Психолого - педагогический проект по адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет |
вт., 16.05.2017 |
Автор:
Деревягина Елена Викторовна
педагог-психолог,
МАДОУ «Колокольчик»
ХМАО город Когалым
Психолого - педагогический проект по адаптации и ранней социализации
детей 1,5-2 лет в детском саду: «Солнышки»
Наименование проекта:проект по адаптации и ранней социализации детей1,5-2 лет в детском саду: «Солнышки».
Вид, тип проекта:социальный, информационно-творческий, практико-ориентированный, групповой, среднесрочный.
По количеству участников:46 человек (из них 22 ребёнка, 1 педагог-психолог, 1 воспитатель, 22 родителя).
Объект: первая группа раннего возраста № 12.
Участники:воспитатели 1 группы раннего возраста, дети, родители.
По времени:3 месяца.
Сроки реализации проекта: сентябрь – ноябрь.
Актуальность проекта:с поступлением в детский сад в жизни маленького человека происходят значительные изменения. Из привычной, родной, тёплой семейной обстановки он попадает в новый и, пока ещё, чужой, загадочный, и совершенно незнакомый мир детского сада. Малыш остаётся с чужой, незнакомой воспитательницей, в непривычной обстановке групповой комнаты, где много других детей. Появляются новые требования, четкий распорядок дня, другой режим сна и бодрствования, непривычная еда,иной стиль общениясо взрослыми и сверстниками.
Все эти изменения происходят для малыша одномоментно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая, без специальной организации детской жизни, может привести к развитию невротических реакций, что, в свою очередь, может привести к нарушениям в поведении, эмоциональном состоянии, изменениям физиологических процессах (замедляется темп физического и психического развития).
Следовательно, необходимо создать такие условия пребывания ребёнка в детском саду, которые воспринимались бы им, как безопасные, интересные и доброжелательные. Чтобы малыш вошёл в интересный и увлекательный мир детского сада, по возможности, легко и безболезненно.
Постановка проблемы:адаптация и ранняя социализация детей 1,5-2 лет в дошкольном учреждениипротекает достаточно тяжело как для малышей, так и для их родителей. У малышей впериод адаптации и ранней социализации в детском саду ухудшается общее эмоциональное состояние, здоровье, замедляется темп физического и психического развития, развивается стрессовое состояние.Родители то же испытывают тревогу и напряжение. Основная задача педагога-психолога, воспитателей и родителей обеспечить наиболее благоприятное протекание процесса адаптации и ранней социализации.
Цель проекта-обеспечение благоприятных условий для успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском дошкольном учреждении, и создание таких условий пребывания ребёнка в детском саду, которые воспринимались бы им, как безопасные, интересные и доброжелательные.
Задачи:
1. Изучение особенностей адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в ДОУ.
2. Проведение диагностики по выявлению уровня адаптации детей 1,5-2 лет в ДОУ.
3. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации и ранней социализации в детском саду.
4. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
5. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.
6. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
7. Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.
8. Развитие чувства музыкального ритма, общей и мелкой моторики, координации движений.
9. Развитие игровых навыков.
- 10. Формирование активной родительской позиции по отношению к процессу адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в ДОУ.
- 11. Подготовить рекомендации родителям по адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в ДОУ.
- 12. Проанализировать результаты и сделать выводы.
Предполагаемые результаты:
1. Оптимальный уровень адаптации и ранней социализации детей1,5-2 лет в ДОУ.
2. Стабилизируется общее эмоциональное состояние детей.
3. Темп физического и психического развития нормализируется.
4. В детском коллективе сформируются позитивные взаимоотношения.
5. Воспитанники приобретут навыки ранней коммуникации.
6. Родители активно включатся в педагогический процесс ДОУ, получат помощь вформировании правильного отношения к развитию своих
детей, проявят заинтересованность в сотрудничестве с
детским садом.
Методы и формы работы:
1. Игры психологические, дидактические, дидактические с элементами движения, музыкальные, театрализованные, подвижные игры имитационного характера.
2. Чтение программных произведений разных жанров, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных изданий.
3. Наблюдения за трудом взрослых, за природой, сезонными изменениями.
4. Элементарное экспериментирование, конструирование (игры с водой и песком).
5. Оформление выставок книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи, тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы.
6. Инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.
7. Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым стихотворениям, сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.).
8. Слушание народной, классической, детской музыки.
9. Подыгрывание на музыкальных (шумовых) инструментах.
10. Пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции.
11. Танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, совместные действия с детьми.
12. Развитие движений черезигровыезанятия, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:
1. Физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (мытьё рук прохладной водой перед каждым приёмом пищи), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня.
2. Социально - личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчёркивание их пользы; развитие навыков самообслуживания; формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов.
3. Познавательно - речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги в играх, наблюдениях, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение и побуждение к речевой активности детей.
4. Художественно - эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов и игрушек.
Ресурсы проекта:
1. Программные произведения устного народного творчества: потешки, поговорки, уговорушки, русские народные сказки, произведения поэтов и писателей России.
2. Программный музыкальный репертуар: произведения для слушания, пения и подпевания, образных упражнений, музыкально-ритмических движений.
3. Сюжетные игрушки, "волшебные мешочки", музыкальные (шумовые) инструменты, гимнастические палки, кольца, природный материал.
Механизм отслеживания:
1. Адаптация контролируется с помощью «Листа адаптации» (модификация разработки А. Остроуховой, разработана совместно с И.Ф. Хусаиновой)(см. Приложение).
2. Использование методов включённого и не включённого наблюдения.
3. Анкетирование родителей.
4. Собеседование.
5. Совместные детско-родительские игровые занятия в рамках «Ясли-клуба«Солнышки»(см. Приложение).
Продукт проекта:
- Создана психологически комфортная среда.
- Организована и проведена игровая занимательная деятельность с целью успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет через психологическое развитие детей, развитие речи и ознакомление с окружающим миром.
- Создана картотека коммуникационных игр в период адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет (см. Приложение).
- Накоплена информационная база по теме адаптации и ранней социализации детей 1,5 — 2 лет.
Гипотеза: еслиобеспечить благоприятные условия для успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском дошкольном учреждении, в основе которых лежит комплекс психологических и педагогических методов и приёмов, то это позволит детям значительно легчевойти в интересный и увлекательный мир детского сада.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный.
Целью данного этапа работы над проектом " Адаптация и ранняя социализация детей 1,5-2 лет в детском саду" является, в первую очередь, изучение особенностей адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском саду, и установление дружеских, доверительных отношений с малышами и их родителями.
Дети раннего возраста очень сильно привязаны к матери и очень пугливы.Поэтому, крайне важно, приучить детей к своему присутствию, выработать у них положительный настрой на взаимодействие с психологом. Сформировать связь: психолог - весело, интересно, хорошо.Присутствие психолога в группе должно вызывать у детей улыбку, весёлый и игривый настрой.
В ходе реализации I этапа решались следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по адаптации детей раннего возраста.
2. Подбор диагностического материала(см. Приложение).
3. Проведение диагностики по выявлению уровня адаптации детей 1,5-2 лет в ДОУ.
4. Установление доверительных отношений с малышами.
5. Исследование социальных навыков детей.
6. Анализ полученных, в ходе диагностики, результатов.
7. Составление плана работы с детьми и с родителями.
8. Подбор информационного материала для родителей.
9. Анкетирование родителей.
Анализ психолого-педагогической литературы по адаптации детей раннего возраста.
Адаптация и ранняя социализацияотносится к разряду междисциплинарных научных понятий. Значительный вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р.Битянова, Я.Л.Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.). Вопросы социальной адаптации активно рассматриваются в педагогических работах (Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, Е.А.Ямбург и др.).
Психологическая наука,прежде всего, изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и возможности приспособления личности к социальной среде. А педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки адаптации и социализациималышей, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей.
При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.
Выделяя этапы развития личности, А.В.Петровский первую фазу считает фазой адаптации, где предполагается усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Субъект, входя в новую социальную общность, еще не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие нормы. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него складываются качества, приводящие к серьезной личностной деформации. Адаптация является предпосылкой индивидуализации и социализации личности.
Проведение диагностики по выявлению уровня адаптации детей 1,5-2лет в ДОУ.
Основное направление адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском саду - работа с ними. Адаптация контролируется с помощью «Листа адаптации» (модификация разработки А. Остроуховой совместно с И.Ф. Хусаиновой) (см. Приложение.).
Цель наблюдения в период адаптации - ежедневный контроль за поведением, эмоциональным состоянием ребенка, состоянием здоровья в первый месяц посещения детского сада. В листе адаптации выделяются 4 фактора поведенческой адаптации и социализации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит. Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, то есть, от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования на листе адаптации приводятся краткие характеристики разных оценок. Суммарно по всем факторам можно получить +15 или -15, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день адаптируется и социализируется в детском саду) или быть сколь угодно долгой. Уровень, то есть, успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).
Карта наблюдения за эмоциональным состоянием и характером деятельности ребенкав период адаптации и социализации малыша заполнялась дважды.
В первый день, как только малыш вошёл в группу детского сада и через месяц.
А для ежедневного контроля за поведением, эмоциональным состоянием, состоянием здоровья детей в первый месяц посещения детского сада заполняется адаптационный лист.
Данная диаграмма показывает результаты адаптации и социализации детей 1,5-2 лет в самом начале посещения детского сада.
Уровень адаптации |
Количество детей |
% |
Высокий |
5 |
28 |
Средний |
9 |
49 |
Сложный |
4 |
23 |
Дезадаптация |
|
|
Для успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском дошкольном учреждении, был разработан и реализован план мероприятий,в основе которого лежит комплекс психологических и педагогических методов и приёмов позволивший детям значительно легчевойти в интересный и увлекательный мир детского сада.
План мероприятий по реализации проекта:
месяц |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|
сентябрь
|
Телесная терапия «Иди ко мне»,«Тушки-тутушки»; Игра-забава «Легкое перышко»; пальчиковая ига «Колючий ёжик»; музыкотерапия «Курочки и цыплята»,«Маленькие ладушки»; сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Колобок». |
Телесная терапия «Кто такой хороший», «Баю-баю»; пальчиковые игры «Семья»; сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Репка»; музыкотерапия «Шагаем вместе»; «Идет мишка»; игра-забава «Я в окошечко гляжу».
|
Телесная терапия «Мой малыш», «Тушки-тутушки»; пальчиковая игра «Пальчик, мальчик»; упражнения на дыхание «Греем ручки»; игра-забава "Воздушные шары"; сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Хрюшка и Чушка». |
Телесная терапия «Обними меня», «Цап»; сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Курочка Ряба»; Музыкотерапия«Гопачёк», «Пляски с платочком»; игра-забава «Весёлые пузыри».
|
|
Работа с родителями |
Родительское собрание. Тема: «Возрастные особенности детей 2 года жизни» Анкетирование «Ваш ребёнок». |
||||
октябрь |
Театрализован игры «Весёлый петрушка»; упражнения на дыхание «Надуваем пузырь»; телесная терапия «Попрыгушки»; «Обнимашки»; пальчиковые игры «Сомни платочек»; музыкотерапия «Вальс собачек»; сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Цыплёнок и утёнок». |
Музыкотерапия «Вот как мы умеем», «Шагаем вместе»; телесная терапия «Баю-бай»; «Обнимашки»; игра-забава «Волшебный мешочек"; сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Как коза избушку построила».
|
Телесная терапия «Догонялки-обнималки»;пальчиковая игры «Дружная семейка»; игра-забава «Ладушки, ладушки!»; музыкотерапия «Машенька-Маша»,«Гопачёк»; Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Курочка». |
Телесная терапия «Наши пальчики»; Игра «Легкое перышко»; пальчиковая ига «Колючий ёжик»; музыкотерапия «Вот как мы умеем»; сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Зайка, зайка, попляши!»; игра-забава «Петушок, петушок...».
|
|
Работа с родителями |
Памятка для родителей: «Как помочь малышам адаптироваться?» Стендовые консультации и папки-раскладушки: «Как и чему учить ребёнка раннего возраста». |
||||
ноябрь |
Пальчиковая игра «Наши пальчики устали»; сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Цыплёнок»; телесная терапия «Обними меня»; игра-забава «Чудесный сундучок»,«Ку-ку» музыкотерапия «Воробей», «Маленькие ладушки». |
Телесная терапия «Ладушки»; игра-забава «Едет паровоз»; сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Колобок»; музыкотерапия «Водичка», «Гопачёк». |
Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Совята»; телесная терапия «Скачем на лошадке»; игры «Топ-топ»; пальчиковая игра «Пальчики»; музыкотерапия «Колыбельная»; телесная терапия «Попрыгушки»;
|
Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Теремок»; телесная терапия «Еду, еду к бабе, к деду...», «Обнимашки»; пальчиковый игры «Зайка серенький сидит»; музыкотерапия «Юрочка», «Маленькие ладушки». |
|
Работа с родителями |
Совместное детско-родительское занятие, в рамках Ясли - клуба «Солнышки». |
||||
II этап – основной.
Теоретическая часть:
Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
Социализация-процесс и результат усвоения и активного воспроизводства
индивидомсоциального опыта, прежде всего системы социальныхролей.Реализуется в общении и деятельности в семье, в дошкольных учреждениях.
Происходит в условиях воспитания, целенаправленного формированияличности. Воспитание - ведущее и определяющее начало социализации.
Адаптивные возможности ребёнка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития. Необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления в детский сад и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями сверстников, подражать их действиям.
Целью данного этапа работы над проектом «Адаптация и ранняя социализация детей 1,5-2 лет в детском саду» является выполнение намеченной программы проекта.
В ходе реализация программы проекта работа шла по нескольким направлениям.
Первое, и самое главное, создание у детей положительного настроя на детский сад,преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации и ранней социализации в детском саду, снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, развитие внимания, восприятия, речи, воображения, развитие чувства музыкального ритма, общей и мелкой моторики, координации движений, развитие игровых навыков.
А для этого необходимо:
1. Чтобы педагог стал для малыша близким человеком.
Критерием того, что эта цель достигнута, является то, что:
- · ребенок охотно идет от мамы к педагогу;
- · улыбается, радуется, когда видит педагога;
- · успокаивается от общения с педагогом;
- · малыш обращается за помощью к педагогу.
2. Помочь малышу приспособиться к новой обстановке и научиться ориентироваться в ней.
Критерием того, что эта цель достигнута, является то, что:
- · Ребенок знает расположение и назначение комнат;
- · Знает, где находятся предметы для его личного пользования: кровать, полотенце, салфетка, его шкафчик для верхней одежды;
- · Знает и хорошо ориентируется в том, где и какие игрушки лежат.
3. Помочь малышу как можно быстрее и легче освоиться в новом для него образе жизни.
Критерием того, что эта цель достигнута, является то, что:
- · ребенок легко подчиняется режиму дня;
- · сохраняет хорошее настроение не только около взрослого, но и играя самостоятельно.
4. Помочь малышу правильно социализироваться.
Критерием того, что эта цель достигнута, является то, что:
- · ребенок играет с детьми;
- · спокойно относится к тому, что во время кормления, одевания, умывания его обслуживают не первым;
- · ребенок спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он, но и другие дети.
Таким образом, в основе психолого - педагогической работы с детьми в период адаптации и ранней социализации основными считаю следующие моменты:
1. побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности; обучение навыкам коммуникации и сотрудничества;
2. развитие и поддержание уверенности в собственных силах;
3. воспитание самостоятельности, желания и умения играть, исследовать окружающее пространство, расширять границы своих возможностей;
4. сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка.
Второе, и не менее главное, это работа с родителями. В результате которой
родители активно включаются в педагогический процесс в ДОУ, получают помощь в формировании правильного отношения к развитию своих детей, и проявляют заинтересованность в сотрудничестве сдетским садом.
Для решения этих задач использовались, как хорошо знакомые методы и приёмы - индивидуальные беседы и консультации с психологом, родительские собрания, в форме круглого стола, стендовые консультации и папки-раскладушки,так и ещё мало применяемый метод - совместных детско-родительских занятий, в рамках Ясли - клуба «Солнышки».
Целью этого направления нашей работы, в рамках проекта «Адаптация и ранняя социализация детей 1,5-2 лет в детском саду» является необходимость способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах адаптации и развития детей раннего возраста, создание условий для сокращения периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ и развития положительно окрашенных эмоциональных отношений между родителями и детьми.
Для того чтобы максимально полно и эффективно реализовать поставленную целья поставила следующие задачи:
1. выявить положительный опыт семейного воспитания;
2. оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;
3. развивать социальные и коммуникативные умения (самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям) у детей раннего возраста путем взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
4. сформировать единый стиль общения с ребенком в семье и детском саду.
Таким образом, в ходе детско-родительских занятий, у родителей:
1. сформируются определенные модели взаимодействия с ребенком; повысится уровень педагогических знаний и умений;
2. активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать и преодолевать трудности в воспитании детей;
3. установятся доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно влияет на эмоциональное состояниемалыша;
4. сформируется умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности.
Для детей результатом таких занятий будет то, что:
1. адаптация к условиям детского сада будет проходить в легкой и средней степени;
2. активизируется и разовьётся речь, улучшатся показатели речевого развития детей;
3. малыши станут более активными и любознательнымик окружающему миру, возникнет привязанность к педагогам, желание играть со сверстниками,разовьются игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками и предметами-заместителями, то естьпроявятся признаки внутреннего комфорта и эмоционального благополучия детей.
4. сформируется эмоционально положительное отношение к физическим упражнениям, подвижным играм, культурно-гигиеническим навыкам и закаливающим процедурам, сказкам, потешкам, театрализованной деятельности.
III этап-заключительный:
совместная работа педагога-психолога, воспитателя I группы раннего возраста № 12 и, конечно, родителей малышей, обеспечение благоприятныхусловий для успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет в детском дошкольном учреждении, и создание таких условий пребывания малышей в детском саду, которые воспринимались ими, как безопасные, интересные и доброжелательные, позволило решить все поставленные задачи.
Уровень адаптации |
Количество детей |
% |
Высокий |
10 |
56 |
Средний |
7 |
39 |
Сложный |
1 |
5 |
Дезадаптаця |
0 |
0 |
Мы добились оптимального уровня адаптации и ранней социализации детей1,5-2 лет в ДОУ.
Стабилизировалось общее эмоциональное состояние детей, темп физического и психического развития нормализовался, в детском коллективе сформировались позитивные взаимоотношения, малыши приобреликоммуникативные навыки.
Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, не только в период адаптации и социализации детей в ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Наблюдается, повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с детским садом.Родители активно включатся в педагогический процесс ДОУ, и принимают активное участие в родительских собраниях.
Результатом реализациипроекта «Адаптация и ранняя социализация детей 1,5-2 лет в детском саду» стало (продукт проекта):
- создание психологически комфортной среды, которая воспринимается детьми, как безопасная, доброжелательная и интересная;
- организована и проведена игровая занимательная деятельности с целью успешной адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет через развитие речи, ознакомление с окружающим миром и психологического развития детей;
- создана картотека коммуникационных игр в период адаптации и ранней социализации детей 1,5-2 лет (см. Приложение);
- накоплена информационная база по теме: «адаптация и ранняя социализация детей 1,5 - 2 лет».
В результате сравнительного анализа итогов диагностик, можно смело сделать вывод, что реализация проекта «Адаптация и ранняя социализация детей 1,5-2 лет в детском саду» имела большое практическое значение. Количество детей имеющих высокий уровень адаптации увеличилось на 28% и в результате составило 56%; количество детей имеющих средний уровень адаптации изменилось на 10% и в результате составило 39%;количество детей имеющих сложности в адаптации изменилось на 18% и в результате составило 5%.
И, конечно же, мы очень рады тому, что среди наших детей не было малышей с дезадаптацией.
Уровень адаптации |
Количество детей |
% |
Количество детей |
% |
Количество детей |
% |
на начало проекта |
на конец проекта |
результат |
||||
Высокий |
5 |
28 |
10 |
56 |
5 |
28 |
Средний |
9 |
49 |
7 |
39 |
2 |
10 |
Сложный |
4 |
23 |
1 |
5 |
3 |
18 |
Дезадаптаця |
|
|
|
|
|
|
В заключении хочется еще раз отметить, что длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками; шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет сам есть, раздеваться, то делает это медленно, отстает от всех. Все это накладывает свой отпечаток на его отношения с окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации и для социализации. В связи с этим проблема адаптации стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна. Эта работа должна так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Презентация
Список использованных источников
1. Абрамова Г.С., Практикум по возрастной психологии / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1998.
2. Алямовская В.Г., Ясли – это серьезно.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.
3. Афонькина Ю.А., Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребёнка раннего возраста: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2015.
4. Баркан А. И., Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка / А.И. Баркан. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.
5. Белкина Л.В., Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006.
6. Ветрова В. В., «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1999.
7. Зубова Г., Арнаутова Е., Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7.
8. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: / Г.Г. Григорьева Н.П., КочетоваГ.В., Губанова. – М.: Просвещение, 2003.
9. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М., 1999.
10. Остроухова А., Успешная адаптация / А. Остроухова // Обруч. – 2000. - №3.
11. Пыжьянова Л.,Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2.
12. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.
13. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 1997.
14. Тимерьянова Л.Н., КремляковаА.Ю.Организация психологического сопровождения адаптации детей в дошкольном учреждении:Учебно-методическое пособие. –Уфа: Издательство ИРО РБ. -2011.
15. ТеплюкС., Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание /ТеплюкC. – 2006. – №4.
Информационные ресурсы:
1. https://infourok.ru/adaptaciya-detey-rannego-vozrasta-k-usloviyam-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-375837.html
2. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/12/09/roditelskiy-klub-teremok
3. http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65625a2bc78b4d43b88421306d27_1.html
4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/18/kartoteka-adaptatsionnye-igry
5. http://docplayer.ru/27084307-Adaptacionnye-igry-solnyshko-i-dozhdik-cel-formirovanie-emocionalnogo-kontakta-doveriya-k-okruzhayushchemu-miru-vzroslym.html
6. http://diplomba.ru/work/113007
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf