Внедрение элементов ТРИЗ-технологии в образовательный процесс

  сб., 22.07.2017

Индивидуальный план работы на 2016-2017 учебный год,

в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ

в группе  среднего дошкольного возрастаобщеразвивающей направленности.

воспитателя Тойшановой Мархабат Максимовны МАДОУ "ДС "Огонёк" город Новый Уренгой

 

 

 

Тема: «Внедрение элементов ТРИЗ-технологии  в образовательный процесс»

 

 Цель: изучение и целенаправленное использование элементов ТРИЗ – технологии в образовательном процессе  с детьми среднего дошкольного возраста.

Группа среднего дошкольного возраста общеразвивающей направленности. 70%  от общего количества составляют дети – инофоны. Из 18 детей – трое плохо понимают русскую речь.  Поэтому, я выбрала ТРИЗ – технологию как самую эффективную в плане использования разных приемов, игр, упражнений.  Ключевыми словами в построении плана самообразования для меня были: социальная адаптированность, социальный успех, практические достижения, формирование словаря (обучение лексико-грамматическому минимуму), социальный успех. Считаю, что выбранная технология в дошкольной образовательной организации в данный момент является актуальной и результативной современной образовательной технологией.

Задачи:

Педагоги

Родители

Дети

Внедрение ТРИЗ-технологии  в образовательный процесс дошкольного учреждения

Развитие единой команды, работа которой  направлена на поддержку социальной и творческой  активности детей.

Формирование навыков применения знаний в любой деятельности, развитие словарного запаса, воспитание творческой и активной личности.

Мои задачи основывались на  годовых задачах ДОУ.

ЗАДАЧИ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД:

  1. Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.
  2. Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников в рамках реализации ФГОС.

         В новом 2016-2017 учебном году посещала мастер – класс «Использование  современных технологий и методов обучения как важнейший ресурс и инструмент  воспитания исследовательской культуры дошкольников», проводимый Постник О.Ф. воспитателем МАДОУ «Детский сад «Золотой петушок с целью обогащения теоретическими знаниями и опытом работы в рамках заявленной темы мастер – класса.

 Примерный план по самообразованию

Сроки реализации

 Формы работы

Содержание

Сентябрь

Подбор и анализ литературы

 

 

 

 

Распределение методов, игр, упражнений, приемов в образовательном плане в соответствии с возрастными особенностями детей

Подготовка материала к родительскому собранию (ТРИЗ-технология)

Использование элементов ТРИЗ-технологии в форме свободного общения, в виде диалогов

Вовлечение детей в активное общение

Пополнение экспериментального уголка предметами, обучение детей описанию каждого предмета.

Разработка символизации уголков деятельности

Октябрь

Выбор материала к родительскому собранию

Использование ТРИЗ – технологии в работе с родителями

Разработка конспекта родительского собрания; оформление материала к родительскому собранию

 

Использование элементов ТРИЗ – технологии в повседневном общении с детьми – игры, упражнения

 

ДИ «Хорошо - плохо» - поиск и нахождение противоречий: Обсуждение с детьми противоречий в погоде «Разная погода» / противоречие в погоде/; ДИ «Магазин» /противоречие в предметах/; анализ проблемной ситуации /противоречие в размерах/; МПИ «Много-мало» /противоречие в количестве/

Создание развивающей среды

 Учить детей замечать любопытные вещи/предметы вокруг себя для решения поставленной задачи (Метод каталога, Мозговой штурм)

Взаимодействие с родителями

 Консультации, обмен мнением «Почта»

Взаимодействие с педагогами

 

Педагогический мост «Внедрение ТРИЗ технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения как условие повышения качества  образования» - Презентация на педсовете

Ноябрь

Пополнение РППС

 Пополнение   необходимым материалом в уголках активности по тематическим неделям

Развитие активности детей

 

ДИ «Хорошо - плохо» (словесно, в картинках, схематизировано)

Театрализованная деятельность для активизации детей – этюды, речевые игры, имитации, драматизации.

Участие в конкурсе чтецов

Простой системный лифт (из 3 окон)

ДИ «Что сначала, что потом?»

      «Что было – чем стало»

Взаимодействие с родителями

Участие в творческих конкурсах

 Мероприятие по оформлению участка ДОУ «Снежные скульптуры»

Декабрь

Активное включение детей  в игры (Синектика

/метод аналогий - эмпатии)

Театр игры (Синектика - эмпатия)

Продуктивная деятельность (Синектика - эмпатия)

Пополнение РППС

 

 Мастер – класс с родителями по изготовлению игрушки из бросового материала (использовали таблицу по методу МФО)

Выставка поделок

Активное использование схем

 

Схемы,мнемодквадраты, мнемодорожки, макеты (напольные в том числе) – учить детей ими пользоваться

Использование схем, пиктограмм в описании, рассказывании, заучивании, продуктивной деятельности

Взаимодействие с родителями

Папки – передвижки «Как сделать макет», «Схематизация предметов, явлений для детей»

Подборка игр на развитие творческого воображения детей

Январь

Активное использование ДИ

 

 

«Хорошо - плохо»

 «Что было – чем стало»

«На что похожи»

«Игра в слова» - эмпатия

«Чем может быть?» - МФО (альтернативное применение предмета в другом качестве)

«Прогулка по волшебной дорожке» - МФО

«Утро – день – вечер - ночь» - причинно-следственные связи

Пополнение РППС

 

Стенд «Утро – день – вечер - ночь» - учить детей использовать материал при рассказывании в свободном общении

Оформление «Волшебной дорожки» в групповой комнате

Взаимодействие с родителями, педагогами

 

Разработка конспекта родительского собрания; оформление материала к родительскому собранию

Мастер – класс «Изготовление из бросового материала куклы -скрутки» совместно с родителями и педагогами  группы № 8

Использование куклы – скрутки  (Фестиваль межнациональных культур)

Февраль

Взаимодействие с  педагогами

 

Педсовет – выступление «Взаимодействие педагогов ДОУ  в работе с детьми-инофонами»

Пополнение РППС

Схемы,  театрализованные игры

Активное использование ММЧ (при подготовке к выступлению, исследовательская деятельность)

Метод ММЧ

 

Взаимодействие с родителями

Художественное слово, папки-передвижки, медиа - отчёт в групповом чате  Viber

Март

Использование методов:  эмпатия, ММЧ

Участие в театрализованной неделе  (победа в номинации «Оригинальная трактовка художественного произведения»)

Пополнение РППС атрибутами

Активное использование детьми атрибутов для деятельности (по схемам)

Взаимодействие с родителями 

Пополнение театральных атрибутов

Взаимодействие с педагогами

 

Открытое занятие – ННОД по теме «Рассказывание по набору предметов» (в приоритетной образовательной области«Речевое развитие») с использованием элементов ТРИЗ – технологии; самоанализ

Апрель

Мониторинг детей

Игра «Дорисуй - ка»

Активное включение детей в познавательно – исследовательскую деятельность

Умение применить навыков в исследовательской деятельности

Участие -  Конкурс проектных и  исследовательских работ  «Я сам» институциональный уровень (победитель)

Участие - Конкурс исследовательских работ и проектов «Я сам» городской уровень (Диплом призера 3 степени)

Разработка материала и проведение «Дня здоровья», «Дня безопасности» (эмпатия, системный лифт, МФО)

Взаимодействие с родителями

Выбор проекта с ребенком; отбор и   подготовка материала к презентации

Разработка конспекта родительского собрания; оформление материала к родительскому собранию

Май

Систематизировать материал по теме

 

Провести анализ по внедрению элементов ТРИЗ – технологии в образовательный процесс

Обобщение опыта

 

Конспект ННОД

Поместить материал -   информационно – методический портал «Детские сады Тюменской области»

Взаимодействие с родителями

Портфолио ребенка

        

Как результат своей работы могу отметить, что дети преодолели чувство застенчивости, скованности, «языкового барьера». У детей наблюдается положительная динамика: активность, инициативность, практические достижения.

         Повысилась педагогическая компетентность (педагогов, родителей), качество совместной работы   в вопросах развития детей.

         Родители увидели результаты нашей совместной работы в социальной и творческой активности детей.

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 6408
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.