Математические сказки в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

  чт., 28.04.2022

Автор:

Шарапова Валентина Викторовна

воспитатель

МАДОУ детский сад № 101 города Тюмени

Дети дошкольного возраста очень любят играть и особенно им нравятся сказки. Почему они любят сказки? Потому что волшебство сказок завораживает детей, им сложно отличить реальность от вымысла, сказочные герои оживают, умеют разговаривать, тем самым развивают детскую фантазию, учат отличать добро от зла, сопереживать героям. Дети проникают во внутренний мир своих героев, копируют их характер, вживаются в образ и с помощью воображения становятся участниками сказочных событий.

В детском саду дети играют, поют, танцуют, рисуют, слушают сказки, а серьезные науки не очень-то и любят, трудно они им даются, особенно сложна для них наука математика.  Дошколятам сложно усваивать математические понятия, поэтому важно не просто дать им эти понятия, а сформировать любовь ребенка к математике, сделать математику занимательной, увлекательной, чтобы ребенок захотел освоить эту сложную науку. Однажды заметила, что мне и моим детям особенно нравятся и интересны математические сказки, и, конечно же, сказочные герои из этих сказок увлекают детей и помогают им усвоить математические понятия непринужденно и легко, развивают интерес, любовь к математике и повышают актуальный уровень их развития.

Что же такое математическая сказка? Такая сказка представляет собой особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир математических понятий.

В сказке, имеющей математическое содержание, героями могут быть различные цифры, геометрические фигуры, а также разные герои простых сказок, в сюжет которых включены разнообразные математические представления. А поэтому разделили мы сказки на разные виды:

  1. цифровые сказки, в которых основной акцент делается на знакомство с цифрами;
  2. геометрические сказки, в которых происходит знакомство с основными геометрическими фигурами;
  3. комплексные сказки, в которых происходит закрепление изученного материала и в единое математическое целое соединяются различные математические понятия.

Структура  математической сказки:

- введение в сказочную страну, в которой живут сказочные персонажи;

 - разрушение благополучия, то есть нарушение отношений, связей между сказочными персонажами, возникновение задачи, проблемы, которые предстоит решить;

-и восстановление этих отношений, связей между сказочными персонажами, благополучный финал;

Слушая математические сказки, дошкольники  одновременно включаются в решение целого ряда сложных задач, учат­ся рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

Как показывает опыт работы с математической сказкой, она должна быть:


- не затянутой, а именно рассчитана на 25 - 30 минут, так как способность детей внимательно воспринимать информацию укладывается в этот промежуток времени; при этом необходимо, чтобы были изложены все основные события и решены все цели и поставленные задачи;

- иметь увлекательный сюжет математического содержания с элементами волшебства, необычного места действия и динамичность развития событий;

- иметь героев или персонажей, которые детям были бы понятны и интересны, доступны для понимания, и вызывали бы желание сотворчества, участия в сказке.

     Сказки я детям всегда рассказываю, а не читаю, так как в живом рассказе взрослого они звучат более эмоционально. В процессе рассказывания сказки с целью активизации мыслительной деятельности дошкольников применяю наглядность, проблемные ситуации.

Сказка, наполненная математическим содержанием – это настоящее волшебство. Задания, загадки, стихи и весь занимательный материал соответствуют сюжету сказки. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок решает сложные математические задачи, как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее. Герои в таких сказках, как ни стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. Конечно, каждому ребёнку хочется помочь им, и дети становятся непосредственными участниками сказки. Решая множество математических задач, расколдовывая героев, дети помогают сказочным персонажам. Совместная деятельность проходит живо, весело и завершается на оптимистической ноте. Конец сказки всегда счастливый!

Математику можно найти в любой сказке…

Количество, величину, пространственные отношения дети познают в сказке «Репка». Герои выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается, по мере того как подходят новые помощники. На примере цепочки героев сказки у детей формируются представления о длине, которые они могут закрепить с помощью полосок различной длины. 

Запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и так далее), но и освоить основы арифметики помогает сказка "Теремок". Дети легко усваивают, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо.

Для освоения порядкового счета особенно хороша сказка "Колобок". Кто повстречался колобку первым? Кто вторым? Кто третьим? Можно зашифровать сказку с помощью геометрических фигур.

С помощью сказки «Три медведя» ребята знакомятся с понятием о размере. О понятиях «длинный» и «короткий» даёт возможность поговорить сказка «Красная Шапочка». Еще одна очень полезная сказка для освоения счёта – «Про козлёнка, который умел считать до десяти». Пересчитывая вместе с козлёнком героев сказки, дети легко запоминают количественный счёт до 10.   

Занятия-путешествия по сказке очень нравятся детям. Мы вместе с детьми отправляемся на помощь какому-либо сказочному герою, где нас ждут интересные математические задания.

Особое внимание заслуживают математические сказки, в создании которых участвуют сами дети. Ребята большие выдумщики, им очень нравится фантазировать на математические темы, и часто у этих сказок знакомый сюжет, напоминающий известные произведения детской литературы, прочитанные ранее. Содержательной основой таких сказок является познавательная, а не развлекательная информация. В придуманных сказках действуют вымышленные персонажи, либо реальные вещи, предметы, объекты, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями. Во время придумывания сказки у дошкольников идёт накопление понятийного аппарата.

     Вместе с детьми мы фантазируем, сочиняем сказки и записываем их. А еще, дети любят иллюстрировать математические сказки, инсценировать, сказки ходят с нами петь, заниматься физкультурой, собираются на улицу и гуляют. Математические сказки всегда с нами рядом.

Предметно-развивающая среда в группе пополнилась: игры дидактические, развивающие «Поиграем, посчитаем», «Собери сказку», «Цифры», «Геометрические фигуры, математическое домино, «Веселый счет», «Математические домики» (состав числа), «Сказочные лабиринты», разные виды театров и книг- сказок и самая главная книга «Математические сказки», в которую вошли сказки, придуманные мной, детьми, их родителями, и взрослыми нашего детского сада. Удивительная и полезная книга получилась.

Для родителей разместили информацию в раздевалке группы: консультация «Сказочная математика для дошкольников», памятки «Развитие математических способностей у детей», «Сказочные игры и упражнения по математике, в которые можно играть дома». 

Сказка всегда чему-то учит.  Я поняла, что сказки, с помощью образных средств, делают математический материал для детей более понятным и доступным, открывают и объясняют ребёнку особенности различных свойств и отношений.

Дети быстрее приобретают навыки счёта, усваивают геометрические понятия, представления о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках.

Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе математического развития своих детей.

 А педагог имеет возможность проявлять творчество в работе и повышать профессиональное мастерство.


Список источников
1. Авторские математические сказки. Знакомство с геометрическими фигурами Житомирский В.Т. Геометрия для малышей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/076/23910.php

2. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. -Новосибирск: 2000.

3. Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании//Вопросы психологии. 2002. - №2. С. 76-81

4. Дошкольник изучает математику. Как и где?/Сост. и общая ред. Т.И.Ерофеевой.[Текст] – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. – 128 с.: илл.
5. Ерофеева, Т. И. и др. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада /Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – [Текст] 2-е изд., доп. – М.:Просвещение, 1997. 175 с.: ил. – ISBN 5-09-007263-9

6. Забродина, Н.А.Математическая сказка как средство формирования мыслительных операций у старших дошкольников[Электронный ресурс]// Современные научные исследования и инновации. 2015. No 12. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60100

7. http://edu.mari.ru/parents/DocLib3/Занимательная математика для маленьких/Математические сказки Смирновой Ю.П.pdf

8. Костикова, Д.А. ст. «Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников [ Текст ]// Детский сад: теория и практика-2012-No1- с. 96. //
9. Математические сказки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bekbaulova.umi.ru/matematicheskie_skazki/
10. Родионова, Т.В., Левенец, Т. А., Кузнецова, А. Д., Казанцева, Н. А., Гошпоренко, О. Г., Захарчук, О. К. [Электронный ресурс] Математическая сказка как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2015. – No 27. – ART 134310. – 0,3 п. л. – Режим доступа: http://www.kids.covenok.ru/134310.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-46214. – ISSN: 2307-
9282
11. Сказка о цифрах [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1763797/

12. Филиппова Л.В. Сказка как источник творчества детей. – М.: Владос, 2001.288с.

13. Чепрасова, Е.Л., Костикова, Д.А.Математическая сказка как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы педагогики и психологии детства: материалы Всероссийской научно- практической конференции студентов, 19-25 апреля 2010 года [Текст] / ред. кол.: Н. Е Разенкова (отв. Ред.), А. А. Колтунова, Л. Д. Балакай. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010. – С. 52-60. 8

14. https://www.maam.ru/detskijsad/matematicheskie-skazki-dlja-doshkolnikov-1015545.html

15. https://needlewoman.ru/articles/matematika-v-detskom-sadu-cherez-skazku.html

16. https://multiurok.ru/files/skazki-kak-sredstvo-matematicheskogo-razvitiia-det.html

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0009285 скачать:  >>>

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2614
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.