Преимущество ПМК «Мозаичный ПАРК» в достижении целевых ориентиров развития детей 3-х лет

  чт., 02.04.2020

Автор:

Жилина Татьяна Геннадьевна,

старший воспитатель

высшей квалификационной категории,

педагогический стаж - 26 лет.

МДОУ «Детский сад «Сказка» г. Надыма».

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

Наш детский сад «Сказка» г. Надыма имеет двенадцать рабочих групп, одиннадцать из которых работают по основной образовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,  одна группа, 2 младшая «А», внедряет Образовательную Программу дошкольного образования «Мозаика», авторами которой являются В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкина, И.А. Кильдышева. Данная программа внедряется второй год. На примере этих двух программ проведу сравнение целевых ориентиров в достижении показателей развития детей 3-4 лет.

Приведу пример достижений конкретных образовательных ресурсов на примере образовательной программы дошкольного образования «Мозаика», которая включает в себя совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитиям.

Дифференциация данных целевых ориентиров по возрастам и направлениям организации жизнедеятельности детей (в виде показателей развития) произведена в соответствии с направлениями развития и образования детей (образовательными областями).

Основанием подобной дифференциации целевых ориентиров является научно-методический анализ психолого-педагогических исследований в области дошкольного образования Л.А.Венгер, А.П.Усовой, Н.А Ветлугиной, Ф.А.Сохина, Н.Н Поддьякова, О.М.Дьяченко,В.А. Петровского, Г.Г. Кравцова, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Н.Я. Михайленко, О.С. Ушаковой, Л.А. Парамоновой, Т.В. Тарунтаевой, Е.Е. Шулешко, К.В. Тарасовой, С.Л. Новосёловой, Э.И. Леонгарда и др.

Показатели развития детей учтены в соответствии с возрастом, образовательной областью и направлением организации жизнедеятельности детей. Рассмотрим целевые ориентиры на примере 2 младшей группы.

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ребенок овладевает коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме. Основными показателями здесь является:«Самопознание» о себе, родителях, группе, правилах поведения в ней и «Мир, в котором он живет» о городе, группе, взаимодействие в группах со сверстниками. Следующее направление «Овладение элементарной трудовой деятельностью», в которой у ребенка рассматриваются навыки самообслуживания, соблюдение порядка и чистоту в группе. В направлении  «Овладение основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира» рассматривается умение ребенка понимать об опасностях, которые его предостерегают, и опасных предметах, окружающих его.

Преимуществом в этой области рассматривается овладение основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира, а именно «знание предметов, опасных для маленьких детей (ножи, ножницы, иголки, вилки, спички, зажигалки, лекарства)», «знание сигналов светофора, знание сигналов светофора, при которых можно переходить дорогу».

В образовательной области «Познавательное развитие» ребенок овладевает познавательно-исследовательской деятельностью, у него развивается интерес,  любознательность и познавательная мотивация, формируются первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира. Рассматриваются следующие показатели:

  1. Сенсорное развитие: ребенок выделяет и различает 6 цветами и их оттенками; различает 3 геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), анализирует предмет по цвету, собирает пирамидки  из 4-5 деталей;

Преимуществом здесь является овладение и различие 7 цветов и их оттенков (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый)

  1. Познавательно-исследовательская деятельность: ребенок интересуется средствами и способами практических действий, экспериментированию с предметами, составляет описательные рассказы об объектах.
  2. Конструирование: основным показателем является самостоятельное конструирование несложных построек из 2-3 деталей, создание постройки «по сюжету», выполнение совместных построек со взрослым из бросового материала.

Преимущество – выполнение в сотворчестве со взрослым поделок из природного материала.

  1. Мир живой и неживой природы: здесь рассматривается участие ребенка в уходе за растениями, знании конкретных видов деревьев, кустарников, травянистых растений, животных разных групп, признаков живого объекта, причин изменения у растений внешнего вида.

Преимущества – проявление участия в уходе за комнатными растениями; различие и называние конкретных видов деревьев, кустарников, травянистых растений и животных разных групп; выделение причин изменения во внешнем виде растений.

5.     Развитие элементарных математических представлений: основными показателями развития ребенка является группирование предметов по указанным свойствам, составление при помощи взрослого групп предметов и выделение одного предмета из группы, умение находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов, различие геометрических предметов между собой, понимание и использование в речи слов, обозначающих пространство, часть суток, выявления равенства предметов путем сравнения.

Преимущества – использование в речи слов: «больше, чем…», «короче, чем…»; «сначала, потом; вперед, назад; направо, налево и др.»

 В образовательной области «Речевое развитие» основными направлениями организации жизнедеятельности детей являются:

  1. Овладение речью как средством общения и культуры: умение ребенка отвечать на разнообразные вопросы взрослого, воспроизведение коротких стихов, рассказов, активен в общении, оперирует антонимами, синонимами.

Преимущества – оперирование антонимами, синонимами.

  1. Обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы: рассказывание ребенком произведений с опорой на рисунок в книге, вопросы воспитателя, называние произведения после прослушивания, чтение наизусть небольшого произведения, рассказывание известной сказки по схеме-модели, умеет продолжать или заканчивать начатую взрослым сказку.

Преимущества – самостоятельное рассказывание известной сказки по схеме-модели; продолжение или заканчивание ребенком начатой взрослым сказки, рассказа.

 

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» основными направлениями жизнедеятельности детей является развитие детей в процессе овладения изобразительной деятельности:

  1. Эмоционально отзывается на восприятие иллюстраций, произведений народно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы.
  2. В рисовании различие 6 основных цветов, знание основных изобразительных материалов, народных игрушек (матрешка, дымковская игрушка), умение изображать отдельные предметы, простые композиции, подбирать цвета, которые соответствуют изображаемому предмету.

Преимущества – изображение отдельных предметов, простых композиций и незамысловатых по содержанию сюжетов.

  1. В лепке знание свойств пластических материалов, понимание, как можно из них лепить, умение отделять от целого куска небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней, лепка различных предметов, состоящих из 1-3 частей разнообразными приемами.

Преимущества – знание свойств пластических материалов (глины, пластилина, пластилиновой массы), как можно из них лепить.

  1. В аппликации создавать изображение предметов из готовых фигур, подбирать цвета для изображения предметов по собственному желанию, аккуратно и использовать материалы.
  2. В этой же образовательной области еще одним направлением жизнедеятельности детей является развитие в процессе овладения музыкальной деятельностью. Показателем этого развития является слушание музыкальных произведений до конца, знание знакомых песенок, различие звуков по высоте, умение замечать изменения в звучании, пение в темпе со всеми, выполнение танцевальных движений: кружение в парах, притопывание, движение под музыку с игрушками.

Преимущества - различие звуков по высоте (в пределах октавы), замечание в звучании (тихо – громко), пение, не отставая и не опережая других.


В образовательной области «Физическое развитие». Основным направление здесь является овладение двигательной деятельностью:

  1. Правильное выполнение основных движений.
  2. Хождение прямо, свободно.
  3. Ходить и бегать, сохраняя равновесие.
  4. Перестроение в колонну, шеренгу, круг.
  5. Принимать исходное положение, соблюдая направление движения тела и его частей.
  6. Чувство ритма, изменение положения тела в такт музыки или под счет.
  7. Ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
  8. Прыжки на двух ногах, в длину с места с мягким приземлением.
  9. Кидание мяча в заданном направлении, ловить мяч кистями рук, многократно ударять им о пол и ловить его.
  10. Самостоятельное скатывание на санках с горки, скольжение по ледяной дорожке с помощью взрослого.

11.                       Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом.

12.                       Свободное катание на трехколесном велосипеде.

  1. Участие в подвижных играх, проявление инициативы в играх.
  2. Называние шахматных фигур, выполнение простейших ходов.

Преимущества – перестроение в колонну, шеренгу, круг; понимание исходного положения, соблюдение направления движения тела и его частей; передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом; свободное катание на трехколесном велосипеде; называние шахматных фигур, выполнение простейших ходов.

Еще одним направлением в физическом развитии является овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни:

  1. Самостоятельное выполнение гигиенических процедур.
  2. Самостоятельное соблюдение элементарных правил поведения во время еды.
  3. Элементарные умения о ценности здоровья, закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены.

Преимущества – элементарные умения о ценности здоровья, закаливания.

Таким образом, целевые ориентиры программы «Мозаика» базируются на ФГОС ДО, целях, задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «Мозаика», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС и имеют перечисленные преимущества. В этой Программе, так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей всех возрастов. 

При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Литературные источники:

  1. Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост. В.Ю.Белькович, Н.В.Гребёнкина, И.А.Кильдышева. – 2-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2017.
  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А №  0007623

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2080
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.