Воспитание гуманных чувств у дошкольников средствами игровой деятельности

  ср., 17.05.2017

Автор:

Захарова Нина Александровна,

методист филиала МАДОУ Червишевского

детского сада «Сибирячок»

в с. Онохино «Солнышко»

Тюменского района.

 

Игра — в значительной степени

основа всей человеческой культуры.
А. В.  Луначарский

Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения. В дошкольном детстве у детей появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У дошкольников формируется представления о доступных их пониманию конкретных фактах общественной жизни, закладываются основы нравственности. Ребенок усваивает основные моральные нормы, принятые в нашем обществе, нормы поведения. Возрастает активность ребенка в разных видах деятельности. Возникает самостоятельная игровая деятельность.

Игра занимает важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова).[4, с.5]

Игра имеет значение не только для умственного развития детей, но и для развития его личности.  Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, дошкольник проникает их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое значение оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. В совместной игре со сверстниками дошкольник приобретает опыт взаимопонимания, учиться пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание - действие –общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка. [5, с.55]

Как показывают наблюдения, многие педагоги испытывают затруднения в организации сюжетно-ролевых игр. Педагоги должны организовать так игровую деятельность, чтобы ребенок мог проявить свои творческие способности, навыки самоорганизации. Чем деятельнее и длительнее жизнь ребенка в игре, чем больше она ему приносит радость, тем глубже он входит в социальную сущность деятельности и отношений людей, тем лучше усваивает смысл общественных явлений. Целью педагогических воздействий по отношению к сюжетно-ролевой игре должно быть не только закреплений знаний, но и формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступают во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях. [4. c.11]

Ценность сюжетно-ролевой игры заключается в том, что она оказывает влияние на процесс становления отдельных психических функций, воспитание гуманных чувств. Специально организованная игровая деятельность способствует совершенствованию эмоциональной сферы ребенка, развивает нравственные мотивы поведения.

Воспитание гуманного отношения к окружающей среде-  одна из задач, составная часть нравственного воспитания.Дошкольники проявляют склонность к добрым делам. Они любят природу, животных, с удовольствием ухаживают за ними, огорчаются, когда кто-то причиняет им вред. Это и есть та основа, на которой строится воспитание гуманности у дошкольников. Процесс воспитания гуманности  эффективен, если он выстраивается на  игровых формах взаимодействия взрослого с детьми.  В игровых обучающих ситуациях  ребенок учится  наблюдать окружающий мир, устанавливать элементарные связи и зависимости, испытывает радость от общения с объектами природы. Большие потенциальные возможности в воспитании гуманности дошкольников имеют сюжетно - ролевые игры. В них отчетливо выражены игровые действия и правила. Эти игры возникают по инициативе детей и носят творческий характер.

Д.Б. Эльконин, исследуя игру дошкольника, отмечал, что в ней «корректным образом изменяется позиция ребенка в отношении окружающего мира и формируется сам механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрении с другими возможными точками зрения».

Педагогическая ценность игры в том, что она позволяет интегрировать экологические знания и умения детей, развивает творческую деятельность дошкольников, переносит их знания и умения в новую ситуацию. В играх выражается отношение ребенка к окружающей действительности, к людям, к самому себе.

Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуют в практику игры. Поэтому, если дошкольники использовали природоведческий сюжет, это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик. В свою очередь усвоение детьми знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не означать влияние на формирование у них гуманного отношения к объектам растительного и животного мира.

С целью формирования у детей гуманных чувств педагоги нашего образовательного учреждения используют сюжетно-ролевые игры, проблемные педагогические ситуации, создают условия, в которых ребенок оказывается перед  выбором.

Воспитанию гуманности способствуют сюжетно-ролевые игры такие как «Зоопарк», «Ветлечебница», «Экологический патруль», «Спасатели», «Бюро добрых дел», «Следопыты» и др.

Дети старшей группы нашего образовательного учреждения были вовлечены в сюжетно-ролевую игру «Зоопарк». Мотивацией для выбора темы игры стала книга про животных зоопарка, принесенная в группу одним из детей. Эта книга заинтересовала многих детей. У детей возникли вопросы: «Как животные попадают в зоопарк?», «Как люди помогают им?». Была проведена предварительная работа: чтение книг о животных, беседы о работе зоопарка. На первом этапе сюжетно-ролевой игры дети познакомились с профессиями людей, работающими в зоопарке. Затем, самостоятельно попробовали себя в разных ролях. В ходе сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» воспитанники проявляли заботу о животных, ухаживали за ними, вместе с «ветврачом» осматривали их.  Педагогом были созданы условия для выбора детьми игрового партнера, игрового оборудования. Это повысило интерес детей к игровой деятельности. Воспитанники свободно осуществляли игровой замысел, не боясь вносить свои коррективы в ходе игры.  Наблюдения показали, что ухаживая за животными воспитанники в игровой ситуации искренне проявляли гуманные чувства: заботу, жалость, бережное отношение к обитателям зоопарка.

 Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Цель: воспитание гуманных чувств через решение следующих задач:

- формировать игровые умения, вступать в ролевое взаимодействие друг с другом;

- формировать у детей уважительное отношение к труду взрослых;

- развивать у детей творческое отношение к игре, умение использовать предметы-заместители;

- воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения;

- расширять знания детей о животных зоопарка, воспитывать бережное отношение к животным.

Предварительная работа:

- беседы о зоопарке (чем занимаются люди, работающие в зоопарке, как попадают животные в зоопарк и др.);  

-просмотр презентаций о животных разных стран, 

-пальчиковые и речевые игры о животных, 

-загадывание загадок о животных,

-чтение произведений о животных,

Предметно-игровая среда.

Оборудование и атрибуты:детские стулья, животные-игрушки, тарелочки для животных, касса, билеты, муляжи овощей и фруктов, фартуки.Словарная работа: обогащать речь детей существительными зоопарк,вольер,смотритель,ветеринар.

Методические приёмы:

- решение проблемной ситуации.

Игровые роли и действия:

Кассир - продает билеты.

Контролер - проверяет билеты.

Смотритель - ухаживает за животными.

Ветеринар - принимает, осматривает, лечит животных.

Мотивационный момент: внесение книги о животных зоопарка, дети с воспитателем рассматривают эту книгу.

- Ребята, как вы думаете, про что эта книга? (про зоопарк)

- А что такое зоопарк?

- Скажите, ребята, как в зоопарке появляются животные?

Воспитатель: Давайте вспомним, кто работает в зоопарке?

Дети: Смотритель зоопарка. 

Воспитатель: Какие обязанности выполняет смотритель зоопарка?
Дети: Смотрит, чтобы все животные были вовремя накормлены, чтобы в их клетках было чисто.

Воспитатель: Скажите, работа смотрителя легкая или тяжелая? Каким должен быть смотритель зоопарка?

Дети: Сильным, смелым, добрым. (пояснить с детьми: сильным-работа тяжелая, смелым- в зоопарке бывают хищники, добрым-нужно любить и

жалеть животных)Воспитатель: Кто ещё работает в зоопарке?
Дети: Ветеринар.

Воспитатель: Что делает ветеринар?

Дети: Принимает новых животных, следит за их здоровьем, дает витамины, лечит больных птиц и зверей.

Воспитатель: Кто ещё работает в зоопарке?

Дети: Кассир.

Воспитатель: Какие обязанности у кассира?
Дети: Кассир продает билеты.

Воспитатель: Еще кто работает в зоопарке?
Дети: Контролер.

Воспитатель: Какие обязанности выполняет контролер?
Дети: Встречает посетителей и при входе проверяет билеты.

- Молодцы.

Ход игры:

Мотивационный этап игры:

Второй воспитатель вносит в группу черепаху, которая потерялась, уползла через открытую дверь.

- Дети, как можно помочь черепахе? (написать объявление. А пока не найдется хозяин, поместить черепаху в зоопарк.)

- Ребята, я предлагаю вам отправится в зоопарк, смотрите, а вот и зоопарк. Чтобы попасть на территорию зоопарка, что нам нужно сделать? (купить билеты у кассира и показать их контролеру, покупают билеты и проходят в зоопарк).А еще нам нужно вспомнить правила поведения в зоопарке.
В зоопарке нельзя шуметь.Нельзя дразнить животных.Нельзя кормить животных.Нельзя просовывать руки в клетку.

- Кому мы покажем потерявшуюся черепаху? (ветеринару) (Ветеринар (воспитатель) в халате и чепчике осматривает черепаху, помещает её в вольер).

- Давайте посмотрим, какие животные живут в нашем зоопарке (называют животных).

Раздается телефонный звонок.

- Минутку ребята… (воспитатель разговаривает по телефону)

Воспитатель: Ребята, мне сейчас позвонил директор зоопарка и сказал, что смотритель зоопарка заболел и пока не может ухаживать за животными. Директор просил, чтобы мы поухаживали за животными. Как вы думаете, мы справимся с этим заданием, сможем поухаживать за животными?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда, я предлагаю вам стать смотрителями зоопарка. Давайте вспомним, что делает смотритель. Чтобы поухаживать за всеми животными, мы с вами распределимся. У вас в руках билеты, на обратной стороне билета картинка животного, за которым вы будете ухаживать. Вы согласны? Скажите, как вы будете ухаживать за своим животными?

Дети: Накормить, убрать в вольере, постелить подстилку, дать корм. Дети убирают в вольерах, вытряхивают подстилку, накладывают корм (корм лежит на складе в общем контейнере, дети выбирают соответствующий корм для каждого животного).

Воспитатель: Ребята, сейчас вы работали смотрителями, как вы считаете это сложная работа? Что вам понравилось в работе смотрителя?

Ответы детей.

- Дети, в зоопарке за жизнью животных следит ветеринар, давайте мы попросим ветеринара, чтобы он проверил нашу работу, правильно ли мы ухаживали за животными, выбирали корм животным. (Ветеринар проверяет, при необходимости делает замечания, хвалит детей, что все дети старались, справились с работой смотрителя).

Воспитатель: Вам понравилось быть смотрителями?

Дети: Да.

Воспитатель: А вы хотели бы еще побывать в зоопарке и ухаживать за животными?

Дети: Да.

Снова телефонный звонок.

Воспитатель: Ребята, мне позвонил директор другого зоопарка и рассказал, что к ним в зоопарк ветеринары привезли детеныша панды. Директор предлагает нам поухаживать за этим детенышем. Дети, а как вы думаете, где живет панда? (Показать картинку с пандой, если не скажут, то самой сказать - живет в стране с жарким климатом, в Китае). Вы хотите поухаживать за детенышем панды? Но, прежде, чем мы поедем в другой зоопарк, нам нужно как можно больше узнать об этом животном. Я предлагаю вам, как можно больше узнать об этом животном. Можно спросить у родителей, что это за животное, где живет и чем питается, найти книги с изображением этого животного, рассмотреть его и рассказать о панде другим детям. Когда мы все узнаем о панде, то потом обязательно отправимся в зоопарк, где живут животные жарких стран.

Таким образом, правильно организованная сюжетно-ролевая игра служит средством формирования личности дошкольников, формирует у ребенка гуманные чувства, ответственное отношение ко всему живому. По мнению А.В. Запорожца, игра - это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. Включение игры в процесс формирования детей представления о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал. Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознано - правильного отношения к растительному и живому миру, формированию гуманного отношения к природе.

 

Список литературы

1. Аксенова З.Ф. Войти в природу другом. М.: Творческий центр «Сфера», 2008. 128 с.

2. Буре Р.С. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. М.: Издательский центр «Академия»,2000. 272 с.

3. Жучкова Н.Г. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. М: «Издательство ГНОМ и Д, 2000. 62 с.

4. Организация сюжетной игры в детском саду /Михайленко Н.Я., 

Н.А. Короткова// Пособие для воспитателей.  М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2201. 96с.

5. Русакова Л.В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». М.: «Просвещение», 1986,400с.

6. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. /Хухлаева О.В., Хухлаев О.В, Первушина И.М.// М.: Генезис, 2004.175с.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 6189
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.