Формирование у дошкольников экологической культуры, основ здорового и безопасного образа жизни

  чт., 30.03.2017

Авторы:

Белова Ольга Алексеевна, заместитель заведующего

Азаматова Ольга Владимировна, старший воспитатель

МАДОУ д/с № 146 города Тюмени

«Ни одно другое социальное окружение не оказывает

такое воздействие на формирование здоровой личности,

какое может осуществить  образовательное учреждение…»

Американская Ассоциация Национального Здоровья

 

Актуальность

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, т.к. становится ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как непланируемое им производство губительных эффектов на природу, причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека.

Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования и просвещения.  Началом формирования экологической направленности личности является дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.

Тема экологического воспитания не нова, но нам необходимо с полной серьезностью отнестись к такому вопросу, так как эта проблема является общей для всего населения Земли: глобальное изменение климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды. Всё это создает непрерывно ухудшающую среду обитания человека, а как результат – разные болезни, от которых страдают взрослые и  дети. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный выход из сложившейся ситуации.

Формирование начал экологической культуры:

 - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, а  также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и зависимости здоровья,  от состояния окружающей среды;

- это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

И именно формирование начал экологической  культуры,  здорового и безопасного  образа жизни воспитанников – одно из основных направлений  образовательной деятельности в МАДОУ ЦРР – д/с №  146 города Тюмени.

Формирование представлений об основах экологической культуры  дошкольников происходит  на примере экологически безопасного поведения человека в быту и природе,  безопасного для человека и окружающей среды.  И одним  из ценностных  методов, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, накоплению знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья,  является метод проектной деятельности.

Общесадовый  детско - родительский   экологический  проект  «Чистая вода – здоровая планета»

Вид проекта: коллективный, социально- познавательный.

Длительность: 3 месяца

Цель проекта: Формирование экологических представлений о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе, основ экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим  миром через наблюдения, опыты, исследовательскую работу.

Задачи:

  • формирование  у ребенка позиции признания ценности здоровья, 

формирование личности,  живущей по законам ЗОЖ;

  • развитие чувства ответственности  за сохранение и укрепление своего

здоровья;

  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к

природе;

  • формирование безопасного поведения в окружающей среде расширение

знаний и навыков по экологической культуре;

Целостность системы формирования экологической  культуры и

здорового  образа жизни  воспитанников включила:

- создание развивающей среды;

-  ориентацию на возраст;

- интеграцию и системность деятельности;

- преемственность и непрерывность,   при тесном взаимодействии с семьей.

Вся деятельность проекта осуществлялась по трем направлениям:

  1. Создание развивающей среды.
  2. Познавательно-исследовательская деятельность.
  3. Творческая деятельность.

Модель «трех вопросов» помогла педагогам каждой возрастной группы спланировать свой  проект.

 Дети знают: вода нужна всем; все пьют воду, водой умываются; вода нам помогаем готовить, стирать, убирать; воды много в морях, реках, озерах; воду нельзя загрязнять; летом идет дождь, а зимой – снег и это все вода; вода прозрачная.

Дети хотели бы узнать: где еще вода помогает человеку; кому еще нужна вода и для чего; почему нельзя пить воду из моря, талую воду; где «живет» вода; воды много, но почему все говорят: «Берегите воду!» и как ее беречь; как очистить воду, если она уже грязная; куда исчезает вода из чайника; почему сахар в воде становится невидимым; откуда в кране берется вода и почему не кончается?

 А чтобы проект был увлекательным,  далее педагоги, объединившись в творческие группы  (по параллелям: 3 младшие, 3 средние, 3 старшие, 3 подготовительные группы),  объединив  в  одну  творческую игру,  разработали итоговые познавательно – творческие мероприятия, которые проходили в музыкальном зале в течение четырех дней (4 возраста).

Мир природы нельзя познать по картинке и для того,  чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознал, что является его частью, научился  устанавливать связи между объектами и явлениями природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. И чтобы настроить детей на новый проект, педагоги насытили  развивающую среду природоведческой литературой. Именно произведения известных детских писателей природоведов помогли дать детям экологические знания, например, рассказ Э. Шим «Кто был рад снегу» или М. Пришвина «Живительный дождь» и др. Природа в этих произведениях выступает,  как основа  всего живого, соединяющая воедино все начала.

Оснастили группы иллюстрированным материалом, дидактическими  играми и атрибутами,  которые помогают сформировать  представления у детей представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе. Созданы и использованы дидактические игры: «Воздух, земля, вода» (экологические цепочки); «Кто где живет?»; лото «Вода в природе», «Морские животные», «Кому и зачем нужна вода?»; «Морские обитатели» (пазлы); «Круговорот воды в природе»; «Календарь природы», «На рыбалке» и др.

Подобран наглядно-дидактический материал: «Планета Земля. Природа», «Что мы знаем о воде», «Какой бывает вода», «Природные и погодные явления», «Вода в природе», «Что происходит в природе», «Расскажите детям о морских обитателях», «Обитатели морей и океанов», «Экзотические обитатели водных просторов» и др.

Постепенно  в  группах появлялись  разнообразные природные зоны: коллажи и макеты тайги, тундры, Северного полюса, разнообразных водоемов (морское дно, озеро, болото, их обитатели);  плакаты, отражающие водоворот воды в природе,  выставки рисунков, поделок,  мини – огород,  «сухие аквариумы», картотеки экспериментов и многое другое, оживилась работа в  лабораториях.

Экологические макеты, изготовленные совместно с воспитанниками, используются  на занятиях,  и в самостоятельных играх .  Они являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.  А педагогам, позволяет   закреплять и  систематизировать  знания  детей об  окружающем мире  и его особенностях.

 И как показали результаты проекта, именно  насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда в каждой группе,  стала  основой для организации увлекательной, содержательной жизни каждого ребенка, основным средством формирования основ экологической  культуры, источником   его знаний и положительного  социального опыта.

Очень велико значение природоведческой книги, через неё педагоги знакомят   детей с окружающим миром,  раскрывают тайны природы. Например,  произведения известных детских писателей природоведов Пришвина «Живительный дождь»,  рассказ Э. Шим «Кто был рад снегу» обращают внимание на природу, как на основу всего живого, соединяющую воедино все начала.

  Что вода – вещество привычное и необычное дети убедились в ходе исследовательской деятельности. В каждой возрастной группе проводились эксперименты  водой. Благодаря практической деятельности самостоятельно делали выводы, что вода это единственное вещество, которое переходит в природе из одного состояния в другое (вода, пар, снег, лед). Убедились в том, что  вода хороший растворитель -  и именно поэтому, если в нее попадают вредные, ядовитые вещества, она тоже становится ядовитой и вредной для всего живого. С помощью экспериментов убедились в том, что загрязнить воду легко, а очистить очень сложно. А ведь людям, животным, растениям она нужна, чтобы жить, расти и развиваться. Причем вода живым организмам нужна чистая, не испорченная посторонними загрязнениями.

Просмотр   познавательного  мультфильма  «Откуда берется кислотный дождь» в группах старшего дошкольного возраста   вызвал массу эмоций.  Узнав, что до начала промышленной эпохи вода в естественных, природных условиях была чистой,  но по мере развития цивилизации,  техногенных катастроф люди стали загрязнять источники воды отходами своей деятельности.  Совместно,  пришли к выводу: что источниками  загрязнения воды являются Промышленность,  Нефтедобыча и транспортировка нефти и др.  (Энергетика, бытовая сфера, сельское хозяйство).

Просмотр презентаций, познавательных фильмов и мультфильмов («Капля», «Приключение капельки», «Круговорот воды в природе», «Зачем нужно беречь воду», «Мир глазами капельки», «Что делают с водой животные», «Опустевшая река», «Драгоценная вода», «Свойства воды», «Как вода становится паром и росой», «Три состояния воды», «Секреты здоровья», «Вода, вода, кругом вода!», «Нужная и важная вода», «Что такое водопад», «Что такое болото», «Что такое река», «Что такое рыбы», «Животные морей и океанов», «Способы очистки воды в домашних условиях», «Безопасность на воде») не только углубил знания детей, но и позволил сделать их более яркими и эмоционально окрашенными  и показать детям значение воды и научить беречь ее. Они даже  стали предлагать решение проблем: «когда я стану

взрослым, посажу много деревьев»; «я придумаю современные  фильтры для очистки рек и озер»;  «открою современный мусоро-перерабатывающий завод  для правильной  переработки мусора». В результате полученных знаний, дети  нашли  свои собственные  эффективные методы борьбы с загрязнением окружающей среды.

Демонстрационный опыт  «Делаем облако и дождь» позволил детям убедиться в том,  что  в природе  действительно  происходит круговорот воды.  Педагог, поставив  на стол стеклянную банку с горячей водой, закрыла  ее крышкой, на крышку  положили кубики льда. Теплый воздух внутри банки, поднимаясь вверх, стал  охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар  начал  конденсироваться, образуя капли воды, капли воды становясь тяжелыми,   вновь падали в сосуд.  С помощью элементарного опыта, дети узнали, что именно так и происходит в природе: крохотные капли воды, нагревшись на земле, поднимаются вверх, там охлаждаются и собираются в облака.  Встречаясь вместе в облаках, капли воды прижимаются друг к другу, увеличиваются, становятся тяжелыми и падают потом на землю в виде дождя или  града и снега.  

А наблюдая за снегопадом, обратили внимание, на то, какой белый снег и  как легко дышится. Набрав  снег в баночку, принесли в группу, понаблюдав за таянием снега,  еще раз убедились, что вода  становится мутной с мелкими темными точками.  Педагог объясняет, что снег, падая на землю, захватывает с собой частички копоти, пыли и всяких вредных  частиц, очищая тем самым воздух,  и,  несмотря на то, что он кажется белым -  всё равно грязный. Еще раз убедившись, что снег – это вода,   дети   выстроитли экологическую цепочку: если загрязненная вода испаряется в облака, то и осадки в виде дождя и снега выпадают на землю загрязненными, вредными для растущих и живых организмов.

Просмотр   мультфильма «Сколько воды на земле?» донес до сознания детей, что пресная вода - источник жизни,  но ее на земле очень мало по сравнению с соленой, которая содержится в морях и океанах.

В  каждой  группе созданы «Лаборатории» постоянных наблюдений и  опытов для установления взаимосвязей в  природе.   Дети подготовительной группы, экспериментальным путем,  решили попробовать добыть  пресную воду из соленой (морской) воды.    Налили в таз воду, добавили  соль, тщательно размешали, попробовав на вкус, определили  - вода соленая. Взяли пластиковый стакан, для того,  чтобы он  не всплывал, положили на дно промытую гальку, и поставили  стакан в середину таза с водой. Сверху натянули  пленку, завязав ее вокруг таза. Продавили пленку в центре над стаканчиком и положили  в углубление еще один камешек.  Таз поставили на  подоконник  ближе к батарее. На следующий день дети увидели, в стакане накопилась несоленая, чистая питьевая вода, но ее очень немного. Дети еще раз убедились, что вода  под воздействием тепла - испаряется, превращается в пар, который оседает на пленке и стекает в пустой стакан, а вот соль же не испаряется и остается в тазу. Дети пришли к выводу, что  из соленой морской воды можно получить чистую (питьевую, пресную) воду. А эти, приобретенные знания помогут им, если они когда-нибудь окажутся в экстремальной ситуации. Этот эксперимент  и просмотр   мультфильма,  очень впечатлили детей, теперь многие следят за тем, чтобы краны были закрыты.  

Кроме того, опыты  с водой проводились в семье. Дети готовили сообщения о воде на тему: «Как человек использует воду», «Круговорот воды в природе», «Можно ли жить без воды» и др.  Из сообщения  «Как вода попадает в дом», дети узнали, что   мы пользуемся артезианской водой, ее очищают в специальном месте, которое называется водоочистительным сооружением. Сначала вода проходит через специальные решетки, дальше - фильтры, где  становиться совсем чистой. Чистую воду насосы качают в подземные трубопроводы. Инженеры – водопроводчики построили длинные пути к каждому дому, детскому саду, магазину.

Просмотр документального фильма о последствиях катастрофы нефтяного танкера (гибель рыб, птиц, млекопитающих), произвел на детей очень  удручающее впечатление.  На вопрос,  какими дети хотят видеть и какими должны быть все водоемы на планете земля дети просто наперебой стали говорить: вода должна быть чистой, здоровой, вкусной; люди на всей планете, должны беречь и охранять водоемы, не строить заводы и фабрики на брегах рек, или нужно строить очистительные сооружения; нельзя мыть автомобили на берегах водоемов,  следить за тем, чтобы корабли, танкеры, катера, были исправными. Конечно, эти выводы дети делали на основе полученных знаний.

Проведя с детьми старших групп, мозговой штурм о том, сможем ли мы хоть один день прожить без воды, выяснили, что вода необходима практически везде: для того, чтобы помыть пол, протереть пыль, помыть игрушки, полить цветы, помыть посуду и т.д. Зная о пользе растений, о том, что они выделяют кислород, которым мы дышим, а поглощают вредный воздух, обеспечивая им  необходимый уход, дети  сделали выводы, что без воды растения начинают погибать, значит,   вода -  это не только  источник жизни человека и  животных,  но и растений.   И сделали  еще одно,  неожиданное умозаключение  -  без воды невозможно приготовить никакую пищу, даже испечь хлеб! На вопрос, как они понимают выражение:  «Чистота-залог здоровья!» дети объяснили, что  именно  вода помогает сохранить наше здоровье. 

  Организованная работа с детьми делала их не просто слушателями, наблюдателями, а полноправными участниками. Каждый ребенок почувствовал, что от него самого, от его действий зависит состояние окружающей среды.  И дети сами делали выводы: бросил мусор в реку – загрязнил дом лягушек, рыб; убрал мусор на берегу – они здоровы; забыл полить комнатное растение – оно погибло по твоей вине и т.д.

Итак, заключительным этапом работы над проектом во всех возрастных  стали,  итоговые детско – родительские  познавательно – творческие мероприятия, которые проходили в музыкальном зале в течение четырех дней (4 возраста).   Разученные в рамках темы проекта, поэтические тексты,   танцы и  песни,  познавательные викторины (в соответствии с полученными знаниями),  эксперименты с водой, игры, творческие  задания и т.п., позволили сделать итоговые мероприятия познавательными, содержательными, интересными, захватывающими.

  В младших группах и средних группах  заключительным и логическим завершением проекта,  стало развлечение «Волшебница Вода».  Дети показали все свои знания и умения, представив их в творческом ключе,  в эмоциональной форме «рассказав» о драгоценном даре природы - воде, и показав еще раз, что, загрязняя воду, мы загрязняем планету, тем самым, наносим  вред всему живому.

В старших группах, в процессе развлечения  инсценирован спектакль «Сказка о ручейке». Это сказка о том, как весной родился маленький жизнерадостный ручеек. Он креп и наполнялся водами, к нему прилетали насекомые, птицы, прибегали животные, и ни для кого он не жалел чистой прозрачной воды. Когда  медведь и ежик «обидели» ручеек, он затянулся  тиной и перестал весело журчать.  Негде стало животным напиться водички в жаркие летние деньки и пошли они искать ручеек, чтобы помочь ему. В процессе подготовки к спектаклю дети осознали, что небрежное, расточительное отношение к воде, водоемам может привести к их исчезновению.

В подготовительных группах поставлен спектакль «Вода – главное чудо Земли» о том, как царь отправил своих сыновей походить по земле – Матушке, принести чудо - чудное. Злато – серебро, драгоценные камни принесли старшие  сыновья, а один принес обыкновенную простую воду, и стали все над ним потешаться... И у царя это вызвало удивление: «Зачем  простой воды мне принес?». И впечатлил рассказ третьего сына не только царя-батюшку, но и всех участников проекта:

«Встретил по дороге путника я, он мучился от жажды. За глоток воды он готов был отдать мне все свои драгоценности. Напоил я его чистой водой. А в другой раз видел я засуху.  Гибель леса и поля. И только дождь их спас. И пожар я видел, страшно было. Ничего и никого не щадил пожар. Лишь вода спасла. Понял я, что вода дороже всякого богатства».

И объявил царь воду самым большим чудом земли. Повелел в своем царском Указе  воду беречь, водоемы не загрязнять!

В ходе проектной деятельности дети приобрели социальный опыт взаимодействия в парах и группах, в семье и получили удовольствие от этого. Дети закрепили умение осуществлять поиск информации совместно с родителями на заданную тему из разных источников, научились проявлять инициативу. У детей появились энциклопедические знания, которыми они могут уверенно поделиться не только со сверстниками, но и со взрослыми, уверенно поддерживать беседу, отражать свои впечатления от наблюдений. Дети получили достоверные знания (о воде и всем, что с ней связано) и практические умения экологического характера, которые смогут применять в разных видах деятельности (опытно-экспериментальной, игровой, театрализованной, продуктивной) и повседневной жизни, и направлять их на охрану природы. Дети стали осознанно, внимательнее относиться к природному богатству - воде, что стало отражается в их  поведении (делают замечания по поводу открытого крана). Дети научились изготавливать (с помощью взрослых) макеты, коллажи на экологическую тематику. Работа над проектом способствовала развитию любознательности и познавательной мотивации, речевого общения, самостоятельности, эмоциональной раскрепощённости и радости общения.

Родители в ходе подготовки и реализации проекта приобрели опыт сотрудничества с педагогами и опыт взаимодействия со своим ребенком. Осознали важность своего участия в организации образовательной деятельности детей. Результативность проекта была отмечена родителями: дети стали больше проявлять инициативы, активно рассказывать о том, что узнали нового, стали больше интересоваться познавательными фильмами, мультфильмами, книгами, журналами на экологическую тематику, обсуждать их со сверстниками и взрослыми.

Вся вышеперечисленная деятельность была направлена на становление начал экологической культуры детей, формирование у них осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, т.е. к развитию у детей экологического природоохранного сознания.

Самый главный  результат  проекта «Чистая вода – здоровая планета» - у детей сформировались  начальные представления о воде, как источнике жизни  и здоровья.

Экологическое воспитание в наше время вышло на первый план, и ему уделяют все больше внимания. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с младшего возраст!.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 4212
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.