Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников.

  пн., 28.10.2013

Автор:

Чуенко Валентина Владимировна ,

учитель-логопед

МБДОУ "Детский сад №10 "Брусничка"

г. Салехарда

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На I этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается так называемое «зеркальное письмо»; ребенок не различает понятия «вправо», «влево», «лист», «страница», «строка»; не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки.

Коррекционно-логопедическая практика показывает, что движение пальцев рук оказывает и благотворное влияние на речевое развитие ребенка. М.М. Кольцова, Л.В. Фомина - ученые Института физиологии детей и подростков АПН, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

         Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка и позволяет ученым отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.

Для развития у детей внимания, глазомера, аккуратности, фантазии, образного мышления, сосредоточенности, мелкой моторики пальцев рук и речи в целом использую - ниткопись. Идея родилась недавно, но очень помогает мне в работе. Дети кладут на лист бархатной бумаги тонкую ворсистую нить, слегка прижимая её пальчиками по всей длине.

   

Методом ниткописи можно выкладывать контуры изображений разнообразных предметов, геометрических фигур, букв и т.д.

Попытка сочетания речевой и двигательно-ручной работы оказалась более эффективной и мотивационной. Такое объединение двух видов деятельности имеет смысл после постановки звука – ребенок произносит звук, слоги, слова, фразы, одновременно производя различные движения пальчиками.

К этапу многократного повторения слов и фраз ребенок уже знаком с основными приемами ниткописи и способен удерживать свое внимание на двух видах деятельности – речевой и ручной.

В процессе работы у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Литература:

  • Ребенок учится говорить. Кольцова М.М.
  •       Тетрадь для подготовки в школу. Колпакова Т.
  • Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи. Бот О.С.
  • Развитие графических навыков письма у дошкольников. Утехина К.

 

Св-во о публикации в СМИ  Серия А 0002214 ШПИ 62502666132106 дата отправки 31.10.13  

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 9062
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.