Использование игрового приема при знакомстве с элементами музыкальной грамоты и нотной записи. «Звуки, ноты и линеечки»

  пн., 03.10.2011

Автор:

Николаева  Елена Николаевна,

музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад №17»

г. Нефтеюганск ,

участница конкурса

«Воспитатель года»

МАСТЕР – КЛАСС

Тема: «Звуки, ноты и линеечки»

 

  • Цель:

- показать использование игрового приема при знакомстве с элементами музыкальной грамоты и нотной записи.

  • Задачи для воспитанников:

- развивать слуховое воображение, интуицию и ассоциативное мышление детей;

- дать представление об определенном высотном положении нот на линейках;

- познакомить детей с названием нот и закрепить их как последовательность;

- создать для детей игровую ситуацию «исполнение по нотам» на металлофонах как итоговый результат

1.Педагог напевает зачин сказки:   

  «Стоит в поле теремок, теремок

 Он не низок, не высок, не высок

 Вот по полю, полю, мышка бежит

 Подбегает к теремочку и стучит»

Педагог (комментирует): Мышка подбежала к теремку, постучала, пропищала свою песенку. Но теремок был музыкальный, поэтому – то дверь и не открылась.

Попробуй, мышка, проиграть свою мелодию на колокольчике, может теремок и откроется.

  Ребенок звонит, дверь не открывается.

Педагог: Наверное, мышка, ты играешь не ту  песенку, которую надо сыграть, чтобы дверь отворилась. У меня на столе лежат карты, не простые – волшебные. (показывает) Это «ноты» для разных инструментов.  В нотах прячется  написанная музыка, которую надо правильно прочесть и сыграть, а потом исполнить. Выбери запись для колокольчика. Догадайся, и сыграй, так как там написано.

Мышка играет и теремок открывается. Мышка прячется в теремок.

По аналогии происходят события и с другими  героями сказки.

Лягушка – деревянные ложки; Лиса – треугольник; Волк – маракас; Медведь  - металлофон.

 

2. Когда к теремку подходит Медведь, и поет свою песенку:

Я Медведь, я Медведь,

Не умею я петь. (Импровизация)

Педагог: Не открылся теремок. Тебе, Мишенька остался последний инструмент – металлофон и последняя музыкальная запись.

Прочитай ее внимательно, сыграй эту песенку на металлофоне и спой ее, может теремок откроется.

(Импровизация по любым пластинам. Медведь играет и поет, но дверь не открывается.)

Педагог спрашивает у детей, что случилось? После ответов детей их следует навести на мысль, что песенка записана настоящими нотами, поэтому и не могут сыграть песенку.

Педагог: Конечно, эта песенка записана настоящими нотами, а мы не знаем нот, поэтому не правильно играем. Что же делать?  Я вам сейчас помогу.

Педагог раздает пособие – «бумажное пианино».

Педагог: На пианино, вы видите клавиши. Найдите желтенький кружочек и поставьте на него указательный пальчик. Это нота «ДО»  я пропою вам название нот, а вы, будете пальчиком подниматься по клавишам вверх.

(Поет). И снова поставьте пальчик на желтый кружочек, нотку «ДО».

А теперь спойте вместе со мной.  

Педагог поет:

Кошка села на такси,

Кошку звать мадам Люси,

Пела Кошка у окошка:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си. (Последнюю строчку повторить со всеми детьми).

Педагог: Вот мы с вами и познакомились с названием нот. Может сейчас у Медведя получится сыграть и спеть песенку?

Медведь поет, но у него не получается.

Педагог: Что же еще мы не знаем, чтобы правильно спеть эту мелодию?

(Поет)

Чтобы ноты прочитать

Надо очень точно знать,

Где, какие ноты тут

На линеечках живут.

Мы с вами знаем, что нотки живут на нотном стане.  

А сегодня мы узнаем, где живут нотка «СОЛЬ» и нотка «МИ».

Для этого возьмите на столе «нотный лист». Пуговички похожи на настоящие нотки.   

Первую пуговичку поставьте на вторую линеечку. А теперь это уже не просто нотка, а нотка «Соль». (Давайте пропоем).

А вторую пуговичку  поставьте тоже на вторую линеечку. Теперь у нас две нотки «Соль» (Пропоем)

Третью пуговичку поставьте на первую линеечку – это нотка «МИ»

Обратите внимание, у вас перед глазами «Песенка Медведя», которая записана настоящими нотами.

В ней есть нотка «Соль»?

А нотка «Ми»?

Посмотрите, похожа ли песенка медведя на ту песенку, которую мы выложили на нотном листе. 

Педагог поет:

Соль – ми, соль – ми

В руки палочки возьми!

.Педагог: Вы видите, что нота «СОЛЬ» отмечена красным кружочком,  нота «МИ» отмечена зеленым цветом. Давайте сыграем, что записано в нотах.

Дети играют.

Педагог: А теперь к нашей мелодии добавим слова.

Дети играют и поют.

Педагог: Ну что, Мишенька, сыграй и спой  свою песенку по нотам.

Медведь играет и поет. Теремок открывается.

Педагог: Мы все теперь жители этого чудесного музыкального теремка. Я предлагаю вам спеть веселую песенку.

Песня:

Будем в тереме жить-поживать

Будем песни мы петь распевать

Если в гости придет к нам медведь

То по нотам научим мы петь.    

Презентация: Мастер-класс.ppt (8.72 МБ)

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 3
наталья 06.03.2013 00:44 #
Спасибо! Очень интересно! Молодцы!
Наталия 19.01.2014 02:33 #
Мне очень понравилось,молодцы! В интересной и доступной для детей форме!
Светлана 07.09.2014 19:02 #
Замечательно !
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 6555
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.