Внедрение элементов ТРИЗ-технологии в образовательный процесс |
сб., 22.07.2017 |
Индивидуальный план работы на 2016-2017 учебный год,
в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ
в группе среднего дошкольного возрастаобщеразвивающей направленности.
воспитателя Тойшановой Мархабат Максимовны МАДОУ "ДС "Огонёк" город Новый Уренгой
Тема: «Внедрение элементов ТРИЗ-технологии в образовательный процесс»
Цель: изучение и целенаправленное использование элементов ТРИЗ – технологии в образовательном процессе с детьми среднего дошкольного возраста.
Группа среднего дошкольного возраста общеразвивающей направленности. 70% от общего количества составляют дети – инофоны. Из 18 детей – трое плохо понимают русскую речь. Поэтому, я выбрала ТРИЗ – технологию как самую эффективную в плане использования разных приемов, игр, упражнений. Ключевыми словами в построении плана самообразования для меня были: социальная адаптированность, социальный успех, практические достижения, формирование словаря (обучение лексико-грамматическому минимуму), социальный успех. Считаю, что выбранная технология в дошкольной образовательной организации в данный момент является актуальной и результативной современной образовательной технологией.
Задачи:
Педагоги |
Родители |
Дети |
Внедрение ТРИЗ-технологии в образовательный процесс дошкольного учреждения |
Развитие единой команды, работа которой направлена на поддержку социальной и творческой активности детей. |
Формирование навыков применения знаний в любой деятельности, развитие словарного запаса, воспитание творческой и активной личности. |
Мои задачи основывались на годовых задачах ДОУ.
ЗАДАЧИ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД:
- Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.
- Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников в рамках реализации ФГОС.
В новом 2016-2017 учебном году посещала мастер – класс «Использование современных технологий и методов обучения как важнейший ресурс и инструмент воспитания исследовательской культуры дошкольников», проводимый Постник О.Ф. воспитателем МАДОУ «Детский сад «Золотой петушок с целью обогащения теоретическими знаниями и опытом работы в рамках заявленной темы мастер – класса.
Примерный план по самообразованию
Сроки реализации |
Формы работы |
Содержание |
Сентябрь |
Подбор и анализ литературы
|
Распределение методов, игр, упражнений, приемов в образовательном плане в соответствии с возрастными особенностями детей Подготовка материала к родительскому собранию (ТРИЗ-технология) |
Использование элементов ТРИЗ-технологии в форме свободного общения, в виде диалогов |
Вовлечение детей в активное общение Пополнение экспериментального уголка предметами, обучение детей описанию каждого предмета. Разработка символизации уголков деятельности |
|
Октябрь |
Выбор материала к родительскому собранию Использование ТРИЗ – технологии в работе с родителями |
Разработка конспекта родительского собрания; оформление материала к родительскому собранию
|
Использование элементов ТРИЗ – технологии в повседневном общении с детьми – игры, упражнения
|
ДИ «Хорошо - плохо» - поиск и нахождение противоречий: Обсуждение с детьми противоречий в погоде «Разная погода» / противоречие в погоде/; ДИ «Магазин» /противоречие в предметах/; анализ проблемной ситуации /противоречие в размерах/; МПИ «Много-мало» /противоречие в количестве/ |
|
Создание развивающей среды |
Учить детей замечать любопытные вещи/предметы вокруг себя для решения поставленной задачи (Метод каталога, Мозговой штурм) |
|
Взаимодействие с родителями |
Консультации, обмен мнением «Почта» |
|
Взаимодействие с педагогами
|
Педагогический мост «Внедрение ТРИЗ технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения как условие повышения качества образования» - Презентация на педсовете |
|
Ноябрь |
Пополнение РППС |
Пополнение необходимым материалом в уголках активности по тематическим неделям |
Развитие активности детей
|
ДИ «Хорошо - плохо» (словесно, в картинках, схематизировано) Театрализованная деятельность для активизации детей – этюды, речевые игры, имитации, драматизации. Участие в конкурсе чтецов |
|
Простой системный лифт (из 3 окон) |
ДИ «Что сначала, что потом?» «Что было – чем стало» |
|
Взаимодействие с родителями |
Участие в творческих конкурсах Мероприятие по оформлению участка ДОУ «Снежные скульптуры» |
|
Декабрь |
Активное включение детей в игры (Синектика /метод аналогий - эмпатии) |
Театр игры (Синектика - эмпатия) Продуктивная деятельность (Синектика - эмпатия) |
Пополнение РППС
|
Мастер – класс с родителями по изготовлению игрушки из бросового материала (использовали таблицу по методу МФО) Выставка поделок |
|
Активное использование схем
|
Схемы,мнемодквадраты, мнемодорожки, макеты (напольные в том числе) – учить детей ими пользоваться Использование схем, пиктограмм в описании, рассказывании, заучивании, продуктивной деятельности |
|
Взаимодействие с родителями |
Папки – передвижки «Как сделать макет», «Схематизация предметов, явлений для детей» Подборка игр на развитие творческого воображения детей |
|
Январь |
Активное использование ДИ
|
«Хорошо - плохо» «Что было – чем стало» «На что похожи» «Игра в слова» - эмпатия «Чем может быть?» - МФО (альтернативное применение предмета в другом качестве) «Прогулка по волшебной дорожке» - МФО «Утро – день – вечер - ночь» - причинно-следственные связи |
Пополнение РППС
|
Стенд «Утро – день – вечер - ночь» - учить детей использовать материал при рассказывании в свободном общении Оформление «Волшебной дорожки» в групповой комнате |
|
Взаимодействие с родителями, педагогами
|
Разработка конспекта родительского собрания; оформление материала к родительскому собранию Мастер – класс «Изготовление из бросового материала куклы -скрутки» совместно с родителями и педагогами группы № 8 Использование куклы – скрутки (Фестиваль межнациональных культур) |
|
Февраль |
Взаимодействие с педагогами
|
Педсовет – выступление «Взаимодействие педагогов ДОУ в работе с детьми-инофонами» |
Пополнение РППС |
Схемы, театрализованные игры |
|
Активное использование ММЧ (при подготовке к выступлению, исследовательская деятельность) |
Метод ММЧ
|
|
Взаимодействие с родителями |
Художественное слово, папки-передвижки, медиа - отчёт в групповом чате Viber |
|
Март |
Использование методов: эмпатия, ММЧ |
Участие в театрализованной неделе (победа в номинации «Оригинальная трактовка художественного произведения») |
Пополнение РППС атрибутами |
Активное использование детьми атрибутов для деятельности (по схемам) |
|
Взаимодействие с родителями |
Пополнение театральных атрибутов |
|
Взаимодействие с педагогами
|
Открытое занятие – ННОД по теме «Рассказывание по набору предметов» (в приоритетной образовательной области«Речевое развитие») с использованием элементов ТРИЗ – технологии; самоанализ |
|
Апрель |
Мониторинг детей |
Игра «Дорисуй - ка» |
Активное включение детей в познавательно – исследовательскую деятельность |
Умение применить навыков в исследовательской деятельности Участие - Конкурс проектных и исследовательских работ «Я сам» институциональный уровень (победитель) Участие - Конкурс исследовательских работ и проектов «Я сам» городской уровень (Диплом призера 3 степени) Разработка материала и проведение «Дня здоровья», «Дня безопасности» (эмпатия, системный лифт, МФО) |
|
Взаимодействие с родителями |
Выбор проекта с ребенком; отбор и подготовка материала к презентации Разработка конспекта родительского собрания; оформление материала к родительскому собранию |
|
Май |
Систематизировать материал по теме
|
Провести анализ по внедрению элементов ТРИЗ – технологии в образовательный процесс |
Обобщение опыта
|
Конспект ННОД Поместить материал - информационно – методический портал «Детские сады Тюменской области» |
|
Взаимодействие с родителями |
Портфолио ребенка |
Как результат своей работы могу отметить, что дети преодолели чувство застенчивости, скованности, «языкового барьера». У детей наблюдается положительная динамика: активность, инициативность, практические достижения.
Повысилась педагогическая компетентность (педагогов, родителей), качество совместной работы в вопросах развития детей.
Родители увидели результаты нашей совместной работы в социальной и творческой активности детей.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf