Праздники на Руси. Рождественские святки

  вс., 08.02.2015

Автор-составитель:

Ерофеева Марина Александровна,

воспитатель

МАДОУ детский сад № 39 к/в г.Тюмени

Программное содержание:

Социально-коммуникативное:

  • Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
  • Продолжать учить детей помогать, взрослым поддерживать,  порядок в группе после участия в театральной игре.
  • Формировать готовность детей к совместной деятельности, умение договариваться во время театрализации.
  • Расширить  представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной театральной деятельности.
  • Расширить представления  о родной стране, о государственных праздникахРождество, формировать представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях нашего народа.
  •  Развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа.
  •  Воспитывать у детей интерес к истории Россий, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу, любовь к Родине.
  • Расширить представления о правилах поведения в общественных местах, обогащая  культуру вежливости.
  • Воспитывать уважительные, и дружеские взаимоотношения между детьми во время театрализованной игры.

Познавательное развитие:

  • Побуждать детей к самостоятельности в познавательно театральной игре, вызывая у них эмоционально – положительный отклик на игровое действие.
  • Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность.

Образовательно-речевое развитие:

  • Продолжать развивать речь как средство общения.
  • Расширить представления детей о многообразии окружающего мира.
  • Совершенствовать диалогическую форму речи
  • Развивать умение поддерживать беседу.

Художественно – эстетическое развитие:

  • Формировать умение выделять и использовать в своей театральной деятельности средства выразительности разных видов искусства. Песенное творчество учить импровизировать мелодию на заданный текст,  в хороводной игре изображая сказочных героев в игровых ситуациях.
  • Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.

Физическое развитие:

  • Совершенствовать двигательную активность детей.
  • Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия.
  • Воспитывать артистические качества.  Предоставлять возможность выступать перед сверстниками.

Рождественские колядки.

Беседа с детьми о празднике.

- когда бывает этот праздник?

- Чем он примечателен?

Рассказать «Как в гости ходили?».

- чем знаменит русский праздник святки?

Любили русские  люди праздники. Гостей встречали поклонами, здоровались, а  самыми близкими целовались. Любили угостить гостей сытно и вкусно. Поэтому гостя обязательно уговаривали поесть, попробовать напитки и кушанья.  Говорили «Угощайтесь, чем Бог послал», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Не обижайте хозяина, отведайте наши кушанья».  Пели песни, плясали.

Знаменит русский праздник святки тем, что святочная неделя приходилась на морозную зимнюю пору. На святки ряженые по домам ходили, люди гадали и устраивали всевозможные игры.

Гадали все – и взрослые и дети. Очень любили люди эту забаву.

Но самой главной особенностью святок было ряженье. Каждому хотелось нарядиться как – то особенно и забавно, да чтобы не узнали: выворачивали шубу наизнанку, надевали колпак или солдатскую шапку, приклеивали бороду или усы. Наряжались цыганами, солдатами.

В святки молодежь ходили от избы к избе с пением колядок. Подходили к дому, вставали под окнами начинают выкликать коляду, сообщая хозяевам, что они пришли. «Пришла коляда накануне Рождества, здравствуй, хозяин с хозяюшкой!»  Колядующие,  обещают семье в новом году всех благ.  (Рожь ужимиста,  девяносто быков, сто десять коров) пожелание всех благ. Хозяева их угощали. Ряженые благодарили за щедрые подарки и угощение.

 

Воспитатель предлагает

Ребята, а вам хочется по колядовать?

Ну что ж давайте наряжаться,  и в путь по детскому саду отправляться.   (Дети достают костюмы в уголке ряженья).

Святые вечера   «Рождество - Святки»  (Первая  половина дня)

Ход развлечения:  Хозяйка встречает гостей.

Наступило рождество

Долго ждали мы его

Святки празднует народ:

Веселиться и поёт.

 

В этот зимний вечерок.

Вьется над трубой дымок,

Месяц светится над ней,

А в избе полно гостей.

 

Здесь и красные девицы,

Раскрасавицы  – сестрицы,

Добры молодцы кругом,

И хозяйка за столом.

 

«К нам на Святки пришли колядки».

Входят ряженные  со словами.

Коляда, коляда

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком

Здравствуйте, хозяева!

Что вы нам подарите?

Денег горшок, или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

Копеечки или конфеточки?

 

 Хозяева:   Не плясали и не пели,

Угощенья захотели!

Погодите же, постойте,

Попляшите и попойте!

 

 

Поют все:

  1.  Зимушка зима!

Что ты нам принесла?

Рождество!  колядку!

День – с курину пятку!

 

Коляда, коляда!

Покатилася звезда,

 К нам сюда, на святки.

Подпалила пятки!

Коляда, коляда!

Есть у деда борода.

А веселый петушок

Носит красный гребешок!

Коляда, коляда!

Подавай еду суда.

Молоко, бараночки,

Колбасу и прянички!

 

Кто не даст лепешки.

Завалим окошки

Кто не даст пирога.

Сведем корову за рога,

Кто не даст хлеба.

Уведем деда!

Кто не даст  ветчины.

Тем расколем чугуны.

 

Хозяйка: угощу, угощу колядовщиков.

Святки празднует народ,

Становитесь в хоровод.

Игра  хоровод  ряженых(Исполняют движения в соответствии с текстом.)

 

Расступись, честной  народ!

Мы выходим в хоровод

С песнями да плясками,

С шутками – прибаутками.

Бородой козел трясет,

Так и рвется в хоровод!

Его рожки завиты,

Только валенки худы!

 

Вот помчался во весь дух

Расфуфыренный петух

Душегрейка на меху

Знай кричит «Кукареку»

 

Из берлоги снеговой

Вышел мишка, сам не свой.

Не поймет никак со сна

То ль зима, то ли весна?

 

А лисица выступает величаво

Как с платочком пляшет,

Нет лисички краше.

Хозяйка:

Всех  не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Вечер наш прошел на славу.

В святки любо поиграть.

 

Вот спасибо за улыбки и за смех,

И за игры и за пляски,

Благодарствуем мы всех.

Все приглашаются на чаепитие.

 

Гости:Прощайте хозяин с хозяйкой.

 С новым годом вас!

 Со всем родом,

Чтоб здоровыми были,

 Много лет жили.

 

Гости: Обсыпаем вас пшеницей,

Чтобы хлеб у вас уродился!

Обсыпаем вас фасолью,

Чтоб была добра ваша доля!

Театральная постановка: «Гадания в рождество».     (Вторая половина дня)

 

Ведущая:

Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками.  Один из них – Новогодние святки.  Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник.

 

Восп-ль: Праздник начинается!

 Здравствуйте гости мой дорогие.

Собрались мы свами для беседушки,

Собрались мы свами для забавушки.

 

1 ребенок: Святки – это праздник самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

 

2 ребенок:От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

 

3 ребенок:Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

 

Восп-ль: Давайте с вами заглянем  в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.

Святочные гадания

Накануне Рождества, в ночь, молодые загадывали, как сложится их жизнь в этом году.

        

Девушки:

Две девицы под окном

Гадали поздно вечерком.

«Кабы,  я  была царица,

Говорит одна девица.

То на весь бы мир одна,

Наткала б я  полотна».

«Кабы,  я была царица

Говорит ее сестрица,

То навесь крещеный мир

Приготовила б я пир»

Стук в дверь.

Ой кто это там?

Ах,  сколько гостей к нам пожаловало! Здравствуйте,  красны девицы! (Кланяется)

Здравствуйте, добры молодцы! (Кланяется). А мы шли, по улице видим огонь в окне светиться,  решили к вам зайти.

Что делаете? Гадаем, присоединяйтесь к нам.

Девушка подходит к окну и, задумавшись, говорят.

1-я девушка: А звезды – то на небе, как пшено рассыпались.

2- я девушка:А коли на рождество небо звездистое – богатый приплод скота и много ягод будет….

1 -я девушка: А не погадать ли нам? Хочется вам узнать свое будущее, суженого своего или суженую? На рождество все молодые гадают,  судьбу предсказывают. Да и время подошло, уж на улице ночка темная.

2- я девушка: Отчего не погадать? Сядем поудобней и зачнем гадать.(садятся за столик, ставят свечи)

1-я девушка: Возьму я свечку растоплю - ка  воск на ложке над свечой да вылью воск воду, по его контуру увижу  силуэты тех, с кем встретимся мы  на жизненном пути. (Заготовки силуэтов сделанные заранее воспитателем)

Первому ребенку: Дом – к достатку,

Второму ребенку:  Кружочки  похожие на монеты -  к богатству, Третьему ребенку: овощи и фрукты – к здоровью.

Четвертому: силуэт машины.

Пятому: силуэт ребенка.

Другая  девушка: Ой как я  хочу и узнать, каков на вид мой суженный, красавец собою или нет?

2 - я девушка:Сейчас воск расплавиться, суженный появиться…

(1-я девушка поднимает из воды получившееся изображение.)

1-я девушка: Ой, смотри кума, каков он! Кудри – то до чего хороши! Только  нос уж больно торчит! Уж больно нос – то страшен!

2 - я девушка: Видать, не красавец собой будет. Ну, да ладно, с лица воды  не пить. Может, душой славен будет: добр да ласков.

1-я девушка:  Твоя правда, кумушка.

Дай – ка я еще погадаю, а ребята мне помогут. Выходите ко мне, становитесь в круг.

 

Раздаются различные предметы:

Крупу – муж будет обжора,  и лежебока,

Колосья – муж будет работящий.

Воду -  муж водохлеб.

Зеркало – муж  будет щеголять деньгами.

Монетки  - муж будет богат.

Ничего не досталось – муж бедняг.

покружусь вокруг себя. На кого петушок укажет клювом – таков и муж будет.

3 - я девушка: знаешь кума, хочется мне узнать, выйду ль я в этом году замуж или нет.

1-я девушка:  Давай погадаем,  пригласим лошадку.

Выводит лошадь, которая шагает высоко, поднимает колени.

Ходит лошадь по двору.

3 - я девушка:Коли к дверям пойдет – быть мне в этом году замужем. Лошадь вышла поела сено и обратно в стоило зашла.

1-я девушка:   Не  выйдешь ты кума в этом году замуж. Кто еще хочет погадать. Ты молодец красный,  давай.

Молодец: Молодец приговаривает походи, походи, лошадушка,  судьбу покажи.

Лошадка идет к дверям.

Ой, идет к дверям! Значит, женится тебе в этом году!  (Лошадка уходит)

1-я девушка: ну что доволен ты гаданием?

молодец: Да доволен.

2 молодец: Красны девицы, помогите узнать в какой стороне будет жить моя невеста.

4 –я девушка: а ты  красный молодец брось  свой валенок  за ворота,  в какую сторону покажет носок валенка там и ищи свою невесту. (Выходят еще несколько мальчиков)

5-я девушка: Ой, девицы и мне  хочется узнать, кто же суженный  мой будет.

4 - я девушка: А ты брось башмачок за дверь. Кто подбежит тот и суженный.

Снимает девушка туфельку и бросает. В дверь входит цыган.

Цыган: С чьей это ножки туфелька упала? Дай – ка я обую тебя, красавица, а то так и простудиться можно.Здравствуйте красавицы,  и красны молодцы.

Девушки: Доброго здоровья, молодец!

Цыган: можно к вам?

Девушки: Отчего ж нет!

Цыган: А что  вы тут делаете? Мы гадаем

Молодец:Интересно это год, какой у меня будет успешный или нет?

6 девушка:Сейчас мы узнаем.Молодые выходили, на улицу подходили к забору, который был околочен штакетником.  Гадающему завязывали глаза, раскручивали,  подводили к забору. 

Юноша или девушка  проговаривали задевая рукой   каждый штакетник сусек - мешок чередуя. Начнем  на чём остановиться штакетина.  Мешок-богатство ждет весь год,а сусек-нищета бедность, неудача ждет весь год.

2 - я девушка: Ну, вот и закончились наши гадания.

1-я девушка: Славно погадали гости дорогие, а теперь пора нам  и по домам.

2 - я девушка: желаем вам здоровья, счастья! С рождеством! С новым годом! До свиданья.

Интернет-ресурсы:

http://www.alegri.ru/deti/vs-dlja-devochek-i-malchikov/vneklasnye-meroprijatija-v-shkole-scenari/klasnyi-chas-v-1-klase-prazdniki-na-rusi.html

 Музыкальное развлечение в подготовительной группе Веселые святки

Составила : Акулова Ж М П. Междуреченский 2010г

http://www.maam.ru/detskijsad/razvlechenie-veselye-svjatki.html

 


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 4405
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.