Комплексно – тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГТ

  чт., 22.09.2011

Автор:

Манченко Е. В.,

старший воспитатель,

1 квалификационная категория

АУДО МО Заводоуковский городской округ

детский сад «Сказка»

Консультация для воспитателей по теме:

«Комплексно – тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГТ»

 

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9) приказом министерства образования и науки РФ  от 23.11.2009 № 655 утверждены  федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы ДО. ФГТ фиксируют структуру основной общеобразовательной программы, кроме того положения ФГТ являются основой структуры планирования образовательной деятельности. Выделим некоторые из  положений:

«Программа должна основываться на  комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса…»;

далее «Программа должна…предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов…;

 далее «Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра». В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать адекватными для ребёнка дошкольного возраста: кроме игровой, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение (восприятие) художественной литературы.

Рассмотрим, что предполагает комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.

В настоящее время в массовой практике используются три основных принципа построения образовательного процесса:

  • Учебный
  • Предметно – средовой
  • Комплексно - тематический

Кратко остановимся на каждом из принципов.

                На сегодняшний день доминирует  учебный принцип (или учебная модель) построения образовательного процесса. Эта модель является наиболее распространённой и традиционной для российского дошкольного образования. В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводит занятия, которые, по сути, представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки по ознакомлению с окружающим, математике, развитию речи, и другим «предметам». Несмотря на включение игровых методов и приёмов, более свободной организации детей сущность учебной модели не изменилась. Организация специальных занятий по  «предметам» - не тождественна организации различных видов детской деятельности, а деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях - не является совместной деятельностью взрослого и детей, т. к. главной составляющей занятия является воздействие взрослого на ребёнка, а главной составляющей совместной деятельности является взаимодействие, сотрудничество. Учебная модель организации образовательного процесса не является адекватной для детей дошкольного возраста, что доказывают труды классиков отечественной психологии (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

Таким образом учебная модель построения образовательного процесса противоречит теоретико – методологическим принципам ФГТ.

     В предметно – средовом принципе  построения образовательного процесса (ярким примером является система М. Монтессори) главной составляющей является дидактический материал, действие с которым, по мнению авторов, автоматически развивает ребёнка, соответственно, взрослому отводится второстепенная роль, опосредованная в зависимости от направленности дидактического материала.    

    Практика показывает, что в «чистом виде», как доминирующий основной принцип организации образовательного процесса, в современном ДО этот принцип применён быть не может, т. к. не осуществляется освоение социального опыта и культуры, недооценивается значение общения и взаимодействия ребёнка со взрослым для развития всех видов детской деятельности.        

   Однако предметно – средовой принцип применим к организации самостоятельной деятельности детей. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно – развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

               Комплекснотематический принцип построения образовательного процесса успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике. В логопедических группах в течение года изучается несколько лексических тем, это является наиболее эффективным способом преодоления лексической недостаточности детей имеющих тяжёлые нарушения речи. Комплексно – тематический принцип в данном случае реализуется не в «чистом виде», а в совокупности с учебной моделью: занятия продолжают оставаться основной формой организации образовательного процесса, построенного по предметному принципу.

Учитывая специфику коррекционно - образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья не правомерно поднимать вопрос о переносе существующей комплексно – тематической модели из специализированных групп в массовые. То, что хорошо для одной категории детей, неприемлемо для другой.

Примерами построения образовательного процесса по комплексно – тематическому принципу служат вариативные программы:

программа  «Золотой ключик» - где образовательный процесс, строится по сюжетно - событийному принципу;

программа «Сообщество» - где образовательный процесс представляет собой реализацию ряда проектов, каждый проект-это тема, которой объединены все виды  детской деятельности.

 По комплексно – тематическому принципу построена Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех», где основой организации образовательной деятельности является примерный календарь праздников (событий), тематика которых  ориентирована на все направления развития ребёнка дошкольного возраста.

Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод:

- доминирующая на сегодняшний день учебная модель построения образовательного процесса противоречит теоретико – методологическим принципам ФГТ;

- в основе должен лежать комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Принцип комплексно – тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организационных форм,  различных видов детской деятельности;

- учебный блок в прежнем его понимании не может и не должен присутствовать в практике ДО. Проведение занятий как основной формы организации образовательного процесса целесообразно в возрасте не ранее 6 лет.

Однако из данных положений вовсе не следует, что процесс обучения отменяется. Обучение является одной из главных составляющих дошкольного образования, наряду с воспитанием и развитием. В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие» не потому, что Министерство образования и науки РФ перешло на позиции «свободного воспитания» - отсутствие термина «занятие»  обусловлено главной причиной: не спровоцировать понимание термина  «образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности» в качестве той самой учебной деятельности, основной формой которой и являлось в прежней дидактике специально организованное занятие. На вопрос: «Что же, теперь занятия в детском саду отменяются?», авторы разработчики проекта ФГТ отвечают: «Вовсе нет, просто в само понятие «занятие» вкладывается иной смысл – увлекательное, занимательное дело, без отожествления с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Таким образом,  ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности. Основным принципиальным отличием является замена учебного блока, который ранее в календарном и перспективном

планировании назывался «Специально организованные занятия» на блоки «Образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей», где существенным признаком совместной деятельности является наличие партнёрства, сотрудничество взрослого и ребёнка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей. Схематично изменения можно представить следующим образом

ТАБЛИЦА 1

    Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность осуществляемая в ходе

режимных моментов

1

2

3

 Как вариант  планирования можно  представить следующую форму:

 

                                                                                                             ТАБЛИЦА 2

        ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

(по О. Скоролуповой,  Н. Фединой)

 

День недели/

Дата

Образова-тельные области

Совместная деятельность взрослого и детей

с учётом интеграции образовательных областей

 

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

 

Взаимодействие с родителями /

Социальными партнёрами

Непосредственно

образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Групповая

Подгрупповая

Индивиду-альная

1

2

3

4

5

6

7

 

Графы 3-4 – предполагают образовательную деятельность не сопряжённую с одновременным выполнением педагогом функций по присмотру и уходу за детьми, это непосредственно образовательная деятельность, реализуемая через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию,  с использованием разнообразных форм и методов работы.

Графа 5 – предполагает решение образовательных задач сопряжённых с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренний приём, прогулка, подготовка ко сну, организация питания и др.

В графах 3-5 – указываются соответствующие формы работы с детьми (подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые игры, игры с правилами, музыкально – дидактические игры, беседы, составление и отгадывание загадок, дежурство, поручения, наблюдение, экскурсия, экспериментирование, разучивание и т. д.). К каждой  форме обязательно формулируются образовательные задачи двух и более образовательных областей.

При планировании необходимо учитывать схему развития любого вида деятельности в соответствии с культурно – исторической концепцией Л. С. Выготского: сначала деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками, наконец становится самостоятельной деятельностью ребёнка.

 

Планирование воспитательно – образовательного процесса в соответствии с ФГТ может быть представлено в других формах и видах.

 

На сегодняшний день разработано и предлагается две  Основные общеобразовательные программы дошкольного образования: «Успех», «От рождения до школы» полностью соответствующих ФГТ.

Программы определяют обязательную часть  основной общеобразовательной программы ДО детей дошкольного возраста, на основе которой ДОУ самостоятельно разрабатывает и реализует основную общеобразовательную программу.

_________________________________________________________________

* В подготовке материала использовались  статьи руководителя коллектива разработчиков проекта ФГТ Нины Владимировны Фединой (руководитель Центра дошкольного образования Учреждения РАО «Институт стратегических исследований в образовании» и заместителя начальника отдела развития и нормативного регулирования общего образования Министерства образования и науки РФ Скоролуповой Оксаны Алексеевны.

                                                                                                                                                                      Приложение

                                                                                                               ТАБЛИЦА 1

    Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность осуществляемая в ходе

режимных моментов

1

2

3

 

                                                                                                               ТАБЛИЦА 2

 

        ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

(по О. Скоролуповой,  Н. Фединой)

 

День недели/

Дата

Образова-тельные области

Совместная деятельность взрослого и детей

с учётом интеграции образовательных областей

 

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

 

Взаимодействие с родителями /

Социальными партнёрами

Непосредственно

образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Групповая

Подгрупповая

Индивиду-альная

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерная схема  планирования образовательной деятельности согласно  тематики образовательного комплекса

На 2011-2012 учебный год

 

Месяц

неделя

1 младшая группа

2 младшая  группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

 

Сентябрь

3

Семья

Семья

Детский сад

Наш город

Наш город. Правила дорожного движения

4

осень

Осень

осень

Осень. Приметы осени

Осень. Приметы осени (осень в стихах русских поэтов, художников)

 

Октябрь

1-2

Я в мире человек

Я и моя семья

Я в мире человек

Я в мире человек. Я вырасту здоровым

Наш город, моя страна, моя планета

3

Мой дом

Мой дом

Мой город. Моя страна

День народного единства

День народного единства

4

Мониторинг

Мониторинг

Мониторинг

Мониторинг

Мониторинг

 

 

Ноябрь

1

Посуда

Посуда

Посуда. Продукты питания

Посуда. Продукты питания. Труд повара

Посуда. Продукты питания. Труд повара

2

3-4

Мои любимые игрушки

Мои любимые игрушки

Дикие и домашние животные

Дикие и домашние животные, их детеныши

Дикие и домашние животные. Подготовка животных к зиме

 

Декабрь

1-2

Зимушка зима

Зимушка зима

Зимушка зима. Зимующие птицы

Зимушка зима. Зимние забавы. Зимующие птицы

Зимушка зима. Зимние забавы.  Зимующие птицы

3-4

Новый год. Ёлка

Новый год. Ёлка

Новогодний праздник

Новогодний праздник

Новогодний праздник

 

 

Январь

2

Дикие и домашние животные

Зима. Дикие животные (обобщение )

Зима. Дикие животные (обобщение )

Деревья. Дикие животные наших лесов

Хвойные деревья. Животные наших лесов

3

Мебель

Мебель

Дом и его части

Стройка. Профессии на стройке

Стройка. Профессии на стройке

4

Мониторинг

Мониторинг

Мониторинг

Мониторинг

Мониторинг

 

Февраль

1-2

Домашние животные

Домашние животные

Комнатные растения

Комнатные растения

Комнатные растения. Зимний огород

3-4

Я и мой папа

День защитника Отечества

Наша Армия. День защитника Отечества.

Наша Армия. День защитника Отечества.

Мое Отечество Россия

 

Март

1,2

Весна. Мамин день

Весна. 8 марта – Мамин день

Весна. 8 марта – Мамин день

Весна. Международный  женский день

Весна. Международный  женский день

3-4

Народная игрушка

Знакомство с народной культурой и традициями

Знакомство с народной культурой и традициями

Народная  культура и традиции

Народная  культура и традиции

 

Апрель

1

Домашние животные и их детеныши

Наш город

Планета Земля

Планета Земля

Космос

2-3

 Я и мое тело

Профессии

Профессии. (Почтальон)

Профессии. (Почтальон, продавец)

Профессии. Животные холодных и жарких стран

4

 

Рыбки в аквариуме

Рыбы

Животный мир морей и океанов

Мониторинг.

 Животный мир морей и океанов (2 половина дня)

 

 

 

Май

1

Цветочки в домике моем

Цветочная фантазия

День Победы

День Победы

День Победы

2

Игры с песком и водой

Насекомые

Насекомые. Цветы на лугу

Полевые и садовые цветы. Насекомые

Цветущие растения леса, сада, луга. Насекомые

3

Игры с водой и песком

Игры забавы с песком и водой

Правила дорожного движения

Правила дорожного движения

Скоро в школу

4

Мониторинг

Мониторинг

Мониторинг

Мониторинг

Досвидания в детский сад! Здравствуй школа!

Просмотров: 131620
 
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области.
Администрация сайта не несет ответственности за содержание материалов, публикуемых в «Методическом кабинете» и на доске объявлений. Ответственность несёт персонально автор и учреждение, которое он представляет.
За содержание рекламных материалов ответственность несут рекламодатели.
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.


Мы принимаем Яндекс.Деньги