«О чем поют колокола» |
ср., 10.06.2020 |
Составитель:
Коротаева Наталья Александровна
воспитатель
МАДОУ детский сад № 151г. Тюмени
Образовательные области:
«Социализация»
-Познакомить детей с историей возникновения колоколов и их назначением
-Познакомить с основными колокольными звонами
- Уточнить знание о строении колокола
- Расширить духовный мир детей
- Воспитывать уважение к народным традициям
-Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России.
-Формировать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.
-Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения при восприятии слайдов (с изображением русских храмов, Царь-колокола и др
- дать представления о колокольне (“Иван Великий” - в Москве), звоннице, разнообразии колоколов по размеру, индивидуальном колокольном звоне каждого колокола;
- познакомить с основными видами колокольного звона, дать понятие о Благовесте, Набате, Красном звоне,
- показать, какое значение имеют колокола в русской в истории, культуре (литературе и искусстве);
Художественное творчество.
-Вызвать желание применять полученные знания об искусстве в самостоятельной творческой деятельности.
- Учить украшать колокольчики с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.
-Учить осваивать новые способы работы в технике граттаж.
«Коммуникация»
Развивать интерес к речи как особому объекту познания:
- учить определять родственные слова:
колокол – колокольня, колокольный;
звон – звонарь, звонница, звонить;
- учить определять состав слова: “Благовест” - благая весть;
- учить понимать значение слов: "колокол" - зов, шум, крики.
Развивать связную речь:
- умение использовать объяснительную речь, речь – доказательство;
- умение использовать разнообразные средства выразительности (сравнения, эпитеты).
Учить внимательно выслушивать ответы сверстников, помогать им в случае затруднений, доброжелательно исправлять речевые ошибки.
Музыка
- Совершенствовать навык игры на колокольчиках.
-Развивать слуховое и зрительное внимание
- учить сравнивать колокольную музыку и различать виды колокольного церковного звона.
Предварительная работа
- Оформление презентации.
- Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры.
- Экскурсия по городу
- Заучивание стихотворений о колоколах и колокольчиках
Материал к занятию
- Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.
- Музыкальный центр, диск с записью колокольного звона (звон Благовест (Валерий Гаранин), Ростовские звоны).
- Мультимедийная презентация "О чем поют колокола?"
- Выставка “Колокольчики” (разные виды, из разных материалов).
- Мультимедийная презентация (слайды с изображением русских храмов, звонниц и колоколов).
Ход образовательной деятельности:
Дети заходят в группу и приветствуют гостей.
В: Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Чувствуете тепло рук друг друга? А теперь повернитесь друг к другу и улыбнитесь, а теперь давайте повернемся к гостям и подарим им свои светлые, лучезарные улыбки. Чувствуете, как всем стало радостно от ваших улыбок?
На столе стоит волшебный сундучок.
В: Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок, интересно, что там? (ответы детей).
Всем конечно интересно,
Что лежит в сундучке чудесном.
Может каждый узнать,
Стоит лишь загадку отгадать.
Давайте отгадаем загадки, может тогда мы узнаем, что же там находится.
Голова об шапку –Бом,
И на всю округу-гром!
Купи денег не жалей
Со мной ехать веселей (ответы детей)
В: Давайте, я немного подскажу. Там находятся музыкальные инструменты. А какие, вы сами догадаетесь, когда услышите музыку (фонограмма колокольного звон) Давайте откроем сундучок и проверим, правильно вы ответили или нет.
Воспитатель открывает сундучок и раздает детям колокольчики…
В: Что это? Рассмотрите их.
А пока вы их рассматриваете Тася и Ангелина расскажут нам стихотворения.
Колокольчик разглядела,
Не пойму я, в чем тут дело?
Почему он не звенит?
Он же этим знаменит!
Сколько их на ножках тонких!
Если хочешь – рви подряд,
Но не рвет цветов девчонка,
Ждет…, а может, зазвенят?
(А. Барто)
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет
И хохочет, и визжит.
В: Что можно ими делать? (ответы детей)
Ребята животным очень часто вешают на шеи колокольчики, для чего? (ответы детей).
Посмотрите, какие еще колокольчики я вам принесла. Здесь и металлические колокольчики, и керамические, и деревянные, и колокольчик с гербом Тюмени и т.д.
Обратите внимание на этот колокольчик, как вы думаете каким из видов росписи он украшен? (Гжель).
А сейчас давайте поиграем в игру «Жмурки».
В: Присаживайтесь на стульчики. Я хочу поговорить с вами о колоколах. Ведь ко всему, что связано с колоколами, на Руси всегда относились с любовью и почитанием. Колокола появились не сразу. В древние времена на Руси не было радио, ни тем более, телевизоров, но случались разные беды, несчастья, приближались враги или возникал пожар. И нужно было срочно созвать народ.
Чтобы люди собрались вместе и узнали о событии, использовались деревянные или металлические доски, по которым ударяли особой колотушкой.
Сначала появилось –било-деревянная доска. Било держали в руках, ходили с нею по селу и били по ней деревянной колотушкой. Селяне, услышав звук било, собирались возле церкви. Затем придумали-клепало-металлическая доска или дуга, их вешали на башни или столбы и также били по ним колотушкой.
Как вы думаете,какой звук громче, когда бьешь по дереву или по металлу? А давайте проверим. (Дети подходят и ударяют поочередно молоточком по деревянному и металлическому предметам).
Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься.
Как же появились колокола? Существует легенда, что давным-давно одному служителю церкви приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки Динь-Дан-Дон. Проснувшись, он велел создать поющий цветок из металла. Так появились колокола.
А сейчас мы рассмотрим, из каких частей состоит колокол (демонстрационная картинка). Строение колокола похоже на строение людей у него есть «уши», «плечи», «туловище», которое называется тулово, «язык».
С детьми проводится дидактическая игра «Собери колокол».
Колокол -ударный инструмент. Играть на колоколе непросто, эту работу выполнял звонарь.
А как вы думаете, когда и почему звонят колокола в наше время? (ответы детей).
В: Звон колоколов призывает людей в церковь на службу,звонят колокола на большие праздники. Наши предки считали, что колокольный звон лечит.
В: Ребята, а в нашем городе вы где-нибудь встречали колокола? А как называется наш город? (ответы детей).
А сейчас послушаем различные звоны колоколов.
Благовест-это праздничный церковный звон, совершаемый одним колоколом.
Набат-символ тревоги, извещает о приближении бедствия-совершаются частые удары в большой колокол.
Красный звон- он звучит по поводу радостных торжественных событий и производится во все колокола. Колокола отличались особым мастерством, изяществом орнаментов, благозвучием.
В нашем городе до революции существовал завод Гилевых, на котором также отливались колокола, которые звонят до сих пор.
В:Сейчас мы с вами посмотрим небольшую презентацию.
Колокола украшались солярными знаками, растительным орнаментом, украшались иконами.
Ребята, а вы хотите побыть мастерами, тогда садитесь за столы и украсьте свои колокола.
Подумайте, какими знаками вы хотите украсить свои колокола.
Какое у вас сейчас настроение? Воспитатель подходит и звонит над каждым ребенком.
Давайте передадим наше хорошее светлое настроение друг другу, нашим гостям, позвоним в колокольчики. Не зря ведь говорится
«Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает».
Дили-дили-дили-дон!
Дили-дили-дили-дон!
Слышится со всех сторон.
Весело играем мы-
Звонче колокол звени.
Раздается перезвон-
Колокольчиков трезвон.
Ты играй не отставай
Точно ритм передавай.
Обсуждается какими элементами каждый ребенок украсил свой колокол.
Готовые колокола прикрепляются и подводится итог образовательной деятельности.
Интернет-ресурсы:
Колокола Святой Руси
https://pravosakh.ru/kolokola-na-rusi-ot-neobhodimosti-k-estetike/
https://ruskline.ru/analitika/2007/07/16/kolokola_svyatoj_rusi
https://proza.ru/2016/11/22/1661
https://stihi.ru/2011/05/02/203
https://infourok.ru/klassniy-chas-kolokola-na-rusi-3498871.html
https://pandia.ru/text/80/420/12555.php
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-duhovno-nravstvenomu-vospitaniyu-v-podgotovitelnoi-grupe-kolokolnaja-istorija.html
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007654
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf