Подвижная игра, как средство физического развития и укрепления психического здоровья ребёнка

  вс., 04.04.2021

Автор:

Антипина Наталья Викторовна,

воспитатель МАДОУ центр развития ребёнка -

детский сад № 146 города Тюмени

Подвижная игра – одно из основных средств физического воспитания детей.
По  определению Петра Францевича Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни».

Одна из главных задач  моей педагогической деятельности  –это удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и развития двигательного опыта  детей. 

 Актуальность
- проблемы в общении между детьми;
- конфликты между детьми;
- неумение детей отследить свои чувства, переживания;
- неумение вести диалог;
- отсутствие опыта в выражении своих эмоций в социально-приемлемых формах

В  нашей группе около  25% детей находятся в эмоционально-нестабильном состоянии: с излишней двигательной и эмоциональной  активностью,  с трудом концентрируют внимание на образовательной деятельности, у этих  детей переменчивое настроение, проявляются  вспышки гнева, агрессии,  возникающие проблемы решают посредством конфликтов, есть и  застенчивые дети.   

Подвижная игра
–  сложная двигательная, эмоционально- окрашенная  деятельность, обусловленная точно установленными правилами

Поскольку, подвижная игра с правилами – сознательная, активная  деятельность ребёнка, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами, я пытаюсь сделать подвижную игру своей союзницей.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РЕЖИМЕ ДНЯ

  • Ø на прогулке;
  • на физкультурных занятиях;
  • во время праздников и досугов;
  • Ø в качестве физкультминуток на других занятиях;
  • в паузах между занятий (двигательная разминка).

Веду коррекционную работу средствами игровой деятельности. Ведь, если ничего не предпринимать, такой ребенок не всегда «перерастает» это состояние. Дети более старшего возраста с похожими проявлениями склонны конфликтовать, проявлять агрессию, они с трудом адаптируются в коллективе

РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР
в физическом развитии и воспитании дошкольников

  • Ø Совершенствуют двигательные навыки.
  • Ø Развивают силу, выносливость, ловкость, координацию движений, выносливость.
  • Ø Вырабатывают волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолевать трудности, самостоятельность.
  • Ø Формируют честность, дисциплинированность, справедливость.

Следует отметить, что в подвижных играх дети не только учатся правильно двигаться, но и  учатся ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с действиями сверстников, действовать в  соответствии с правилами.

Развивают  психические процессы: память, внимание, воображение, формируют  самостоятельность, активность, инициативность,  уточняются  знания об окружающей жизни, свойствах предметов, дети  знакомятся с новыми словами и учатся произносить их.

Таким образом, подвижные игры оказывают огромное влияние на всестороннее развитие детей


Сюжетные подвижные игры

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации, их делят - на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры–забавы, аттракционы.

К бессюжетным можно отнести игру «Ловишки»

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Это позволяет использовать их в разных условиях с разными целями.

Действия детей в игре подобного типа взаимосвязаны. Активность одного участника, например «кота», в игре побуждает других участников двигаться быстрее. Так гиперактивный ребенок «кот», а более медленный «воробей» помогают друг другу выполнить задание правильно.

Такие игры, как, например: «Самый медленный» воспитывает терпение, самообладание,  что очень важно при работе с гиперактивными детьми,   «У медведя во бору» развивает выдержку и речь. «Волк и зайцы» - двигательные навыки.

Сюжетные  игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. Выполнение четких правил  помогает гиперактивному ребенку бесконфликтно взаимодействовать с другими детьми.

Игры малой подвижности

Наблюдая за поведением и реакцией детей, понимаю, что иногда игры высокой подвижности, выводят детей с высокой  эмоциональной возбудимостью из равновесия, они становятся еще активнее, вспыльчивее, обижаются на проигрыш. Очень  требовательны в плане ведущей роли, им постоянно надо быть в центре внимания, то есть в лидирующей позиции.Поэтому я  создала подборку игр малой подвижности, которые тоже очень нравятся детям, например, игра «Буратино».

Взрослый говорит текст и выполняет движения вместе с  детьми: «Представьте, что вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Все тело стало твердым, как у Буратино. Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные. Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным. Напрягите лицо и шею.  А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабились,  обмякли».

Подобным образом проходит игра «Снеговик».

Эти игры способствуют не только  снятию накопившегося внутреннего напряжения, но и развитию  способности к самовыражению,  сплочению группы.

Игра «Тетушка Жаба»
способствует созданию дружеской  атмосферы в группе.Выбирается ведущий  - тетушка Жаба. Жаба надевает маску,  садится  на кочку, дети строятся  в  другом конце помещения или участка и проговаривают слова:

Тетушка жаба,

 Ну-ка скажи нам,

 Сколько же раз,

 Прыгнем мы  сейчас. 

Жаба показывает любое количество пальцев. Кто первый допрыгает до Жабы, тот занимает ее место, а сама Жаба уходит в участники. Прыжки в игре можно заменять любыми другими действиями (шаги). Игра способствует созданию дружеской  атмосферы в группе.

Игра «Доброе животное»
способствует  сплочению детского коллектива, учит детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад и т.д. Так  же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Выводы:

  • Ø Детям очень нравится, разнообразные игры и смена занятий, в то же время,  предоставляется  возможность выбора  знакомой игры или новой игры, которую предлагает ребенок.
  • Ø Если ребенок категорически отказывается принимать участие в игре, не принуждать к игре: некоторые игры могут быть ему не по душе. Не настаивать. Как правило, отказ от участия связан с двумя причинами: первое -  у ребенка что то не получается и  второе -   переутомление (не обязательно физическое

На данном этапе педагогической  деятельности в этом направлении могу сделать некоторые выводы:

  • Если в группе есть ребенок, который  плохо запоминает правила игры, не слушает их до конца, перебивает, использовать такой прием –перескажи  правила. Это хорошая  тренировка в овладении умением сосредотачиваться.
  • Поощрять  ребенка ласковым  словом, взглядом за правильное выполнения заданий, выполнение правил игры.
  • Использовать  тактильный контакт: прикоснуться, погладить, взять за руки, приобнять и др.
  • Ø Организовывая повышенную двигательную активность, следует избегать соревновательных и командных видов спорта, которые вызывают  отрицательный эмоциональный всплеск.
  • Ø При организации игр  не только инструктировать детей, но и обязательно участвовать вместе с ними, т.к.  устанавливается эмоциональный контакт, сложный ребенок начинает  серьезно относиться к  упражнениям и сосредотачиваться на их правильном выполнении, совместное выполнение  определенных движений (бег, прыжки, перешагивание  и др.)  является в какой то степени,  инструментом управления поведением.
  • Ø Пока, в нашей группе, организовывая повышенную двигательную активность, следует избегать соревновательных и командных видов спорта, которые вызывают  отрицательный эмоциональный всплеск.
  • Ø Игра действительно положительно влияет на психику, поведение ребенка и прекрасно развивает его физические качества.

Результативность:

дети стали самостоятельно  придумывать подвижные игры и их организовывать;

  • Ø заметно улучшилась атмосфера внутри группы и поведение во время игр;
  • дети стали заметно доброжелательнее, отзывчивее, проявляют взаимопомощь,  сопереживание  по отношению друг к другу;
  • учатся договариваться, советоваться;
  • дети с повышенной активностью начинают вести себя более спокойнее;
  • застенчивые дети стали постепенно  вливаться в процесс игровой деятельности и даже брать на себя ведущую роль.

 Конечно, подводить  итог  этой деятельности, еще рано, но уже сейчас  можно отметить некоторую результативность:

- «Игры не являются обязанностью ребенка, прежде всего ему должно быть интересно!»

-         Я планирую и дальше разучивать с детьми различные игры и  наблюдать   как дети самостоятельно их организовывают.

-          При подборе  и планировании подвижных  игр учитываю  возрастные особенности детей, общий уровень  физического и умственного здоровья, развития их двигательных  умений, интересы детей.

-         Ну и самое главное:

Игры не являются обязанностью ребенка, прежде всего ему должно быть интересно!

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».

                                                                Д.В.Менджерицкая

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008219 


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 3133
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.