Использование элементов оздоровительной гимнастики хатха –йоги в оздоровлении детей

  вс., 18.02.2018

Автор – составитель:

Рыжкова Лариса Викторовна

воспитатель

МАДОУ детский сад № 132 города Тюмени

Семинар-практикум для родителей старшего дошкольного возраста

Цель. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья родителей и детей.

Задачи.

  • Формировать у детей и родителей потребность в здоровом образе жизни в семье;
  • оказать практическую помощь в овладении знаниями об укреплении и сохранении здоровья ребенка, через элементы оздоровительной гимнастики хатха-йоги, самомассажа.

Физкультурный инвентарь. Гимнастические коврики, музыкальное сопровождение: «Звуки природы»,«Шум моря», медленная инструментальная музыка.

Место проведения. Спортивный зал.

ход

 Здравствуйте, уважаемые родители!

Арабская пословица утверждает: «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда, есть все».

            Нашу с вами встречу, мы начнем с разговора о здоровье. Здоровье детей – это наше будущее. Однако здоровья не существует  само по себе,  его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире,  при  такой экологии и социальных условиях  неуклонно  уменьшается  число  здоровых детей,  растет число детей,  страдающих заболеванием  сердечно сосудистой системы,  органов  чувств и опорно-двигательного  аппарата.           Здоровье ребенка зависит не только от полноценного физического развития и воспитания в детском саду, а также от условий жизни в семье, так как семья-это  среда, где формируется здоровье ребенка и закладывается в его сознании основа к постоянному стремлению к здоровью.  

       Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционными методами оздоровления детей, которые я использую в работе с детьми, т.е с элементами оздоровительной гимнастики хатха-йоги.

  Что такое Хатха –йога? В переводе с санскрита ХА означает Солнце, ТХА – Луну, т.е. дословный перевод понятия  хатха – йога звучит как солнечная и лунная йога. Хатха –йога  - самая низшая ступень йоги, это йога хорошего физического самочувствия.

      Хатха – йога доступна людям любого возраста. Она не имеет отношения к какой – либо определенной религии или национальности, а потому она применима и приносит пользу везде и всегда.

       Для детей  йоговские упражнения – это профилактика сколиоза, остеохондроза, астмы и простудных заболеваний.

       Йога для детей очень похожа на игру, в которой они изучают своё тело, превращаясь в животных, растения  или предметы. Большинство асан (поз)  хатха – йоги естественны, физиологичны. Они копируют зверей, животных и насекомых. Многие асаны названы их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, верблюда, змеи и т.д. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Благодаря этому дети лучше запоминают асаны и легче их осваивают.

Упражнения хатхи-йоги :

  • Развивают гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок, исправляет сутулость;
  • Укрепляет мышечный корсет, что является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, развивает крупную и малую моторику;
  • Улучшается координация движений, тренируется вестибюлярный аппарат;
  • Активизируют работу внутренних органов, укрепляют нервную систему, способствуют концентрации внимания, развивают воображение, сенсорный аппарат.

Упражнения хатха-йоги выполняются без снарядов, что позволяет независимо то внешних условий задавать организму необходимый объём физической нагрузки

             Таким образом, хатха – йога комплексно воздействует на физическое и нервно – психическое развитие ребенка.

         Статическая поза или асана хатха – йоги означает устойчивое положение тела, поэтому исполняющий должен почувствовать себя в ней удобно и комфортно. Для того, чтобы дети освоили асаны, сначала мы их выполняем в динамическом варианте (т.е. повторяем несколько раз), затем ребенок учится сосредоточению на ощущениях  в некоторых участках тела. Разученные асаны я использую в утренней гимнастике, в гимнастике после сна, в физкультминутках , дети самостоятельно используют их в свободной деятельности, даже на прогулке.

Требования к условиям выполнения асан хатха – йоги:

  • Одежда должна быть  легкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком;
  •  Асанами не следует заниматься после еды, наиболее правильным будет их выполнение через один час после приема пищи;
  • Нельзя выполнять асаны при повышенной температуре тела, ОРЗ, заболеваниях сердца.
  • Перед началом выполнения упражнений необходимо провести динамическую разминку или самомассаж. Это разогреет мышцы и подготовит организм к нагрузке.

         А сейчас я предлагаю вам  выполнить некоторые асаны вместе со мною в игровой форме, как мы это делаем вместе с детьми.

-        Представьте, что вы очутились на очень красивой полянке и шагая по ней начали наслаждаться красотой природы (ходьба по залу). Вот вы увидели много красивых цветов, чтобы вам их не притоптать, нужно аккуратно перешагивать через них (ходьба по залу, высоко поднимая колени и вытягивая носочки вниз  ). Любуясь цветами, вы услыхали красивую птичью песенку, вам стало очень интересно откуда доносятся такие красивые звуки (повороты головы вправо, влево несколько раз). Шагая поближе к птичьей песенке у вас на пути оказался мостик.

         Поза «Мостик»

И.п. - лежа на спине, согнуть ноги в коленях, не отрывая ступни от поверхности.

Т.в. - Опираясь на руки, плавно приподнять таз как можно выше. Плечи, шея, голова при этом прижаты к полу, руки лежат на полу вдоль туловища.Сохранять положение 6 — 8 секунд. Дыхание произвольное. Затем, не допуская резких движений, на выдохе медленно опуститься, расслабиться.

Эффект. Упражнение помогает увеличить гибкость позво­ночника, укрепить мышцы живота, устранить вздутие кишечника, боли в пояснице.

   

Когда вы перешли через мостик, вы услыхали шипение, оказалась это приближается к вам змея…

Поза «Змея»

И.п. - лежа на животе, ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони расположены на уровне гру­ди.

Т.в. - на вдохе, медленно выпрямляя руки, поднять верхнюю часть туловища, плавно прогнуться. Нижнюю часть туловища от пола не отрывать. Задержаться в этом положении на 5-10 се­кунд. Затем на выдохе плавно опуститесь, положив голову набок, руки опустите вдоль туловища. Расслабиться в позе крокодила.

Эффект. Поза увеличивает гибкость позвоночника, улуч­шает осанку. Кроме того, она повышает умственную работо­способность, позволяет избавиться от головной боли.

Вы очень напугались и растерялись, но вдруг  появляется охотник с собакой.

Поза «Собака»


И.п. – стоя на четвереньках.

Т.в. – на выдохе выпрямить ноги в коленях, отталкиваясь руками от пола, чтобы переместить таз назад и вверх. Пятки стремиться опустить на пол. Ноги выпрямлены в коленях. Пальцы рук разведены широко и плотно прижаты к полу. Голову опустить вниз. Удерживать позу 5-10 секунд и плавно перейти в позу ребенок.

Эффект. Укрепляются и растягиваются задние мышцы, подколенные сухожилия, суставы и связки плечевого пояса, мышцы спины. Укрепляет лодыжки.

У охотник в руках держал лук, которым он змею обезвредил.

Поза «Лук»

И.п. - лежа на животе, согнуть ноги в коленях и обхватите руками ноги на уровне лодыжек.

Т.в. - спокойно, плавно поднять верхнюю часть туло­вища и колени от пола, прогнуться в пояснице. Шею тянуть вверх, голову держать прямо, колени немного разведены, дыхание свободное. Удерживать позу несколько секунд, затем вернуться в исходное положение и расслабиться.

Эффект. Поза развивает гибкость позвоночника, укрепляет мышцы живота, исправляет сутулость, улучшает осанку, улучшает работу органов брюшной полости. Укрепляет ноги, руки, делает подвижным плечевой пояс, нормализует обмен веществ.

 

Вы очень напугались, пора возвращаться, но вы увидели очень красивую бабочку, которая сидела на красивом цветке и пила сладкий нектар.

 Поза «Бабочка»

И.п. – сидя, ноги прямые.

Т.в. – соединить подошвы ступней, развернуть колени в стороны и подтянуть пятки как можно ближе к телу. Сомкнуть руки вокруг носков, вытянуть позвоночник вверх и опустить колени на пол.

Эффект. Укрепляет мышцы спины, развивает гибкость в тазобедренных суставах, тонизирует коленные и голеностопные суставы.


Любуясь красотой  бабочки, вы услышали звуки жужжащей пчелы…

«Дыхание жужжащей пчелы»

Закройте глаза и медленно вдохните через нос, а во время выдоха представьте, что вы жужжащая пчела и:

  1. Издайте долгий высокий жужжащий звук.
  2. Издайте долгий низкий жужжащий звук.
  3. Издайте долгий громкий жужжащий звук.
  4. Издайте долгий мягкий и приятный жужжащий звук.
  5. Теперь не издавайте никаких звуков, а просто послушайте…

«Учимся правильно дышать».
  С помощью правильного дыхания человек накапливает и восстанавливает жизненную энергию. А что значит правильно дышать? Каждый чело-век  должен с детства выработать привычку дышать носом, а не ртом, т.к. воздух, проходя через нос, очищается от пыли, прогревается до температуры тела. Таким образом, с помощью правильного дыхания человек защищает себя от болезней.

Хатха-йога- это система и способ жизни, единство тела, души и духа. Это система, которая ставит целью научить человека управлять своим телом, добиваться улучшения здоровья, способствовать долголетию, активной жизни и работоспособности. Здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим физическое воспитание и закаливание дома и в детском саду.

    Я заканчиваю  сегодня нашу с вами встречу и хочу  быть уверенной в том, что мои практические советы и рекомендации помогут вам растить детей здоровыми, крепкими и успешными. Спасибо за понимание и сотрудничество!

« Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Ж.Ж. Руссо

Используемая литература

  1. Латохина Л.И. Хатха – йога для детей. – М.: Просвещение. 1993. – 160 с.

Интернет – ресурсы

  1. https://infourok.ru/ispolzovanie-elementov-yogi-v-detskom-sadu-1538577.html
  2. http://ped-kopilka.ru/blogs/ana-nikolaevna-afanasenko/ioga-v-detskom-sadu.html
  3. http://kladraz.ru/blogs/inga-vadimovna-alekseva/organizacija-kruzhkovoi-raboty-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii.html
  4. http://planet-today.ru/stati/zdorove/item/71559-pozy-jogi-kotorye-uluchshayut-osanku

  Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004894

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 6918
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.