Сборник материалов из опыта работы воспитателя "Север наш общий дом"

  вс., 10.03.2013

Автор:  

Сушко  Наталья Владимировна

МАДОУ ЦРР ДС «Солнышко»

г. Муравленко

Пояснительная записка

     В сборнике представлен практический материал на тему: «Север наш общий дом», конспекты интегрированных занятий (из опыта работы), видео материал для использования в непосредственно образовательной деятельности, сценарий конкурса чтецов, авторские материалы (сказки, стихи),  которые  помогут воспитателям, специалистам в решении задач гражданского, нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

   Нравственно - патриотическое воспитание детей одна из наиболее важных задач для педагогов дошкольных учреждений. Для формирования чувства патриотизма  очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, об обычаях, истории и культуре той земли, на которой мы живем.

     Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

     Проживая в условиях крайнего севера, мы взрослые, зачастую не задумываемся, о том, на чьей земле, мы живём, о том, какую пользу или вред мы наносим малочисленным коренным жителям севера, и как мало мы сами знаем о севере.

    Что тогда можно сказать о тех знаниях, которые мы даём детям?

Вырастая в условиях крайнего севера, наши дети совсем не знают северных сказок, не играют в подвижные северные игры, что знают, из этнического компонента?

Есть такая поговорка в русском фольклоре  «Где родился, там и пригодился», а наши «северные дети» зачастую покидают отчий дом, уезжают из родного города.  Ищут «большой жизни», а ведь возможно, всё это происходит потому, что изначально им не прививались: любовь к красоте северной природы, к её неоднообразным пейзажам, к природным недрам северной земли, к её богатой витаминной кладовой, уважение к людям разных национальностей, но несомненно широкой души.

   Делая акцент на гражданственность и нравственно-патриотическое воспитание  знание истории своего края, истории  народа, культуре и традициях,  в дальнейшем может вырасти развитая, высоконравственная личность,  которая будет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

      В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, но всегда отрадно и удобно когда есть варианты выбора необходимых материалов. Методы и приёмы патриотического воспитания, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитываться возрастные и психологические особенности дошкольника. Педагогу важно учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начало патриотизма и первых чувств  гражданственности) – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые непосредственно окружают ребёнка.

   Данный материал авторский, составлен  из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории Сушко Натальи.

Использовался:

на  городском конкурсе чтецов « Муравленко посвящается…»,

представлялся на курсах повышения квалификации: «Обновление содержания дошкольного образования в контексте ФГТ»,

Сценарий  «Северной сказки» представляли на окружной конкурс «Ямальская рампа» - дипломанты.

     Разрабатывая цикл интегрированных  занятий «Растим патриотов» разделила их по блокам:

Блок «Я – моя Родина!»

Задачи: формировать  представление о своей стране;

развивать интерес   и уважение к людям, их деятельности, культуре; воспитывать  азы гражданственности патриотизма.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Познавательная деятельность.

Беседа о Москве. Рассматривание герба и флага России. Прослушивание и заучивание гимна России. Рассматривание буклетов о Москве, других городах, рассказы о достопримечательностях. Знакомство с картой России. Оформление патриотического уголка «Россия – моя Родина!».

            Продуктивная деятельность.

Рисование на тему «Москва – столица нашей Родины». Аппликация «Флаг России». Конструирование (коллективное) «Кремль».

            Игровая деятельность.

Игра – путешествие «На чем мы можем доехать до Москвы». Дидактические игры: «Чей флаг», «Города», «Наша Родина – Россия». Словесные игры: «Кто где живет», «Города, реки», «Закончи предложение».

            Художественная литература:

З. Александрова «Родина», С. Баруздин «Главный город», А. Прокофьев «Москва», В. Смирнов «Герб России».

Блок «Я – мой город!»

Задачи: углублять знания о своем городе;

формировать интерес к истории возникновения родного города, его достопримечательностям, к городским зданиям, учреждениям;

развивать интерес и уважение к людям, живущим в городе,  к их трудовой деятельности;

закреплять знания о знаменитых земляках;

учить видеть красоту родного города, специфику природных явлений;

воспитывать гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше. Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Познавательная деятельность

Беседы: «История возникновения города Муравленко», «Что означают символы», «Профессия нефтяник».

Цикл занятий о городе, о северном крае.

Продуктивная деятельность.

Аппликация (коллективная) – «Город будущего»;

рисование «Северное сияние», «Муравленко в морозном плену»;

конструирование «Наш микрорайон».

Игровая деятельность.

дидактические игры: «Символы города», «Города – соседи»;

сюжетно ролевые игры: «Мы нефтяники», «Строители», «Школа маленького экскурсовода».

словесные игры: «Угадай и назови» (достопримечательности), «Витамины северного края» (загадки);

подвижные игры народов севера.

Экскурсии по городу, целевые прогулки.

Блок «Я – моя семья»

Задачи: дать детям первоначальное понятие о возникновении семьи;

формировать представление о семье, как  об «островке безопасности»;

вызвать у детей интерес к возникновению своей фамилии, своего рода;

воспитывать у детей любовь и уважение к близким:  матери, отцу, бабушке, дедушке, сестре, брату;

продолжать закреплять знания детей о семейных традициях,

познакомить детей с понятием «генеалогическое древо».

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Познавательная деятельность.

беседа на тему «Я и моя семья», «Семейные традиции»;

рассматривание семейных фотографий;

оформление уголка «Моя семья».

Продуктивная деятельность

проведение комплексных, интегрированных занятий на тему о семье;

рисование на тему «Моя семья»;

аппликация «Бабушкин сундучок»;

лепка «Подарок папе»;

рисование «Портрет мамы».

Игровая деятельность

словесно – дидактические игры: «Расскажи кто ты», «Колесо истории»;

пальчиковые игры: «Семья», «доскажи словечко», «назови профессию»;

сюжетно – ролевые игры: «Моя семья», «семья на отдыхе», «Школа», «Профессии».

           

Конспект интегрированной деятельности

по ознакомлению с окружающим – аппликации

Тема: «Город моей мечты»

     

Старший дошкольный возраст

 

Программное содержание:

-  продолжать формировать у детей представление о мире, о странах мира, о России;

- расширять и закреплять знания детей о Ямало-ненецком автономном округе, родном крае, городе;

- закреплять знания детей о достопримечательностях и памятных местах родного города;

- расширять представления о людях разных  национальностей, воспитывать гордость за принадлежность к своему народу;

- закрепить знания детей о работе нефтяников, воспитывать уважение к труду жителей города;

- продолжать закреплять знания  о народах крайнего севера, формировать уважительное отношение к национальным традициям;

- закреплять практические навыки в процессе конструктивной деятельности;

- учить доводить замысел до конца, поощрять проявление фантазии и творчества;

- воспитывать  в детях чувство любви и гордости за свой город, свою страну;

- воспитывать коллективизм, дружеские взаимоотношения, в процессе продуктивной деятельности.

 

Предварительная работа:

 Знакомство с игрой народов севера (Солнце).

 Заготовка разных деталей  для композиции «Город моей мечты».

 Подготовка дидактического, иллюстративного, наглядного материала.

Оборудование:

Глобус, фотографии о городе, элементы одежды (мужской, женской)       народов севера – малица, ягушка.

Карта ЯНАО, фишки.

Флаги города Муравленко, России.

Фото с изображением нефтяников.

Магнитофонная запись.

Общее панно с изображением города.

Материал для аппликации: цветная бумага, клей, цветные карандаши, фломастеры, салфетки.

 

Литература:

Н.Г. Зеленова. Л.Е. Осипова.  Мы живём в России.

С.А. Козлова. Мой мир.

Н.Г.  Зеленова. Л.Е. Осипова «Я -  ребёнок, и я… и я имею право!...»

Н.В. Алешина.  Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.

 

                                                      Ход:

В зал заходят дети становятся полукругом в центре глобус

Воспитатель. Дети мы с вами живём на планете Земля, вот она (показывает на глобус).

Ребёнок. 

Здравствуй, планета земля

В гости пришёл к тебе я! 

Сколько чудес знаешь ты!

Встань и вокруг посмотри

Как ты прекрасна Земля!

Горы, леса и моря.

Страны и города, где ты не бывал никогда.

И люди повсюду живут; и матерью Землю зовут!

Воспитатель. Посмотрите внимательно на глобус. Вы увидите моря,

океаны, горы, пустыни. На нашей планете очень много стран. Есть страны

большие - Россия, Америка, есть страны маленькие -  Швейцария, есть

страны с суровым климатом, есть с жарким. Каждая страна имеет своё

название - Япония, Китай, Англия, Франция.

Давайте поиграем с вами в игру.  «Кто, в  какой стране живёт?»

Воспитатель. А почему  наша страна так называется мы сейчас  узнаем.

Ребёнок.

За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Воспитатель. Наша Родина  Россия – это великая страна.

Нет земли краше, чем Родина наша! Ребята наш край суровый, холодный, где мы живём? (ответы детей).

Как называется наш округ? (ответы детей).

А наш город? (ответы детей).

Воспитатель. Мы с вами жители этого города, как нас можно назвать? (ответы детей)

Воспитатель. В Муравленко живут и работают люди разных профессий.

Кем  работают ваши родители? (Рассказы детей).

Воспитатель. Много разных профессий в нашем городе! Назовите основные профессии характерные для нашего края? (ответы детей).

(Вывешивается демонстрационный материал).

Воспитатель. Какие  профессии нефтяников вам знакомы? (ответы детей)

Воспитатель. В нашем северном крае на болотах в тайге, тундре, работают мужественные люди, открывают новые месторождения нефти. Устанавливают буровые вышки. Нефть поступает по трубопроводам во многие города России и другие страны.

Воспитатель. А как ещё называют нефть? (ответы детей).

И всё это богатство находится в нашем ЯНАО (карта).

Назовите столицу нашего округа? (ответы детей).

Какие ёщё города находятся в ЯНАО? (ответы детей).

Какие города наши соседи? (ответы детей).

Воспитатель. Давайте отметим на карте столицу ЯНАО – Салехард, город Ноябрьск, Муравленко.

Дети отмечают фишками: (Салехард, Ноябрьск, Муравленко),

Воспитатель. Наш город ещё очень молод.

Сколько  ему лет? (ответы детей).

В честь кого назван наш город? (ответы детей).

Как вы думаете, что могло привести сюда людей? (ответы детей).

Воспитатель. Послушайте историю возникновения нашего города.

Ребёнок. Геолог Виктор Иванович Муравленко  первым открыл здесь месторождение нефти. Приехали учёные рабочие, строители, нефтяники, стали добывать нефть. Затем построили город и назвали в его честь В. И. Муравленко. У нашего города есть символы: флаг «ключи нашего города» которые означают содружество наших горожан, и форму чума. Также  есть свой гимн «Вальс Муравленко». Строители построили множество зданий и домов и придумали названия улиц.

Воспитатель. Ребята назовите центральную улицу нашего города? (ответы детей).

На какой улице находится наш детский сад? (ответы детей).

Какие улицы вы ещё знаете? (ответы детей).

Воспитатель. В нашем городе ребята, не только  много улиц  зданий есть и достопримечательности, памятные места! (воспитатель раздаёт детям фото с изображением зданий, памятников города).

Назовите, какие достопримечательные места находятся в нашем городе? (рассказы детей).

Воспитатель.

Дома бывают разные

Зелёные и красные

Дошкольные, лечебные

Торговые учебные.                      

Отгадайте загадки:

1. Стоит дом.                                                 

Кто в него войдёт                                      

Тот ум приобретёт! Что это?

2. Что за чудо – книжный дом

У каждой книжки место в нем.

 3. Очень ловко и красиво

Подстригут вас всем на диво?

Воспитатель.  Вот  такой красивый и молодой наш город! 

Город Муравленко многонационален, люди каких национальностей живут в нашем городе? Давайте встанем и с гордостью громко назовём свою национальность

 (игра с флажком  РФ, дети называют свою национальность передавая флажок).

Воспитатель. Мы все люди разных национальностей – а Родина у нас одна Россия!

Ребята живём мы на Крайнем Севере.

Кто является коренными жителями нашего края? (ответы детей).

Как называется жилище северных народов? (ответы детей).

Как называется женская верхняя одежда? (ответы детей).

Мужская? (ответы детей).

На чём они передвигаются? (ответы детей).

Воспитатель.Скажите, какие праздники отмечают коренные жители?

В праздник день оленевода северные народы любят играть в свои национальные игры. Какую игру народов севера вы знаете? (ответ детей).

Что означают слова: «нянь-нянь», «кежи-кежи»? (ответы детей).

Хотите поиграть?

Проводится игра «Солнце».

Ход игры: Играющие становятся  в круг. Водящий (солнце) ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает: нянь-нянь (хлеб), кежи-кежи (нож).

Те, которых водящий назвал кежи выходят из круга и становятся за нянь, образуют пары. Пары придумывают разные фигуры. Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.

Воспитатель. Ребята хоть наш город и молод, но и у него есть свои праздники.

Какие городские праздники вы знаете? (ответы детей).

Ребёнок.

Я люблю мой милый город

Что светлей и краше стал

Он ещё ведь слишком молод

Двадцатый год лишь разменял

Парки, улицы, тротуары

Взгляд ласкают много лет

И роднее Муравленко

Города на свете нет!

Звучит песня о Муравленко

Воспитатель: Ребята вы любите мечтать? Каким вы хотите видеть наш город в будущем? Какую профессию выберите, когда станете взрослыми? Давайте закроем глаза и помечтаем…

Воспитатель. Предлагаю ребята вам изобразить ваши мечты на панно. Когда будете работать используйте разный материал. Дети выполняют коллективную аппликацию.

 

 

Конспект интегрированной деятельности по речевому развитию

Тема: «Доброе начало»

Старший дошкольный возраст

 

Программное содержание:

- закреплять знания детей о русском народном празднике Николай – Чудотворец;

- продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

- продолжать учить осмысливать образное содержание поговорок о добре, закреплять народные приметы;

- продолжать развивать эмоциональную, чувственную сферу ребёнка, воображение, внимание;

- воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в продуктивной деятельности;

- воспитывать интерес к истории народных праздников;

- воспитывать у детей доброту, заботливое отношение к близким, желание доставлять радость.

Предварительная работа:

 - разучивание новой игры «ангел», пословиц, поговорок о добре;

 - закрепление примет к празднику Николай - Чудотворец.

Оборудование:

книга, свеча, статуэтки ангелочков, валенок;

для  каждого ребёнка: солёное тесто, дощечки, стеки, салфетки, бисер, ангелочки из ткани.

Литература. А. Петров «Сказки для Сонечки».  

 

                                                            Ход 

 

Дети заходят в горницу.

Воспитатель.

Добрый день, детушки - касатушки!

Подойдите, не стесняйтесь

Поудобней располагайтесь

Всем ли видно, всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник  идёт к нам в гости? (ответы детей).

Воспитатель.  Что происходит в этот праздник? (ответы детей).

Воспитатель. Вспомните народные приметы, связанные с днём Николая – Чудотворца.

Рассказы детей.

Воспитатель. Послушайте одну историю, которая случилась в этот волшебный день.

Воспитатель выключает свет, зажигает свечу и начинает рассказ.

Однажды поздно ночью, когда весь большой город уже спал, Писатель все ещё сидел за своим рабочим столом и набрасывал план будущей очень серьёзной книги. Работа его продвигалась с трудом, всё мешали какие-то посторонние мысли. Они лезли в голову, теснились там и путались. Он очень устал  и задремал. Когда он очнулся и потянулся за листом бумаги, то почувствовал, что в комнате произошли какие-то изменения. Писатель оглянулся и увидел рядом с собой удивительно красивого юношу. Его одежды переливались серебристым сиянием, кудрявые волосы золотились, лицо светилось необычайной белизной, а синие глаза излучали такую кроткую доброту, какая бывает лишь у младенцев.

- Кто ты?

-Я Ангел, - ответил юноша. Его голос прозвучал, как серебряный колокольчик, чисто и мелодично.

- Настоящий? То есть, прости, я не хотел тебя обидеть…

- Не волнуйся. Обидеть меня невозможно,  я же не человек, я Ангел –хранитель.

- Но за что мне такая милость, ведь я ничего особенного не сделал? – изумлённо спросил Писатель.

- Я доверяю тебе очень важное поручение. Ты готов выслушать меня?

- Да, конечно, я весь во внимание!

- Среди твоих знакомых есть девочка, её имя – София, а зовут все её Соня.

- Да, я знаю эту девочку. Она дочь моего друга.

- Так вот, я Ангел-хранитель этой девочки. Я отвечаю за её судьбу. И сейчас через тебя мне нужно передать ей очень важное сообщение. Эта девочка особенная, она очень добрая и светлая, своей любовью она будет растапливать лед, и разжигать любовь в сердцах других людей. Она любит не только домашних животных кошек и собак, но и таких с виду страшных существ как крокодилы, пауки и змеи. Она откликается на помощь всем.

- Первые семь лет я сам оберегал Соню – продолжал Ангел хранитель.

            Но вот после семи лет девочка стала самостоятельной. Ей, как и всем людям дарована была свобода воли. И если раньше она была послушной и доброй, то…

            Тут светлое лицо ангела стало печальным. Он немного помолчал и тихо продолжил:

- Но вот я стал замечать, что иногда Соня стала угрюмой, то на родителей рассердится, то закапризничает, то прихвастнёт, приврёт немного. Совсем немного, но от этого начинают страдать близкие ей люди.

            И  вот результат – стала Соня и сама болеть. Я увидел, что девочка оказалось на перепутье.

- Сейчас, именно сейчас она должна  собрать свои силы в кулачок и сказать себе и всем, кто её любит: « Я больше никогда не буду никого осуждать. Я не буду обижаться, не буду упрямиться и хвастать. Не буду желать ничего, кроме любви к своим ближним, и ко всему живому и неживому»! 

Сказав всё это, ангел исчез.

            Сердце писателя переполняла любовь, он взял бумагу и приступил к написанию ангельского послания Сонечке.

            Строчки складывались сами собой, будто не писатель, а сам ангел писал его рукой.

            А начал он свою сказку так: « В ночь на праздник Николая-Чудотворца, когда весь большой город уже спал….»

Воспитатель.  А, что было дальше, предлагаю вам придумать самим.

Дети придумывают сказочные истории (1-2 ребёнка).

Воспитатель. Что было дальше в этой сказке,  мы с вами узнаем на другом занятии.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете какая по характеру эта сказка?  (ответы детей).

А какие пословицы и поговорки вы знаете о добре? (ответы детей).

Воспитатель. Ребята давайте поиграем.

Подвижная  игра: «Ангел».

Ангел, ангел, где ты был?

Я добро людям дарил!

К нам скорее прилетай.

Кого хочешь, выбирай.

Воспитатель. Ребята, у каждого из нас есть свой ангел – хранитель. Но, мы его не можем увидеть, так устроен мир.

Воспитатель. Я предлагаю вам сделать его своими руками. Но перед работой, давайте подарим друг другу добро.

Проводится упражнение «Передача добра».

Воспитатель. Очень приятно, что вы научились дарить друг другу добро. Вы почувствовали, как между ладошками вспыхнула маленькая искорка. Она светится и в ваших глазах. Бывает, иногда вы ссоритесь, но как только в чьих-то глазках мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит зло без следа.

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем работать с необычным материалом.

Вы будете лепить  и украшать своих ангелочков из солёного теста.

Посмотрите, какие они бывают. /Выставка ангелочков/.

Показ  технических способов выполнения работы.

Дети выполняют работу под мелодичную музыку.

Воспитатель. Каждый год на Николая – Чудотворца происходят удивительные чудеса! А что приносит Николай – Чудотворец хорошим, послушным детям? А что непослушным? (ответы детей).

Воспитатель. Посмотрите, ребята может и вам Николай – Чудотворец что-то принёс?

Дети находят на окошке валенок с сюрпризом.

 

 

Конспект образовательной интегрированной деятельности

по ознакомлению с окружающим 

Тема: «Север – наш дом!»


Старший дошкольный возраст

Программное содержание:

- продолжать закреплять знания детей о севере, о городе, его достопримечательностях;

- продолжать закреплять знания о природных явлениях северного края;

- учить видеть, чувствовать  красоту природы;

- поддерживать у детей интерес, к изобразительному  искусству;

- закреплять знания об основных цветах и производных, тёплых и холодных тонах;

- создавать позитивный фон в группе, снимать психоэмоциональное напряжение;

- воспитывать чувство любви и гордости к своему городу;

- воспитывать в детях чувство патриотизма.

Оборудование:

фотографии с изображением города, картинки с изображением северного сияния, гуашь, альбомные листы, палитра, салфетки.

 

                                       Ход занятия.

 

Звучит мелодичная музыка.

Воспитатель. Ребята наш край суровый, холодный, где мы живём? (ответы детей).

 Воспитатель. Ребята, послушайте небольшую легенду о Севере.

            По Библии, Бог отделил воду от суши на третий день. Земля большая, работы для Созидателя было много, и руки его дошли до Западно-Сибирской равнины только к вечеру. Но, видимо, в конце созидательного дня плодородной земли не хватило, и остались для Крайнего Севера только песок да торф, и то в ограниченном количестве. Наверное, поэтому у нас нет настоящей земли, а много болот, озёр, больших и малых речек, но зато на Севере летом ночи «белые». Так было задумано – на этой суровой земле должны жить сильные люди, а в глубине земли – огромные богатства: нефть и газ.

            Вот в таком месте – среди болот, озёр, на песке – и был построен город Муравленко, чтобы жители его добывали и пользовались этими  подземными богатствами.

Ребёнок читает стихотворение.

Знаете город, чьё имя поётся,

Моложе его – только песня о нём.

Он с кедрами гордо тянется к солнцу,

Как с письмами долго в пути почтальон.

Воспитатель. Ребята, вы знаете, где начинается наш город? (ответы детей).

Воспитатель показывает фотографию с изображением вывески города Муравленко.

Воспитатель. Жизнь в город втекает и вытекает по автомобильной дороге. Ребята я предлагаю послушать настоящую историю возникновения нашего города.

Ребёнок. Геолог Виктор Иванович Муравленко, первым открыл здесь месторождение нефти. Приехали учёные, рабочие нефтяники, стали добывать нефть. Затем построили город и назвали его в честь В.И. Муравленко. У нашего города есть символы: флаг «ключи нашего города», которые означают содружество наших горожан, и форму чума. Также, есть свой гимн «Вальс Муравленко».

Воспитатель. Ребята, а что значит слово содружество? (ответы детей). Воспитатель. Это означает, что в нашем городе живут и работают люди разных национальностей и все мы дружны.

Игра с флагом «Назови свою национальность». (каждый ребёнок называет свою национальность передавая флаг).

Воспитатель. Ребята мы с вами люди разных национальностей, а живем в одном городе Муравленко. Как нас можно назвать? (ответы детей)

Воспитатель. А ещё говорят, мы живём на севере? Значит мы – северяне.

Игра «Доскажи северное словечко».

Оле…          Клю…    Хан…     Нар…    Мали…    Чу…            Ягу…

Мор…         Бру…     Сне…      Шиш…           Сель…       Мо…

Воспитатель предлагает  отгадать  северные загадки:

Кто с высоких с тёмных сосен                 

В ребятишек шишку бросил,                    

И в кусты через пенёк                               

Промелькнул как огонёк (белка)             

За деревьями, кустами

Промелькнула, будто пламя,

                        Промелькнула, пробежала…»

                        Нет ни дыма, ни пожара (лиса)

Летом ходит без дороги              

Возле сосен и берёз                     

А зимой, он спит в берлоге,       

От мороза прячет нос  (медведь)

                        Витамины, витамины – это ягоды такие

Когда съешь их, то поймёшь, 

                        Что на севере живёшь!

Белый на белом, написал, где бегал,

Рыжая прочтёт, белого найдёт (заяц)

От рогов ветвистых стройных

На снега упала тень, кто бежит к нам,

С ветром в споре, это северный…(олень)      

Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох). 

                               По лесу он рыщет

                               И в кустах кого - то ищет

                               Из кустов зубами щёлк

                               Кто скажите это…(волк)

                        

Воспитатель: Молодцы, о севере вы знаете много, а сейчас проверим,  хорошо ли вы знаете свой город?

Проводится блиц- опрос с мячом: «Знаешь ли ты свой город?».

В честь кого назван наш город?

Сколько ему лет?

Что изображено на флаге г. Муравленко?

Кто является мэром нашего города?

Какие профессии нефтяников вам знакомы?

Как называют нефть?

Назовите памятные места в нашем городе?

На какой улице находится наш детский сад?

Какие ещё вы знаете улицы?

Воспитатель. Ребята, а чтобы взрослые и дети в Муравленко, жили счастливо и радостно, какое должно быть небо над головой? (ответы детей).

Воспитатель. Ребята, вы знаете, что в нашем северном крае, есть ещё одно чудо небывалой красоты.

«Что за чудо – чудеса:                

Загорелись небеса!                     

И горит, пылает пламя               

Над сверкающими льдами!

Никого за тучей нет.

Не пекут там хлеба.

Это свет, красивый свет

«Северного неба!»

Воспитатель. О чём говорится в этом стихотворении? (ответы детей).

Воспитатель.  Какое оно северное сияние? (ответы детей).

Воспитатель. Правильно ребята Северное сияние, как бриллиантовое ожерелье, украшает сибирское небо, и такой красоты не имеет больше ни один уголок Земли. В нашем городе Муравленко, можно увидеть такое чудо!

Воспитатель. Ребята, сейчас мы попробуем представить северное сияние, увидеть и почувствовать все его цвета. Сядьте поудобней, руки опустите вдоль туловища или положите на колени, закройте глаза. Дышите глубоко и спокойно.

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель. Представьте, что вся наша комната наполнена красным воздухом. Внутренним зрением посмотрите на этот сияющий цвет, почувствуйте его остроту. Теперь всё пространство стало оранжевым. Тепло, вдохните оранжевый воздух. Вы чувствуете приятный аромат? (ответы детей).

Воспитатель. Цвет окружающего воздуха снова изменился. Воздух вокруг заиграл всеми оттенками голубого цвета. Прикоснитесь к цвету бездонного утреннего неба. Насладитесь сияющей голубизной. Представьте, что ваши руки – крылья. Вы медленно парите в этом пространстве…

Но воздух постепенно сгущается, и его голубой цвет плавно переходит в цвет вечерней прохлады, запах фиалок. Это самый глубокий цвет завладел пространством комнаты – всё стало фиолетовым…

Воспитатель. Теперь мысленно представьте, как выходите из последнего цвета и открывайте глаза. Осмотритесь вокруг.

Ребята, вам предстоит нарисовать сегодня свои цветовые ощущения.

Воспитатель предлагает  детям использовать при рисовании северного сияния  метод наложения цветов или воспользоваться палитрой.

 


Сценарий конкурса чтецов  « Городу и человеку посвящается…»

 /Звучит песня Муравленко/

Ведущий: 

Суров мой Север лишь на первый взгляд

 Пусть ветер завывает за стеною

 Здесь каждый вас увидеть будет рад

 И обогреть душевной теплотою.

Ведущий: Здравствуйте друзья, мы всех приветствуем в нашем зале! Сегодня в нашем детском саду проходит конкурс чтецов, посвященный  нашему городу и человеку,  во имя которого назван наш любимый город – город  Муравленко.

Всё  жизни закономерно  - на этой суровой земле живут сильные люди, а в глубине земли хранятся огромные богатства: нефть и газ. А чтобы, расцветала на этой суровой земле любовь, природой созданы белые ночи да северное сияние.

   Вот в таком месте – среди болот и озёр, на песке – построен наш город Муравленко. Тема нашего конкурса чтецов:

«Городу и человеку посвящается»,  наши конкурсанты ребята из средних, старших подготовительных групп,  подготовили вашему вниманию стихи.

А оценивать  участников, будет наше уважаемое жюри:

(Ф.И.О. должность)

Ведущий: Нам особенно приятно рассказать вам о человеке, в честь которого назван наш город.  Столетию Виктора Ивановича Муравленко   посвящается:

       Виктор Иванович Муравленко родился 25 декабря 1912 года на Кубани, отец его был военным фельдшером, и Виктор выбрал для себя нелёгкую профессию: «инженер по бурению нефтяных и газовых скважин». Родине нужна была нефть и в 1949 году  под его руководством осваивалось знаменитое Мухановское месторождение.  Он, не боялся экспериментировать,  всегда брался за освоение нефтяных новых технологий. По воспоминаниям коллег, он был строг по отношению к себе и к своим подчинённым. Но все сходились в едином мнении, что работать с ним было очень даже интересно. Сегодня на Ямале  уже не одно месторождение живёт и по трубопроводам течет нефть – черное золото России.

Ведущий:

За Уральскими горами,                              

Здесь, на краешке Земли,                         

За холодными морями,

 Где живут друзья мои,

 Полуостров есть Ямал,

 Про себя он очень скромно

 Говорит, что очень мал,

В самом деле – он огромный.

И совсем Ямал не мал!

О  Ямале  расскажет стихотворение (фамилия имя ребёнка)  из группы «Красная шапочка».  Встречайте аплодисментами нашего первого конкурсанта.

                                                               Стихотворение «Мой Ямал»

 О богатствах Ямала прочтёт своё стихотворение  (фамилия имя ребёнка)  из группы «Чебурашка»                                       Стихотворение  «Золото Ямала»

 

Ведущий:  Наш край богат не только земными недрами, но и людьми,  проживающими в северных широтах.  И людям, приехавшим покорять северную землю, важно помнить, уважать культуру и традиции  коренных  народов севера, ведь их по численности не так много: ханты, ненцы, селькупы.

Предлагаем вашему вниманию стихотворение о коренных жителях севера,

Прочтёт его (фамилия имя ребёнка) , группа «Красная шапочка».

                                                                 Стихотворение «Нефтянники»

Ведущий:  С годами наш город растёт и меняется, в каждый период жизни  у нашего города   свой облик, свои достоинства. Для многих город Муравленко стал местом добра и счастья. И каким,  он стал сегодня,  расскажут ребята, которые прочтут  стихи о городе Муравленко.

Встречайте аплодисментами (фамилия имя ребёнка) группа  «Чебурашка».

Своей любовью к городу  с нами поделится (фамилия имя) из группы «Теремок».                               Стихотворение «Мой маленький городок»

Много  стихов посвящается городу, одно из них прочтёт  (фамилия имя ребёнка) из группы «Ромашка».         Стихотворение  «Моя  Родина»

 

Музыкальная пауза:  группа «Колокольчики»

Ведущий:  Днём и ночью строился наш город, раньше жители города теснились в вагончиках, а вечерами после тяжёлой работы ходили смотреть, как подрос за день их новый дом. Строители не подводили, дома росли как грибы и сдавались в эксплуатацию в срок.

О Своем городе расскажет (фамилия имя ребёнка)  из группы «Золотой ключик».

Ребята из группы  «Золотой ключик» хотят поделиться своим литературным произведением «Что мы знаем о Ямале»

Ведущий: Для многих ребятишек, девчонок и мальчишек  наш город стал родиной, здесь они рождены, здесь растут, получают свои первые награды, и о городе они  всегда говорят с любовью – это мой город.

Именно об этом и расскажет вам (фамилия имя ребёнка) из группы «Лесная сказка»

Ведущий:  У каждого жителя есть в городе места, которые дороги только ему одному. Но вместе с тем есть и такие, которые памятны и дороги абсолютно всем.

    Установлен памятник «Всем убиенным – от благодарных живых» в основание заложена капсула с текстом послания потомкам, и каждый год на 9 мая жители города возлагают цветы.

    Возле здания пожарной части  - памятник сотрудникам пожарной службы погибшим при исполнении служебного долга.

    В центре молодёжного сквера расположен памятник В.И. Муравленко, воздвигнут он был к 90-летию со дня его рождения.

   В парке Победы в рамках проведения года семьи установили скульптурную композицию «Детям севера посвящается»,  которая представляет собой бронзовую статую женщины-матери с ребёнком на руках.

 И ещё много разных достопримечательностей в нашем городе, но самое главное богатство нашего города – это люди,  живущие в нём!  много песен и стихов сложено о городе.

О любимом городе прочтёт своё стихотворение (фамилия имя ребёнка). Встречайте.                                                  Стихотворение «Мой город»

Ведущий:  наш край богат не только земными недрами, но и своими лесными обитателями, птицами.  

 

Предлагаем вашему вниманию музыкальную композицию «Гагара».

Ведущая:  Таким,  стал наш город в свои ..28 лет!  За всем этим стоят люди, люди разных профессий, разного возраста, разных увлечений делают наш город прекрасным. Сегодня горожане благодарят нефтяников  за их вклад в процветание и обновление нашего города.

Свою историю расскажет (фамилия имя ребёнка)          Стих  «Баллада о городе»

 

Ведущий:  Вот, такой, душе родной наш город, и куда,  бы мы не уезжали,  мы всегда возвращаемся домой в свою пристань в  свой любимый город Муравленко.

(фамилия имя ребёнка)  прочтёт нам своё стихотворение  «Любимый город»

Ведущий: Пока наше жюри подводит итоги, предлагаю вам поиграть, заодно,  мы узнаем, хорошо ли вы знаете наш город? Я произношу название улицы, а вы,  если есть такая у нас в городе – хлопаете и говорите да, да, да.

    Если вы услышите название  несуществующей улицы нашего города – тогда топайте и говорите -  нет, нет, нет.

Ведущий:  Молодцы ребята, свой город вы знаете хорошо.

В рамках проведения театральной весны, мы хотим поблагодарить ребят из театрального коллектива «Радушка», а так же ребят  принимавших участие  в театрализованной постановке «Северное счастье», выступавших в ДК «Украина» и вручить им памятные дипломы.

     Награждение…                  Ведущий:  Слово предоставляется жюри….

                         Пусть песня о празднике дальше летит.

                         Пусть яркое солнце светит в пути!

                         Мы городу нашему ласково скажем:

                        «Любимый, цвети и расти!».                 Звучит песня о городе.


 

 Стихотворение баллада о городе

 

Автор: Сушко Наталья

Расскажу я вам историю свою

Где родился, как живу…

У меня есть семья:

Мама, папа, сестрёнка и я!

Живу я, в стране Россия

Богата Россия моя,

Но есть, в России один уголок

Красивый, северный, городок

Здесь Я  расту и живу

В садик каждый день хожу

И много у меня друзей…

Разных национальностей

Кто-то скажет… ничего у вас нет!

Но ведь это же просто бред!!!

Красивый у нас стадион!

Нефтяниками построен он.

Бассейн есть и каток,

А  зимой - ледовый городок!!!

Ну, и… культура у нас процветает,

ДК «Украина» не отдыхает.

Не отдыхаю и я,

В библиотеку хожу я, друзья.

Образованным быть хочу!

В аспирантуру  я поступлю!

Образование у нас не шутит,

Уму разуму нас учит.

В «Сладкоежке», праздники  мы отмечаем,

Вообщем  – то, весело мы поживаем!!!

Кто-то  скажет, суровая у вас зима…

Зато,.. разноцветные, высотные дома!

И пусть, не ходят к нам поезда

Но и это, вовсе не беда.

А природа…

просто  красота…

Пихта, елка, и сосна!

Деревья инеем покрыты

Как в снежном царстве я живу?!

Это ли, не благодать?…

Где такое,  ещё увидать?

И пусть,  мой край не богат урожаем

Богатство всё в земле у нас

Здесь Нефть  достойно добывают!

России золотой запас!

И скажу вам стихами ребёнка:

Растёт мой город, вместе с ним и Я!

Люблю свой город – Я, друзья!

Ведь он такой …. душе родной

Северный, маленький, МУРАВЛЕНКО  МОЙ!!!

 

Фото 4

 

Сценарий сказки   «Северное счастье»

Автор: Сушко Наталья Владимировна

 Воспитатель по театрализованной деятельности.

 

При составлении сценария северной сказки использованы пословицы и приметы народов крайнего севера

 

Декорации: Елочки, сугробы, чум.

Звучит музыка, открывается занавес.

Возле чума горит огонь, рядом сидит мальчик (Ясавэй) –в переводе с ненецкого- знаток местности) что-то стругает напевая:

«Над тундрой свирепой пурга завывает,

Но смелым, она не страшна

Кто смелый и ловкий -тот вовсе бесстрашный,

И это знает пурга.

Мальчик Ясавэй: Вуща уля!  Эй, сестрица моя Еля (в переводе - девушка свет).

Просыпайся поскорей, мне уже на охоту пора «если долго будешь спать - то глаза,лопнут».

 Посмотри какой скребок  я смастерил для тебя! Теперь тебе будет легче выделывать шкурки.

Девочка Еля (выходит из чума) : Пумащипа, спасибо мой бесстрашный братец, теперь я сошью для тебя самую красивую малицу, а то твоя совсем поизносилась.

Мальчик Ясавэй: Еля неси скорее мне кисы и аркан пора уже мне.

(Ясавей кланяется земле: О духи земли, воды, леса и огня – благодарю вас за этот день, который принесёт мне удачу и добычу! (свистит). Эге-гей:

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Скачет по лесу весь день,

 Где ты, друг мой - преданный олень  (под музыку выбегают два оленя).

 

Мальчик  Ясавэй: Еля, трудись, работай до вечера, пока я с охоты не вернусь. Скоро у нашего северного народа праздник  «Ворны яла» - Вороний день. В этот день гости к нам приедут с других стойбищ, можно похвалиться своей работой, добычей.

Будем дарить друг другу амулеты и загадывать желания. Ну всё до вечера.

ФОН ВЬЮГИ 

 Мальчик Ясавэй: Что-то метель завывает никак злая колдунья влавствует. Будь осторожна Еля!  колдунья Катыргын свирепствует, может в любого зверя – птицу превратиться. Ни с кем не разговаривай, работай, жди меня.

Не оставляй на завтра сегодняшнее дело.  Пайам уля!

(Брат запрягает оленя уезжает)  Помни мой наказ!    музыка

Девочка садится выделывать шкурки и поёт песенку:

Скоро праздник

Древний праздник

Гости гости едут к нам

Ханты чтят вороний праздник, Люди как одна семья.

(вдалеке появляется злая колдунья,  гонится за зайцем. Колдунья прячется за деревом, подслушивает разговор.)

К чуму выбегает дрожащий зайчик.

Девочка Еля : Ох какой же ты красивый,  что же ты дрожишь, (заяц изображает колдунью, падает в обморок)


Девочка Еля: садись у костра, будем шкурки выделывать, я сошью брату малицу на Вороний праздник, будет он у нас самый красивый. Брата моего зовут – Ясавэй что значит знаток местности, он знаешь какой смелый и сильный, ничего не боится!

(заяц мотает головой, лапками перебирает).

Девочка Еля:  И тебе ленточку сошьем на «Ворны яла» будешь тоже желания загадывать! Что- то надоело мне работать, давай немножечко поиграем.

Танцует, поёт:

Скоро праздник

Древний праздник

Гости гости едут к нам

Ханты чтят вороний праздник, Люди как одна семья.

( Шаманка колдует прячется за сугробом, оборачивается вороной, подлетает к чуму, каркает)

 

Девочка Еля:   Вот и праздник уже! Ура- ура, Ворона прилетела, подарочки принесла. Сейчас возьму ленточку и амулет и будем загадывать желания. (Забегает в чум) (Ворона танцует, забирает шкурки, гасит огонь) улетает.

Девочка Еля : Ох что-же я наделала, совсем забыла про наказ брата. Как же на празднике он будет без новой малицы. Бежит вслед кричит: гаки – гаки отдай мои шкурки.

(Вылетает северная птица гагара):

Я северная птица помогу тебе.

Я одарю тебя смелостью -  медведя, быстротою – орла, хитростью – лисы!

    Танец гагары:  Иди, ничего и никого не бойся! (девочка убегает)

 

 Выходит медведь (поёт, танцует) навстречу выбегает девочка Еля с зайцем.

(Закрывает лицо руками, говорит вслух: Еля ты смелая, сильная, как твой брат Есавэй, кричит: Я тебя не боюсь! (достаёт стрелу)

(Медведь качает головой)

Девочка Еля: Хозяин тайги, помоги!

Мишка лесной ты ведь совсем не злой, помоги отыскать мне колдунью Катгыргын.   (медведь показывает на спину).

Выходят к белой яранге колдуньи.

Девочка Еля: О духи! Земли, тайги воды и огня – не оставьте в беде меня!

(Фон грома)

Выходитколдунья  Катгыргын: Кто осмелился прийти в мои владения?

Девочка Еля:  Катгыргын отдай мои шкурки, они ведь тебе всё равно не нужны.

Колдунья  Катыргын: За смелость твою, уважаю тебя, за любовь к брату – хвалю.

Но хочу проверить хорошо ли ты знаешь традиции и приметы своего народа?

Слушай:

Она, как оленья шкура, от моря до моря лежит – то рыжей, то белой, то зелёной становится?

Девочка Еля: я знаю это наша тундра!

Колдунья: Что говорят рыбаку перед рыбалкой?

Девочка Еля: я всегда Евсея провожаю и говорю ни хвоста, ни чешуи

Колдунья:  В глухом углу леса мужик сидит и деньги считает? (Еся молчит, пожимает плечами, заяц головой качает, медведь показывает как что-то показывает)

 Девочка Еля смотрит на медведя кричит:  знаю, знаю – это медведь ягоды ест.

Колдунья Катыргын: Да уж, незря  говорят, если среди смелых растёшь, сам станешь смелым.

Звучит музыка Катыргын колдует, появляются две птицы белая – гагара и чёрная – ворона.

Катыргын: Вот Еля смотри, что ты видишь перед собой?... Тундру  - это твоя жизнь, в ней будут  полосы белые и черные.

В какую беду ты, бы не попала – голову не вешай, ум не теряй.

Знай: если ты соблюдаешь традиции народа и наказы предков, то старость не страшна: ты будешь жить в достатке, и у тебя будет много друзей! 

Вот -новая малица для брата и ленточка – загадывай желание. (исчезает)

(Выезжает мальчик Есавэй)

Девочка Еля: (обнимает брата) Братец мой Есавэй! Вот твоя новая малица.

Мальчик Есавэй: Мой край  - грибами, ягодой богат!

И рыбой, что в озёрах голубых

А в тайге медведь и зверь

Всё найдёшь в недрах земных

В моих Ямальских кладовых!

Девочка Еля: берегите  свою, Родину, уважайте и чтите предков своих,  Любите своих близких, гордитесь своей национальностью!

Ведь  все люди нашей планеты, одна большая, дружная, крепкая  СЕМЬЯ! 

 

Все: Мира Вам! И добра!     Пумащипа!

 

Перевод слов с ямало-ненецкого языка:

Вуща уля-Здравствуйте

Пумащипа – спасибо

Пайам  уля – до свидание.

 

 

 

 

Литература:

 Н.Г. Зеленова. Л.Е. Осипова.  Мы живём в России.

С.А. Козлова. Мой мир.

Н.Г.  Зеленова. Л.Е. Осипова «Я -  ребёнок, и я… и я имею право!...»

Н.В. Алешина.  Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.

 

Художественная литература:

В. Драгунский «Тайное становится явным», М. Агашина «Мать»,

А. Костецкий «Утреннее фото», Е. Серова «Мой папа», В. Драгунский «Друг детства», К. Тангрыгулиев «Мама».

З. Александрова «Родина», С. Баруздин «Главный город», А. Прокофьев «Москва», В. Смирнов «Герб России».

А. Петров «Сказки для Сонечки».  

 

Сценарий литературного конкурса чтецов,  посвященный 100летию В.И.Муравленко:

 «Городу и человеку посвящается…»  Составитель: Сушко Н.В.

Стихотворение «Баллада о городе».  Автор: Сушко Н.В.

Сценарий  литературно музыкальной сказки «Северное счастье».  Автор: Сушко Н.В.

 

«Свидетельство о публикации»  Серия А  №  0000936,  дата отправки 14 марта 2013 г.,     №  квитанции  62502659111088

 


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 8294
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.