Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр экологической направленности

  чт., 20.02.2020

Автор:

Коротаева Наталья Александровна

воспитатель

МАДОУ детский сад №151 города Тюмени

 В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы развития детей дошкольного возраста, так как основные качества характера, принципы развития и нравственные устои формируются именно в этом возрасте.

Начало обучения детей дошкольного возраста и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития. Родителям и воспитателям детского сада следует помнить о том, что правильному физическому и психическому развитию ребенка способствуют наиболее благоприятные с педагогической и психологической точки зрения условия. Дети 5 - 6 лет достаточно легко поддаются обучению, так как их организм в целом и нервная система в частности находятся в стадии становления, созревания, что позволяет в процессе формирования личности ребенка не ломать его природу. Для этого необходимо создать соответствующую обстановку и настрой ребенка.

Так, при правильном подходе к ребенку в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, зачатки логического мышления, умение оперировать мыслительными операциями, речь и творческое воображение. Все эти качества имеют первостепенное значение не только для маленького ребенка, но и для зрелого взрослого человека. Причем обнаруживается, что если в дошкольном возрасте такого рода качества не будут надлежащим образом сформированы, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

В дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.

В этом возрасте ребенок часто рассуждает, задает много вопросов. Вопросы ребенка отражают его интересы и особое видение мира. Возникают они по разным причинам. Чаще всего в результате встречи ребенка с новым объектом, который малыш не может понять. Он хочет познакомиться с ним, найти ему место среди своего прошлого опыта усвоения знаний. Эту особенность (любознательность малыша) необходимо использовать для развития и обучения ребенка.

Цель исследования: теоретическое обоснование и практическое подтверждение использования картотеки игр экологической направленности в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Определить психолого-педагогические основы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста;

2. Изучить способы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения игр экологической направленности;

3. Диагностировать уровень развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.

4. Подобрать и провести игры экологической направленности, способствующие развитию мышления детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в том, что подобранный комплекс игр экологической направленности может быть использована педагогами детского образовательного учреждения для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

1.1.        Психолого–педагогические особенности развития мышления детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии человека, в ходе которого происходят существенные физиологические, психологические и социальные изменения.

 К концу данного возрастного периода повышается пластичность и устойчивость нервно-психической деятельности и, в целом, защитных сил организма. Поведениеребенка дошкольного возраста принимает более организованный регулируемый характер, он становится более самостоятельным и независимым. Продолжается автономизация ребенка от взрослого, но связи со взрослыми обогащаются, становятся более разнообразными. Это связано с увеличением числа социальных функций, которые становятся посильны ребенку дошкольного возраста.

Дошкольный возраст характеризуется появлением следующих новообразований:

1. Происходит стремительное развитие психических свойств, которое время от времени прерывается. Во время этих остановок ребёнок воспроизводит достигнутое.

2. Выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции.

3.Появляется личная жизнь в познавательной и эмоционально-мотивационной сферах.

4. Воображение, мышление и речь соединяются в единый процесс, то есть возникает синтез внешних и внутренних действий. Появляется творческий процесс.

5. Завершается процесс формирования речи как средства общения.

6. Происходит усвоение нравственных норм, правил поведения, возникают личностные качества.

7. Вершина развития дошкольного возраста - развитие самосознания и индивидуальности ребёнка, что позволяет говорить о нём как о личности [10].

Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление.

Г.В. Фадина дает определение мышлению как процессу обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному.

Развитие мышления в дошкольном возрасте имеет свои особенности: мышление становится внеситуативным - ребенок решает мыслительные задачи в представлении; освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений; показателем развития любознательности и проблемности мышления ребенка выступают детские вопросы; появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления; ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных; возникают попытки объяснить явления и процессы; экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы; складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Главным условием развития мышления у ребенка является позиция взрослого, имеющая в каждый возрастной период свою специфику.

Отношение взрослого к детским вопросам также определяет во многом дальнейшее развитие мышления.

Отвечая на вопросы, необходимо предоставить ребенку возможность с помощью взрослого, сверстников или самостоятельно найти требуемый ответ, а не торопиться давать знания в готовом виде. Главное - научить дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Такая позиция взрослого формирует самостоятельность мышления, пытливость ума. Достоверность, определенность и немногословность ответов, но в то же время их исчерпывающий характер, подтвержденный примерами и наблюдениями, способствует дальнейшему развитию любознательности у дошкольников.

Следует не только внимательно, уважительно и тактично относиться к детским вопросам, но и побуждать ребят спрашивать. Необходимо научить ребенка сравнивать, обобщать, анализировать, организуя наблюдения, экспериментирование, ознакомление с художественной литературой. Развитие связной речи также способствует развитию мышления, придавая ему обобщенный и осознанный характер. Овладение способами мышления, а также усвоение системы знаний позволяет дошкольнику более эффективно решать интеллектуальные проблемы и является средством развития мышления.

1.2 Характеристика игр экологической направленности

Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка, поэтому ее называют ведущей деятельностью дошкольного детства. Она оказывает на маленького человечка развивающее и воспитывающее воздействие.

По определению Сорокиной А.И., ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей детей дошкольного возраста. Знания, приобретенные в игре, помогают сформировать у ребенка правильное представление о мире, в который он включается, как участник естественного процесса развития.

Игра- это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Для классификации экологических игр могут быть использованы различные принципы: - по специфическим характеристикам; - по тематическому распределению содержания; - по форме организации и мере регламентации; - по направленности действий. По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы: Творческие игры: - сюжетно-ролевые; - театрализованные; - строительные. Игры с правилами: - дидактические; - подвижные.

Игры экологической направленности –это игры, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.  Они способствуют:  развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе экологических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков; обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

В структуре дидактических игр на первое место выносятся правила, которые определяют ее ход и результативность. Затем — игровые действия, которые создают интерес и вызывают эмоциональный отклик участников игры. И только на третье место можно поставить дидактическую задачу.

Структура сюжетно-ролевой игры включает следующие элементы: воображаемая ситуация, сюжет, роль, игровые действия.

 Существует огромное множество игр, но одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры и игровые обучающие ситуации.

1.3 Способы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр экологической направленности

 С введением ФГОС ДО на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на индивидуальные особенности ребенка. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.

Мышление детей старшего дошкольного возраста не может формироваться стихийно. Специальная работа, цель которой – формирование приёмов мышления, значительно повышает результативность процесса, независимо от исходного уровня развития ребёнка. Хорошим материалом для этого могут стать игры и упражнения на экологическом материале.

Особое место в развитии мышления у детей занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, в том числе и мышление, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков В старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются мыслительные операции, они начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез.

Недостаточный уровень сформированности мыслительных процессов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приемов мышления. Игра и мышление – основополагающие понятия в современной системе экологического развития дошкольников.

В системе работы по экологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста особое значение имеют игры с экологической направленностью.

Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал), экологические игры способствуют уточнению, закреплению и обобщению, полученных ранее знаний и расширению кругозора.

Играя, ребенок дошкольного возраста учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок, животных к условиям данной среды, последовательной смены сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе.

Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.

В процессе общения с природой в игровой форме формируется эмоциональная отзывчивость детей, желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанию выполнять нормы поведения в природе.

Особое место многие авторы отводят дидактическим играм, с помощью которых решаются различные учебные задачи: формируются навыки умственной деятельности, умения использовать приобретённые знания в новой ситуации, активно развиваются мыслительные процессы.

2 ОПЫТНО-ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

2.1 Диагностика уровня развития мышления у детей старшего дошкольного возраста

 Нами была проведена опытно-поисковая работа, в которой участвовали дети 5-6 лет, посещающие старшую группу «Ромашка» МАДОУ детского сада №151 города Тюмени. В подгруппу вошло 20 детей, из них 12 девочек и 8 мальчиков. Педагогическое опытно-поисковое исследование проводилось в течение четырех недель.

Опытно-поисковое исследование состояло из трех этапов. На первом этапе – констатирующем – провели диагностику уровня развития мышления у детей старшего дошкольного возраста для того, чтобы подобрать картотеку дидактических игр с экологическим содержанием, в соответствии с уровнем знаний детей; знать, как именно можно усложнять задания для наиболее успешного развития мышления детей. На втором этапе – формирующем – проводились дидактические игры с экологическим содержанием, ежедневно проводились наблюдения, беседы, чтение познавательной литературы, была организована познавательно-исследовательская деятельность. На третьем этапе – заключительном – провели повторную диагностику старшего дошкольного возраста с целью определения уровня способностей детей и сравнения результатов, полученных во время констатирующего и контрольных этапов.

Диагностика уровня развития мышления у детей старшего дошкольного возраста проводилась по методике Е.А. Стребелевой (Приложение А).

Диагностика Е.А. Стребелевой, предназначенная для выявления уровня, развития мышления у детей старшего дошкольного возраста является надежным, научно обоснованным и апробированным психодиагностическим инструментом.

Диагностика состояла из трех заданий, определяющих уровень развития мышления у детей старшего дошкольного возраста:

1.Методика «Сложи разрезную картинку»

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.

2.Методика «Нарисуй целое»

Задание направлено навыявление уровня развития наглядно-об­разного мышления (умение анализировать, рассуждать, делать выводы).  Оценивается целостность зрительного восприятия, способность воссоздавать зрительный образ по представлению, зритель­ное внимание, память, наличие и характер речевого сопровождения и произвольной регуляции деятельности, состояние графомоторных на­выков.

3.Методика «Найди время года»

Задание направлено на выяснение уровня сформированности представлений о временах года, умение анализировать, рассуждать, делать выводы (развитие наглядно-образного мышления).

Исследование начали с того, что дали ребенку осмотреться в обстановке помещения, в котором будет проходить обследование. Разговаривали с ребенком доверительно, неофициально. Исследование проводили в том случае, если у испытуемого было желание выполнять задание. При постановке вопроса уделяли большое внимание точности формулировки и четкости в произношении. В случае затруднений при выполнении задания и в ответе ребенка приободряли, не проявляли недовольство ответом. Первое задание носило невербальный характер.

Обработка результатов. Сначала определяли исходные результаты по каждому заданию. Они были занесены в графы «Задание 1», «Задание 2» и «Задание 3» таблицы, расположенной на регистрационном листе (Приложение Б). Затем эти баллы перевели в шкальные оценки. Результаты шкальных оценок занесены в графу «Сумма» регистрационного листа. Далее подсчитали суммы шкальных оценок по каждому заданию и определили уровень уровня развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим результаты исследования уровня (Таблица Б.1 – Уровень развития мышления детей старшего дошкольного возраста).

Проведенное исследование показало, что в данной возрастной подгруппе следующий уровень развития мышления:

-   высокий - у 25 % детей (Антон В., Матвей К., Соня Т, Арина А, Даша Я); 

- средний - у 60 % детей (Рита Н., Рита А., Настя Р., Элина М., Рома С., Артем Е., Алиса П., Катя А., Амир Т., Лера Т., Артем Ш., Слава К.);

-  низкий -  у 15% детей (Фарид М., Лилия К., Надя З.).

В ходе исследования на констатирующем этапе, выполняя задание 1, были выявлены вопросы, которые вызывали затруднения у некоторых детей (Фарид М., Лиля К.). 

На вопросы: «У тебя есть домашнее животное?»  и «Как ты ухаживаешь за ним?». Они ответили, что животные сами заботятся о себе, о своих детенышах. Лиля сказала, что ее кошка ловит мышей, поэтому кормить ее нет необходимости, и за своими котятами тоже ухаживает она (кормит их своим молочком, вылизывает их); то есть, дети не учитывают тот факт, что за домашними животными должен заботиться человек.

Большинство детей отвечая на вопрос по поводу отношения к животным, например, к зимующим птицам, делали самостоятельные выводы. Соня Т. на вопрос: «Нужно ли подкармливать птиц зимой?», отвечала: «Нужно, потому что зимой холодно и голодно, птицам трудно добывать пищу, поэтому мы должны их подкармливать».

Рассмотрим результаты исследования уровня развития мышления у детей данной возрастной группы.

Проведенное исследование показало, что в подгруппе уровень развития мышления у детей следующий:

 - высокий у 35% детей (Соня Т., Антон В., Катя А, Рита Н., Матвей К., Арина А., Даша Я.);

-  средний уровень у 55 % детей (Настя Р., Рита А., Рома С., Артем Е., Надя З., Алиса П., Элина М., Амир Т., Лера Т., Артем Ш., Слава К.)

-  низкий у 10 % детей (Фарид М., Лилия К.).

По итогам выполнения задания 2, выяснилось, что некоторые дети не могут нарисовать предмет по разрезной картинке, однако после складывания картинки пытаются изобразить предмет, по получаются только элементы предмета (яблоко, груша). Но у большинства детей задание не вызвало особенных затруднений.

Проведенное исследование показало следующее:

-высокий - у 25 % детей (Антон В., Матвей К., Соня Т, Арина А, Даша Я); 

- средний - у 60 % детей (Рита Н., Рита А., Настя Р., Элина М., Рома С., Артем Е., Алиса П., Катя А., Амир Т., Лера Т., Артем Ш., Слава К.);

-  низкий -  у 15% детей (Фарид М., Лилия К., Надя З.).

По результатам задания 3, выяснилось, что в большинстве случаев многие дети, хотя и соотносят изображения всех времен года с их названиями; но с небольшими затруднениями могут объяснить выбор определенного времени года.

Фарид М. и Надя З. не соотносят изображения времен года с их названиями; после обучения могут выделить картинки с изображением только двух времен года — зимы и лета. Лилия К.  не понимает цели задания и перекладывает картинки. Амир Т. уверенно соотносит изображения всех времен года с их названиями; но не может объяснить выбор определенного времени года.

Таким образом, в исследуемой подгруппе уровень развития мышления у детей в основном– средний.

Анализируя результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы, мы пришли к выводу, что у большинства детей довольно хорошие результаты, но для лучшего результата, необходимо совершенствовать познавательное развитие у детей старшего дошкольного возраста, а для этого нужна картотека игр экологической направленности. Для дальнейшей работы необходимо использовать специально подобранные дидактические, подвижные игры, ИОС, которые будут проведены в ходе деятельности по экологическому образованию, во время прогулок, для закрепления изученной познавательной литературы, в свободное время.

2.2. Организация развития мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр экологической направленности

Проведя констатирующий этап опытно - поискового исследования, приступили к следующему этапу- формирующему.

Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста формировали следующим образом.

В первую и вторую половины дня с детьми организовывалась игровая деятельность. В игровую деятельность детей включали игры из подобранной картотеки игр по экологическому образованию разнообразных типов. Все дидактические игры направлены на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста; на развитие памяти, внимания, любознательности; на расширение и уточнение представления детей о природе; на закрепление представлений о растениях ближайшего окружения и так далее.

Далее приведем примеры проведения игр из картотеки игр экологической направленности (Приложение В).

Дидактическая игра «Сложи животное». Целью которой является закрепление знаний детей о домашних и диких животных, умений описывать их по наиболее типичным признакам. Игра не вызвала у детей особенных затруднений, поскольку почти все ребята любят собирать пазлы, а эта игра строится именно по этому принципу. Особенно легко справилась с заданиями Рита Н., не опираясь на образец, девочка собрала изображение животного, назвала его и кратко описала.

Дидактическая игра «Отгадай, где я живу». Целью игры является развитие наглядно-образного и логического видов мышления, осознание принципов взаимосвязи животных с условиями жизни в природных зонах; формирование экологических представлений о жизни животных; воспитание бережного отношения ко всему живому.

 В данной игре особых трудностей у детей не возникало. Дети справлялись успешно. Игра проводилась с помощью карточек. Игра проводилась как с подгруппой детей, так и индивидуально. Особенно хорошо с данной игрой справилась Антон, он, не задумываясь, отвечал на вопросы, подбирал правильные карточки, грамотно и правильно комментировал свой выбор.

На прогулке играли в такие игры как «Летает - не летает» -игра проводилась с целью закрепления знаний детей о животных, местах их обитания и способах передвижения. Игра проводилась в быстром темпе, но дети были очень внимательными.

Дидактическая игра «Рассели животных и птиц».Целью данной игры является совершенствование знаний детей о классификации птиц и животных на диких и домашних; умение определять по внешнему виду диких и домашних птиц и животных, называть их. Игра проводилась с помощью карточек. Дети без особых затруднений выбрав животное (птицу) из группы предложенных, называли его вслух и группу, к которой он принадлежит: дикое или домашнее, и «заселяли» в соответствии их характеристике: либо участок леса, либо участок близлежащий к дому.

Игра малой подвижности «Живые цепочки».Цель данной игры -расширение представлений детей дошкольного возраста о природных сообществах, целостности и уникальности каждого сообщества, взаимосвязях и взаимозависимостях объектов природы в них. Игра на установление причинно-следственных связей. Дети играли в игру подгруппами. Игра проходила в движении. Практически все дети находили верные ответы. Но, например, Валерия Т. не смогла назвать, что же является кормом для мышей в лесу, поскольку была уверена мышки питаются сыром.

Особое внимание детей привлекла дидактическая игра «Экологические блины».Цель которой- развитие умения по размеру телосложения, по форме клюва, хвоста узнавать птицу, закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, развитие мелкой моторики. Особенно игра понравилась Соне, она с удовольствием не только называла птиц, но и поясняла чем питается данная птица, называла хищных птиц.

Подобно игре «Экологические блины» поиграли в игру «Узнай по силуэту», где использовались карточки с силуэтами различных животных, а также деревянные силуэты животных.

Дидактическая игра «Найди хозяина».Перед детьми стояла цель – ознакомления с понятием «следы», каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом; ознакомление с видами следов диких животных, формирование умения соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Данная игра большинству детей давалась очень трудно, дети не могли дать верного ответа на вопрос: «Чей это след?».

 Поиграв в игры о мире животных и птиц, мы с ребятами перешли к играм о мире растений.

Дидактическая игра «Что, где растет»». Цель данной игры- ознакомление детей  с классификацией растений на садовые, дикорастущие (луговые, полевые, лесные) и комнатные, различая их по окраске, размеру, строению; развитие произвольного внимания, умения применять в решении игровой задачи ранее усвоенные представления о растениях, умение видеть взаимосвязи в природе; развитие  эстетических чувств; приучение к бережному отнощению к растениям как части природы, источнику красоты, радости людей; закрепление представлений о названиях растений. Затруднения у детей вызывали вопросы, касающиеся комнатных растений.

Дидактические игры: «Первоцветы», «Весенние цветы», «Заплатки». Целью данных игр является развитие внимания, памяти, смекалки, любознательности, закрепление знаний детей о цветах первоцветах, умения быстро и обдуманно отвечать на вопросы, систематизация знания детей.

Играя в игру «Весенние находилки», дети учились наблю­дать, развивать любознательность. Закрепляли представления о растениях ближайшего окружения: де­ревьях, кустарниках и травянистых растениях. Учились устанавливать причинно-следственные связи между природ­ными явлениями (сезон — растительность-животные).

Немного коснулись и темы «Насекомые». Поиграли в ИОС с игрушками аналогами на тему «Волшебный мир насекомых». Цель- закрепление знания детей о насекомых, о правилах поведения в природе; развивать мышление; воспитывать бережное отношение к живым организмам. К игре приступили в группе (Катя А, Арина А., И Фарид М. составили пано «Полянка», объяснили, кто может жить на этой полянке.  Продолжили игру на улице.  Дети искали насекомых на прогулочном участке. Матвей К., найдя игрушку гусеницы рассказал о способах приспособления насекомых к жизни в природе. Детям понравилось манипулировать с игрушками аналогами насекомых. После прогулки дети занесли игрушки в группу и использовали их в игре; тем самым закрепляли полученные ранее знания.

Огромное удовольствие детям доставили дидактические игры с природным материалом: «Чудесный мешочек», «Детки с какой ветки», «Каждому камешку свой домик». Особенно данный вид игр нравится Даше Я., она готова все свободное время посвящать играм с камнями.

