Вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию личностных качеств ребёнка в ходе опытно-экспериментальной деятельности

  вс., 20.11.2016

Автор:

Помаскина Наталья Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ “Детский сад № 40 - ЦРР” г. Тобольска

     Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. Исследовательская, опытно-экспериментальная активность – их естественное состояние,  они настроены на освоение окружающего мира и хотят его познать. Внутреннее стремление детей к исследованию, опыту порождает исследовательское поведение и создает условия для психического  развития как процесса саморазвития и самореализации. В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные  связи, соблюдать правила безопасности, обсуждать происходящее со сверстниками, родителями, вовлекать их в совместную деятельность.    Она развивает все познавательные способности: наблюдательность, любознательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей принимать  нестандартные решения в любых ситуация. Все помнят китайскую  пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Если ребёнок слышит, видит и делает сам, знания усваиваются прочно и надолго.    

     Дошкольники очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. 

     Во время совместного экспериментирования с родителями  дома или в ДОУ,   ребенок  самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.  Родители и дети предлагают разнообразные возможные решения, и опытным путём доказывают их возможность, исходя из данных, делают выводы. Таким образом, совместная деятельность родителей и детей в  ходе экспериментирования, ставит ребёнка в позицию активного участника, дает возможность  активно развивать инициативность и самостоятельность при корректной помощи взрослого.

     Вовлечение родителей    в совместную с детьми  исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность   является частью образовательной деятельности в нашей группе. Происходит непосредственное взаимодействие между родителями и детьми, совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и самостоятельности, поисковой активности.

     Дети любят рисовать, поэтому   вода и краски стали  первым  исследовательским  материалом. Вовлечение родителей в опытную деятельность началось  через увлечение рисованием различными способами.

    

 Проект «Рисование на воздушном шаре» увлёк родителей подбором красок, которые могут ложиться на поверхность шара.

Индивидуальный   проект «Рисование соком фруктов и ягод»,  презентация его в группе  побудили  родителей поддерживать  у детей любознательность и делиться своими знаниями с детьми и взрослыми в группе.

     В старшем возрасте детей и родителей привлекли опыты с различным оборудованием.  Дети вместе с родителями  в группе искали способы очищения воды, используя самодельные фильтры.  Искали  ответы на проблемные вопросы:  как услышать,  увидеть, почувствовать, перенести  воздух.  Просеивали, пересыпали сыпучие материалы. Дети, увлечённые магнитами, придумывали игры с магнитами, делились знаниями с другими детьми.

    Чем старше становились дети, тем сложнее становилась исследовательская деятельность.  Дети в группе проводили опыт, затем  повторяли его дома, вовлекая родителей, результаты своих опытов дома сравнивали с результатами в группе.

Дети  совместно с родителями придумывали опыты дома, проводили их, вели поиск способов использования различных материалов или предметов окружающего мира, затем ребёнок  в группе, показывал их детям, что давало возможность реализовать свои исследовательские замыслы, развивало личностные качества. Так у нас появилась своя картотека опытов – наблюдений.

Примеры опытов – наблюдений:

  • Вода, свет и растения.
  • Смешивание веществ, растворение, оседание веществ (мука, манка, соль, песок)
  • Вода и соль (растворение, испарение, образование кристаллов соли, цветная соль)
  • Засушивание листьев разными способами, изготовление поделок.
  • Подбор ингредиентов для приготовления теста.
  •  «Могу ли я сама изобрести лакомство на палочке».

   Совместная  исследовательская, опытно-экспериментальная деятельность детей и родителей  способствует развитию у детей личностных качеств: любознательности, инициативности, самостоятельности. А еще более ценно время, проведенное вместе с мамой и папой. Ведь только заинтересованный родитель сможет стать своему ребенку настоящим другом и авторитетом. Это залог будущих крепких семейных связей, фундамент целостной, гармоничной личности ребенка.

Список используемой литературы:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
  2.  Емельянова  Е., Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду, 2009, № 3.
  3. Фотографии  педагога Помаскиной Н.А.

Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/03/07/organizatsiya-i-znachenie-opytno-eksperimentalnoy

https://infourok.ru/statya_uchebnoe_issledovanie_kak_sredstvo_razvitiya_lichnosti_rebenka-188324.htm

http://festival.1september.ru/articles/414297/

http://kpfu.ru/staff_files/F1680099876/Issledovatelskij.podhod.v.obuchenii._metod.proektirovaniya_.pdf

 

 

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 6670
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.