Наше исследование началось с вопроса: «А можно ли сконструировать самим таких роботов, которые были бы незаменимыми помощниками в разных семьях?». Такой вопрос мне задали дети из подготовительной к школе группы, занимающиеся роботехникой третий год. На что ребятам, я ответила, что если они задают такой вопрос, значит им интересно узнать. И мы вместе решили провести ряд исследовательских мероприятий. Прежде чем начать создавать какую – либо конструкцию, важно освоить теоретическую часть.
Мы с ребятами составили план проекта:
- Теоретическое исследование: сбор информации о роботах – помощниках из разных источников;
- Просмотр мультфильма «Роботоп»;
- Просмотр презентации «Роботы в жизни человека»;
- Чтение энциклопедий;
- Рисование, лепка по теме;
- Беседа «Роботы – помощники»;
- Экскурсии;
- Творческая фото - выставка «Гигантская империя из Lego – деталей»;
- Детская творческая выставка «Ярмарка Деда Мороза».
Расширяя знания детей о роботах, воспитанники посетили детскую библиотеку. В библиотеке нашлась всего одна книга энциклопедия, где мы рассмотрели двух роботов: Нано – робот и Робот спасатель для военных. Так же ребята ходили на каток, где катались вместе с родителями. На прогулке, в детском саду наблюдали, как трактор чистил территорию детского сада.
Впечатления от увиденного и прочитанного дошкольниками были отображены в продуктивной деятельности: рисовали, лепили роботов, участвовали в выставке «Гигантская империя из Lego–конструктора».
2.4.Описание процесса подготовки проекта
Команда «Роботёнок» приступила к воплощению идеи. Так как дети очень заинтересовались темой роботов, а именно сконструировать роботов -помощников для разных семей, мы не могли ограничиться постройкой одного робота-помощника. И решили использовать несколько конструкторов, которыми ранее занимались на кружке «Роботёнок», и взяли новый конструктор, попробовали запрограммировать его. А для всех наших роботов-помощников нужен макет, где мы могли бы с ребятами продемонстрировать наши изобретения.
Приготовили эскиз макета.
Обсудили, что макет будет интересен, если будет состоять из площадки и ширмы. Ульяна П. предложила, что площадку нужно сделать гладкой или наклеить фольгу или взять стекло. Эти материалы будут похожими на зимний макет. Посовещались из чего все-таки лучше сделать. И решили сделать сначала на фольге, но наш робот-помощник цеплялся за нее и падал. Остановились на стекле, а чтобы было красивее и похоже на зимний двор мы на картон наклеили бумагу голографическую. Обдумали, какие модели будем конструировать. И вот наш проект «Робо-помощники в семье», в рамках форума «Моя Россия. Моя семья» представляет собой комплекс следующих структур:
- Социальный робот – помощник – 1 предназначен для помощи семьям, где есть инвалиды,а так же стареньким людям.
- Робот – уборщик - 2 предназначен для чистки снега.
«Снегоуборочная машина»
- Роботы – спортсмены – 3 предназначены для занятий спортом.
«Фигуристы»
Сторожевой робот – «Собака–Домми» - 4 предназначен для охраны.
- Макет «Зимний двор моей семьи» предназначен для демонстрации проекта.
Отобрали необходимый конструктор и дополнительный материал для макета. Объекты построек решили изготовить коллективно, так как мы одна команда, и если будут трудности, мы с ними справимся сообща.
Педагог взял на себя изготовление основы для макета и её оформление.
Обсудили технику безопасности с конструктором.
Приступили к работе!
3.Технологическая часть проекта
Сначала было сложно определить, с чего же все – таки начать. И какой конструктор взять – то ли тот, с которым мы уже работали, то ли тот, с которым только знакомимся…? Но с этим вопросом блестяще справились дети. Они решили, что из конструктора, с которым они работали – справятся быстрее, и поэтому взяли конструктор MRT – 2. По общему согласию, рассмотрев схемы, выбрали конструкцию, необходимую для нашего проекта, начали подбирать детали, подходящие для выполнения самих механизмов. Ребята пошагаво собирали конструкции. Итак, появились Робот – уборщик «Снегоуборочная машина», «Социальный Робот– помощник», Роботы спортсмены – «Фигуристы» и Сторожевой Робот «Собака–Домми».
3.1.Описание конструкций
Социальный робот-помощник (1 – на общей блок – схеме проекта) предназначен для помощи семьям, где есть инвалиды, а также, стареньким людям. Для создания модели использовали конструктор ROBO – KIDC.Блок ЦПУ или «мозг робота» - этот блок приводит в действие колеса и заставляет робота двигаться. Двигатель постоянного тока приводит в действие колеса
и заставляет робота двигаться. Колесо приводится в движение двигателем постоянного тока может запустить робота. Кабель предназначен для передачи сигналов между блоком центрального процессора и других блоков в цепи. С помощью веселых карточек, (в этих картах заложена программа по активации робота Roborobo) – наш робот запрограммирован. А двигаться он будет с помощью пульта.
Трудности |
Решение |
Сначала не понимали, как запрограммировать с помощью карточек, так как их очень много. Потом мы не могли заставить робота двигаться при помощи пульта. Затем мы не могли выбрать для него ровную поверхность, чтобы он не падал. |
Рассмотрели все внимательно и нашли карточки с роботом, похожим на нашего. Мы подобрали забавные –карточки, на которых был нарисован пульт и попробовали. Для поверхности сначала сделали на дощечке фольгу, но он все равно спотыкался и решили взять стекло. У нас получилось!!! |
Робот-уборщик «Снегоуборочная машина» (2 – на общей блок – схеме проекта) предназначен для чистки снега. Для создания модели использовали конструктор HUNO–MRT2 (MY ROBOT TIME). Данная модель работает на батарейках, при помощи пульта. К системной запрограммированной плате подключили аккумулятор, два двигателя, динамик.
Трудности |
Решения |
Не могли заставить робота двигаться, так как надо. И не сделали ковш, чтобы поднимался, а значит модель менее функциональна и упрощена. Детали плохо крепятся. |
Оказалось, что не правильно подключили режим. Ковш мы прикрепили просто к бамперу и приподнимается он с помощью рук. В будущем планируем усовершенствовать данную модель. |
Роботы-спортсмены «Фигуристы» (3 – на общей блок – схеме проекта) предназначены для занятий спортом. Для создания модели использовали базовый набор Lego Education WeDo 1. Мы собрали и запрограммировали модель, который содержит: USB Лего – коммутатор, мотор, зубчатые колеса, оси, ремень. Энергия передается от компьютера на мотор, вращающий коронное зубчатое колесо, которое, в свою очередь, приводит в движение другое зубчатое колесо. Энергия превращается из электрической (компьютера и мотора) в механическую. Свои фигурки сделали пару мальчика и девочку, гендерные особенности старались показать прической и одеждой, которую сделали из бумаги.
Трудности |
Решения |
Небольшие трудности были при программировании: во – первых неудобно без «мышки», пальчики все время тянулись к монитору, а во – вторых не знали какие цифры поставить к моторчику. |
Мы вместе выполняли задания и справились с ним! |
Сторожевой робот «Собака–Домми» (4 – на общей блок – схеме проекта) предназначен для охраны. Для создания модели использовали конструктор ROBOUARO. Модель состоит из батарейного отсека, светодиодного индикатора, рам, изогнутых рам, болтиков, гаек. Динамическая модель работает на батарейках.
Трудности |
Решения |
Собака двигалась только по полу, по ковру цеплялась передними лапками, сделанными из изогнутых рам. |
Мы добавили изогнутые рамы и прикрепили с помощью гаек и болтиков колеса. Наш сторожевой робот может двигаться и по ковру. |
Макет «Зимний двор моей семьи» предназначен для демонстрации проекта. Он сделан в виде ширмы из картона. На ширме мы вместе с воспитателем наклеили картинки зимние семейные забавы детей. Другую часть решили сделать на плате, в виде мозаики из конструктора Legosystem. Домик мы делали для Новогодней выставки из пенопласта и он пригодился для дизайна нашего макета. Внутри домика лампочка, которая светится. Основа макета картон обклеенный, бумагой, а сверху стекло для того, чтобы Социальный Робот - помощник мог передвигаться без падений (ему нужна гладкая поверхность). Каток мы сделали из коробки и обклеили утеплителем для пола,
а в середине приклеили файл, чтобы было похоже на лед. Решили, что одной пары фигуристов будет недостаточно. Из конструктора кукуруктора сделали еще фигуристов.