Также ежедневно на прогулке проводились наблюдения: за деревьями на участке, за первыми цветами, за насекомыми, за птицами, за ветром, за солнцем, за небом. В ходе наблюдения проводились беседы, подвижные и малоподвижные игры с экологическим содержанием, с помощью наводящих вопросов детей подводили к самостоятельным выводам о причинно-следственных связях в природе.

Во второй половине дня, после дневного сна проводилось чтение познавательной литературы о животных. После чтения задавались вопросы о повадках животных, их местах обитания, чем питаются и так далее. Рассматривались иллюстрации, обсуждались характерные особенности, отличительные черты внешнего вида. Повторно проводились дидактические игры с экологическим содержанием, для закрепления полученных знаний. Дети, в основном, слушали внимательно, поэтому могли пересказать, подробно рассказать о каждом животном.

Результатом проведенной деятельности было закрепление экологических знаний детей, а также получение положительных эмоций.

2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по развитию мышления

Проведя формирующий этап опытно - поискового исследования, провели третий этап – заключительный. Значение заключительного этапа опытно - поисковой работы заключается в проверке эффективности подобранных дидактических игр, наблюдений, бесед, познавательной литературы, иллюстраций, познавательно исследовательской деятельности.

Диагностика уровня развития мышления детей по Стребелевой Е.А.

 Рассмотрим результаты исследования уровня развития мышления детей данной возрастной группы по результатам заключительного этапа опытно - поисковой работы (Таблица Г.2 – Уровень развития мышления детей старшего дошкольного возраста).

Проведенное исследование показало, что в подгруппе следующий уровень развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.

 У 30 % детей (Антон В., Катя А., Даша Я., Матвей К., Соня Т., Арина А.); средний у 65 % детей (Настя Р.,Рита А., Рома С.,Артем Е., Фарид М., Надя З., Алиса П.,  Элина М., Амир Т., Лера Т., Артем Ш., Слава К., Лилия К.); низкого нет.

Рассмотрим результаты исследования уровня целостности зрительного восприятия, способности воссоздавать зрительный образ по представлению, зритель­ное внимание, память, наличие и характер речевого сопровождения и произвольной регуляции деятельности, состояние графомоторных на­выков.

- высокий у 35% детей (Соня Т., Антон В., Катя А, Рита Н., Матвей К., Арина А., Даша Я.);

-  средний уровень у 60 % детей (Настя Р.,Рита А., Рома С.,Артем Е., Фарид М., Надя З., Алиса П.,  Элина М., Амир Т., Лера Т., Артем Ш., Слава К.);

-  низкий у 5 % детей (Лилия К.).

Рассмотрим результаты исследования уровнясформированности представлений детей о временах года, умение анализировать, рассуждать, делать выводы (развитие наглядно-образного мышления):

 -высокий - у 30 % детей (Антон В., Матвей К., Соня Т., Арина А., Даша Я.,

Катя А.); 

- средний - у 65 % детей (Рита Н., Рита А., Настя Р., Элина М., Рома С., Артем Е., Алиса П., Надя З., Амир Т., Лера Т., Артем Ш., Слава К., Фарид М.);

-  низкий -  у 5 % детей (Лилия К.).

На рисунке хорошо видно, что уровень развития мышления у детей старшего дошкольного возраста следующий – высокий у 30 % детей (Антон В., Матвей К., Соня Т, Арина А, Даша Я, Катя А.); средний - у 65 % детей (Рита Н., Рита А., Настя Р., Элина М., Рома С., Артем Е., Алиса П., Надя З., Амир Т., Лера Т., Артем Ш., Слава К., Фарид М.); низкий -  у 5 % детей (Лилия К.).

В ходе исследования на заключительном этапе выяснилось, что показатели уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке данной подгруппе детей изменились следующим образом: высокий – увеличился на 5%, 5, средний -  увеличился на 5%, низкий -  уменьшился на 10 %.

Результаты исследования уровня целостности зрительного восприятия, способности воссоздавать зрительный образ по представлению, зритель­ное внимание, память, наличие и характер речевого сопровождения и произвольной регуляции деятельности, состояние графомоторных на­выков: высокий уровень – остался неизменным. Средний уровень увеличился на 5%, низкий уровень уменьшился до 5%.

Уровень сформированности представлений детей о временах года знаний– высокий уровень – увеличился на 5%. Средний уровень знаний детей повысился до 65%. Низкий уровень уменьшился до 5%.

Проведем сравнительный анализ констатирующего и заключительного этапов опытно - поисковой работы (рисунок 3).

Рисунок  – Сравнение результатов констатирующего и заключительного этапов опытно - поисковой работы

Проведенный сравнительный анализ констатирующего и заключительного этапов опытно - поискового исследования показал, что в подгруппе детей уровень развития мышления детей изменился следующим образом: Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 5%,Количество детей сосредним  уровнем увеличилось на 5%, Количество детей с в низким уровнем уменьшилось на 10%,

По результатам сравнительного анализа можно говорить о том, в исследуемой подгруппе мышление детей улучшилось.

Выводы

Таким образом, мы пришли к выводу, что применение дидактических, подвижных игр и ИОС повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Методическое руководство способами и условиями развития мышления ребенка не только возможно, но и эффективно. Специальная работа, цель которой- формирование логических приемов мышления значительно повышает результативность процесса, независимо от исходного уровня развития ребенка.

Проведенное исследование говорит об эффективности подобранной картотеки экологических игр (дидактических игр, ИОС, подвижных игр), которые были проведены во время деятельности по экологическому образованию.

Все это позволяет утверждать, что сформулированная нами цель – теоретическое обоснование и практическое подтверждение использования картотеки игр экологической направленности в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста была достигнута.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из главных способов познания мира является игра, в процессе которой новые знания усваиваются легче и непринужденнее. Особое место, среди многообразия игр, занимает дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер. Воспитатель является участником, игры или ее организатором. Дети часто выполняют ту или иную роль, которая определена содержанием игры и обусловливает игровые действия. Игра служит для упражнения в наблюдательности, в пользовании связной речью. Игровые действия заключаются в наблюдении, рассматривании предмета, в описании, сравнении его с другими.   

Не менее важны подвижные игры и ИОС, которые, наряду с дидактической игрой, влияют на развитие мышления ребенка.

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление — последовательные ступени интеллектуального развития. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце

Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность использования данных видов игр в формировании логического и наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста. Игры с экологическим содержанием помогают провести время не только интересно, но и эффективно получив при этом огромную пользу для общего развития ребенка.

Действительно дидактические игры, ИОС, подвижные игры с экологическим содержанием способствуют развитию наглядно-образного и логического мышления у детей данного возрастного периода. Они содержат условия, которые способствуют полноценному развитию личности. Очень важно чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения как со сверстниками, так и со взрослыми; развивала совместную и индивидуальную активность.

