«Обеспечение качества музыкального образования детей старшего дошкольного возраста в музыкально–театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» |
вс., 04.11.2018 |
Автор: Егорова Ирина Геннадьевна, музыкальный руководитель МДОУ детский сад "Буратино" ЯНАО, с.Красноселькуп Высшая квалификационная категория. Педагогический стаж – 33 года |
На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения театрализованной деятельности в процесс музыкального образования старших дошкольников, где каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия зрителей.
Мой педагогический опыт «Обеспечение качества музыкального образования детей старшего дошкольного возраста в музыкально–театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» формировался на основе анализа психолого–педагогической литературы, ознакомления с публикациями в периодической печати и материалами Интернета, изучением педагогического опыта коллег по данной теме.
Из чего я сделала вывод о том, что театрализованная деятельность в детском саду, на мой взгляд, – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности, а в сочетании с музыкой этот процесс становится во сто крат интересней и эффективнее.
Новизна, теоретическая значимость моего опыта состоит:
- в рассмотрении проблемы повышения качества музыкального образования средствами театрального и музыкального искусства;
- в разработке форм и методов работы с детьми как на занятиях по музыкальному воспитанию, так и вне занятий;
- в обозначении основных направлений организации музыкально – театрального искусства.
Накопленный материал (планирование, занятия по музыкальному воспитанию, консультации для педагогов и родителей и др.) может быть использован в работе с детьми в музыкальном образовании.
Приступая к работе, я спланировала музыкальные занятия с детьми 6-7- лет с учетом использования элементов театрализованной деятельности. Также продумала и спланировала интегрированные занятия, в содержание которых входила как музыкальная деятельность, так и театрализованная деятельность. Я определила основными направлениями работы с детьми по музыкальному образованию в музыкально – театрализованной деятельности:
- Инсценировка песен;
- Театральные этюды;
- Развлечения;
- Фольклорные праздники;
- Сказки, музыкально - театрализованные представления.
Система работы по организации театрализованной деятельности:
- Предметно-пространственная развивающая среда;
- Перспективное планирование и реализация: занятия по театрализации; театрализованные представления, развлечения, проектная деятельность;
- Взаимодействие с педагогами;
- Работа с детьми;
- Взаимодействие с родителями;
- Взаимодействие с социумом.
За время работы по театрализованной деятельности были поставлены следующие спектакли: « В гости к Деду Морозу», «Пятачок» А.Фролова, «Багаж» С.Маршака, «Круглый год» (литературная композиция), сказки «Круть и верть», «Лиса и журавль» и др.
Воспитанники представили тематические музыкально-литературные композиции: «Солдатская почта», «Пусть небо будет голубым».
Поставлены фольклорные обрядовые праздники: «Именины», «Заплетение косы», Украинский святочный обряд «Вождение Маланки», «Пасха. Гуляние на Велик день».
Участие в фестивалях на различных площадках – путь к успешной социализации воспитанников. Мы приняли результативное участие в районных фестивалях: «Все краски Ямала», «И помнит мир спасенный…!, «Славься, Отечество, наше свободное», «Звёздный проект».
Конечный результат.
Результаты педагогического обследования с использованием диагностического инструментария Э.П.Костиной выявили:
- Высокую степень выраженности у детей творческих способностей (в том числе актерских, музыкальных);
- Проявление личностных качеств у воспитанников, таких как самостоятельность, креативность, эмоциональность, отзывчивость, коммуникабельность
Таким образом, музыкально – театрализованная деятельность в моем педагогическом опыте выступает средством достижения качества музыкального образования.
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.
Библиография.
1.Буренина А.И. Театр всевозможного. От игры до спектакля: Учебно-методическое пособие. / А.И. Буренина СПб.: ЛОИРО, 2002. – 114 с.
2.Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ: Учебно-методическое издание. /Л.А. Горохова, Т.Н. Макарова М.:ТЦ Сфера, 2005. – Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ /Л.А. Горохова. – С. 3 – 7.
3.Девятова Т.Н. Звук волшебник: Пособие для дошкольников / Т.Н. Девятова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 208 с.
4.Иванов А.А. Пальчиковая гимнастика: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей /А.А. Иванов, О.В. Рудашевская. – СПб.: Сообщество, 2005. – 80 с.
5.Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада /Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко. – М.: Просвещение, 1982.
6.Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования дошкольников /Э.П. Костина. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. – Азбука шестой ступени развития детей /Э.П. Костина. – С. 81 – 123, Азбука седьмой ступени развития детей /Э.П. Костина. – С. 124 – 169.
9.Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации /О.П. Радынова. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 80 с.
10.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей: Пособие для родителей и педагогов /М.А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
Фотографии из архива Егоровой И.Г.
"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0005349
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf