Патриотическое воспитание детей через ознакомление с окружающим миром

  сб., 17.02.2018

Автор:

Кожемякина Елена Александровна,

воспитатель

МАДОУ Вагайский детский сад "Колосок"

Обобщение инновационного педагогического опыта

"Патриотическое воспитание детей через ознакомление  с окружающим миром"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Л.С.Лихачев.

1. Обоснование темы.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному селу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

2. Актуальность темы.

Патриотическое воспитание – понятие емкое. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого -   с любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постоянно расширяясь, эта любовь к своему государству, к его истории, его прошлому  и настоящему, а затем ко всему человечеству… Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Все , что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Анкетирование родителей показало следующее: на вопрос «Считаете ли Вы, что ребенка необходимо воспитывать патриотом?» 70 % родителей отвечают «Да»; 30 % респондентов испытывают затруднения при ответе на данный вопрос. Только 20 % от общего числа опрошенных родителей совершают совместные с детьми прогулки, экскурсии в музеи, выезды за пределы села , что является основой патриотического воспитания. На вопрос «Знает ли ваш ребенок какие - нибудь достопримечательности нашего села?» только 10 % родителей ответили утвердительно, остальные родители отметили, что их дети навряд ли знают достопримечательности села.

Ответы родителей свидетельствуют о том, что воспитание патриотизма очень важно и необходимо в дошкольном возрасте, однако в семье уделяют этому недостаточно внимания.

Результаты диагностического обследования в форме опроса на тему «Что ты знаешь о нашем селе?» детей старшего дошкольного возраста показывают, что дети проявляют интерес к культуре родного края, но их знания поверхностны, бедны. Так, высокий уровень развития показали 15% детей, средний уровень - 60% детей, 25% детей - низкий уровень развития.

Поэтому возникает необходимость в создании целенаправленного патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с окружающим миром.

3. Объект исследования.

Непосредственно деятельность и организованно образовательная  деятельность.

4.  Определена цель.

Совершенствовать педагогический процесс по патриотическому  воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

5. Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи:

  • Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
  • Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
  • Воспитание чувства патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.

6. Гипотеза.

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде всего, через воспитание у детей любви и уважения к родному дому, улице, селу. Если маленький гражданин нашей большой страны будет знать свой родной край: особенности природного края, его достопримечательности, историю, то он вырастет настоящим гражданином нашей Родины.

7. В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, Я.А.Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В.А.Сухомлинский. В наше время этой проблемой занимаются Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Л.Л.Семенова, Ю. М. Новицкая, Р.И.Жуковская и другие. Но данная проблема не нашла пока должного отражения и в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания.     Но понятие  « воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.Е.Комарова, Т.А.Ротанова, Т. Н. Бабаева, Н.А. Ноткина, О.Л. Князева, Е. И.Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

Современные исследователи (О.И. Ковалева, Л.В. Кокуева и др.) в качестве основополагающего, систематизирующего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

8. Степень новизны.

Разработка и успешная апробация перспективных планов, подбор игр, пословиц, поговорок о родном крае. Организация взаимодействия с родителями по дидактическому обеспечению педагогического процесса: создание альбомов, составление рассказов и загадок о родном крае.

9.  Технология опыта.

Свою работу я начала с изучения современных программ, нормативных документов по патриотическому воспитанию. Анализ научно-методической литературы, связанной с темой моей работы, позволил определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи, выявить условия, при которых воспитание патриотических чувств будет происходить наиболее успешно:

      Целенаправленное, методически грамотное руководство деятельностью детей;

      Использование разнообразных форм организации воспитательного процесса;

      Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Я провожу свою работу последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, улица, село), к более сложному (регион, страна) по единому плану, включающему единство прошлого, настоящего и будущего как отдельно взятой семьи, так и родины в целом.

На первом этапе  дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения  представления об именах самих детей мною была подготовлена презентация, во время просмотра которой дети познакомились со значением своего имени, проводились дидактические игры «Назови друга ласково», « Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя».

Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким. Был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. На этом этапе проводились совместные праздники. «Папа, мама, я -  спортивная семья», «Когда семья вместе- тогда и душа на месте». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.

Большая работа была проведена по формированию представлений о семье, своем роде. Учила родителей строить генеалогическое древо, которое способствовало составлению рассказов о своей семье, своей родословной. Итогом моей работы была презентация генеалогических древ, на которой дети с большим интересом рассказывали о своей семье.

Следующим этапом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому, что нужно для работы», дидактические игры « Кто что делает», « Узнай по имени-отчеству». Итогом работы по данному направлению стало оформление альбома «Мой любимый детский сад», куда были помещены фотографии всех сотрудников детского сада.

Работа на третьем этапе была направлена на ознакомление детей с природой родного края, с родным селом, его достопримечательностями. Дети посещали музей, библиотеку, знакомились с достопримечательностями, улицами родного села. Также проводились конкурсы рисунков «Мой любимый уголок родного села», «Моя улица», где активными участниками были и родители. Цикл занятий о родном селе способствовал формированию чувства гордости за свое село, его историю.

Большое внимание на данном этапе уделялось ознакомлению детей с трудом взрослых, как родителей, так и жителей Вагая. Знакомя детей с профессиями, были организованы экскурсии в отделение полиции, аптеку, магазин, почту, спорткомплекс, больницу и на аэродром. Ребята познакомились с трудом земляков, узнали о значимости их труда.

В рамках краеведения дети познакомились со сказкой писателя-земляка П.Ершова «Конек-Горбунок», художниками, изображающими природу нашего края (Карепановой Т.И., Алеевым В.Х.), мастерами нашего села ( Батмановой О.И., Вздорновой Л.Ф., Рыбьяковой Н.А., Рябининой Г.Д.). Под  впечатлениями от творчества наших земляков дети вдохновенно выполняли работы из соленого теста, росписи, рисовали пейзажи, сочиняли сказки.

Следующим этапом работы стало знакомство с родной страной, ее главным городом Москвой и другими городами России, а также государственными символами и значимыми событиями в жизни нашей страны. В группе создан уголок с символикой нашей страны, нашего края- Тюменской области, нашего села Вагай.  При помощи родителей были оформлены альбомы о родном крае. С традициями и обычаями русского народа дети знакомились, участвуя в народных праздниках «Осенины», Ярмарка. Это способствовало приобщению детей к фольклорному наследию России.

Воспитывая в детях уважение к подвигу земляков в годы Великой Отечественной войны, проводили акции: «Подарок ветерану», «Помним и чтим», «Подарок воину», в рамкам которых к детям приходили в гости ветераны Вов., ребята возлагали цветы памятнику погибшим воинам в районном парке, участвовали в конкурсе рисунков «Этот славный День Победы». Организовала встречу с воином –интернационалистом, который принес свои награды и рассказал о них детям. Были оформлены Книга памяти «Никто не забыт, ничто не забыто» и альбом «Защитники Отечества». Все это способствовало тому, что у детей формировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности к тем, кто воевал и служил в рядах РА.

Дети с родителями  участвовали в Научно-исследовательской конференции «Юный исследователь», где представили результаты своей исследовательской работы , проекты «Моя родословная» и «Моя улица Первухина». Вся работа по патриотическому воспитанию  проходила в тесном контакте с семьей. Родители были активными участниками всех праздников, помогали в оформлении фотовыставок, альбомов о родном селе, о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков и поделок.

 10. Результативность опыта.

Результаты работы, которая проводилась в течение 3лет, оценивалась по следующим критериям:

-создана предметно - развивающая среда;

- разработано перспективное планирование с детьми по данной теме;

- разработан диагностический материал по воспитанию патриотических чувств у дошкольников;

- составлен перспективный план по работе с родителями;

- составлены конспекты занятий по ознакомлению с родным городом;

-  создан проект «Село, в котором я живу»;

-созданы презентации «Мастера земли Русской», «История военного прошлого моей семьи», « Моя улица Первухина», «Родословная моей семьи»;

-возрос уровень знаний детей о своем селе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории, культуре, чувство причастности к жизни своей малой родины:

высокий уровень составил -45%,   средний - 55 %, низкий-10%.

-  с 2014 по 2016год количество родителей, активно участвующих в педагогическом процессе, возросло.

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей через ознакомление с окружающим миром неоднократно обобщался не только в детском саду, а также в 2012 г. на районном конкурсе, посвященному 65-летию победы в Великой Отечественной войне и в августе на районной конференции.

11.  Перспективность применения данного опыта.

Распространение проектной деятельности по данной теме среди педагогов района.

12.  Выводы, рекомендации: представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как ему присущи актуальность, высокая результативность, оптимальность, стабильность, научность.

Опыт может быть использован в массовой практике. Работу в данном направлении я буду продолжать. Я надеюсь, что дети моей группы  вырастут не «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей родины.

Литература:

1.      Е. Ю. Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование. Педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий»- Волгоград: Учитель, 2007.
2.       М. Ю. Новикова «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003.
3.      А.Я. Чебан, Л.Л. Бурлакова «Знакомим дошкольников с народной культурой».-М.: ТЦ СФЕРА, 2007.
4.      Н.Г.Комратова . Л.Ф.Грибова «патриотическое воспитание детей 4-6 лет».: Методическое  пособие.- М.: ТЦ СФЕРА, 2007.
5.      Е.А.Позднякова «Гражданское воспитание в дошкольном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий», 2008.
6.      В.Н. Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников».-М.: ТЦ учитель.
7.      Е. Шаламова. Патриотическое воспитание.//Ребенок в детском саду. №5-09.
8.      Е. Шаламова. Патриотическое воспитание.//Ребенок в детском саду. №6-09.
9.      О.Сакавичине.. Патриотическое воспитание.//Ребенок в детском саду. №3-06.
 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» (Постановление от 16 февраля 2002г. №122)

Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004881

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 3940
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.