Задержка речевого развития: как разговорить молчуна

  пт., 31.07.2020

Авторы:

Абдуллаева ЭльнараТалятовна, учитель – логопед

I квалификационной категории, стаж – 20лет;

Болковенко Ольга Антоновна,   учитель – логопед

высшей  квалификационной категории, стаж – 28 лет

МАДОУ "Синеглазка" город Ноябрьск,  ЯНАО

"Задержка речевого развития: как разговорить молчуна"

Начинать заниматься

развитием речи ребенка надо,

когда ему несколько месяцев от роду,

а не в 3 года и он совсем не говорит.

 Что такое задержка речевого развития?

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Причины ЗРР

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка.

Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаютс внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются вне благоприятной микросоциальной среде,приводящей дефициту речевых контактов:невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей;педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослы предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность. Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового,артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного.

Первый год жизни – это подготовительный(предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес.),лепета (с 4-5 мес.), лепетных слов (с 7-8,5 мес.),первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящихиз повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре -около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов,значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально.Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют ранозаговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Проявления задержки речевого развития.

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета,беззвучность, однотипные вокализации);
  • отсутствие реакции на звук, речь  у ребенка в возрасте 1 года;
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание;
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
  • полное отсутствие собственной речи в 3года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов ипр.);
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации(мимики, жестов) и др.

Специалисты, способные помочь малышу с ЗРР.

Воспитатели –  создают ребенку приятные и положительные эмоции, проводят индивидуальные занятия в игровой форме, связанные с мелкой моторикой: рисование манкой, игры с крупами, деревянные рамки-вкладыши с пальчиковыми захватами, лепка из пластилина и теста, рисование, ролевые игры.

Логопеды – они могут «поставить» звуки, научат правильно выстраивать предложения и составлять грамотные рассказы. Многие логопеды работают с детками с 4 лет. Проводится логопедический массаж мускулатуры речи для того, чтобы улучшить дикцию.

Дефектологи – начинают занятия уже с 2 лет, они помогут развить внимание у ребенка, его моторику, память и мышление.

Неврологи – определяют неврологическую патологию, назначают лечение, зачастую-ноотропные препараты.

Рефлексотерапевты– используют методику микротоковой рефлексотерапии с целью активизации речевых зон головного мозга, чтобы постепенно восстановить речевое развитие ребенка.

 Коррекционно-развивающая работа при ЗРР

      Создание развивающей среды – речь должна постоянно окружать малыша, он должен "купаться" в речи.

      Развитие эмоционального фона.

      Развитие моторики (мелкой и артикуляционной).

      Развития фонематического слуха.

       Развитие речевого дыхания.

      Развитие понимания речи.

      Развитие активной речи.

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом:прием ноотропных препаратов, массаж,транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др. Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов.Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм(логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Создание развивающей среды

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание— повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен "купаться" в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

 Игры на развитие эмоционального фона

«Разноцветные лупы»

 

«Волшебные фонарики»

 

Игры на развитие мелкой и артикуляционной моторики

Вариантов игры может быть множество – от раскладывания предметов по цветам, до сортировки по виду – горошины, пуговицы,камешки и т.п.

Будьте последовательны и терпеливы и играйте с пальчиками хотя бы 2-3 раза в неделю. Пусть игра будет длиться всего 10-15 минут, важно, чтобы она не вызывала у ребенка негатива и скуки. Интересных игр для развития мелкой моторики рук существует великое множество. Вы всегда можете дополнить их своими вариациями, поэтому малышу они долго не наскучат, а значит, незаметно и весело он подготовит свои ручки к письму, разовьет мышление и речь.     

Игры на развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха у ребёнка – важная составляющая формирования личности, так как оно формирует правильную речь, а также умение «слушать и слышать». Кроме того, незамысловатые упражнения на тренировку речевого слуха не только пробуждают познавательную активность малыша, но и позволяют выработать условную двигательную реакцию на звуки. Всё это является залогом эффективного достижения качества образования в будущем.

Работа по формированию речевого слуха у малыша условно может быть разделена на два этапа. Первый — так называемый неречевой этап, который охватывает возраст с 1,5 до 3 лет. В этот период задача педагогов — познакомить малыша с многообразием окружающих звуков. Для этого можно использовать игры-упражнения. Для начала работа направлена на знакомство со звуками:

«Угадай что!». Показываем малышу 2–3 звучащих предмета (телефон, колокольчик, целлофановый пакет), демонстрируем звуки, которые они издают, а затем прячем и просим ребёнка по звуку определить, что это.

«Что гудит?». Взрослый стоит за дверью и издаёт звук, имитирующий клаксон машины. Затем заходит в комнату и говорит: «Что гудело? Машинка». Такие же манипуляции можно проводить с игрушечным поездом, пароходом и т. д.

Следующая ступень предполагает развитие слуховой памяти и внимания. В эту группу занятий входят такие игры, как:

«На чём играет Зайка?». Ребёнку показываются игрушка (Зайка) и два музыкальных инструмента (барабан и гармошка). Обязательно дайте возможность малышу самому извлечь из них звуки. Затем инструменты закрываются от крохи и из них поочерёдно извлекаются звуки. Малышу задаётся вопрос: «На чём играет Зайка?» Ребёнок должен угадать.

«Прыгаем и шагаем». Ребёнку показываются два звучащих предмета. Затем демонстрируется, что под звук одного нужно прыгнуть, а под звук второго — прошагать. В конце концов, малышу нужно самому проделать определённое действие под тот или иной звук. Это упражнение очень хорошо тренирует у ребёнка слуховое внимание.

«Жмурки». Малыш закрывает глазки, а взрослый хлопает в ладоши и передвигается по комнате. Ребёнок должен повернуться в направлении звука.

«Поймай звук». Произносится звук, малыш повторяет. А затем проговариваются слова. Задача карапуза хлопнуть в ладоши, когда он слышит знакомый звук.

«Повтори». Карандашом на столе выстукивается ритм и ребёнку предлагается повторить звук. Вместо карандаша можно хлопать в ладоши. С возрастом ритмический рисунок усложняется.

Игры на развитие речевого дыхания

Дыхание в процессе речи называется речевым дыханием. Речь  невозможна без речевого дыхания. Дыхание ребёнка младшего возраста отличается от дыхания ребёнка дошкольного возраста и тем более – взрослого человека.  Дыхание малыша имеет слабый выдох, который может осуществляться через нос и рот одновременно. Ребёнок не может произвольно контролировать правильность своего дыхания. Часто дети раннего возраста могут говорить и на вдохе.Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, который состоит из двух фаз – вдоха и выдоха. Человек совершает их неосознанно.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Для того, чтобы малыш был успешен в выполнении упражнений на выдувание, сдувание, поддувание, задания должны усложняться постепенно. Раздаточный материал должен быть удобным, красивым, интересным.

«Вертушка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на неё:

- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

«Ветерок»

Цель: развитие сильногоплавного ротового выдоха;

активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики.

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик», полоски тонко нарезанного цветного полиэтиленового пакета.Предлагаем малышу поиграть с метёлочкой. Показываем, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагаем подуть ребенку.

- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок –и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

«Осенние листья»

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: осенние листья, ваза.

Ход игры: Соберите вместе с ребенком букет осенних листьев и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.

- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!

«Снег идёт

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных

мышц.

Оборудование: кусочки ваты, пенопласта, кусочки салфетки.

Ход игры: Раскладываем на столе кусочки ваты, напоминаем малышу про зиму.

- Представь, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

«Песочные волны»

 

Развитие понимания речи

Рассмотрим работу по развитию понимания речи подробнее. Прежде всего, эта работ предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи —существительные,глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над фразами. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, приведем примерный словарь рекомендуемых для запоминания слов по темам. Обратите внимание: для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может

наблюдать, с чем может действовать, что чувствует.

Происходит работа над словарем, как в повседневном общении, так и в специально организованных играх, например, "Покажи нужную картинку!", "Послушай загадку, покажи отгадку!", "Найди предмет по цвету" и др.

Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции — предложение, побуждение, вопрос, констатацию факта, например: "На морковку", "Дай пить", "Маша бай-бай", "Даня куп-куп", "Мишка топ-топ", "Где мама?", "Кто там?", "Вот большой дом", "Что это?", "Это красная машинка", "Это большой кубик" и т.д.

Помните, что развитие фразовой речи — важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.

 Развитие активной речи

Конечно, всем хочется, чтобы ребенок поскорее заговорил, чтобы речь его была четкой и правильной. Развивая активную речь ребенка, мы, прежде всего, стимулируем его речевое подражание.Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет.

Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит он пока непонятно и искаженно.

Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Особенно эффективными для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку.

Например:

Птичка... (птичка),

Вот тебе... (водичка)!

Вот тебе... (крошки)

На моей... (ладошке)!

 

Петушок, петушок...

(Золотой гребешок)

Выгляни в окошко...

  (Дам тебе горошка!)

Кроме этого, необходимо проводить специальную работу по развитию глагольного словаря ребенка, учитывая следующую закономерность: чем больше слов — названий действий в речи ребенка, тем выше уровень развития его речи.

Развивая глагольный словарь ребенка поначалу используйте облегченные варианты слов: "топ-топ" — идет, "кач-кач" — качается на качелях, "ам-ам" — ест, "куп-куп" — купается, "бух" — упал и др.

Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек и картинок.

Кубики «Расскажи сказку»

 

«Чей хвост?»


 Как определить динамику развития речи малыша?

Необходимо предупредить, что не всегда результаты речевой работы с малышом проявляются быстро. Не волнуйтесь и наберитесь терпения — зачастую малышу необходим период накопления новых знаний и навыков, прежде чем он начнет их активно использовать.

А чтобы все-таки увидеть динамику развития речи ребенка, можно завести "Дневник развития речи", в который не только вписывать новые слова и фразы, которые появляются в речи малыша, но и даты их появления. Пролистав записи за несколько месяцев, вы сможете наглядно увидеть результаты вашего общего с малышом труда.

Внимание, педагоги! Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!

И главное, отмечайте и радуйтесь любым достижениям ребенка, не забывайте его хвалить.

 

Список литературы

  1. Бадалян Л.О. Схема нормального психомоторного развития детей. //Невропатологоия. – М.:Просвещение, 1982.
  2. Басилова Т.А., Александрова Н.А.. Как помочь ребенку со сложным нарушением развития: пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2008
  3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы Дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М: Просвещение, 1987.
  4. Григорьева Г.Г Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей ДОУ и родителей. М.: Просвещение, 2003
  5. Датешидзе Т.А. Система работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб: Речь, 2004



  «Свидетельства о публикации в СМИ» Серия А № 0007802-0007803


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 3762
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.