Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие на север нашей страны".

  вс., 07.08.2016

Автор:

Рублева Юлия Владимировна,

воспитатель

I квалификационная категория

МДОУ «Детский сад «Лесная сказка» ЯНАО,

Надымский район, п. Лонгъюган

Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Цели: познакомить детей с особенностями природы Крайнего Севера Земли; воспитывать бережное отношение к природе; учить детей изображать несложный сюжет; закреплять умение рисовать фигуру медведя, передавать форму, пропорции и расположение частей;  упражнять  в  рисовании  гуашью и пастелью.

Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу о природе, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; выражает положительные эмоции (радость, удивление, восхищение) при прослушивании музыкального произведения «Кто по лесу идет?» Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование фигуры медведя).

Материалы и оборудование: гуашь, листы голубого цвета, пастель; картины, фотографии, фигурки растений и животных Крайнего Севера.

Содержание организованной деятельности детей

1. Введение в ситуацию.

– Ребята, почтальон Печкин принес нам музыкальное письмо. Давайте его послушаем.

Звучит музыка.

Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.       

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи –

Вертится Земля.

Мы отправимся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда!

– Сегодня наша научная экспедиция отправляется на Крайний Север Земли. На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты – Антарктида, закованный в лёд материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику – центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.

2. Актуализация знаний.

– Как вы представляете себе Арктику?

– Как вы думаете, какая температура воздуха преобладает в этой зоне?

– Где находится Крайний Север?

– Как вы думаете, почему в Арктике всегда холодно?

– Какие явления природы можно наблюдать в Арктике?

– Отгадайте загадку:

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит-пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажёг огонь чудесный,

Золотой костёр небесный?

Никого за тучей нет.

Это с неба льётся свет.

                      (Северное сияние.)

– Какие растения могут быть в полярных районах? Почему?

– Опасно  ли  пребывание  человека  в  Арктике?  Почему  вы  так  думаете?

– В Арктике холодные суровые зимы с полярными ночами, короткое холодное лето с полярными днями без ночей. Океан покрыт могучими льдами и снегами, не тающими в период короткого лета.

– Посмотрите на рисунок «Природа Крайнего Севера». Какие растения могут здесь расти?

– Почему?

– Из растений на скалистых островах могут расти редкие травы, мхи, лишайники; кустарников и деревьев нет, так как слишком холодно, нет почвы. Из трав на Крайнем Севере растут полярные маки, камнеломки, ветреницы. В защищённых местах можно увидеть редкие, стелющиеся и прижимающиеся к земле кустарники. Такая форма позволяет хоть немного перехватить тепла от земли при её обогреве Солнцем, а зимой укрыться от стужи под снегом.

3. Затруднение в ситуации.

- Но чтобы узнать о животном мире Крайнего Севера, нам нужно туда отправиться. Но на чем? (Снегоход)

- Но у нас его нет. (Давайте построим)

Из крупного строительного материала дети строят снегоход, ставят в него стульчики, приделывают руль. Звучат мелодии природы, дети попадают на Север.

- Ребята, вот мы и на севере.

4. Открытие нового знания.

Педагог показывает фигурки и рассказывает о животном мире полярных районов Земли.

Посмотрите, кто нас встречает. Это все животные севера.

Воспитатель показывает фигурки животных, про каждого рассказывает и с детьми прослушивают звуки, которые издают животные.

Из животных зимой в Ледовитом океане почти никого нельзя увидеть – холод, метели, полярные ночи вынуждают их откочёвывать к югу. Летом же океан преображается – льды отступают от берегов. В водах океана появляется много рыб (камбала, треска, сельдь, морской окунь).

Рыбой кормятся тюлени – морские животные, которые отлично плавают и ныряют. От сильного холода их спасает слой жира под кожей и шкура с короткой шерстью. Размеры тюленей до 1,5–2 м, а вес 250–300 кг. Детенышей (бельков) вскармливают молоком. Тюлени могут долго находиться на суше, так как дышат воздухом.

Морж – крупное морское животное длиной до 3–4 м и весом до 800–1000 кг. Имеют клыки длиной 40–50 см из очень прочной кости. Клыками морж выкапывает со дна раковины и моллюсков. Клыки – оружие защиты, они же помогают выбраться на сушу. Кожа у моржей достигает 3–4 см толщины. Ласты помогают хорошо плавать и передвигаться по суше. Зрение у моржа неважное, но отличное обоняние. Детёныши, устав плавать или почуяв опасность, забираются на спину к матери. Мать даже при смертельной опасности не бросает детёныша.

Белый медведь – крупное красивое животное до 800 кг весом, прекрасно плавает. Может часами плыть в ледяной воде. Лапы длинные и покрыты шерстью. Свою добычу – моржей, тюленей – чует за много километров по запаху, приносимому ветром. Белый медведь занесён в Красную книгу.

– Давайте движениями изобразим белого медведя.

Топай, Мишка, хлопай, Мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз.

Улыбайся и садись.

Птицы – весной и летом на острова Крайнего Севера прилетают и вьют гнёзда массы перелётных птиц, но это морские птицы: частики, тупики, гагары, кайры, чайки. Все они питаются рыбой, которую ловят в океане. Эти птицы хорошо плавают даже под водой, кроме этого они отличные ныряльщики. Гнёзда же делают самые простые – из камешков, в расщелинах скал и даже просто на камнях, потому что гнёзда делать не из чего. Тупики крепким клювом выбивают в глиняных островах длинные норы, где гнездятся и прячутся. При наступлении зимы, когда океан замерзает у берегов и птицам трудно найти открытую воду и пищу в ней, они улетают на юг.

На Крайнем Севере растёт очень скудная растительность из трав и мха, хорошо приспособившаяся к суровым условиям. Животный мир Арктики удивителен и неповторим. Все животные добывают себе пищу в океане и тесно связаны с ним.

5. Введение новых знаний в систему знаний.

  • Работа над развитием музыкальных навыков. «Кто по лесу идет?» (Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной).
  • Рисование белого медведя.

– Расскажите, какого цвета нужно взять фон, чтобы нарисовать белого медведя? (Голубой)

– Какие части выделим? (Голова, туловище, лапы)

- Какой формы туловище? (Овальной)

– Давайте на голубой бумаге белой гуашью нарисуем сначала туловище, потом голову, лапы.

- Давайте северное сияние нарисуем пастелью.

6. Осмысление.

– Давайте рассмотрим рисунки и выберем наиболее выразительные.

 

Литература.

1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.- Волгоград: Учитель, 2015.- 382 с.

2. Интернет ресурсы: http://www.sunhome.ru/tags/publications/%C7%E0%E3%E0%E4%EA%E8+%EE+%F1%E5%E2%E5%F0%ED%EE%EC+%F1%E8%FF%ED%E8%E8

опубликовано автором:

https://www.predmetnik.ru/conference_notes/67

http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/01/30/konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 4461
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.