Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника

  чт., 25.11.2010

авторы:

Шумкова Ирина Геннадьевна

старший воспитатель

МАДОУ д/с №10 города Ишима


Работа над проектированием, созданием развивающей предметной средой проводится в детском саду постоянно и успешно. Администрация МАДОУ д/с № 10 г. Ишима во главе с директором Миллер Тамарой Владимировной находит возможность ежегодно поочерёдно оборудовать помещения современной мебелью по специальным проектам. Организованное пространство групп теперь отвечает современным методическим и гигиеническим требованиям.

С 2007 года в дошкольном учреждении осуществляется поэтапный переход на  общеобразовательную основную  программу дошкольного образования «Детский сад 2100». Авторы А.А. Леонтьев, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Творческой группой была разработана программа развития детского сада. Одна из задач концепции – создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию и саморазвитию детей.  Подробно (71 КБ)

При организации предметно-развивающей среды, мы учитывали, чтобы среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Полностью изменить предметную среду в группе сложно, поэтому мы постарались ее пополнить и обновить, опираясь на принципы построения:

 

1. принцип открытости – закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию;

  1. гибкого зонирования, реализующей возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
  2. полифункциональности;

4.      стабильности – динамичности, предусматривающей создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями;

5.      принцип поло - возрастных различий как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

6.      предметно-пространственная среда ориентирована на «зону ближайшего развития»

- содержит предметы и материалы известные детям,

- предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого,

- совсем незнакомые предметы и материалы.

7. принцип активности – это возможность участия взрослого с ребёнком в создании окружающей среды.

8. принцип свободы достижения ребёнком своего права на игру реализуется в выборе:

- темы;

- сюжета;

- необходимых игрушек;

- места;

- времени.

 

Оборудование группы мы разметили по принципу нежесткого центрирования, что позволяет детям объединяться небольшими группками по общим интересам. Все игровое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры.

Не просматриваемые шкафы, которые отделяли игровую зону, мы заменили на стеллаж. Сквозь него просматривается все пространство группы и воспитатель имеет возможность наблюдать за ребенком в процессе его деятельности на расстоянии.

 

 

Столы прямоугольной формы, которые на данный момент находятся в группах, имеют яркую окраску, закругленные углы (что не травмоопасно), ножки столов легко регулируются, в соответствии с ростом детей. Расположение столов не  копируют школьный подход, т.е.  педагог работает не ‘над’, а ‘вместе’ с детьми.

Создавая среду, мы позаботились о том, чтобы дети не потеряли чувство защищенности и безопасности, имели возможность перебраться в «тихий уголок», чтобы поиграть, полистать любимые книжки, просто помечтать. В уголке находится мягкая мебель, в соответствии с цветовой гаммой группы, мягкие игрушки.

В предметно – развивающую среду мы включили не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Так в природном уголке у нас находится большое количество комнатных растений, хомяк, черепаха.

Создавая условия для гармоничного всестороннего развития ребенка, педагоги не забывали и об эстетической составляющей организации пространства. Поэтому в оформлении группы мы постарались соблюсти единый стиль. Открытые стеллажные системы не загромождают помещение, а выполняют роль разделителей пространства: благодаря им, групповое помещение делится на центры (зоны).

Применяемая в программе «Детский сад 2100» технология проблемного диалога позволяет приступить к формированию гражданской компетентности дошкольников. Гражданская компетентность – способность  решать сложные задачи, которые возникают перед человеком в условиях жизни в демократическом правовом государстве.

      Это одна из тех социальных компетенций, которые закладываются в дошкольном детстве в процессе активной деятельности ребёнка и его взаимодействия с окружающим миром. В ходе этого процесса ребёнок  приобретает определённые умения, навыки и способности деятельности, позволяющие ему стать субъектом социальной культуры.

 

Педагоги  МАДОУ д/с № 10 г. Ишима создают такие условия, в которых дети естественным образом впитывают идеи патриотического воспитания. Для этого мы строим свою работу по следующим направлениям:

-           профессиональная подготовка воспитателей и специалистов ДОУ, оказание им методической и технической помощи;

-           создание развивающей среды (разработка дидактических материалов, оформление групп, трансформация среды);

-           вовлечение родителей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс.

Мы надеемся, что созданная предметно-развивающая среда, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

 

Презентация (584.5 КБ)

 

Список используемой литературы:

1.      Как обустроить детский сад?/ Н.Ю. Честнова. – Ростов н/д: Феникс, 2007.

2.     Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.

 

Автор: Шумкова Ирина Геннадьевна

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 1
Ольга 17.12.2014 22:36 #
Огромное спасибо! Умницы какие! Все понятно, продумано!. Еще раз спасибо! Наш детский сад находится в Волгоградской области. Заходите в гости, будем рады. Адрес:dcsol.ucoz.ru Наше имя "Солнышко"
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 14724
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.