Формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

  вс., 16.12.2018

Автор:

Тихонова Наталья Ивановна

воспитатель МБДОУ "Снегурочка"

ЯНАО г. Ноябрьск

Человек и природа - одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбирать до донышка. Можно брать, но не разорять. Природа все настойчивее требует бережного внимательного к себе отношения.

Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в ее охране - одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры.

Главной задачей экологического воспитания детей дошкольного возраста является воспитание экологической культуры, в рамках которого происходит формирование у детей экологических представлений и знаний, развитие положительных эмоций и чувств по отношению к природе, развитие восприятия природы как ценности, создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение природной среды обитания, формирование экологических убеждений на основе экологической деятельности. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности,

 В дошкольном возрасте экологическое воспитание только начинается, экологические знания, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно к ней относиться. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать, как можно больше.

Главные аспекты моей работы с детьми — разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. Наряду занятиями, беседами, прогулками, наблюдениями, постоянно ведется познавательно исследовательская деятельность,позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

 

Результатом познавательно-исследовательской деятельности, как показывала практика, являются знания, но знания, добытые самим ребенком. Дети способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по среде обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое вызывают у детей особый интерес. Вопросы ребёнка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений.

 Проведение экологических акций в практике стало еще одной из интереснейших форм работы.Природоохранные акции, так как это комплексные мероприятия, вовлекающие как детей, так и взрослых в процесс сохранения природы, в ходе которых у детей формируется экологическое сознание и желание сохранить природу для будущего поколения. Так же работает экологическая почта, из которой мы с детьми узнаём о значении акции, решаем, что мы можем сделать и приступаем к изучению проблемы. Все результаты работы отражаем на стене событий группы и в информационном журнале для детей и родителей. Вот только малая часть тех акций, которые у нас проводятся: «Сохраним елку - красавицу наших ле­сов», «Покормите птиц зимой», «Наш зеленый детский сад»». «Трудовой десант», «Птицы прилетели», «Тропинками добра», «Мастерская Лесовичка».

Неотъемлемой частью любого педагогического процесса являются родители.

Совместно с родителями мы проводим экологические праздники, которые сопро­вождаются выставками детского и взрослого творчества. и инсценировками «Экологических сказок»: «Осень в гости к нам пришла», «Мой Ямал», «Елочка красавица – всем ребятам нравится», «Экологический калейдоскоп», «Праздник Эколят».

Проводятся совместные мероприятия - родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО, факультативные за­нятия, вечера вопросов и ответов, семинары практикумы.    

Активная жизненная позиция взрослых членов нашего коллектива последовательно передаётся детям. Из разговоров с детьми, их родителями я стала замечать, что дети стали осторожнее вести себя на природе, бережнее относиться к растениям, животным, стараются не навредить им, бурно реагируют на негативные поступки.

 Выбирая данное направление работы, я надеюсь зало­жить определяющие основы личности,помочь ребёнку осознать необходимость сохранения и спасения природы для выживания на земле самого человека, расширить общий кругозор детей, определить аспекты построения взаимоотношений с природой и окружающим его миром; способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Литература:

  1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: 2005.
  2. Зверев Н. А. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.
  3. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа. 1995.
  4. Николаева   С.Н. Совместная деятельность взрослого и детей. Дошкольное воспитание, 2000. 
  5. Николаева. С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.  
  6. Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 160-162

 

Интернет-ресурсы:

https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=4102

https://vscolu.ru/ekologicheskoe-vospitanie/ekologicheskoe-obrazovanie-doshkolnikov-posredstvom-prirodooxrannyx-akcij.html

https://www.maam.ru/detskijsad/statja-prirodohranye-akci-kak-forma-yekologicheskogo-obrazovanija-doshkolnikov.html

https://solncesvet.ru/использование-природоохранных-акций/

http://pedsovet.su/publ/177-1-0-2852

Фото из личного архива Тихоновой Н.И.

  "Свидетельство о публикации в СМИ"  Серия А  № 0005364

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 6999
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.