Игры, если они носят систематический характер, то они способствуют развитию умственной активности, самостоятельности мыслить и творчески относиться к учебной задаче.

Таким образом, после проведенного исследования, мы пришли к выводу, что целенаправленное развитие мышления детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр, подвижных игр, ИОС дает положительные результаты.

Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность использования данного вида игр в формировании наглядно-образного и логического видов мышления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ[Текст]: Т.М. Бондаренко - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2014. – 159 с.

2 Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие [Текст]: Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса – Москва : Мозаика-Синтез, 2013. -336 с.

3 Газина, О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст]: О. М. Газина, В. Г. Фокина - Москва: Прометей, 2013. - 253 с.

4 Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст]: Е.В.Гончарова- Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 2005. - 236 с.

5Дрязгунова, В. А. Дидактические игры для ознакомления дошколь­ников с растениями. Пособие для воспитателя дет сада [Текст]: В. А. Дрязгунова- Москва: 2013.-  80 с.

6 Иванова, О.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр [Текст]: О.В.Иванова. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы 4 международ. науч. конференц.-Уфа:2013. -48 с.

7 Игра как средство формирования экологических знаний [Электронный ресурс]: О.А. Редикульцева. Ямальский вестник- 2015. № 4 (5). С. 131-133. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25114493

8 Казаручик, Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования [Текст]: Г.Н. Казаручик. – Минск: Нац.   ин-т образования, 2014. - 72 с.

9 Комарова, И А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста [Текст]: И.А. Комарова- Москва: 2013. -234 с.

10 Мамаева, Н.В. Роль игры в экологическом 
воспитании старших дошкольников. Методические рекомендации [Текст]: Н.В. Мамаева-  Набережные Челны, 2012.- 57 с.

11 Миронов, А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО [Текст]: А.В. Миронов-Волгоград: Учитель, 2017.-260 с.

12 Николаева, С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома [Текст]: С.Н. Николаева- Москва: Мозаика –Синтез 2013. -120 с.

13 Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дошкольное воспитание [Текст]: С.Н. Николаева – 2014. - № 5. – с.14-18.

14 Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. Образования [Текст]: С.Н. Николаева - Москва: Издательский центр «Академия», 2013. - 272с.

15 Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст]: С.Н. Николаева, И.А.  Комарова И.А Москва: Издательский центр «Гном», 2014.-  С256 с.

16 Новоселова, С.Л. Игра дошкольника [Текст]: С. Л. Новоселовой - Москва: 2013.-325 с.

17 Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника [Текст]: Н.Н Поддьяков-Москва: Педагогика, 2013.-360с.

18 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы [Текст]: Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - с. 320

19 Развитие логического мышления дошкольников в процессе экологического воспитания. [Электронный ресурс]:Т.В.Назаренко.Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 25.С. 14-17- Режим доступаhttps://elibrary.ru/item.asp?id=26097228

 20 Рыжова, Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы [Текст]: Н.А. Рыжова- Москва: Карапуз-Дидактика, 2007.- 272 с.

21 Серебрякова Т.А.  Теория и методика экологического образования детей

дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования[Текст]: Т. А. Серебрякова- Москва: Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.

22 Смирнова, Е.О. Детская психологият[Текст]: Е.О. Смирнова-Москва: Издательский центр «Владос», 2013.- 336 с.

23 Смирнова, Е.О. Психологическая наука и образование[Текст]: Е.О. Смирнова -Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва), №1.2013 г.

24 Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. [Текст]: А.И. Сорокина-  Москва: Просвещение, 2012.- 144с.

25 Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Наглядный  материал для обследования детей»/[ Текст]: Е.А. Стребелева- Москва. : Просвещение, 2014. - 164 с.

26 Тюлегенова, А.А. Экологические задачи как средство развития логического мышления у старших дошкольников. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития [Текст]: Тюлегенова А.А., Капкаева Л.Р., Соснина А. 2015. № 1 (4). С. 94-96.

27 Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие [Текст] Г.А.Урунтаева- Москва: ИНФРАМ 2014.-250 с.

28  Урунтаева, Г.А. Специфика дидактической игры дошкольника. Дошкольное воспитание [Текст]:Г.А.Урунтаева- 2016 №2

29 Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие [Текст] /
Г. В. Фадина- Балашов: «Николаев», 2004. -68 с.

30 Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников [Текст]: А.М. Федотова – Москва: ТЦ Сфера, 2015. -112 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Адаптированная диагностика выявления уровня развития мышления у детей старшего дошкольного возраста (Е.А. Стребелева)

Цель: выявления уровня развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.

1.Методика «Сложи разрезную картинку»

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые сюжетные картинки, одна из которых разрезана на четыре части по диагонали.

Проведение обследования: взрослый дает ребенку четыре части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый сначала показывает целую картинку, а затем просит сложить разрезную. Если задание снова вызывает затруднения, то взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другие части. После чего ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балла — ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает картинки без учета целостного восприятия предметного изображения; в процессе обучения пытается складывать картинку, но после обучения не переходит на самостоятельное выполнение задания.

2 балла — ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить его не может; после обучения самостоятельно складывает картинку.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием.

2.Методика «Нарисуй целое»

Назначение- выявление уровня развития наглядно-об­разного мышления. Оценивается целостность зрительного восприятия, способность воссоздавать зрительный образ по представлению, зритель­ное внимание, память, наличие и характер речевого сопровождения и произвольной регуляции деятельности, состояние графомоторных на­выков.

Инструкция: «Перед тобой лежит картинка, разрезанная на части. Что на ней нарисовано? (Груша). Представь, какая она должна быть целая и нарисуй ее».

Стимульный материал: изображение груши, разре­занное на четыре части (диагональный разрез), лист бумаги, фломастеры.

Процедура проведения. Ребенку предлагается разложить картинки на части. После того, как ребенок называет изображенный на ней пред­мет, обследующий предлагает нарисовать его целым. В случае, если ребенок неправильно назвал или вообще не назвал изображенный на картинке предмет, взрослый уточняет правильное название предмета. Обследующий спрашивает ребенка: «Посмотри внимательно, ты правильно назвал?»; если та­кая помощь недостаточна, самостоятельно называет предмет. После «нахождения» названия предмета, ребенок приступает к его изображению. По ходу выполнения задания обследующий обращает внимание на следую­щие качественные показатели: уровень зрительного восприятия предмета, каче­ство воссозданного целостного образа, зрительное восприятие цвета, пространственное расположение изображения на листе бумаги, размер полученного изображения. При необходимости ребенку оказывается дозированная помощь.

