Обобщение семейного опыта на тему: «Использование игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики детей 2-3 лет»

  сб., 07.06.2014

Автор:

Фролова Елена Александровна,  

оспитатель

МАДОУ д/с № 100 г. Тюмени

Мама  воспитанницы:

Ольга Токарева

      Прочитав удивительно вдохновляющую книгу Масару Ибука (японского бизнесмена, одного из основателей корпорации "Sony", по совместительству отца и деда) под названием "После трёх уже поздно", мы необычайно прониклись основной мыслью этой книги, которая сводится к тому, что гениями не рождаются, а становятся. Любого ребенка, чем раньше начнешь с ним заниматься, можно превратить в маленького Пушкина, Моцарта, Эйнштейна или Сальвадора Дали, главное, вовремя заметить, к чему у малыша возникает больший интерес. Этому способствуют  методики раннего развития Марии Монтессори, Глена Домана и пр., которые помогают малышу, еще даже не начавшему ходить, ориентироваться в предметах и названиях. С помощью огромного количества упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, у ребенка развивается внимательность, самостоятельность, творческие и исследовательские способности.

       Из курса по психологии в университете, я вынесла только одну мысль, зато очень интересную и важную, перекликающуюся с лейтмотивом книги М. Ибука. А мысль такова: новорожденный ребенок - бог, он альфа и омега, он потенциально может быть всем, чем только возможно его вообразить. Из него можно как создать очень высокоразвитого человека - гения, так и не дать толчка его развитию и вырастить посредственного индивида, неспособного завязать собственных шнурков. Я никогда не ставила своей целью вырастить гения, и не разделяю мнения тех матерей, которые считают своего ребенка божеством, возможно, неверно трактуя вышеобозначенную мысль из курса психологии, и соответственно, поклоняются маленькому тирану, удовлетворяя его малейшие капризы и требования. Развиваясь, ребенок должен учиться многое делать самостоятельно, например, вытирать пролитую воду или собирать разбросанные бумажки и нести их в мусорное ведро. Главное, превратить процесс в захватывающую игру с соревновательным элементом. Главное, показать малышу его способность выполнить то или иное действие, заставить его гордиться собой. Книга М. Ибука предлагает начинать этот нелегкий воспитательный, игровой, развивающий процесс как можно раньше, практически с самого рождения.

    В-общем, вдохновившись книгой именитого японца, мы отвели Соню в группу Монтессори, когда Соне исполнилось восемь месяцев. Сходив туда ровно три раза, Соня незамедлительно подхватила вирус, а мы для себя решили, что очень многое из тех замечательных игр и игрушек, предлагаемых в кружке, можно прекрасно сделать самому из подручных бытовых предметов и спокойно играть и заниматься дома, а уроки эти не будут сопровождаться заболеваниями носоглотки и станут почти бесплатными.

    Занятия по развитию ребенка 2-3 лет по методу Монтессори необычайно эффективны. Простые и увлекательные игры с прищепками, шариками, бусами, кубиками, соломинками направлены специально на развитие мелкой моторики. Главное, не бояться предлагать ребенку играть с мелкими предметами и не оставлять его в этом процессе без присмотра, параллельно объясняя, что совать их в рот, нос и уши - очень опасно!

      Начиная с полугода - восьми месяцев и до сих пор Соня возится со стеклянными шариками, которые надо по одному складывать в небольшую пластиковую бутылочку, потом вытряхнуть. Этот увлекательный процесс может затянуться чуть ли не на полчаса. Став постарше, Соня вместо пластиковой бутылки сейчас использует любые другие емкости. Второй любимой игрой стали деревянные пазлы «На ферме», «Лесные жители», «Часы», «Мишкина одежда», «Рыбалка» с магнитной удочкой.

        По отдельности с этими заданиями ребенок начал справляться в год, сейчас мы усложняем их путем перемешивания деталей от разных пазлов, и Соне требуется немного больше времени, чтобы собрать пазлы, предварительно рассортировав их.

     Начиная с года, Соня учится распознавать геометрические формы, этому помогают разнообразные игры и игрушки-сортеры «Домик», «Бабочка», «Развивающий куб»:

     Сейчас для закрепления знания геометрических форм ребенок отдает предпочтение изучению книжек. Например, в книге Олеси Жуковой "Обучение с пеленок: от 6 месяцев до 3 лет" подробно описаны разнообразные упражнения, при выполнении которых должна развиваться мелкая моторика пальцев рук, логическое мышление и память. Выполняя простые задания, ребенок учится различать цвет предметов, запоминает названия геометрических фигур и получает первые навыки счета.

    Еще одну увлекательную игру, которую мы внедрили в наш воспитательный процесс еще до исполнения одного года, я называю «разрезные овощи». Эта игра вовлекает людей любого возраста. Даже наши университетские друзья просто без ума разрезали пластмассовые яблочки и ананасики пластмассовым ножом на пластмассовой разделочной доске. Эта игра, по их признанию, оказывает на них релаксирующее действие, что говорить о детях. А с появлением в доме игрушечной посуды игра приобретает статус ролевой.

     Комплексному развитию мелкой моторики помогает, начиная с самого раннего возраста, самодельная развивающая мягкая книжка, которую я сшила пару лет назад, вдохновившись мастер-классом на одном из рукодельных сайтов. 14 страниц с разными природными явлениями, стихиями, человечками и животными; различные бусины, шнуровки, замочки, кнопки, ткань разнообразной структуры способствует развитию тактильности, цветовых ощущений, интеллекта, речи ребенка. В книге живут мальчик и девочка, которые путешествуют по страницам, увлекая ребенка в разные бытовые ситуации: работа на огороде, катание в автомобиле и на кораблике. Животные также участвуют в моделировании интересных ситуаций: еж собирает урожай на иголки-липучки, у мамы-курочки под крылом прячется цыпленок и тп.

    Благодаря таким играм, как мозаика, хорошо развивается не только мелкая моторика, но и воображение ребенка, ведь из мозаики можно собрать цветок, домик, елочку, котика, ну, или просто очень длинную дорогу. Опят таки, ребенок сконцентрирован, занят и усидчив на полчаса кряду.

    Для развития ловкости, координации движений, а также творчества и артистизма, в нашей семье успешно используются различные виды инсценирования. Пальчиковые и перчаточные куклы очень удачно выполняют эту функцию. Тем более, такие мини-театры собирают вокруг себя компанию сверстников и взрослых, и игра становится еще интереснее и веселее.

    В будущем планируем устраивать театры теней, где особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения и действий. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра.

    Перед сном в ходе традиционного чтения на ночь мы периодически пользуемся замечательной книжкой С. В. Батяевой  Е. В. Савостьяновой «Альбом по развитию речи для самых маленьких», в которой наряду с разнообразными заданиями по развитию речи есть и увлекательные упражнения для пальчиковой гимнастики. Привожу примеры игр, особо полюбившихся Соне:

1)      Котик выпил молока

            (высовываем язык и изображаем, как котик лакает молоко)

            Откусил он пирога

            (ладошки вместе – котик кушает)

            Лапки вытер

            (вытираем лапки)

            Нос помыл

            (моем нос)

            «Мяу! Мяу!» — говорил.

2)      (Разгибаем пальчики по одному)

Кто тут? – Аня.

Кто тут? – Ваня.

Вова, Маша, Аня.

(сжимаем кулачок)

Деткам спать давно пора.

(машем ручкой)

Скажем им: «Пока, пока!»

3)      Тук-тук-тук! Строим дом

            (кулачком стучим по кулачку)

            Дом высокий

            (руки вверх вытянуть)

            Дом с окном

            (руки вмести и развести в стороны)

            С острой крышей и трубой

            (руки в виде крыши)

            В доме я живу с тобой

(обнимаемся).

4)      (Рисуем круговые движения пальчиком по ладошке)

            Улитка, улитка, улитка ползет.

            Улитка Софуше подарки везет.

     Рисование во всех его проявлениях – это еще один способ развить мелкую мускулатуру рук и подготовить ребенка к письму. В плане рисования нужно отдать должное детскому саду, который активно использует методику рисования пальчиковыми красками. До детского сада я боялась предлагать Соне такие краски, теперь же мы ими пользуемся наряду с карандашами, ручками, фломастерами и мелками.

       В возрасте трех лет Соня хорошо держит в руке фломастер или кисточку и достаточно ровно (почти не заходя за контур) раскрашивает картинки в раскраске.

 

     Как уже упоминалось выше, нужно поддерживать стремления ребенка к самостоятельности, с радостью принимая любые его попытки помочь, терпеливо ожидая, когда он завершит начатое, ведь этот процесс не только развивает, но и прививает любовь к труду, объединяет семью. На фото ниже представлены такие процессы, как очищение автомобиля от снега с папой и помощь маме в приготовлении пиццы.

       Еще один интересный и веселый способ развития мелкой моторики - "игра" на щипковых струнных или клавишных инструментах, которая является своеобразным массажем пальцев и доставляет ребенку максимум удовольствия.

    Таким образом, можно отметить, что ребенку 2-3 лет следует предлагать много разнообразных, не требующих длительного времени и усидчивости упражнений, затрагивающих разные виды увлечений.

   В будущем мы намерены продолжать занятия по развитию мелкой моторики, внедряя использование таких игр, как лепка из глины и пластилина, игры с конструктором, работа с нитками и ножницами, работа с бисером.

 Литература:

  1. Масару Ибука «После трёх уже поздно»
  2. Олеся Жукова «Обучение с пеленок: от 6 месяцев до 3 лет»
  3. С.В. Батяева, Е.В. Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких»

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 4022
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.