Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности – залог социальной успешности дошкольника

  вт., 18.10.2011

Автор:

Глазунова Ирина Ивановна

воспитатель  МАДОУ

«Детский сад № 40-ЦРР»

г. Тобольска   

На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, принципиальным отличием, которой является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.  

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к  кризису игровой культуры.

Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка.    

Из опыта роботы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют следующие нетрадиционные игры: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В. Воскобовича.

Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.

Логические  блоки Дьенеша

представляют собой набор из 48 геометрических фигур.  В наборе нет  ни одной одинаковой фигуры.                                                                                           

Каждая геометрическая фигура характеризуется  четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Используя в играх с детьми блоки Дьенеша можно решить следующие задачи:    

 1.     Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

2.     Развивать пространственные представления.

3.     Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).

4.     Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

5.     Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач.

6.     Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

7.     Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

8.     Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

9.     Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

К набору геометрических фигур идут карточки с образцами. На первом этапе дети выполняют задания по образцу и постепенно переходят к самостоятельному творческому моделированию и конструированию.

Среди многообразия развивающих игр появилась совершенно особенная, группа игр - Развивающие игры Воскобовича.

Принципы, заложенные в основу этих игр, становятся максимально действенными, так как игра развивает психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.

Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят,  которые играют по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Они рано начинают читать.

 

Одним из эффективных средств для интеллектуального развития детей является следующий дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером - цветные палочки, цветная алгебра, палочки Кюизенера.

Он предназначен для обучения математике детей разного возраста и используется педагогами многих стран. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками.

Комплект палочек Кюизенера выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек разных цветов. Наименьшая палочка в наборе является кубиком - эта единица - белый кубик. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик и является числом два. Голубой палочке, т. е. числу три, соответствует три кубика или белый кубик и розовая палочка и т. д. по всем цветам. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Если набором палочек обеспечить каждого ребенка,  возможна и фронтальная работа со всеми детьми.  Игры с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. Если говорить о возможных вариантах использования палочек Кюизенера, то они многообразны: решение и составление задач, состав числа из двух меньших, измерение палочкой-меркой разных палочек и т.д.

Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.

 

Современный динамично развивающийся мир, всеобщая компьютеризация заставляют нас педагогов по-другому смотреть на предшкольную подготовку детей.

Если мы желаем, чтобы ребенок уверенно вошел в завтрашнюю школьную жизнь и прошел успешно  социальную адаптацию, необходимо в детском саду знакомить его компьютерными играми.

Правильно подобранные компьютерные игры с учётом возраста и направленности на новом уровне открывают детям доступ к мудрости, культуре и опыту человечества.

 Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, повышают интерес детей к обучению, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления. Компьютерная игра используется как часть организованной деятельности.

Знакомство с игрой происходит фронтально. Информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Играя подгруппами, дети общаются, устанавливают очередность, учатся играть по правилам. Компьютерные игры способствуют не только развитию интеллекта, но и моторики. В любых играх, от простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определённые клавиши, управлять «мышкой», что развивает мелкую моторику рук.

В заключение хочу сказать, что система работы с использованием развивающих нетрадиционных дидактических и компьютерных игр показала, что это один из эффективных способов интеллектуального, коммуникативного, личностного  развития ребёнка, что подтверждается результатами диагностики по определению интегральных показателей детей:

 

 и результатом диагностики по определению степени сформированности школьно-значимых функций детей, проведенной в начале учебного года:  из 27 детей у 21 (80%) - высокая степень, детей с низким уровнем нет.  Скоро  наши воспитанники станут школьниками, и мы надеемся на благополучную адаптацию и социализацию их личности в условиях школы. 

      Список литературы:

1.      Воскобович В.В., Харько Т.Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга «Методика». - 36с.

2.      Давайте поиграем: мат. игры для детей 5-6 лет: кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Н.И.Касабуцкий, Г.Н.Скобелев, А.А.Столяр, Т.М.Чеботаревская; Под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 80с.

3.      Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2005. – 112с.

4.      Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников: кн. для воспитателей детских садов. – М.: Просвещение, 1992. – 191с.

5.      Кулагина Л.М. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов. – 142с.

6. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт- Петербург; "Детство-Пресс", 2002.

7.   Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: книга для воспитателя   детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94с.

8.  Развивающие игры с дидактическим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Под науч. ред. Л.М.Шипициной. – СПб.: Издательство «Речь», 2004 – 48с.

9. Сербина Е.В. Математика для малышей: книга для воспитателя детского сада. – М. Просвещение, 1992. – 80с.

     

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 10777
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.