Разъясняющая помощь: данный вид помощи необходим, ког­да ребенок не понимает смысла инструкции «Нарисуй целое изображение». В этом случае необходимо дать соответствующее разъяснение типа: «По­смотри, на картинке кусочки груши, если их соединить вместе, полу­чится целая груша. Представляешь, какая она будет? Тогда нарисуй ее». Если ребенку недостаточно такое уточнение, ему необходимо дать ука­зание типа: «Подумай, какая бывает груша, круглая, овальная, треуголь­ная? Какого она цвета? Что у нее есть? Нарисуй ее». После того, как ребенок закончит рисунок, следует задать уточняющий вопрос: «Ты все правильно нарисовал, ничего не забыл?».

1 балл — ребенок не принимает задание; в условиях обучениядействует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание, однако нарисовать по разрезной картинке не может; после складывания картинки рисует предмет.

3 балла — ребенок принимает задание; может нарисовать предмет по разрезной картинке; рисует с интересом.

3.Методика «Найди время года»

Задание направлено на выяснение уровня сформированности представлений о временах года (развитие наглядно-образного мышления).

Оборудование: сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года.

Проведение обследования: перед ребенком раскладывают четыре картинки, на которых изображены четыре времени года.

Ребенка просят: «Покажи, где зима (лето, осень, весна)». Затем спрашивают: «Как ты догадался, что это зима?» И т. д. В случаях затруднений проводится обучение.

Обучение: перед ребенком оставляют картинки с изображением только двух времен года — лета и зимы и задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где изображена зима. А что бывает летом? Найди, где изображено лето».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; уровень  сформированности временных представлений; умение объяснить свой выбор.

1 балл — ребенок не понимает цели задания; перекладывает картинки.

2 балла — ребенок принимает задание; уверенно и самостоятельно соотносит изображения только двух времен года с их названиями — зимы и лета.

3 балла — ребенок принимает задание; уверенно соотносит изображения всех времен года с их названиями; может объяснить выбор определенного времени года

Критерии: 8-9 баллов -высокий уровень; 6-7 баллов - средний уровень; 4-5 баллов - низкий уровень

ПРИЛОЖЕНИЕ В

1.  Дидактическая игра «Сложи животное»

Цель: закрепление знания детей о домашних и диких животных, описывание их по наиболее типичным признакам.

Материалы: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).

Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

2.Дидактическая игра «Отгадай, где я живу»

Цель: Развитие наглядно-образного и логического видов мышления; осознание принципов взаимосвязи животных с условиями жизни в природных зонах. Формирование экологических представлений.  Воспитание бережного отношения ко всему живому.

Материал: карточки обозначениями природных климатических зон, карточки с изображением животных.

Ход игры. На столах перед каждым ребенком разложены карточки с обозначениями природных климатических зон. Воспитатель показывает карточки с изображением животных и говорит, что они заблудились, таким образом педагог предлагает детям решение проблемной ситуации.

Нужно помочь зверьку добраться домой. Но для этого надо знать, где он живет, описать место его обитания. Животные должны быть представителями разных климатических зон. Дети находят карточки и размещают на них изображения животных.

В этой игре экологическая составляющая заключается в соотнесении животного с домом (экосистемой, где оно обитает).

3. Дидактическая игра «Кто где живет»

Цель: развивать представления детей дошкольного возраста о приспособленности животных к условиям существования в определенных природн0-климатических зонах: жаркие страны, север, лес.

Материал: пано с изображением разных климатических зон и животных, которые там живут, коробка.

Ход игры

Дети делятся на две команды. Педагог говорит: «Мы будем играть в игру «Кто где живет». Ведущим буду я. У меня на столе стоит коробка, в которой лежат животные.

Участники каждой команды будут поочередно подбегать к столу, доставать из коробки рисунки с изображениями животных, называть их, говорить, где они живут, и помещать на соответствующую картину. За правильный ответ участник получает фишку».

Результат: команда, которая получит больше фишек, станет победителем

4. Словесная игра «Летает- не летает»

Цель: развитие целенаправленного внимания, самостоятельности.

Ход игры: воспитатель рассаживает ребят на стульчики вокруг себя полукругом на достаточном для игры расстоянии друг от друга и рассказывает детям о насекомых, птицах, животных, умеющих летать. Спрашивает, умеют ли люди летать и что придумали и изобрели люди для того, чтобы летать. Обобщив ответы детей, он объясняет правила игры. Когда дети услышат название предмета или живого существа, способного летать, они поднимут руки, разведут их в стороны, имитируя полет, помашут руками вверх и вниз. Если же названный предмет или живое существо летать не могут, руки должны остаться на коленях. Воспитатель начинает называть предметы, стараясь по возможности зарифмовать их:

Летит, летит воробей, летит, летит муравей.

Летит, летит оса, летит, летит колбаса.

Летит, летит орел, летит, летит осел.

Летит, летит бабочка, летит, летит бабушка.

Летит, летит ворона, летит, летит корова...

Дети, слушая слова воспитателя, сами определяют, какие предметы летают, а какие нет.

Нужно махать крыльями или оставить руки на коленях. Дети, совершающие ошибки, из игры выбывают. В конце остаются самые внимательные.

5.Дидактическая игра “Рассели животных и птиц”.

Цель: Совершенствование знания детей о классификации птиц и животных на диких и домашних, умения определять по внешнему виду диких и домашних птиц и животных, называть их.Воспитание активности, самостоятельности. 

Материал: пано с изображением леса и деревенского дворика, животные.

Ход игры: Предлагается проблемная ситуация: “что было бы, если бы дикие и домашние животные жили вместе”. Восстанавливается картина, в одной стороне которой изображен лес, в другой – дом. Предлагается ряд животных и птиц, которых дети должны “расселить” сообразно их среде обитания: либо около человеческого жилья.

Варианты игры:

Детям предлагаются загадки о птицах и животных, отгадав которые они выбирают из группы картинок необходимую, определяя птицу или животное на соответствующее место обитания.

6.Подвижная игра «Живые цепочки»

Цель: расширять представления детей дошкольного возраста о природных сообществах, целостности и уникальности каждого сообщества, взаимосвязях и взаимозависимостях объектов природы в них. Игра на установление причинно-следственных связей, которые можно назвать связями пространственными.

Материал: маски (шапочки) с изображением объектов неживой (солнце, вода, почва) и живой (растения, растительноядные и хищные животные) природы.

Ход игры

В ходе предварительной беседы ведущий (педагог) уточняет с детьми их представления о том, что лес – это дом для многих растений и животных. Все они очень тесно связаны друг с другом. Растения – пища для растительноядных животных, которыми в свою очередь питаются хищники. В результате образуются цепочки питания. Всем живым существам для жизни необходимы тепло, свет, воздух, вода, питательные вещества.

После беседы детей приглашают принять участие в игре «Живые цепочки».

