Двигательная активность как средство укрепления здоровья дошкольников

  пн., 08.09.2014

Авторы:

Нижельская Алла Ивановна,

Методист ДОУ,

Ахмадиева Аида Ойратовна

воспитатель

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма
 

Здоровье дороже золота.

Шекспир В.

Видеть ребенка умным, здоровым и красивым - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее. Родители постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему - двигательная активность.

Двигательная активность играет большую роль в общем развитии дошкольников, укреплении здоровья, способствует развитию физических и умственных качеств. Педиатры, педагоги, психологи сегодня бьют тревогу, современные дети ведут малоподвижный образ жизни, который незамедлительно негативно отражается на здоровье ребёнка. Причинами малоподвижного образа жизни детей является развитие современной цивилизации, которая предлагает детям массу развлечений, игр, телепередач, но всё это происходит за монитором компьютеров, планшетов, телевизоров и даже сотовых телефонов. Мы знаем что, при дефиците двигательной активности дошкольников снижаются обменные процессы в тканях мозга, ухудшается работа внутренних органов, общее состояние организма. Поэтому не случайно одной из важных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений является сохранение, укрепление физического и психического здоровья детей. Особенно значима и актуальна реализация этой задачи в районах Крайнего Севера.

         В нашем суровом северном крае, сорокоградусная стужа - явление обычное. Низкие температуры воздуха ограничивают возможность двигательной активности детей, которая так необходима для нормального функционирования и развития детского организма. Очень неблагоприятно воздействуют на здоровье дошкольников негативные факторы северных климатических условий: полярная ночь, суровая зима, перепады давления, значительные и резкие изменения температуры воздуха в течение суток, месяца, года; специфический световой режим, эффект «светового голодания» зимой в период долгой полярной ночи; перепады атмосферного давления; низкий процент содержания кислорода в атмосфере. Все это создает дискомфортные условия для жизни людей на Крайнем Севере, тем более негативное влияние они оказывают на еще неокрепший, растущий, развивающийся, организм детей. Все эти факторы напрямую влияют на двигательную активность и ограничивают подвижность малышей, которые большую часть своей жизни проводят в дошкольных образовательных учреждениях.

Эту проблему в своём дошкольном образовательном учреждении мы решаем через создание благоприятной образовательной среды направленной укрепление здоровья детей. Этому способствуют имеющийся в ДОУ спортивный и музыкальный зал, зелёный экологический островок, познавательно-игровой зал, хорошо оснащённые и укомплектованные всем необходимым группы детского сада. Спортивный зал оснащён современным спортивным инвентарём: тренажёрами, шведскими лестницами, массажными дорожками, гимнастическими скамейками, дугами различных конструкций, гимнастическими палками, обручами, детскими гантелями, мячами разных размеров, форм и назначений: физиороллы, фитболы, набивные и массажные мячи. Имеется сухой бассейн и другое современное оборудование. В каждой группе детского сада также созданы условия для активизации двигательной активности воспитанников, это традиционные спортивные уголки.

Одним из компонентов двигательного режима детей является утренняя гимнастика. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Она ценна еще и тем, что у детей вырабатывается полезная привычка каждое утро выполнять различные упражнения, что со временем переходит в потребность заниматься физической культурой, которая сохраняется у человека на всю жизнь.

По утрам некоторые малыши, приходя в детский сад, плачут, требуют маму, не идут на контакт или просто не хотят заниматься. Поэтому для привлечения внимания детей воспитателями используются игровые, сюрпризные моменты, веселые совместные танцы. Например, в гости к детям приходят сказочные или мультипликационные герои, которые создают особую игровую атмосферу. Сюжетные комплексы утренней гимнастики очень нравятся детям: «Медвежата», «Забавные обезьянки», «В гости к зайчику Степашке», «Весёлые жучки». Но особенно полюбились нашим детям комплексы утренней гимнастики со Смешариками.

В гости к детям приходит Крош – Смешарик, который просит научить его делать зарядку, чтобы быть здоровым и не болеть. Воспитатель приглашает  Смешарика посмотреть, как дети занимаются.

Утренняя гимнастики со Смешариками.

Воспитатель читает стихи, дети выполняют разные виды ходьбы и бега.

Бим-бом, бим-бом,

В детский садик мы идем. Ходьба на носочках.

Будем весело шуметь,

Бегать, прыгать, песни петь. Бег.

Мы шагаем по дорожке, Ходьба на носочках.

Укрепляем наши ножки!

Быстро, быстро мы бежим, Бег.

В город, в город мы спешим.

Быстро! Надо нам успеть

Мишек в парке посмотреть!

Построение врассыпную.

-Воспитатель: Девочки и мальчики, а теперь мы с вами - зайчики! Посмотрите, какие у зайчика Кроша длинные ушки. Покажем, какие у нас ушки. Вот какие у нас длинные ушки! Молодцы!

1.Упражнение «У зайчика длинные ушки».

Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки опущены.

Подняться на носочках, руки вверх. Вот какие у нас длинные ушки! Молодцы!

Опуститься на всю ступню. Руки опустить. Выдыхая произносить «У-х-х-х».

(4 раза)

-Воспитатель: Дети, а что любит зайчик? (Морковку)

-Воспитатель: Правильно, морковку! Зайчик потерял морковку. Давайте поищем ее.

2. Упражнение «Зайчик ищет морковку».

Исходное положение. Стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Повернуться всем корпусом в одну сторону. Сказать: «Где морковка?»

Вернуться в исходное положение. То же движение в другую сторону. Сказать: «Где морковка?» Темп умеренный. (4раза)

-Воспитатель:

Дети, а кого боится зайчик? (Волка). Правильно, волка. Тогда давайте прятаться от волка.

3. Упражнение «Зайчик спрятался».

Исходное положение. Стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Присесть, обнять колени руками. Где же зайки? Хорошо спрятались молодцы! Встать. Вернуться в. исходное положение. Темп умеренный. (3-4 раза)

Умницы! Хорошо умеете прятаться от волка.

4. Упражнение «Ловкий зайка».

-Воспитатель:

А теперь покажите, какие вы ловкие, попрыгаем, как зайчики!

Исходное положение: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки в чередовании с ходьбой. Повторить 3 - 4раза. Дыхание произвольное.

Воспитатель:

-Ой, какие вы ловкие, какие хорошо прыгаете! Замечательные зайчики!

Молодцы, а теперь вы снова девочки и мальчики! Крошу, понравилось, как вы выполняете упражнения, теперь он научился делать утреннюю гимнастику.

-Дети, Крошу, пора к друзьям, давайте попрощаемся с ним. До свидания, Крош! Приходи к нам еще! Мы будем очень рады! А мы с вами послушаем песенку про Смешариков. (Дети слушают песенку сидя на ковре).

В детском саду регулярно проводятся физкультурные занятия в соответствии с требованием программы, расписанием образовательной деятельности группы. Проведение физкультурных занятий непременный, традиционный и постоянный вид физической деятельности детей в ДОУ. Все занятия для детей второй младшей группы проводятся в игровой, занимательной форме с использованием определённого сюжета, например путешествие в гости Доктору Айболиту.

Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к Доктору Айболиту приглашает детей стать друг за другом, образуя, паровозик. Паровоз движется от станции к станции, преодолевая при этом препятствия, которые встречаются на пути, делая, остановки.

Машинист подал сигнал…з-з-з.

Выпускаем вместе пар…с-с-с.

Поезд отправляется… чух-чух - чух

Тормозим …ш-ш-ш.

1.Остановка «Полянка» - поезд останавливается в лесу. Дети имитируют повадки обитателей леса. «Бабочки» (бег с плавными движениями рук). «Лиса» - (ходьба на носках). «Зайчики» (прыжки). «Медведи» (ходьба на четвереньках). «Гусеницы» (ползание), «Жучки» (лежа на спине движения рук и ног).

2.«Туннель» - «паровоз» едет через туннель - дети пролезают под дугами.

3.«Змейка»- «паровоз» объезжает препятствия - дети продвигаются змейкой между кубиками.

4. Остановка «Зоопарк» - имитируют движения животных: обезьяны (руки согнуты в локтях, пальцы растопырены), тигра (ходьба с движением рук перед собой), попугай (бег с машущими движениями рук).

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. В дни, когда нет возможности выходить на прогулку, широко используются физкультурный зал, приемные, оборудованные спортивными уголками, для организации максимальной двигательной активности малышей.

Особое место для двигательной активности отводится в ходе непосредственно – образовательной и совместной деятельности воспитателя с детьми, где постоянно проводятся: двигательные паузы, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, минуты шалости, логоритмические упражнения. Логоритмические упражнения проводятся в игровой форме, что помогает каждому ребенку чувствовать себя комфортно и  уверенно. Во время упражнения дети стоят вместе с воспитателем,  по кругу это дает возможность детям видеть, двигаться, проговаривать речевой материал синхронно вместе с ним. Вот, особо полюбившиеся детьми упражнения. «Насекомые».

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела, (Легкий бег на носочках по кругу или врассыпную)

А за ней шмель-шмелёк (Дети машут руками, как крыльями)

И веселый мотылек (Кисти руки слегка «дрожат»)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики, глаза.

(Сомкнутыми большим и указательным пальцами показывают глаза стрекозы)

Пожужжали, полетали, (Дети бегают и жужжат)

От усталости упали. (Медленно опускаются на ковер.)

«Боровик».

По дорожке шли, шли. (Дети идут по кругу, взявшись, за руки или вслед за воспитателем)

Боровик нашли. (Останавливаются)

Боровик боровой,

В мох укрылся с головой. (Дети приседают, опускают голову)

Мы его пройти могли, (Вновь идут по кругу)

Хорошо, что тихо шли. (Останавливаются)

«Лягушки».

Скачут, скачут по опушке (Совершают прыжки на обеих ногах)

Две веселые лягушки

Прыг-скок, прыг-скок

Прыгать весело, дружок. (Встают, хлопают в ладоши.)

«Мячик».

Раз, два, прыгай мячик. (Взмахи рукой, как бы удары по мячу.)

Раз, два и мы поскачем.

Девочки и мальчики (Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе)

Прыгают, как мячики.

Важным компонентом повышения двигательной активности детей в детском саду являются динамические часы после сна, которые включают в себя: гимнастику пробуждения, воздушное закаливание, игровые упражнения и ходьбу по «Дорожке здоровья». Цель гимнастики пробуждения - способствовать плавному переходу от сна к бодрствованию и созданию положительного эмоционального настроя малышей во второй половине дня. Динамические часы очень любимы детьми и проводятся, с использованием специально сшитой родителями «Дорожки здоровья» и непременно под спокойную детскую классическую музыку.

Гимнастика пробуждения. «Умывалочка».

Светит солнце к нам в окошко, (Дети лежат в постелях)

Хватит спать, вставайте крошки,

Потянулись, улыбнулись. (Дети потягиваются)

И сказали: «Мы проснулись!» (Тихо повторяют за воспитателем)

Глазки, вы будете в жмурки играть? (Дети открывают и закрывают глаза.)

Мы щёчки срочно идем умывать, (Поглаживают круговыми движениями щеку)

Щечку одну и щечку другую. (Поглаживают другую щеку.)

Умоем улыбку свою озорную! (Растягивают губы в улыбке, поглаживая указательными пальцами обеих рук от середины губ к уголкам.)

После пробуждения малыши переходят к закаливающим процедурам - воздушным ваннам, ходьбе босиком по «Дорожке здоровья», для профилактики плоскостопия и повышения иммунитета, затем проводятся игровые упражнения.

Особую радость и пользу приносят дошкольникам подвижные игры, которые играют важную роль в физическим и психическом развитии детей. Подвижные игры для малышей жизненно необходимы, именно поэтому иногда они готовы играть в них снова и снова. Подвижная игра является незаменимым средством для развития детей, их двигательных, сенсорных, познавательных и творческих способностей. Поэтому, чтобы заинтересовать их, побудить принимать активное участие в играх, воспитатель создаёт радостную, непринужденную обстановку, придумывает интересный, веселый сюжет и широко использует атрибуты.

Хороводная игра « Зайка».

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга сидит грустный зайка.

Дети поют вместе с воспитателем:

Зайка, зайка! Что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты вставай, вставай, скачи! (А дети хлопают в ладоши)

Вот морковку получи! (Все дети подходят к зайке, дают ему игрушечную морковку).

Получи и попляши! (Зайка берет морковку, делается веселым и начинает плясать).

Потом выбирается другой зайка.

Разнообразные варианты подвижных игр способствует развитию у детей инициативы и творчества, побуждают их к активности.

В нашем дошкольном образовательном учреждении ребятишки находятся в движении: они подвижны, активны, жизнерадостны. Поэтому итогом постоянной, продуманной, творчески организованной работы по сохранению, укреплению физического и психического здоровья детей в условиях детского сада, являются положительные показатели уровня здоровья детей и снижение процента заболеваемости.

 

Литература:

1. Н.Е. Вераксы, Т.С Комарова М.А. Васильева. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. «От рождения до школы» Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва. Мозаика-Синтез 2011.

2. Т. Е. Харченко. Организация двигательной деятельности детей в детском саду СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс» .2010

 

 

 

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002722-0002723

Штрих код (№ квитанции) 62502674106090 Дата отправки 9 сентября 2014 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 8294
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.