3.2. Программирование
Макет имеет несколько программируемых моделей: Социального робота – помощника, Роботы спортсмены «Фигуристы» и Робота-уборщика «Снегоуборочная машина».
Социальный Робот-помощник
Социального Робота-помощника мы с ребятами запрограммировали с помощью забавных карточек.
Особенность: модель передвигается как с помощью кнопок, так и с помощью дистанционного пульта управления.
4.Взаимодействие с социальными партнерами.
Для реализации проекта была проведена работа по взаимодействию с социальными партнерами, такими как каток – «Надежда», Красноселькупская районная центральная библиотека, ООО «Автодор».
Экскурсия в Красноселькупскую районную библиотеку.
Цель: познакомиться с научной литературой, в которой описана история возникновения роботов и сфере его использования.
Проведение досуга на катке «Надежда».
Цель: Продолжать знакомить детей с безопасным способом катания на коньках. Увеличивать двигательную нагрузку, способствовать возникновению ярких эмоциональных переживаний. Формировать элементы досуговых компетенций, сфотографироваться для проекта.
ООО «Автодор».
К наблюдению необходимо было привлечь руководителя нашего детского сада Ирину Николаевну Усик и заведующего по хозяйственной части Наталью Александровну Полотову. Так как трактор приезжает на территорию детского сада в определенные часы, а именно тогда, когда дети находятся в помещении детского сада заведующему необходимо было позвонить ответственному по соблюдению графика и перенести время приезда трактора на другое. А заведующему по хозяйственной части открыть ворота детского сада для въезда на территорию. Ребята наблюдали с окна, как трактор чистит территорию, затем мы попросили водителя остановиться и сфотографироваться.
5. Заключение.
В результате реализации данного проекта созданы необходимые условия для расширения и обогащения знаний по данной теме. Сформировалось представление о робо-помощниках в семье, уважительное отношение к семье. Дети научились:
- работать в команде;
- конструировать модели из разных конструкторов;
- программировать с помощью разных программ.
Одно из важных мест занимает сотрудничество с родителями. Для этого используем совместные мероприятия: детские творческие выставки из образовательных конструкторов, где дети совместно с родителями принимают активное участие.
В процессе данной работы дети узнали об истории возникновения «роботов», что означает слово «робот».
Мы с ребятами-мастерами, будущими инженерами, создали макет «Зимний двор моей семьи». И надеемся, что в скором будущем такие семейные дворы появятся в каждой семье.
В результате выполненной работы нам удалось доказать свою гипотезу «Робо-помощники в семье» - это реальность, а не мечта! Узнали о роботах и их назначении.
Данный проект «Моя Россия. Моя семья» «Робо-помощники в семье» имеет практическую и методическую ценность – его можно создавать в любом детском саду с использованием конструкторов различного вида.
6. Перспективы развития проекта.
В перспективе нам бы хотелось усовершенствовать проект через конструирование:
- Робота-уборщика «Снегоуборочная машина» дополнить его конструктором, возможно из другой серии MRT и чтобы он был более функциональным;
- Роботов – спортсменов «Фигуристы» разработать несколько программ.
Посмотреть: инженерная книга
7.Литература:
1. Злаков А.С., Горшков Г.А., Шевалдина С.Г. "Уроки Легоконструирования в школе: методическое пособие". - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 150с.
2. Халамова В.Н., Ишмакова М.С. «Конструкторы HUNA – MRTкак образовательный инструмент при реализации ФГОС в дошкольном образовании». – М.: Издательство «Перо», 2015. – 85с.
3. Корягин А.В. «Образовательная робототехника LegoWedo». Сборник методических рекомендаций и практикумов. – М.: ДМК Пресс, 2016. – 254 с: ил.
4. Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС» - М.: Изд. Полиграф «Маска», 2013. – 100с.
5. Космачева М.В. «Начальное техническое моделирование: сборник методических материалов. – М.: «Перо», 2016. – 112с.
«Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004916
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf
Марина | 26.02.2018 22:34 | # | ||
Очень познавательный материал, особенно если учавствовать в фестивале по робототехнике ИКаРЕноК. МОЛОДЦЫ!!!! Интересный проект! |