Игра проводится на примере лесного сообщества. Участвуют две команды (по четыре ребенка в каждой). Всем участникам команд вручаются маски (шапочки): одному ребенку – с изображением объектов неживой природы, другому – с изображением растения, третьему – с изображением растительноядного животного, четвертому – с изображением хищника.

Ведущий говорит: «У каждого из вас маски с изображением растений, животных (растительноядных, хищных), объектов неживой природы. Этими животными, растениями, объектами будете вы. По команде «Цепочка, стройся!» вы должны будете построиться так, чтобы образовалась цепочка: объект неживой природы, растение, растительноядное животное, хищник. Каждый из вас после построения должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке».

Результат: команда, которая первой и правильно построится, а также объяснит последовательность построения, станет победителем.

На втором этапе организации игры «Живые цепочки» дети меняются ролями, на третьем – используются другие объекты природы. Эту игру можно применять и для углубления представлений детей дошкольного возраста о взаимосвязях объектов в других природных сообществах (луг, водоем, поле и т. д.).

В игре могут использоваться следующие объекты природы, образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; береза, косуля, рысь; осина, заяц, лиса (сообщество леса); подорожник, жук-листоед, жаворонок; ромашка, цикадка, божья коровка (сообщество луга); водоросли, окунь, щука; кувшинка, улитка, утка (сообщество водоема); рожь, мышь, аист (сообщество поля).

Для детей, которые легко справляются с игровыми заданиями, цепи можно «удлинять» – добавлять объекты природы, например, включать нескольких хищников (кувшинка, улитка, лягушка, журавль; медвежий лук, бабочка, жаба, уж).

На заключительном этапе проведения игры из «цепочки» убирается какое-либо звено. При построении ребята должны обнаружить ее отсутствие и рассказать, к чему это может привести.

7.Игра “Пищевые цепочки на лугу”

Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу,

применять уже имеющиеся знания, учить составлять правильные пищевые цепочки.

Возраст: дети старшего дошкольного возраста.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Правила игры: в игре участвуют 2-4 ребенка. Детям раздаются карточки, наклеенные на дисках с силуэтами обитателей луга.  Дети должны разложить цепочку, кто кем питается.

 растения - гусеница - птица

злаковые травы - грызуны - змеи

злаковые травы - мышь - хищные птицы

тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы

За каждую правильно собранную пищевую цепочку, ребенок получает фишку-карточку с изображением бабочки.  Кто больше наберет фишек, тот победил.

Игра “Пищевые цепочки водоёма”

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма, применять уже имеющиеся знания, учить составлять правильные пищевые цепочки.

Возраст: дети старшего дошкольного возраста.

Ход игры: Воспитатель предлагает карточки с изображенными на них обитателями водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар - лягушка - цапля

червячок - рыбка - чайка

водоросли - улитка - рак

Игра “Пищевые цепочки в лесу”

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу, применять уже имеющиеся знания, учить составлять правильные пищевые цепочки.

растения - гусеница - птицы

растения - мышка - сова

растения - заяц - лиса

насекомые - ежи

лесные злаки - лось – медведь

молодые побеги - лось – медведь

9.Д/и «Узнай по силуэту»

Цель: развитие умения узнавать животного по силуэту, классифицировать на диких и домашних.

Материал: деревянные силуэты животных.

1 вариант.

Ход игры: Перед детьми деревянные силуэты животных, ребенок берет силуэт называет его. Рассказывает о месте его обитания и т.д.

2. вариант: Работа с карточками по аналогии.

10.Дидактическая игра «Найди хозяина»

Цель: расширение представления детей дошкольного возраста о деятельности людей, направленной на охрану природы. Уточнение и закрепление знания детей о диких животных, о образе жизни в зимнем лесу. Знакомство с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Знакомство с видами следов диких животных, формирование умения соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. 

Материал: картинки с изображением животных (рысь, волк, олень, лось, медведь, заяц, белка, дикий кабан) и картинки с изображением следов этих животных, эмблемы.

Ход игры: Педагог раскладывает для двух команд на столах или на полу карточки с изображениями следов животных. Детям раздает карточки с изображениями животных и говорит: «Зимой животным очень трудно в лесу, и люди помогают им. По следам, которые звери оставляют на снегу, люди находят их и делают кормушки. Давайте и мы попробуем отыскать зверей по следам. Слева и справа от меня лежат карточки, на которых нарисованы следы животных, у вас – карточки с изображениями животных. По моей команде «Найди хозяина» вы подбегаете к тому месту, где разложены картинки со следами, и на каждый из них кладете картинку с тем животным, которому эти следы принадлежат».

11.Дидактическая игра «Что, где растет»»

Цель: развитие умения классифицировать растения на садовые, дикорастущие (луговые, полевые, лесные) и комнатные, различая их по окраске, размеру, строению; развивать произвольное внимание, умение применять в решении игровой задачи ранее усвоенные представления о растениях, умение видеть взаимосвязи в природе; развивать эстетические чувства; приучать бережно относиться к растениям как части природы, источнику красоты, радости людей; закреплять представления о названиях растений.

Материал: четыре планшета с изображением луга, леса, сада, окна и карточки с изображением растений, цветов ит.п..

Ход игры

Играют четыре ребенка. Каждый берет себе планшет. Ведущий (педагог, но может быть и ребенок) показывает картинку с изображением растения, называет его и задает вопрос: «Где он растет?» Каждый из играющих детей соотносит показанное растение с местом произрастания и размещает его на планшете. В конце игры дошкольники проверяют правильность размещения растений, изображенных на маленьких карточках, на планшетах.

Результат: тот ребенок, который правильно закроет свой планшет маленькими карточками, становится победителем.

Растения, изображения которых можно использовать в данной игре:

Дикорастущие (лесные): венерин башмачок, вороний глаз, гусиный лук, заячья капуста, ландыш, сон-трава, медвежий лук, ночная фиалка.

Дикорастущие (луговые): василек, донник, луговой чай, одуванчик, пижма, подорожник, ромашка, цикорий.

Садовые: астра, бархатцы, виола, дельфиниум, нарцисс, пион, роза, тюльпан.

12.Дидактическая игра: «Первоцветы»

Цель: Развитие внимания, памяти, смекалки, любознательности. Закрепление знаний детей о цветах первоцветах, умение быстро и обдуманно отвечать на вопросы. Систематизация знаний детей.

Материал: картинки, карточки-фишки.

Ход игры:

Перед каждым играющим на столе лежат карточки с изображением цветов (на формате А4 изображены 8 цветов) и белые карточки 7-8 штук из картона (снег).

1вариант игры:

Педагог объясняет детям задание: «Вам нужно прикрыть снегом (белыми карточками) те цветы, которые цветут поздней весной, осенью и летом. А цветы первоцветы необходимо назвать.

2 вариант игры: Все цветы находятся под снегом (под белыми карточками). Вам необходимо найти цветы первоцветы.

Дети находят цветы первоцветы – убирают белые карточки, оставляют их открытыми.

И называют цветы первоцветы. (У детей старших и подготовительных групп можно спрашивать не только цветы первоцветы, но и другие).

Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

13.Дидактическая игра «Первоцветы»

Цель: развитие умения быстро составлять из вырезанных фрагментов сюжетной картинки целое изображение.

Игра направлена на развитие у детей зрительной (фотографической) памяти, внимания, образного мышления, а также мелкой мышечной моторики и речи.

  1. Вариант. Набор состоит из 6 весенних иллюстраций природы и цветов, на каждой из которых отсутствуют фрагменты рисунка и соответственно фрагменты этой картинки для вырезания и наклеивания на фон.
  2. Набор состоит из изображений цветов, разрезанных на части.

14.Дидактическая игра «Весенние находилки»

Цель: Расширение и уточнение представления детей о природе, умения наблю­дать; развитие любознательности. Закрепление представлений о растениях ближайшего окружения: де­ревьях, кустарниках и травянистых растениях. Умение устанавливать причинно-следственные связи между природ­ными явлениями (сезон — растительность-животные)

Материал: карточки с предметами, которые необходимо найти.

Ход: Во время прогулки, по приготовленным заданиям, дети находят то, что изображено на картинке, отмечая что относится к признакам весны в наших краях.

15. ИОС с игрушками аналогами на тему «Волшебный мир насекомых».

Цель: закрепление знания детей о насекомых, о правилах поведения в природе; развивать мышление; воспитание бережного отношения к живым организмам.

Материалы и оборудование: аналоги насекомых, полянка

 

Непосредственно образовательная деятельность проводится в теплое время года на участке. Когда дети выходят на прогулку, воспитатель задает наводящие вопросы, чтобы подвести к пониманию темы. Педагог объясняет, что на участке есть постоянные жители. Это насекомые. (Дети повторяют правила обращения с живыми насекомыми).

В.: А на нашей полянке спрятались и игрушечные насекомые. Давайте вместе их поищем. Принесите их, пожалуйста. (Дети ищут насекомых, приносят воспитателю.)

В.: Вы держите в руках насекомых. Почему этих насекомых можно брать в руки? (Ответы детей)

В.: Почему нельзя брать настоящих насекомых в руки? (Ответы детей)

В.: Скажи, ты быстро нашла своё насекомое? (3-4 индивидуальных ответа.)

В.: Каких насекомых вы заметили в первую очередь? (Ответы детей)

В.: Да, правильно, легче было найти тех насекомых, которые не прятались, и были хорошо видны, чем тех, окраска которых сливалась с поверхностью. Давайте поиграем с нашими насекомыми: расположите своих насекомых на полянке так, чтобы они были хорошо видны. (Дети располагают насекомых.)

В.: Всем хорошо видны насекомые? (Да!) А как вы думаете, птицам они тоже хорошо видны? (Да!) А не опасно ли это для насекомых? (Опасно, потому что насекомые служат птицам кормом.) Так что нам нужно сделать, чтобы сохранить наших насекомых? (Спрятать их.) Давайте расположим насекомых так, чтобы птицам было трудно их отыскать. Вот таким способом насекомые сохраняют свою жизнь.

Далее можно рассказать детям о других способах приспособления насекомых к жизни в природе. И в конце подводим итог и делаем акцент на то, что мы работали с насекомыми-игрушками.

Для большего эффекта обучения воспитатель должен оставить игрушки и картину в группе на 1 — 2 дня и разрешить их использовать в игре, для того, чтобы дети могли закреплять то содержание, которое они усвоили на занятии.

16. Подвижная игра «Детки с какой ветки?»

Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.

Материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.

Ход игры: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.  

17. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: Узнать предмет на ощупь по перечисленным признакам.

Ход игры. Воспитатель перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь: форму, ее детали, поверхность, плоскость — и просит: «Найди в мешочке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твердое, негладкое». Ребенок по описанию ищет и находит свеклу.

Сначала в мешочек опускают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. При повторении игры предметы можно подбирать похожие по форме, но отличающиеся другими признаками.

18.Дидактическая игра «Каждому камешку свой домик»

Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Материалы: различные камни, четыре коробочки.

Ход игры: Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращают внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Зайчик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Затем все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков.

19. Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Цель: закрепление знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных, человека).

Материал: набор карточек, на которых зафиксированы стадии роста и развития растений или животных (гороха, одуванчика, земляники, лягушки, бабочки и др.), а также человека (младенчество, детство, отрочество, зрелость, старость).

ХОД ИГРЫ:

Первый вариант: ребенку предлагается разложить карточки в порядке роста и развития живых существ (например, бабочка-капустница: яйцо — гусеница — куколка — бабочка) и рассказать, что было сначала, а что потом.

Второй вариант: воспитатель раскладывает карточки, преднамеренно делая ошибку. Дети должны исправить ее и объяснить свое решение.

20. Дидактическая игра «Наряды матушки-земли»

Цель. Уточнение и расширение представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него. Материал. Дидактические картинки (с изображением осени, зимы, весны, лета); карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер и т. п.).

Ход игры:

Задания: 1. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины. 2. Рассказать о причинах выбора. Правила: 1. В игре могут участвовать от 12 до 16 человек. 2. Правильность выбора той или иной карточки обсуждается только членами команды без привлечения взрослых и посторонних. 3. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием. Алгоритм проведения 1. Педагог рассказывает детям о временах года. – Летом солнце поднимается высоко над горизонтом, его лучи хорошо обогревают землю. Становится тепло, распускаются листья на деревьях, расцветают цветы, поют птицы, люди легко одеты, можно загорать и купаться. Осенью солнце поднимается не так высоко над горизонтом, его лучи меньше греют землю. Становится прохладно. Опадают листья с деревьев, природа засыпает, птицы улетают в теплые края, дожди сменяются снегом. Зимние морозы сковывают льдом реки и озера, снег покрывает землю белой шубой. После долгой холодной зимы весной природа оживает вновь. 2. Педагог делит детей на четыре команды (по 3–4 человека в команде) и сообщает, для какого времени года они должны подобрать «наряд». 3. В конце игры педагог отмечает лучшие ответы, подводится итог

21.Дидактическая игра "Четвертый лишний"

Цель:Развитие мышления, внимания.Закрепление обобщающих понятий.

Материал: карточки

Ход игры: Показать ребенку карточку и сказать: "Посмотри здесь нарисованы 4 картинки, 3 из них подходят друг другу, их можно назвать одним словом, а 4-ая лишняя. Какая? Почему ты так думаешь? 

«Свидетельство публикации в СМИ» Серия А №  0007262 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 50639
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.