Развитие речи младших дошкольников через сказку

  ср., 09.09.2015

Автор:

Ревицкая Валентина Максимовна,

воспитатель МБДОУ «Золотой ключик»

ЯНАО, город Ноябрьск

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.                                                            

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.                                                                     

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое. В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу  тот факт, что поступающие  дети  в детский сад имеют ограниченный  словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.                                                        

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к ащите.

Тема мини-музея была выбрана именно с учетом возраста детей и любимой ими сказки. Курочка Ряба — один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок. Значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства. И, несмотря на то, что современные городские дети, курочку впервые видят только на картинке, они сразу завоевывают детские сердца. Вызывают любопытство и интерес. К тому же в любой программе для работы с детьми раннего возраста найдется немало материала для малышей по знакомству с курочкой.Это стихи, песни, потешки, подвижные игры.

 Мини-музей «Курочка Ряба» поможет ребенку поближе познакомиться с темами, которые наиболее понятны и интересны ребенку третьего года жизни.                  

Почему именно возникла идея создания музея курочки Рябы? Если спросить взрослого человека, какую сказку он помнит из детства, то многие ответят "Курочка Ряба".

Русская народная сказка "Курочка Рябя" является одной из самых любимых сказок малышей.  С  детьми и родителями нашей группы  мы провели много интересных совместных познавательных досугов по творчеству любимых детских сказок, совместными усилиями создали мини-музей «Курочка ряба»

Мини-музей «Курочка ряба»   

Мини-музей «Курочка Ряба» позволил нам дать детям  возможность  «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду. Возможность сопереживания общих впечатлений с другими детьми и взрослыми. Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – идёт накопление достаточно богатого словарного запаса, развивается связная речь детей.  Персонажи используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора детей .  

Оснащение мини-музея:

  • экспонатом мини–музея является макет русской избы (русская печка, стол, лавочка,                
  • куклы- бабка, дед, макет курицы, мышки);
  • музыкальная книга «Курочка Ряба»;
  • магнитный театр «Курочка Ряба»;
  • большая книга русских народных сказок;
  • костюмы для детей
  • деревянные фигурки героев сказки «Курочка Ряба»
  • набор мягий кубик «Курочка Ряба»
  • Набор сюжетных картинок «Курочка Ряба»

 « В гости к деду с бабкой»

Детям очень нравится переодеваться в костюмы и обыгрывать сказку

 

Совместное рассказывание сказки

 

Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя.

            Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.

            Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной  работы по развитию речи детей.

Можно сделать вывод, что систематическая работа со сказкой художественного образа и позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей. Ребенок овладевает умением понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные представления, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта.

 Использованная литература

  1.  О. А. Шорохова «Играем в сказку», М «Творческий центр» 2011г.
  2. Фотографии из личного архива воспитателя Ревицкой В.М
  3.  Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду»,- ТЦ Сфера, 2013г.
  4. Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация»,- Детство-пресс,2012г.

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 6324
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.