Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на прогулке.

  ср., 17.10.2012

Автор:

Кожевникова Надежда Александровна,

воспитатель

МАДОУ ЦРР –д/с № 167 города Тюмени

Прогулка «Путешествие в осенний лес»

Программное содержание:

  • Продолжать учить замечать, называть сезонные изменения в природе, используя разные виды анализаторов: запах, звуки, тактильные ощущения, зрительный.
  • Развивать логическое мышление.
  • Продолжать учить устанавливать взаимосвязи в природе.
    • Воспитывать любовь к родному краю, эмоциональную отзывчивость на красоту осенней природы.

Ход занятия:

Вот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц - сентябрь. Зовут его «запевалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становятся золотистой листва деревьев и кустарников.

Повязала осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотом обвела.

Давайте посмотрим, где листья желтеют раньше, на вершинах или на нижних ветках? Почему? (Листья желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках ). Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена: «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Давайте полюбуемся убранством леса.

Тихим голосом: « Появились золотые пряди на березах багряно-красные на осинах закружились в воздухе опадающие листья, словно не терпится деревьям и кустарникам пышные летние наряды обронить(пауза - любование).

Загадка:

Висят на ветке Золотые монетки. Что это?

Представьте себе, что вы осенние листочки. Подул ветер, сорвал с ветки листочки и они медленно кружась, летая, опускаются на землю.

П. И. «ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ» (движения согласно текста стихотворения)

Закружила осень рыжие метели, (дети кружатся)

Золотые листья с кленов полетели (бегают) Закружился листьев пестрый хоровод (кружатся) Листопад, листопад на землю листики летят, (приседают)

А осень продолжает колдовать:

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужах ножки

Льют дожди и нет просвета

Потерялось где-то лето. Ходит осень, бродит осень Ветер с клена листья сбросил

Под ногами коврик новый Желто-розовый, багровый.

Из чего же этот новый коврик? Погуляем по осеннему ковру. Послушаем шуршание листьев. Какие листья шуршат звонче? Понюхаем опавшую листву.

Чтение стихов об осени.

«Сентябрь птиц в дорогу торопит» - гласит пословица. Как ни хороша осенняя пора, как ни сытно в сентябрьском лесу, а улетать надо. Какие птицы улетают в теплые края? А какие птицы прилетают к нам?

П.И. «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ». Можно напомнить, что птицы летят одни в одиночку, другие стаей, клином (взявшись за руки).

Солнце осенью уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. А вот один такой осенний дождь, он хочет промочить детей, но дети быстро убегают и не попадаются под капли дождя. (воспитатель показывает атрибут дождя)

П. И. «ДОЖДИК»

Дождь: « Я холодный, я колючий Я иду из серой тучи Ни кому совсем не нужен Только лужам, только лужам (догонялки) Дети прячутся от дождя в беседке.

Сл. игра: Хлопните в ладоши, услышав подходящее к слову лес: осенний, добрый, растет, лесовичок, голодный, тихий, сосна, убегает, деревья, багряный, дупло, щедрый, лесник, берлога.

  • Какие животные живут в лесу?
  • Почему заяц меняет окраску на зиму?
  • Какие загадки о зайце вы знаете?
  • Что делает еж зимой?
  • Что вы сделаете, встретив ежа в лесу?
  • Скачет белка там и тут

Белкин хвост - как парашют!

Управляя им умело,

Белка вниз с сосны слетела.

  • В каких лесах селится белка? Почему?
  • Почему говорят « Лиса - всему лесу краса?»
  • Чей толстый вой, слышится зимой? (волк)
  • Какое любимое лакомство медведя?

Отдохнули? Пойдем, соберем букет из осенних листьев и привезем его в детский сад. Дети находят лист-записку от лесовичка. Он предлагает найти

корзину с яблоками, но сначала вспомнить правила поведения в лесу. Дети угощаются.

Тихо, тихо в лесу, только листья шуршат.

Это осень идет по Земле.

Красит лес и луга, пожелтела трава.

Золотыми становятся листья.

Увядают цветы, потемнела вода,

Тихо, тихо в лесу, только листья шуршат

Это осень идет по Земле.

Прогулка «Разведка осенних примет»

Программное содержание:

  • Продолжать учить замечать, называть, сравнивать сезонные изменения в природе, используя разные виды анализаторов.
  • Развивать логическое мышление: птицы улетели, потому что... устанавливая взаимосвязи в природе.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осенней природы.

Ход прогулки:

Детей встречает хозяин экологической тропы - троповенок Кузя: «Здравствуйте, дети.

Золотые, тихие рощи и сады,

Нивы урожайные, спелые плоды,

И не видно радуги, и не слышен гром,

Спать ложится солнышко раньше с каждым днем.

Перестали птички петь

Солнышко не греет

И на улице теперь стало холоднее

Мелкий дождик поливает

Когда это бывает?

Друзья, а вы знаете стихи об осени. Почитайте их, пожалуйста. Какие признаки осени можно выделить, прослушав стихи? (Как вы догадались, что это стихи об осени?)

Троповенок Кузя: «Я предлагаю вам поиграть со мной в разведчиков. Хотите? Только, чур, я командир. Есть поговорка: «С ним в разведку я бы не пошел», т.е. в разведку берут не каждого. Каким должен быть разведчик?            ( внимательный, надежный, добрый, отзывчивый, спокойный и т.д.) Берем с собой воображаемые фотоаппараты, (пальчиковая гимнастика) Наша задача обнаружить как можно больше осенних примет. Идем по аллее, где много разных деревьев. Дети называют деревья, трогают кору, рассматривают листья.

 

Стоянка № 1 «Растения готовятся к зиме».

Какие осенние признаки вы обнаружили? Почему желтеют листья? Зачем деревья сбрасывают листья? Потрогайте осенние листья. Какие они?

П. И. «Найди свое дерево» (С какого дерева лист?) Разведчики «поставили палатки» под разными деревьями. По сигналу нужно занять свое место.

Далее идем к цветнику, где летом встречались с разными насекомыми.

Стоянка № 2 «Насекомые и птицы готовятся к зиме».

Посмотрите вокруг, какие заметили осенние явления? Почему нет насекомых? Закройте глаза, прислушайтесь. Почему не слышны голоса птиц? Какие птицы улетают в теплые края? Почему они улетают? Присядьте, вдохните воздух. Чем пахнет? (воздух сырой, пахнет опавшей травой, листвой)

Троповенок Кузя:

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле,

(дождь)

Опять пришла ненастная осенняя пора. Октябрь дождями частыми нас гонит со двора. Но мы дождя не боимся, если он захочет нас замочить, мы спрячемся под зонт.

П.И. «Дождь».

Троповенок Кузя: разведка проведена успешно. Какие осенние приметы вам удалось «сфотографировать»? Вернувшись с прогулки «напечатайте» фото (дети рисуют увиденное) и сдайте в музей зимнего сада.

Спасибо, друзья, за встречу!

Экскурсия к реке Туре «Возле нас есть река»

Программное содержание:

  • Дать детям экологические знания о реке, ее обитателях.
  • Создать эмоциональное настроение, используя подвижные игры.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Игра «Чудесный мешочек» с камешками, ракушками, песком и т. д. Где можно встретить все эти предметы?

Вспомнить правила поведения по дороге и на берегу реки. 10-12 минут дети самостоятельно осматривают реку, берег. Загадка: Бежит, бежит не выбежит, течет, течет не вытечет.

-         Что делает вода в реке?

-         Как вы догадались, что река бежит? Раз реки - большие и маленькие, бегут, значит они должны в конце концов куда-нибудь прибежать.

-         Куда бежит река Тура?(показ карты Тюменской области) Маленькая речка бежит к большой, большая попадает в море, озеро,

океан. А вот в озерах, прудах вода никуда не спешит, не бежит. Там вода стоит. Поэтому речка может прибежать к озеру, а озеро к речке - никогда. Наблюдение за рекой:

-         Какое «настроение» у реки?

-         Какого цвета бывает вода в разную погоду? В дождливую? В солнечную?

Стихотворение «Посмотришь на реку...»

-         Для кого река - родной дом?

Дидактическая игра « Назови жителей водоема» (показ иллюстраций).

-         Как обитатели водоемов приспособились жить в воде? Рыбы? Кувшинка?

-          Почему комары, стрекозы, лягушки живут рядом с водоемами? Игры-превращения: «Мы рыбы», «Мы раки», «Мы лягушки», «Мы чайки».

Педагогическая игра: «Комары и стрекозы».

-         Как человек относится к реке?

-         Что можем сделать мы с вами для реки?(Предложить собрать банки, бутылки в пакеты и унести в мусорный бак)

На прощанье дети «фотографируют» речку, чтобы вечером «проявить» свои фотографии - создать рисунки по впечатлениям от экскурсии.

Прогулка (по экологической тропе) «Береза - русская

красавица»

Программные задачи:

  • Учить детей различать, называть деревья, относить их к растениям; знать их потребности к жизнедеятельности.
  • Развивать умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи.
  • Воспитывать у детей потребность в общении с природой, развивать любовь к родной березке, желание любоваться окружающим миром.

Детей встречает хозяин экологической тропы - Троповенок Кузя. Рассматривают схему - план экологической тропы.

Троповенок Кузя: Сегодня мы познакомимся с некоторыми растениями, которые живут на экологической тропинке. Вопросы о растениях:

  1. Растет ли дерево зимой?
  2. Почему растения весной быстро растут?
  3. Как растение добывает себе пищу, ведь у него нет ни рук, ни ног?
  4. Как растения защищаются от врагов?
  5. Как путешествуют растения, ведь у них нет ног?
  6. Что случится, если рядом с растениями не будет насекомых?
  7. Что случится, если не будет растений?
  8. Что должен делать человек, уходя с места отдыха? Загадка о березке:

На полянках девчонки

В белых рубашонках.

На плечах рубашонки зеленые,

В ушах сережки посеребренные.

(Найти на участке березку)

Березу всегда любил наш народ, да и теперь она не утратила своей любви. Наши далекие предки считали березу особенным деревом и воздавали

ей высокие почести, верили, что береза, если ее беречь, уважать передает свою силу.

Не капризна березка, любит расти везде, лишь бы был свет да простор, растет даже на вечной мерзлоте. Не боится она суровых морозов и коварных заморозков. Как вы думаете, почему? ( белая кора отражает солнечные лучи, не дает быстро нагреваться дереву, т.е. не дает быстро проснутся от зимней спячки и древесному соку)

Березовый сок вкусен и полезен. Его с удовольствием пьют не только люди, но и разные животные. Дятел продолбит острым клювом тонкую белую кору и лакомится соком: улетит дятел — слетятся к березе другие птицы. Любят сладкие березовые слезы и медведь, и глухарь, и муравьи, и бабочки и вся прочая лесная мошкара.

Деревья, у которых берут сок, растут медленнее, ветви у них короче, листья мельче. И если каждую весну у этих деревьев брать сок, то оно погибнет.

Рассказ «Березонька»

На крутом склоне речки, у самой дороги росла береза. Она была нежна и беззащитна, радовала своей нарядной белизной всех, кто около нее проходил. Но вот однажды:

В весенний день мальчишка злой Пронзил ножом кору березы, И капли сока, точно слезы, Текли прозрачною струей.

Этот плохой мальчишка разрезал безжалостно кору березки и начал пить сок. Напился до отвала и ушел. А березка потом долго плакала. Ей было очень больно, и плакала она горько.

Как быть, если перед вами истекающая соком березка? Проходили мимо туристы - экологи, услышали плач березки, увидели ее поникшие веточки и поспешили ей на помощь. Они замазали рану

пластилином, забинтовали ее медицинским бинтом и отправились по тропинке дальше в поход, оставшись навсегда с ней друзьями.

Троповенок Кузя предлагает осмотреть деревья на участке, может им нужна помощь детей.

И.У. «Скорая помощь»

Встреча с самой большой березой детского сада. Хороводная игра « Во поле береза стояла».

Прогулка « В гости к первоцветам»

Программное содержание: Закрепить знания детей о первоцветах, о их

необходимости в природе. Воспитывать бережное отношение к первым весенним цветам.

Ход прогулки: В группу приходит письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам ваши знакомые первые весенние цветы, с которыми вы встречаетесь на прогулках. Просим вас навестить нас. Дорогу к нам вам покажет троповенок Кузя. До свидания. Мать-и-мачеха. Одуванчик.»

  1. Детей встречает троповенок Кузя.

-         Почему растаял снег?

-         Почему набухли почки?

-         Потрогайте землю. Какая она?

-         Какие травянистые растения появились и начали свой рост?

  1. Загадки о первоцветах.
  2. Пригрело весеннее солнышко, увеличился световой день и вызвало пробуждение растений. Начинается сокодвижение. Из сломанных веточек вытекает сок — деревья «плачут», их слезинки напоминают о жестокости людей, ради забавы сломавших прутик.

А на земле, на проталинках появляются первые цветы мать-и-мачехи - маленькие солнышки, бросающие вызов зиме. У мать-и-мачехи сначала вырастает цветок, и даже не цветок, а целая корзинка из маленьких желтых цветочков, а потом листья.

Помните, какие они? (большие, похожие на уши маленького слоника, сверху они гладкие и холодные, а снизу теплые и мягкие)

Стебелек у растения тоже мягкий пушистый, прикрытый маленькими листочками, как бы защищающими стебелек от холода.

Пройдет время, цветы отцветут, на их месте появятся белые пуховые шарики, в которых находятся парашютики с семенами.

Стебелек вытянется, высоко поднимается над землей. Для чего? (для того, чтобы парашютикам с семенами легче было разлететься в разные стороны)

Игра «Найди свое место» (у детей карточки со стадией развития растения мать-и-мачехи).

Увянут по осени листья, но в земле останется корешок. Если корешок разрежут лопатой, то он все равно не погибнет. От каждого кусочка корневища потянутся к свету новые побеги.

Считают, что мать-и-мачеха сорняк на огороде и на поле. Но у дороги, на лугу пусть растет это растение и радует нас и насекомых своими золотистыми цветочками. К тому же листья мать-и-мачехи очень ценное лекарственное растение. Листья сушат, заваривают чай и пьют от кашля.

4. Загадка: Золотой и молодой

За неделю стал седой, А денечка через два Облысела голова

(Одуванчик)

На что похожи цветы одуванчика? Все знают эти цветы, похожие на маленькое солнышко с золотыми лепестками-лучами. Чуть потеплеет и всюду зажелтеют цветы одуванчики. Весь день светит солнце, следом за солнцем поворачиваются золотые головки. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свертывают свои лепестки и засыпают. Цветы не раскрываются и в дождливую, пасмурную погоду.

Как вы думаете, почему они так делают?

Кто любит бывать в гостях у одуванчика?

II. гимнастика парами «Одуванчик и насекомое» (воспитатель показывает картинки: светит солнце, тучи - дождь, ночь, а дети изображают цветок и насекомое)

Как вы думаете, почему это растение получило такое название: одуванчик? (созревшие семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - поплывут, полетят летучие семена - парашютики)

  1. Чтение. В. Зотов «Одуванчик» стр. 193 книга «Растительный мир. Природа края.»
  2. П. И. «Насекомые и птица»
  3. Если бы вы были цветами-первоцветами, о чем бы вы попросили людей?

Как можно любоваться цветами, не срывая их? (понюхать, посмотреть, зарисовать) Да, не обязательно трогать их руками. Природу можно чувствовать по-другому. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (солнечное тепло, ветерок) Что слышите? (пение птиц, шорохи) Полюбуйтесь весенней красотой, вдохните весенний воздух, понюхайте запахи весенней природы и будьте здоровы. До свидания ваш друг Троповенок.

«Свидетельство о публикации»   Серия А № 0000759  дата отправки 20.10.2012    № квитанции    62502652822691

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 6505
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.