Сценарий летнего праздника "День Иваны Купалы" для детей старшего дошкольного возраста. |
ср., 09.04.2014 |
Автор:
Завьялова Ирина Николаевна,
инструктор по физической культуре
МБДОУ №40 "Снегурочка" г.Сургута
Задачи: Познакомить детей с праздником Ивана Купалы, с традициями; приобщать детей к здоровому образу жизни; вызывать у них положительный эмоциональный настрой; развивать физические качества: выносливость, быстроту, реакцию; воспитывать волевые качества в подвижных играх, эстафетах.
Кукольный театр: ширма, поляна, знахарь молодой, знахарь старый, баба Яга, барыня, крестьянка, девушка, змея.
Бумажные цветы для украшения поляны.
Лекарственные травы: зверобой, полынь, малина, крапива, мать – и – мачеха, подорожник, папоротник.
Ведущая: Ребята, мы пришли сюда, чтобы отпраздновать приход лета, как делали это наши предки. И праздник этот называется день Ивана Купалы.
Посмотрите вокруг! Как ласково светит солнышко. Поднимите свои личики, протяните свои ручки к нему. Чувствуете, как греет? И деревья, и цветы — все тянутся к нему.
Поэтому день Ивана Купалы отмечается в честь солнца, цветов и растений. И сейчас мы с вами украсим нашу поляну, на которой будем отмечать этот праздник.
Дети украшают поляну цветами.
Ведущая: Полюбуйтесь, какая пригожая наша поляна получилась. А теперь рассаживайтесь поудобнее и послушайте мой рассказ:
«В купальскую ночь во всех лечебных травах появляется особая целительная сила. Поэтому знающие люди идут собирать траву именно в этот день. Некоторые травы собирают ночью в самую полночь, другие утром на заре. Людская молва донесла до наших дней быль о том, как все это начиналось. Жил-был на свете первый знахарь. С малолетства прислушивался он к шелесту травы и говору листьев. И слышал даже шепот матери сырой земли. Она говорила ему, какие лечебные травы породила для нас, своих детей.
Выходит Знахарь в народном костюме с корзинкой, собирает травы, наклоняется к земле, прислушивается.
Знахарь: Здравствуйте, травушки мои, муравушки, сегодня в вас особая целительная сила. Надобно собрать вас побольше. Вот зверобой наберу желтоголовый от болей в желудке, полынь для аппетита, буду заваривать и давать деткам, которые плохо кушают. А вот и малина. Хорош чай из малиновых листьев от простуды. Да как же к ней подобраться — вся крапивой заросла. Матушка-крапива, я и о тебе не забуду, ты поможешь, когда надо кровь остановить. А запах какой у трав замечательный.
Пора мне и восвояси. Солнце уже на заход поворачивает, разложу я травы лесные, а вечерний ветерок их подсушит.
Ведущая подходит к детям, дает понюхать травы, подержать в руках, называют какая травка от каких недуг.
Ведущая: Целые дни бродил добрый лекарь по лесам и по лугам, слушал голос Матери-природы, узнавал новые лечебные травы. И слава о нем разнеслась по всему белому свету. Приходили к нему князья и бояре, шли бедняки и нищие. Всем помогал добрый знахарь и ни с кого не брал платы.
Заходит барыня в нарядном русском костюме.
Барыня: Помоги, добрый человек, сынок у меня уже три дня лихорадкой мается, весь в огне горит, задыхается от кашля жестокого
Знахарь: Заходи, заходи, сударушка. Вот тебе травка от лихорадки, злой лихоманки. Завари ее в печи, дай сыну пить, как только кашель его мучить начнет. Й все будет по-доброму, по-хорошему.
Барыня: Спасибо тебе, добрый человек. Чем тебя отблагодарить, златом али камнями драгоценными?
Знахарь: Спасибо тебе на добром слове, сударушка, а более мне ничего не надо.
Ведущая: Барыня кланяется в пояс и уходит. Ребята, вы догадались, какую травку дал от кашля знахарь? Почему это растение мать-и-мачехой называется? Посмотрите на его листочки, потрогайте.
Знахарь продолжает работать за столом. Входит бедная женщина, босиком, ноги поранены, с вязанкой хвороста.
Крестьянка: Доброго здоровьечка, мил человек!
Знахарь: И тебе того же, матушка, с чем пришла? С какой бедой, болезнью?
Крестьянка: Хожу по лесу, хворост собираю, да вот пока ходила, все исколола и поранила, не дойду я до дому, падаю совсем.
Знахарь: Вот тебе, матушка, настой трав целебных живительных. Ляжешь спать — приложи к ногам тряпицу в настое смоченную. К утру все твои раны заживут, быстрее ветра бегать будешь.
Крестьянка: Спасибо тебе, мил-человек. Чем же мне тебя отблагодарить? Пуста у меня сума, вот только хвороста могу оставить.
Знахарь: Ступай с Богом себе, ничего мне не надо.
Крестьянка кланяется в пояс и уходит.
Ведущая: Ребята, каким лекарственным растением вылечила крестьянка свои раны? Как по другому называют в народе подорожник?
Ведущая: Врачевал знахарь всех и каждого, но не брал за это ни с кого никакой платы. Узнала по это Баба Яга. Взяла ее зависть черная, стала она доброму знахарю мысли злые нашептывать.
Появляется Баба Яга на метле, танцует, кружится
Баба Яга: Ишь, добрый какой, бескорыстный. Одно добро делает, никаких денег не берет. Сейчас я его оговорю, околдую, станет он злым и бессердечным.
(Подбегает к избушке, кружится, видит Знахаря и заходит у него со спины:)
Знахарь, а знахарь, ты почему с людей денег не берешь? Деньги бери за свои советы, станешь самым богатым на земле, богаче самого царя!
Знахарь: Не надо мне ни денег, ни богатства, зачем они мне в лесу. Вот вода ключевая, а вот ягоды, грибы да коренья лесные. Мне этого хватает. Люди меня добрым словом поминают.
Баба Яга: Ишь честный какой, беззлобный какой. А я его сейчас страхом заморю, ужасом запугаю. Ну-ка вылезай, змея подколодная, напугай, заколдуй его. Появляется змея, шипит.
Змея: Смотри на меня, знахарь, слушай меня. Покажу я тебе травы черные, жестокие, отравленные. Будешь не лечить, а залечивать, отравой подпаивать. Станут тебя бояться, станешь на земле самым главным, выше всех стоять будешь.
Ведущая: Все средства испытала Баба Яга. Ничего не выходит. Осталось у нее одно средство. Обернулась она красной девицей и пошла на луг возле дома знахаря.
Баба Яга «превращается» в Девицу, ходит по лугу и травы собирает.
Знахарь: Какая красавица, видно, сердце у нее доброе. Траву собирает, людей лечить, наверное, хочет. Может мне женой станет Пойду я с ней беседу заведу. Здравствуй, девица! Что же ты тут делаешь?
Девица: Травушку-муравушку собираю. Вот эту, чтобы у людей животы повздувались. А эту — чтобы они ослепли да оглохли, а эту..
Знахарь: Ах, ты коварная, злая, узнал я тебя, уходи из моего леса!
Баба Яга: Ничего, придет и мое время. Убегает.
Ведущая: Шли годы, состарился знахарь, а Баба Яга тут как тут,
Появляется Знахарь в обличии старца и Баба Яга.
Баба Яга: Стар стал, тяжело тебе по свету ходить, а хочешь, научу тебя, как молодость вернуть? Только покорись мне и станешь молодым навечно.
Знахарь: А что же ты хочешь за это?
Баба Яга: Отдай мне свою душу безгрешную, а взамен молодость.
Знахарь: Ни за что! Пусть лучше будут у меня ноги старые, глаза плохо видящие, спина больная, но душа моя останется чистой, не получишь ее!
Ведущая: Не захотел старый знахарь отдать свою душу и покориться Бабе Яге. Остался он добрым старцем, сильным и умным. И именно от него узнали люди рецепты целебных трав и до сих пор этими травами пользуются. А зато, что не променял он своей души, подарила ему мать-Земля вечную молодость, в сердцах людских вечную память
Ведущая: Ребята, кто-нибудь лечился травами? Расскажите какими?
Знахарь: Я вам расскажу еще одну интересную быль, которая сохранилась в моей памяти. Хотите? В купальскую ночь, ровно в полночь, расцветает цветок папоротника. Ярким красным огнем горит он. Этот цветок дается в руки не всякому. Надо иметь доброе сердце, быть смелым и ловким. Охраняет этот цветок нечистая сила. Кто увидит как цветёт папоротник, тому откроются секреты всех лечебных трав и он сможет лечить людей от всех болезней.
