«В гостях у Айоги» (подготовительная к школе группа)

  чт., 15.10.2015

Автор:

Тюрина Лариса Викторовна,

музыкальный руководитель,

высшая квалификационная категория

МАДОУ детский сад №39 города Тюмени

Цель: обогатить знания детей о культуре коренных народов, населяющих Тюменскую область, фольклоре народов Севера.

Программное содержание:

Образовательная область «Музыка»

- знакомить с музыкальными произведениями коренных народов Севера

- способствовать дальнейшему развитию умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки;

- закреплять умение петь самостоятельно индивидуально и коллективно с музыкальным сопровождением и без него;

Образовательная область «Социально-коммуникативная»

- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, формировать готовность детей к совместной деятельности

- развивать эмоциональную отзывчивость, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим

- расширять представления о родной стране, народах, населяющих Тюменскую область, формировать представление детей о занятиях и праздниках народов Севера, их обычаях и традициях.

Образовательная область «Речевая»

- обогатить лексический и терминологический словарь детей понятиями ханты, ненцы, манси, шаман, бубен, иглу, яранга, чум.

- пополнить литературный багаж фольклором народов Севера  

Образовательная область «Познавательная»

- расширить знания детей о фольклоре коренных народов Севера: пословицах, народных песнях, национальных играх и музыкальных инструментах

- развивать умение рассматривать иллюстрации, делать умозаключения

Образовательная область «Физическое развитие»

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

Атрибуты:

1. Кукла Айога в национальной одежде народов Севера

2. Чум для Айоги

3. Шаманский бубен с ленточками

4. Маски - рога оленей

5. Атласные ленты для оленьей упряжки

6. Гирлянды для «северного сияния»

7. Снежинка – балеринка

Техническое обеспечение:

- видеопроектор

- мультимедийная презентация «Жизнь народов Ceвepa»  

Музыкальный репертуар:

1. Спокойная музыка на вход и выход детей.

2. «Вальс», муз. Е. Доги

3. Музыка народов Севера

4. Музыкально-ритмическая игра «Белый шаман»

5. Колыбельная «Усни, дочка…»

6. «Самая хорошая», муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой

7. Игра «Катание на оленьих упряжках» под песню «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним» в исполнении ВИА «Самоцветы»

Предварительная работа: Слушание национальной музыки коренных народов Севера; чтение рассказов о жизни детей в других уголках России;  рассматривание кукол в национальных костюмах; знакомство с фольклором северных народов.

Ход образовательной деятельности.

Дети заходят в зал под спокойную музыку, их встречает музыкальный руководитель.

М.Р. Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня нас в гости пригласила Снежинка - балеринка. Мы с ней пока не знакомы, зато (имя воспитателя)  может поведать о ней много интересного. Послушайте, пожалуйста.

     

Снежинка – балеринка

Жила – была на свете

Веселая снежинка.

Кружил февральский ветер

Снежинку – балеринку.

          С атласным белым бантом,

          В крахмальной пелеринке

          Вставала на пуанты

          Снежинка – балеринка.

На освещенной сцене

Снежинка танцевала,

И этот танец пеньем

Метель сопровождала.

          Снежинка – балеринка

          Кружилась и порхала.

          А вьюга все тропинки

          Лесные заметала.

                            (Т. Шорыгина)

♫ Звучит «Вальс» Е. Доги.

М.Р. Ребята, вы узнали, какая музыка звучит? 

Ответы детей. 

М.Р.  Какие слова мы можем подобрать к вальсу?

Дети. Плавный, мелодичный, лиричный, красивый, нежный, завораживающий, легкий, волнующий.

М.Р. Этот танец как будто приглашает в полет. Смотрите, Снежинке – балеринке не терпится закружиться в танце. Кавалеры приглашают дам.

Но чтобы танец получился красивым, нужно поработать над фигурами танца: «Воротца», «Змейка». Теперь у нас, я думаю, получится красивый танец.

♫ «Вальс» на музыку Е. Доги


♫ Звучит музыка народов Севера.

М.Р. Дети, слышите, звучит необычная музыка. Снежная метель нас занесла далеко на север. Смотрите, нас кто-то встречает.

Встречает Кукла Айога.

Айога. Здравствуйте, дорогие гости. Северный ветер занес вас на Югорскую землю. Меня зовут Айога. Хотите послушать рассказ о северных народах и их обычаях?   

Ответы детей.

Тогда приглашаю вас присесть к нашему очагу поближе.

Дети рассаживаются перед проектором.

♫ Мультимедийная презентация «Жизнь народов Севера»

Айога. Север, на который вы попали, часто называют белой пустыней. На много километров вокруг один белый снег, да редко встречаются небольшие кустарники. Сурова природа тундры, но все-таки она может дать людям все, что нужно для жизни. Наш народ называется ханты. По соседству с хантами живут другие коренные народы – манси, ненцы.

На севере очень холодно, поэтому люди научились делать теплую одежду и дома. Дома у народов ханты, манси, у ненцев называются по-разному: чум, яранга, иглу, но делаются они по одному принципу. Их дома похожи на шалаш: тонкие шесты поставлены конусом и обтянуты оленьими шкурами. Посреди чума пылает костер, вокруг него греются оленеводы, их семьи и дети. Отдыхают, рассказывают сказки, поют песни или вырезают фигурки из моржовой кости.

Народы Севера издавна научились шить теплую одежду - малицу из меха песцов, лисиц, горностаев. Она не пропускает холодный воздух, мягкая, удобная и красивая – украшенная разноцветными полосками кожи, моржовой костью, пушистыми кисточками.

Многие народы тундры занимаются оленеводством. Олени служат средством передвижения, из их шкур шьют обувь, делают жилища. Северные моря издавна славятся изобилием рыбы. Ее ловят, затем сушат, вялят или  засаливают.

В летнее время, когда снег растает, можно в тундре собирать клюкву, морошку, бруснику. Эти ягоды собирают и замораживают на зиму, они очень вкусные и целебные.

Чтобы выжить в суровых условиях, людям на Севере приходится много трудиться.  В одной из легенд рассказывается, что было время, когда северяне совсем не умели веселиться, только работали с утра до ночи, ели и спали. Жизнь их была серая и скучная. Но однажды мудрая старая орлица научила людей веселиться.

Самым главным человеком на празднике у коренных народов Севера является шаман. Это, обычно, уже немолодой мужчина, который одет в малицу, поверх который надеты бусы – обереги из костей зверей и птиц. В руке шаман держит бубен, которым задает ритм пляскам, играм, веселью.

Ребята, хотите поиграть с шаманом? Ответы детей.   

Приглашение встать в круг.          

           ♫ Музыкально - ритмическая игра «Белый шаман»

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водя­щий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колено и выстукивает в бубен определенный ритм, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен до­лжен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

У шамана дом большой,

Он сидит, глядит в окно.

Олень по тундре бежит

И копытцами стучит.

Тук-тук-тук, дверь отвори,

И за шаманом повтори.

Айога. Вижу, друзья, вам понравилась игра. Но мы любим еще и вокруг костра сидеть, прибаутки друг другу рассказывать. Рассаживайтесь, гости дорогие в большой круг. Послушаем с радостью ваши истории.

Дети рассказывают чистоговорки, скороговорки, прибаутки.

Айога. Какие поучительные истории вы знаете, а я вам песенку спою.

♫ Колыбельная

Усни, дочка, камешком,

Встань перышком.

Бай-бай-бай-бай,

Дочка, рано не вставай!

Дети исполняют распевку ( повторяют за Айогой). 

М.Р. Дорогая Айога, когда мы пели колыбельную, каждый из нас вспомнил свою маму. Мы её любим, лелеем, посвящаем песни. Ребята, вы знаете песню о маме?  

Ответы детей

♫ «Самая хорошая», муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой

М.Р.  Вместе с мамой мы любим делать множество дел: готовить, читать книги, гулять, играть.

Айога. И у нас дети очень любят играть. Особенно в снежки, кататься на оленьих упряжках. И я сегодня предлагаю вам прокатиться на олешках.

♫ Игра «Катание на оленьих упряжках» под песню «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним» в исполнении ВИА «Самоцветы»


Включается «северное сияние» (на центральной стене зала по верху и низу прикреплены гирлянды)

Чудеса.

Вот так чудо-чудеса!

Кто украсил небеса

Переливчатой каймою

С разноцветной бахромой?

          Хоть полярной долгой ночью

          Солнышко всходить не хочет,

          Все же шлет оно привет –

          Яркого сиянья свет!

                               (Т. Шорыгина)

Айога. В подарок вам – северное сияние. Дорогие ребята, что-то стало холодать, пора нам прощаться, да отправляться вам со Снежинкой-балеринкой обратно в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:

Раз, два, три, закружись,

В садике своем очутись!

Звучит спокойная музыка.

    Дети «возвращаются» в музыкальный зал. 

М.Р. Ребята, сегодня мы со Снежинкой побывали в гостях у Айоги. Что вам запомнилось, понравилось больше всего?    

Ответы детей

М.Р. Как вы считаете, нужно ли поблагодарить Снежинку за удивительное путешествие? Предлагаю пригласить ее в вашу группу. А чтобы Снежинке - балеринке не было у вас скучно, пожалуйста, создайте для нее еще несколько подружек – снежинок.

Дети приглашают Снежинку - балеринку в гости в свою группу.


Список используемой литературы:     

1. Вишнякова Н. Усни камешком, проснись перышком // Дошкольное образование, декабрь 2012, с. 23

2. Лар Т. Пока горят костры // Красный Север. – 1999. - №104.

3. Лапина М.А. Этика и этикет хантов. - Томск. – 1998. – 114с.

4. Няруй В. Не тревожь хозяина воды // Ямальский меридиан. - 2000. - №5.

5. Сусой Е.Г. Из глубины веков. - Тюмень. – 1994. – 173с.

6. Харючи Г. А на могилах православные кресты // Красный Север. – 2000. - №84

7. Хомич Л.В. Ненцы. - Санкт-Петербург. – 1995. – 336с.

8. Шорыгина Т.А. Беседы о русском Севере. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96с.

9. Шорыгина Т.А. Беседы о тайге и ее обитателях. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с.

http://regionyamal.ru/narody/

http://www.yamal.ru/oin_i1.htm

http://www.gublibrary.ru/pub/prazd/Prazdniki.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B

http://costumer.narod.ru/text/sibir/khanty-mansi-costume.htm

http://costumer.narod.ru/text/sibir/nentsy-costume.htm

http://summercamp.ru/index.php5/  

Фото из архива Тюриной Л.В. 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 3150
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.