Подвижная игра, как средство физического развития и укрепления психического здоровья ребёнка |
вс., 04.04.2021 |
Автор:
Антипина Наталья Викторовна,
воспитатель МАДОУ центр развития ребёнка -
детский сад № 146 города Тюмени
Подвижная игра – одно из основных средств физического воспитания детей.
По определению Петра Францевича Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни».
Одна из главных задач моей педагогической деятельности –это удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и развития двигательного опыта детей.
Актуальность
- проблемы в общении между детьми;
- конфликты между детьми;
- неумение детей отследить свои чувства, переживания;
- неумение вести диалог;
- отсутствие опыта в выражении своих эмоций в социально-приемлемых формах
В нашей группе около 25% детей находятся в эмоционально-нестабильном состоянии: с излишней двигательной и эмоциональной активностью, с трудом концентрируют внимание на образовательной деятельности, у этих детей переменчивое настроение, проявляются вспышки гнева, агрессии, возникающие проблемы решают посредством конфликтов, есть и застенчивые дети.
Подвижная игра
– сложная двигательная, эмоционально- окрашенная деятельность, обусловленная точно установленными правилами
Поскольку, подвижная игра с правилами – сознательная, активная деятельность ребёнка, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами, я пытаюсь сделать подвижную игру своей союзницей.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РЕЖИМЕ ДНЯ
- Ø на прогулке;
- на физкультурных занятиях;
- во время праздников и досугов;
- Ø в качестве физкультминуток на других занятиях;
- в паузах между занятий (двигательная разминка).
Веду коррекционную работу средствами игровой деятельности. Ведь, если ничего не предпринимать, такой ребенок не всегда «перерастает» это состояние. Дети более старшего возраста с похожими проявлениями склонны конфликтовать, проявлять агрессию, они с трудом адаптируются в коллективе
РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР
в физическом развитии и воспитании дошкольников
- Ø Совершенствуют двигательные навыки.
- Ø Развивают силу, выносливость, ловкость, координацию движений, выносливость.
- Ø Вырабатывают волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолевать трудности, самостоятельность.
- Ø Формируют честность, дисциплинированность, справедливость.
Следует отметить, что в подвижных играх дети не только учатся правильно двигаться, но и учатся ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с действиями сверстников, действовать в соответствии с правилами.
Развивают психические процессы: память, внимание, воображение, формируют самостоятельность, активность, инициативность, уточняются знания об окружающей жизни, свойствах предметов, дети знакомятся с новыми словами и учатся произносить их.
Таким образом, подвижные игры оказывают огромное влияние на всестороннее развитие детей
Сюжетные подвижные игры
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации, их делят - на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры–забавы, аттракционы.
К бессюжетным можно отнести игру «Ловишки»
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Это позволяет использовать их в разных условиях с разными целями.
Действия детей в игре подобного типа взаимосвязаны. Активность одного участника, например «кота», в игре побуждает других участников двигаться быстрее. Так гиперактивный ребенок «кот», а более медленный «воробей» помогают друг другу выполнить задание правильно.
Такие игры, как, например: «Самый медленный» воспитывает терпение, самообладание, что очень важно при работе с гиперактивными детьми, «У медведя во бору» развивает выдержку и речь. «Волк и зайцы» - двигательные навыки.
Сюжетные игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. Выполнение четких правил помогает гиперактивному ребенку бесконфликтно взаимодействовать с другими детьми.
Игры малой подвижности
Наблюдая за поведением и реакцией детей, понимаю, что иногда игры высокой подвижности, выводят детей с высокой эмоциональной возбудимостью из равновесия, они становятся еще активнее, вспыльчивее, обижаются на проигрыш. Очень требовательны в плане ведущей роли, им постоянно надо быть в центре внимания, то есть в лидирующей позиции.Поэтому я создала подборку игр малой подвижности, которые тоже очень нравятся детям, например, игра «Буратино».
Взрослый говорит текст и выполняет движения вместе с детьми: «Представьте, что вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Все тело стало твердым, как у Буратино. Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные. Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным. Напрягите лицо и шею. А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабились, обмякли».
Подобным образом проходит игра «Снеговик».
Эти игры способствуют не только снятию накопившегося внутреннего напряжения, но и развитию способности к самовыражению, сплочению группы.
Игра «Тетушка Жаба»
способствует созданию дружеской атмосферы в группе.Выбирается ведущий - тетушка Жаба. Жаба надевает маску, садится на кочку, дети строятся в другом конце помещения или участка и проговаривают слова:
Тетушка жаба,
Ну-ка скажи нам,
Сколько же раз,
Прыгнем мы сейчас.
Жаба показывает любое количество пальцев. Кто первый допрыгает до Жабы, тот занимает ее место, а сама Жаба уходит в участники. Прыжки в игре можно заменять любыми другими действиями (шаги). Игра способствует созданию дружеской атмосферы в группе.
Игра «Доброе животное»
способствует сплочению детского коллектива, учит детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад и т.д. Так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Выводы:
- Ø Детям очень нравится, разнообразные игры и смена занятий, в то же время, предоставляется возможность выбора знакомой игры или новой игры, которую предлагает ребенок.
- Ø Если ребенок категорически отказывается принимать участие в игре, не принуждать к игре: некоторые игры могут быть ему не по душе. Не настаивать. Как правило, отказ от участия связан с двумя причинами: первое - у ребенка что то не получается и второе - переутомление (не обязательно физическое
На данном этапе педагогической деятельности в этом направлении могу сделать некоторые выводы:
- Если в группе есть ребенок, который плохо запоминает правила игры, не слушает их до конца, перебивает, использовать такой прием –перескажи правила. Это хорошая тренировка в овладении умением сосредотачиваться.
- Поощрять ребенка ласковым словом, взглядом за правильное выполнения заданий, выполнение правил игры.
- Использовать тактильный контакт: прикоснуться, погладить, взять за руки, приобнять и др.
- Ø Организовывая повышенную двигательную активность, следует избегать соревновательных и командных видов спорта, которые вызывают отрицательный эмоциональный всплеск.
- Ø При организации игр не только инструктировать детей, но и обязательно участвовать вместе с ними, т.к. устанавливается эмоциональный контакт, сложный ребенок начинает серьезно относиться к упражнениям и сосредотачиваться на их правильном выполнении, совместное выполнение определенных движений (бег, прыжки, перешагивание и др.) является в какой то степени, инструментом управления поведением.
- Ø Пока, в нашей группе, организовывая повышенную двигательную активность, следует избегать соревновательных и командных видов спорта, которые вызывают отрицательный эмоциональный всплеск.
- Ø Игра действительно положительно влияет на психику, поведение ребенка и прекрасно развивает его физические качества.
Результативность:
дети стали самостоятельно придумывать подвижные игры и их организовывать;
- Ø заметно улучшилась атмосфера внутри группы и поведение во время игр;
- дети стали заметно доброжелательнее, отзывчивее, проявляют взаимопомощь, сопереживание по отношению друг к другу;
- учатся договариваться, советоваться;
- дети с повышенной активностью начинают вести себя более спокойнее;
- застенчивые дети стали постепенно вливаться в процесс игровой деятельности и даже брать на себя ведущую роль.
Конечно, подводить итог этой деятельности, еще рано, но уже сейчас можно отметить некоторую результативность:
- «Игры не являются обязанностью ребенка, прежде всего ему должно быть интересно!»
- Я планирую и дальше разучивать с детьми различные игры и наблюдать как дети самостоятельно их организовывают.
- При подборе и планировании подвижных игр учитываю возрастные особенности детей, общий уровень физического и умственного здоровья, развития их двигательных умений, интересы детей.
- Ну и самое главное:
Игры не являются обязанностью ребенка, прежде всего ему должно быть интересно!
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».
Д.В.Менджерицкая
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008219
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf