Развитие эмоциональной сферы, как один из путей формирования творческой индивидуальности детей

  вс., 13.02.2011

Автор:

Ларищева Оксана Сергеевна

Старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 40-ЦРР»

г. Тобольска   

 

        Проблема детской одаренности, развитие творческих способностей дошкольников являются актуальными проблемами современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на решение проблем.

        Неповторимость каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить свою уникальность не сформировано у многих людей. Решение этой задачи необходимо начинать в детстве. Однако, часто причиной, задерживающей становление одаренности у современных детей, являются нарушения в эмоциональном развитии дошкольников. Современные условия общества, нестабильность в семейных отношениях, недостаточное общение и внимание со стороны родителей приводят к обострению чувствительности ребенка, повышению уровня тревожности,  осложнениям в общении, трудностям в выражении своих эмоций.

   Изучение природы детского творчества  показало, что развитие творческой активности идет в тесной взаимосвязи с развитием эмоциональной сферы (Л. С. Выготский, Сл. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Б. М. Теплов). В их исследованиях выявлено, что эмоциональные корреляты показательны и без эмоциональности собственно креативности не наблюдается. Музыкальное искусство, являясь мощным средством эмоционального воздействия на сферу индивидуального сознания, создает предпосылки для активной деятельности и возможности «выплеснуть» свои впечатления, выразить их в индивидуальном творчестве (рисунке, напеве, движении).

  Не смотря на значительный вклад исследователей в изучении данной проблемы, в науке до сих пор не существует однозначного определения «одаренность». Анализируя различные подходы к пониманию одаренности, остановимся на следующей формулировке «одаренность как талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности» (Г. М. Коджаспиров). В основе формирования и реализации индивидуального дарования,  рассматривается важность создания условий для эмоционального, социального благополучия, позитивных переживаний «внутри» субъекта, эмоционального и мотивационного вовлечения человека  в деятельность. Многие ученые при определении одаренности в детском возрасте призывают ориентироваться на потенциальные возможности ребенка достичь высоких результатов в будущем, поскольку реальные незаурядные результаты демонстрируют незначительная  часть детей. Именно такая потенциальная одаренность ребенка нуждается в психолого-педагогической поддержке, в результате которой будут сняты все барьеры в  раскрытии внутреннего его мира, индивидуальности.

  В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания. На фоне этих прогрессивных изменений не всегда уделяется достаточное внимание развитию эмоциональной сферы, как одному из путей формирования творческой индивидуальности детей. Изучив парциональные программы по музыкальному воспитанию: «Кларнет» Э. П. Костиной, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Гармония» К. В.Тарасовой и программы эмоционального развития: «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюковой, «В мире детских эмоций» Т. А. Даниловой, была  разработана следующую модель работы с детьми в этом направлении:

Создание положительного фона, эмоционального комфорта.

 

 

 

Повышение осознания ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений.

 Формирование способности  к импровизации, осознания своей собственной уникальности.

 

Раскрытие творческой индивидуальности ребенка в процессе музыкальной деятельности.

 

Формирование позитивного отношения к своему «Я».








 

Овладение ребенком «языком» эмоций, как способом выражения собственного состояния.

 

 

 

Развитие эмпатии.

 

Расширение круга переживаний, связанных с сопереживанием в музыке эмоц.-образного содержания.

       Современный ракурс проблем, связанный с развитием творческого потенциала детей, требует изменения подхода к организации совместной деятельности с детьми, уход от простого воспроизведения исполнения музыкального репертуара к творческой самореализации ребенка. Успешность развития творческих способностей детей может обеспечиваться только при таких педагогических условиях, как:

  • ·                    Гуманизация отношений между педагогом и детьми;
  • ·                    Обеспечение ситуации успеха на занятии;
  • ·                    Создание условий для психологического раскрепощения, эмоциональной увлеченности детей;
  • ·                    Использование коррекционных методов психологии и педагогики в синтезе с музыкальной деятельностью;
  • ·                    Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;
  • ·                    Создание предметно-пространственной среды, оказывающей стимулирующее воздействие на развитие музыкального творчества детей.

 Выполнение этих условий позволяет осуществить личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми, выражающийся, с одной стороны, в понимании, признании, принятии педагогом ребенка, с другой – дающий детям возможность выразить свое «хочу», «могу», проявить активность, творчество, выразить эмоциональное устремление.

Исходя из специфики работы с дошкольниками по музыкальному воспитанию и развитию эмоциональной сферы, была выстроена следующая  схема совместной деятельности с детьми:

ЧАСТЬ 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ (Приветствия, игры с именами, игры на снятия эмоционального напряжения, игры на взаимодействия педагога с детьми).

Цель организационной части настроить детей на совместную работу, снять эмоциональное напряжение, переключить внимание детей на музыкальную деятельность, установить эмоциональный контакт педагога с детьми. Работа на этом этапе ведется на основе метода Марии Монтессори – проводятся игры, во время которых дети находятся в кругу и, как правило, носят ритуальный характер. Такая форма общения в кругу создает ощущение целостности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.  Этому способствуют  такие игры, как: «Эхо», «Музыкальный клубочек», «Паровозик с именами», «Дай ладошечку», «А кто у нас есть!», «Здравствуйте», «Доброе утро», « Кто у нас хороший?».

ЧАСТЬ 2. ОСНОВНАЯ (Слушание музыки с элементами сказкотерапии, пение на основе игр,  психогимнастика, игры- драматизации, музыкально-двигательные этюды, музыкальные аутотренинги, игра на музыкальных инструментах).

На вторую часть занятия приходится основная смысловая нагрузка совместной деятельности. В нее входят все виды музыкальной деятельности, но при этом никак отдельные разделы музыкального воспитания, а в совокупности с элементами сказкотерапии, музыкальными аутотренингами, психогимнастики, игр.

Опыт работы с детьми показал, что раздел «Слушание музыки» лучше проводить в форме сказки, истории, иллюстрированной музыкой. Взяв за основу сказочный сюжет, опирались на мнение В. А. Сухомлинского, отмечавшего, что именно сказка является тем резцом, который оттачивает тончайшие черты индивидуального мышления ребенка. Такое введение ребенка в восприятие музыкальных произведений помогает сконцентрировать внимание ребенка на художественном образе в музыке, стимулирует вслушивание в музыку, воздействует на эстетические чувства, побуждая сознательное отрицание злого и признание доброго, прекрасного.

Эффективность такого процесса слушания достигается за счет использования: метода контрастных сопоставлений, помогающего сравнить музыкальные произведения между собой и сопоставить средства музыкальной выразительности; метода моделирования музыкальных произведений карточками «цвет-настроение», знаками-символами, способствующего осознанному восприятию музыки; метода эмпатии, дающего возможность глубже  прочувствовать различные эмоциональные состояния.

Большой акцент сделан в данной структуре на обучении элементам техники выразительных движений. Упражнения, образные музыкально-двигательные этюды, игры-драматизации, психогимнастика, музыкальные игры позволяют добиваться свободы, естественности, выразительности движений. В ходе их выполнения  дети нуждаются в постоянных позитивных подкреплениях со стороны педагога, его положительных отзывах. Ситуация успеха является одним из основных методов эмоционального стимулирования, а эмоциональные переживания, связанные с ней, становятся действенными мотивами для успешного их выполнения. Созданные педагогом цепочки таких ситуаций помогают добиваться хороших результатов, что ведет к «легкости» процесса обучения.

Наглядность в виде пиктограмм, условных фигурок, изображающих различные позы, фотографии с изображением различных эмоциональных состояний помогает освоить язык жестов, мимики и пантомимики. Такие приобретенные навыки позволяют детям полнее и качественнее проявить себя уже в исполнении танцев.

Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяется как по мимике, пантомимике, так и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрато голоса), работа, над которой главной линией проходит в разделе «Пение».