Ведущая: Чудесную историю ты нам рассказал. Есть в этот день ещё одна традиция, по поверью в этот день надо попробовать очистительную силу огня или жгучей крапивы. Чтобы весь год не болеть, чтобы всякие беды и напасти миновали. И вот наши предки прыгали через огонь или крапиву, самые смелые и ловкие участвовали в этом.
На праздник Ивана Купали самый длинный день в году и самая короткая ночь: Поэтому издавна в этот день играют в игры, в которых говорится о дне и ночи, солнце и месяце, заре-зарянице. Хотите, и вы поиграть?
Я приглашаю всех продолжить наш праздник на улице, будем лето встречать играми да забавами. Желаю здоровья вам, дорогие дети и взрослые.
Ведущая встречает детей на участке детского сада и предлагает каждому прыгнуть через костер. В это время появляется Баба Яга.
Баба Яга: Здравствуйте, мои касатики! Какое у меня хорошее настроение сегодня с утра. Вы в лес ходили? Папоротник сегодня ночью сорвали? Остался он в лесу, никто до него и на этот раз не добрался. Я ведь всю ночь его сторожила, глаз не сомкнула. Вот славненько, касатики мои! И от того душа моя поет и прямо на глазах добреет.
Ведущая. Не знаю, захотят ли с тобой дети поиграть. Как, ребята, может возьмем ее поиграть? Говорит, что настроение у нее хорошее и подобрела вроде бы.
Баба Яга. А что, и поиграю, думаете стара, ан нет.
Проводится игра «Заря – заряница» Ух, утомили вы меня.
Ведущая. Бабуля Ягуля, а наши дети знают про тебя игру. Хочешь, мы с тобой поиграем? Проводится игра «Бабушка Яга».
Баба Яга. (обиженно) Значит старая я? Значит некрасивая, да? Я с вами, может быть, даже от всей моей злодейской души играла, а вы? Уйду я от вас. Не хочу я быть доброй больше, да и настроение мое портится что – то.
Ведущая. Ну что, бабуленька, ну что ты, Ягуленька, останься, мы тебе настроение еще одной игрой поднимем, мы просто пошутили, правда, ребята?
Баба Яга. Как ты меня назвала? Повтори – ка.
Ведущая. Бабуленька Ягуленька.
Баба Яга. Ну это другое дело, приятно даже.
Проводится игра «Горелки». В конце игры появляется Чертенок и крадет метлу у Бабы Яги.
Баба Яга. Ой, куда мой транспорт подевался? Поищите, спасите!
Чертенок. Да вот она, не шуми. Но я тебе ее не отдам. Мне скучно, я тоже играть хочу.
( пытается завести метлу как мотоцикл).
Баба Яга. Да ты волшебных слов не знаешь, не полетит она. И вообще, ты мешаешь нам веселиться, уходи.
Чертенок. Не уйду и метлу не отдам. Давай силой мериться, кто быстрее пролетит, тот и получит транспорт этот. Я вот тут еще две нашел, наверно, здешнего дворника, так пусть ребята на них летят, а я, на твоей буду, идет?
Эстафета «Кто быстрее». Чертенок обхитрил и выиграл.
Баба Яга. Нечестно так, неправильно, не играю с тобой больше, а вам, мои касатики, покажу еще одну игру развеселую.
Игра с чертиком.
Ведущая. Как замечательно и весело! Притомились вы. Отдохните, мои хорошие, вы уже много узнали о празднике Ивана Купалы, но я вам расскажу еще что – то интересное. В день Ивана Купалы был такой обычай: купаться в реке, чтобы смыть все болезни и горести, которые накопились за год. Предки ваши – древние славяне считали, что вода в день праздника приобретает особую целительную силу, которая оградит человека от бед, горестей и болезней. Жалко, что возле садика нет ни речки, ни озера.
Выбегают Баба яга и Чертенок с брызгалками и обрызгивают детей с криками: Сюрприз! Сюрприз! Вот вам и река и озеро! Звучит народная музыка, дети расходятся по своим участкам и продолжают праздновать этот праздник с играми с водой и песком. Герои прощаются и уходят.
Список литературы
1. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». - М., 2006.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002509
Штрих код (№ квитанции) 62502671067660 Дата отправки 11 апреля 2014 г.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf