«Нужная и важная профессия отважная» проект для детей с 5 до 6 лет

  вт., 06.02.2018

Автор - составитель:

Солтанова Олеся Адамовна

воспитатель

МБДОУ " Волошка" МО город Ноябрьск

 

Познавательно-исследовательский проект  «Нужная и важная профессия отважная».

(для детей с 5 до 6 лет)

«Возможность труда и любовь к нему –

лучшее наследство, которое может

оставить своим детям и бедный, и богач»

К. Д. Ушинский

Актуальность темы проекта

Трудовая деятельность, являясь одним из действенных средств трудового развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование социальных качеств. Поэтому поиск путей эффективности процесса социализации детей старшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности становится актуальной необходимостью. В настоящее время проблеме социализации дошкольников уделяется особое внимание. Социальному воспитанию посвящены труды многих педагогов классиков (П.П. Блонский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, и др.) и современных ученых (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, М.П. Гурьянова, И.П. Клемантович, A.B. Мудрик, В.А. Никитин, В.Д. Семенов и др.)По мнению Л.С. Выготского, ребенок изначально является социальным существом, так как напрямую зависит от окружающих людей, на первых этапах – от родителей и других членов семьи, а после – от воспитателей и учителей. Современные ученые понимают социализацию как непрерывный процесс, в результате которого индивид включается вразличного рода отношения между людьми. Становление социального развития личности заключается в усвоении ею общечеловеческого опыта, а именно - знаний, умений и навыков, и в использовании их в своей трудовой деятельности, а также в общественной жизни. Социальный опыт дошкольника помогает освоению трудовой деятельности. Трудовая деятельность обеспечивает ребенку возможность и относительную независимость от взрослого, уверенность в собственных силах, деловитость. Это привлекает детей дошкольного возраста, обеспечивает их эмоциональное благополучие и развитие волевых процессов (А.В. Гилёва, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, Ю. Н. Рюмина, Р. М. Чумичёва и др.) По мнению Л. И. Сайгушевой, преобразования в содержании труда: автоматизация, компьютеризация, техническая реконструкция, внедрение передовых технологий – требуют повышения компетентности, культуры труда, развития таких свойств личности, как самостоятельность, инициативность, креативность, что повышает свободу выбора трудовой деятельности. От этого выбора зависит престиж человека в обществе, но это не умаляет значимости и ценности труда.

Возможности трудового воспитания в детском саду раскрыты в трудах Р. С. Буре, Н. Г. Годиной, А. В. Запорожца, В. И. Логиновой, Т. А. Марковой. Формы, методы трудового воспитания и умения, которые могут вырабатываться у ребенка в процессе выполнения поручений и обязанностей, были прописаны в комплексных программах дошкольного образования.

К сожалению сегодня, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания. Созданные в прежние годы пособия стали библиографической редкостью, и можно предположить, что во вновь открывающихся дошкольных учреждениях их вовсе нет. Новое поколение воспитателей не имеет возможности познакомиться с имеющимися в них рекомендациями по организации трудового воспитания дошкольников. Многие современные образовательные программы воспитания и обучения дошкольников уделяют этим вопросам незначительное место.

Труд детей в детском саду становится все эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. Достаточно полного представления о сущности трудолюбия нет как у воспитателей, так и у родителей. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим направлением в образовательном процессе ДОУ.

В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка, о методике трудового воспитания, придавая особое значение словам основателя научной школы, создателя НИИ дошкольного воспитания АПН А. В. Запорожца: «Центральным звеном всей этой системы (имеется в виду система всестороннего воспитания дошкольников. – Примеч. Р. Буре.), как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности».

Трудовое воспитание присуще всем историческим формациям и является самой древней формой воспитания «Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

В ФГОС ДОтрудовое воспитание предполагается осуществлять через формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, через воспитание трудолюбия.

Однако, как показывает практика, процесс организации трудовой деятельности в детском саду в основном выстраивается на традиционном подходе: организации и руководстве взрослым трудом детей, что может выражаться в подавлении у ребёнка стремления к самостоятельности, насильственном включении детей в трудовой процесс, игнорировании их интересов. Это противоречит современным подходам к образованию дошкольников, отраженном в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Противоречия между теорией и практикой дошкольного воспитания лежат в определении значимости трудовой деятельности детей, разработке видов элементарного труда дошкольников, форм и методов его организации, но отсутствует четкое понимания его места в режиме дня в детском саду, бессистемная организация трудовой деятельности дошкольников и формирование положительного отношения, как к своему труду, так и к труду других людей и его результатам, принятие педагогом позиции руководителя, а не соучастника этого процесса.

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Проблема.

    Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности.

    От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека, зависит и их интерес к труду и развитие их познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов). Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире.  Проведённая с нашими воспитанниками беседа показала недостаточные знания детей в сфере профессиональной деятельности, а именно лишь поверхностные знания в сфере пожарной безопасности

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель проекта:

Познакомить детей с представителями  профессии пожарный, спецификой их работы, выполняемыми ими трудовыми операциями, орудиями труда, специальной техникой.

Задачи проекта

  • уточнять и закреплять знания детей о профессии пожарный;
  • знакомить с  правилами пожарной безопасности;
  • формировать нравственные качества личности ребёнка: самостоятельность, уважение к труду, патриотизм;
  • подвести детей к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи между людьми разных профессий;
  • развивать навыки коллективного труда и общения в процессе осуществления общего проекта по созданию создания «Макета по пожарной безопасности»
  • развивать творческие способности детей в конструировании из бросового материала
  • воспитывать интерес к коллективной работе в процессе, уважение и интерес к труду взрослых, к профессии пожарный.

Ожидаемый результат: 

ü              У детей имеются прочные знания о профессии пожарный.

ü              Дети знакомы с элементарными правилами пожарной безопасности.

ü              У детей сформированы такие нравственные качества личности ребёнка как самостоятельность, уважение к труду, патриотизм.

ü              Дети понимают важность любого труда, ориентируются во взаимосвязи и взаимопомощи между людьми разных профессий.

ü              У детей развиты навыки коллективного труда и общения, творческие способности в конструировании из бросового материала.

ü              У детей сформирован интерес к коллективной работе,  уважение и интерес к труду взрослых, к профессии пожарный.

План реализации проекта

 

I этап.

 Подготовительный (организационный)

1.Проведение беседы   с целью выяснения знаний о профессии.

2.Подбор информации, иллюстраций, художественной литературы.

3.Подбор дидактических игр.

 4.Пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

5.Подбор информационного материала для родительского уголка. 6.Разработка конспектов НОД, развлечений.

7.Создание альбома по профессии.

8.Организация развивающей среды в группе.

II этап.

Выполнение проекта.

Формы и методы реализации проекта.

 

Образовательная область

 

1.Рассказ воспитателя о профессии пожарный .

2. Экскурсии  в пожарную часть: знакомство с пожарными, диспетчерами

3. Сюжетно – ролевая игра: «Спасение горящего леса».

5. Создание  макета и других пособий для сюжетно ролевой игры.

6. Опытно-экспериментальная деятельность.

 

.

Интеграция с образовательными областями (ФГОС ДО):

 

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Опытно - экспериментальная деятельность, экскурсии в пожарную часть «Знакомство с диспетчером, пожарным »,

 

Образовательная область

  «Речевое развитие»

Рассказ воспитателя о профессии пожарный

 

Образовательная область

«Художественно – эстетическое развитие»

Конкурс рисунков: «Борец с огнем», конструирование из природного материала, создание  макета « Пожарная безопасность»

 

Образовательная область

«Физическое развитие»

Экскурсия в пожарную часть ,квест –игра « Потуши пожар» .

 

Игровая деятельность          

Сюжетно - ролевая игра

 « Спасение горящего леса »

 

Предметно-пространственно-развивающая среда

Атрибуты к сюжетно- ролевой игре» Пожарный»

Д/И

III этап.

Заключительный Презентация проекта (формы проведения презентации)

Развлечение с детьми  «Пожарным быть-значит родине служить»

Описание продукта полученного в результате проекта

Макет «Пожарная безопасность»

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта (источники)

Используемая литература:

1. «Игровая образовательная деятельность дошкольников »: Деркунская В.А. / Ошкина А.А. Методическое пособие. – Изд. Центр педагогического образования 2014

2. Деркунская, Харчевникова: Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет. Учебно-методическое пособие Изд. Центр педагогического образования 2015г.

3. Абашина, В.В. Шайбакова С.Г. «Взаимодействе дошкольного учреждения с социумом»

4. Данилина, Т.А. Лагода Т.С., М.Б. Зуйкова Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.

5. Потапова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях»

6. Шорыгина Т.А. «Беседы о профессиях»

7. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».

Материально- технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Подбор  печатной продукции, видео материалов.

Подбор фотоматериалов.

Вывод:

 

Благодаря целенаправленной работе по данной проблеме удалось:1.  Значительно  повысить  интерес  детей  к  миру  взрослых,   желание следовать поступкам взрослых людей.2.  Расширить  представление  о  предметном  мире,  созданном руками человека, о роли человека в нем.3.  Увеличить объём знаний детей о профессии пожарный, значимости профессиональной деятельности взрослых для общества и детей. 4.  Повысить уровень педагогической компетенции родителей в вопросах ознакомления детей с трудом взрослых.       

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ВЫВОДЫ:

Совместная работа педагогов и родителей с детьми по формированию представлений о труде пожарного  у детей 5-6 лет позволила добиться положительной динамики, об этом свидетельствуют результаты мониторинга. Для изучения представлений о труде пожарных были определены следующие показатели:

1. Знание названия профессии.

2. Представление о профессии.

3. Рабочее место.

4. Что нужно для работы (материал для труда).

5. Орудия труда (чем и с помощью чего работает).

6. Представления о трудовых действиях, которые выполняют люди, занимающиеся профессией пожарный.

7. Представления о результатах труда.

8. Представление о пользе труда.

9. Особенности проявления отношений к труду взрослых.

Указанные компоненты, включая представления о существенных связях и зависимостях необходимо раскрывать в определенной системе, в связи с этим были составлены следующие вопросы для беседы.

Инструкция: «Представь, что если мы с тобой будем играть в игру « Пожарный». Я буду тебе задавать вопросы, а ты постарайся найти на них верные ответы».

Вопросы (отбор вопросов был осуществлен на основании задач «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой):

1. Знакомы ли тебе профессии людей, которые работают в пожарной части?

2. Чем занимается пожарный  (диспетчер )?

3. Опиши его рабочее место, где  диспетчер пожарной части  могут работать?

4. Что нужно для работы пожарного  (диспетчера )?

5. Чем, с помощью чего работает пожарный и диспетчер пожарной части?

6. Какие трудовые действия совершает пожарный (диспетчер )?

7. Каковы результаты труда пожарного  (диспетчера)?

8. Какую пользу труда для общества несет пожарный?

Критерии оценки:

3 балла – ответ правильный, верный.

2 балла – ответ частично верный.

1 балл - ответ не верный, или отсутствует.

Уровни представлений о труде взрослых у детей 5-6 лет :

Высокий уровень (3 – 2,4 балла) – характеризуется тем, что дети имеют четкие представления о труде пожарного. Понимают значимость труда людей. Имеют представления о структуре трудового процесса (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества). Испытывают чувство уважения и благодарности к труду взрослых. Проявляют стремление получать знания о труде взрослых.

Средний уровень (2,3 – 1,8 балла)– характеризуется тем, что дети имеют не достаточно полные и четкие представления о труде пожарного  Не всегда четко могут определять значимость труда людей. Представления о структуре трудового процесса не всегда точные, поскольку может ошибаться в установлении взаимосвязи: (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества). Испытывают чувство уважения и благодарности к труду взрослых. Проявляют стремление получать знания о труде взрослых.

Низкий уровень (1,7 - 1 балла) – характеризуется тем, что дети имеют фрагментарное представление о труде (пожарного). Не могут определять значимость труда людей. Представления о структуре трудового процесса не точные, поскольку часто ошибается в установлении взаимосвязи: (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества). Не всегда испытывают чувство уважения и благодарности к труду взрослых. Не проявляют особого стремления получать знания о труде взрослых.

Вывод: исходя из результатов видно, что группа обследуемых детей проявляет активный интерес к труду взрослого и профессиям. Из всех детей 70% проявили желание рассказать детям другого детского сада о труде взрослого и о профессиях пожарный и диспетче пожарной части.

Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда). Заметно изменилась игровая деятельность детей: легче распределяются роли, определяется замысел игры, апробируют трудовые процессы взрослых людей в своих играх, игра стала более насыщенная и живая.

Таким образом, в ходе реализации проекта  решены следующие задачи :

ü              У детей имеются прочные знания о профессии пожарный.

ü              Дети знакомы с элементарными правилами пожарной безопасности.

ü              У детей сформированы такие нравственные качества личности ребёнка как самостоятельность, уважение к труду, патриотизм.

ü              Дети понимают важность любого труда, ориентируются во взаимосвязи и взаимопомощи между людьми разных профессий.

ü              У детей развиты навыки коллективного труда и общения, творческие способности в конструировании из бросового материала.

ü              У детей сформирован интерес к коллективной работе,  уважение и интерес к труду взрослых, к профессии пожарный.

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004723


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2202
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.