Вовлечение детей в процесс пения осуществляется на основе игровых форм обучения. Играя с песенкой такими игровыми приемами, как: «По цепочке», «Эхо», «Сломанный телевизор» «Прячем  мелодию», «Поймай ритм», «Пение по ролям» ребенок овладевает игровыми умениями, участвует в создании игровой ситуации, выполнении игровых правил и действий, способствующих решению музыкальных задач. Большое внимание уделяется подбору репертуара, который должен быть созвучен настроению ребенка, доступен для исполнения, отражать его интересы и представления об окружающем мире.

Приобщение к игре на инструментах не является обязательным видом деятельности при каждой встречи с детьми. Можно рассматривать включение детских музыкальных инструментов в другие виды деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмическая) как практический метод, помогающий осознанному восприятию музыки или метод, позволяющий закрепить знания о временном характере искусства (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок).

ЧАСТЬ 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ (Творческие задания, игры-прощания).

Своеобразным творческим итогом всей совместной деятельности с детьми является заключительная часть, которая дает возможность детям проявить себя в разных жанрах: сочинении образных рассказов и озвучивании их с помощью музыкальных инструментов, придумывании заданий на танцевальную, песенную импровизацию, обыгрывании сценок, создании рисунка или коллективной работы. Эмоциональные состояния, возникающие под влиянием сюжета занятия, приобретают внешнее выражение разными способами своей индивидуальности. Основной целью этой части является формирование осознания своей уникальности и неповторимости, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе, закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

 Каждая совместная деятельность заканчивается ритуалом прощания и отслеживанием настроения детей приемом «цветопись» с помощью условленного заранее цвета. Так дети учатся по ходу работы лучше дифференцировать свои переживания.

Процесс проведения совместной деятельности предполагает вариативность. В зависимости от возраста, эмоционального настроя, интересов, уровня музыкальной подготовленности детей, сюжета занятия можно упрощать, повторять, дополнять, усложнять содержание каждой части или же каждая часть может быть использована самостоятельно. Главный принцип работы – игровая форма проведения, положительная эмоциональная оценка со стороны взрослого любых достижений ребенка.

 Для успешного проявления инициативы в творчестве важную роль отводится предметно-пространственной среде, оказывающее стимулирующее воздействие на музыкальное творчество и предоставляющее детям большой выбор музыкальных инструментов, театральной атрибутики, декораций, материала для художественного творчества в выполнении творческих заданий.

Чтобы обнаружить особые способности каждого воспитанника, иметь исчерпывающую информацию для своевременной психолого-педагогической коррекции, определения эффекта применяемых методов, средств и форм педагогического воздействия проводится диагностическое обследование музыкального и психомоторного развития ребенка (по А. Бурениной). Степень эмоциональных проявлений фиксируется в ходе наблюдения за детьми в процессе деятельности (по П. П. Стрелковой).

Опыт работы с детьми позволяет увидеть положительную динамику в музыкальном и личностном развитии детей: появилась стойкая мотивация к музыкальным видам деятельности, желание развиваться и самосовершенствоваться, чувство уверенности в своих возможностях, радость от общения с музыкой, чувство эмоционального благополучия; повысилась исполнительское качество, эмоциональная отзывчивость, активность в разных видах деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная структура совместной деятельности, в основе которой лежит музыкальная деятельность детей в синтезе с коррекционными методами психологии и педагогики способствует полному раскрытию внутреннего потенциала каждого ребенка, его индивидуальности, существенному повышению мотивации и активности в творческих видах деятельности.

Важным показателем работы  являются ежегодные выступления детей, как в детском саду, так и на сценах города, где дети приобретают опыт публичных выступлений в конкурсах «Ангел года», «Ершовские дни», Фестивалях детского творчества «Тобольские искорки».

В дальнейшем, хотелось бы видеть своих воспитанников эмоционально благополучными, неравнодушными, творческими, способными к преобразующей деятельности.

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 7955
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.