«О чем поют колокола»

  ср., 10.06.2020

Составитель:

Коротаева Наталья Александровна

воспитатель

МАДОУ детский сад № 151г. Тюмени

Образовательные области:

«Социализация»

-Познакомить детей с историей возникновения колоколов и их назначением

-Познакомить с основными колокольными звонами

- Уточнить знание о строении колокола

- Расширить духовный мир детей

 - Воспитывать уважение к народным традициям

-Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России.

-Формировать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.

-Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения при восприятии слайдов (с изображением русских храмов, Царь-колокола и др

- дать представления о колокольне (“Иван Великий” - в Москве), звоннице, разнообразии колоколов по размеру, индивидуальном колокольном звоне каждого колокола;

- познакомить с основными видами колокольного звона, дать понятие о Благовесте, Набате, Красном звоне,

- показать, какое значение имеют колокола в русской в истории, культуре (литературе и искусстве);

Художественное творчество.

-Вызвать желание применять полученные знания об искусстве в самостоятельной творческой деятельности.

- Учить украшать колокольчики с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.

-Учить осваивать новые способы работы  в технике граттаж.

«Коммуникация»

Развивать интерес к речи как особому объекту познания:

- учить определять родственные слова:

колокол – колокольня, колокольный;

звон – звонарь, звонница, звонить;

- учить определять состав слова: “Благовест” - благая весть;

- учить понимать значение слов: "колокол" - зов, шум, крики.

Развивать связную речь:

- умение использовать объяснительную речь, речь – доказательство;

- умение использовать разнообразные средства выразительности (сравнения, эпитеты).

Учить внимательно выслушивать ответы сверстников, помогать им в случае затруднений, доброжелательно исправлять речевые ошибки.

Музыка

- Совершенствовать навык игры на колокольчиках.

-Развивать слуховое и зрительное внимание

 - учить сравнивать колокольную музыку и различать виды колокольного церковного звона.

Предварительная работа

  • Оформление презентации.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры.
  • Экскурсия по городу
  • Заучивание стихотворений о колоколах и колокольчиках

Материал к занятию

  • Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.
  • Музыкальный центр, диск с записью колокольного звона (звон Благовест (Валерий Гаранин), Ростовские звоны).
  • Мультимедийная презентация "О чем поют колокола?"
  • Выставка “Колокольчики” (разные виды, из разных материалов).
  • Мультимедийная презентация (слайды с изображением русских храмов, звонниц и колоколов).

Ход образовательной деятельности:

Дети заходят в группу и приветствуют гостей.

В: Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Чувствуете тепло рук друг друга? А теперь повернитесь друг к другу и улыбнитесь, а теперь давайте повернемся к гостям и подарим им свои светлые, лучезарные улыбки.  Чувствуете, как всем стало радостно от ваших улыбок?

На столе стоит волшебный сундучок.

В: Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок, интересно, что там? (ответы детей).

Всем конечно интересно,

Что лежит в сундучке чудесном.

Может каждый узнать,

Стоит лишь загадку отгадать.

Давайте отгадаем загадки, может тогда мы узнаем, что же там находится.

Голова об шапку –Бом,

И на всю округу-гром!

Купи денег не жалей

Со мной ехать веселей (ответы детей)

В: Давайте, я немного подскажу. Там находятся музыкальные инструменты. А какие, вы сами догадаетесь, когда услышите музыку (фонограмма колокольного звон) Давайте откроем сундучок и проверим, правильно вы ответили или нет.

Воспитатель открывает сундучок и раздает детям колокольчики…

В: Что это? Рассмотрите их.

А пока вы их рассматриваете Тася и Ангелина расскажут нам стихотворения.

Колокольчик разглядела,
Не пойму я, в чем тут дело?
Почему он не звенит?
Он же этим знаменит!
Сколько их на ножках тонких!
Если хочешь – рви подряд,
Но не рвет цветов девчонка,
Ждет…, а может, зазвенят?
(А. Барто)

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьется пыль из-под копыт,

Колокольчик звонко плачет

И хохочет, и визжит.

В: Что можно ими делать?  (ответы детей)

 Ребята животным очень часто вешают на шеи колокольчики, для чего? (ответы детей).

Посмотрите, какие еще колокольчики я вам принесла. Здесь и металлические колокольчики, и керамические, и деревянные, и колокольчик с гербом Тюмени и т.д.

 Обратите внимание на этот колокольчик, как вы думаете каким из видов росписи он украшен? (Гжель).

А сейчас давайте поиграем в игру «Жмурки».

В: Присаживайтесь на стульчики.  Я хочу поговорить с вами о колоколах. Ведь ко всему, что связано с колоколами, на Руси всегда относились с любовью и почитанием. Колокола появились не сразу. В древние времена на Руси не было радио, ни тем более, телевизоров, но случались разные беды, несчастья, приближались враги или возникал пожар. И нужно было срочно созвать народ.

 Чтобы люди собрались вместе и узнали о событии, использовались деревянные или металлические доски, по которым ударяли особой колотушкой.

Сначала появилось –било-деревянная доска. Било держали   в руках, ходили с нею по селу и били по ней деревянной колотушкой. Селяне, услышав звук било, собирались возле церкви. Затем придумали-клепало-металлическая доска или дуга, их вешали на башни или столбы и также били по ним колотушкой.   

Как вы думаете,какой звук громче, когда бьешь по дереву или по металлу? А давайте проверим. (Дети подходят и ударяют поочередно молоточком по деревянному и металлическому предметам).

Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься.

Как же появились колокола? Существует легенда, что давным-давно одному служителю церкви приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки   Динь-Дан-Дон.  Проснувшись, он велел создать поющий цветок из металла. Так появились колокола.

 А сейчас мы рассмотрим, из каких частей состоит колокол (демонстрационная картинка). Строение колокола похоже на строение людей у него есть «уши», «плечи», «туловище», которое называется тулово, «язык».

С детьми проводится дидактическая игра «Собери колокол».

Колокол -ударный инструмент. Играть на колоколе непросто, эту работу выполнял звонарь.

 А как вы думаете, когда и почему звонят колокола в наше время? (ответы детей).

В: Звон колоколов призывает людей в церковь на службу,звонят колокола на большие праздники.  Наши предки считали, что колокольный звон лечит.

 В: Ребята, а в нашем городе вы где-нибудь встречали колокола? А как называется наш город? (ответы детей).

 А сейчас послушаем различные звоны колоколов.

Благовест-это праздничный церковный звон, совершаемый одним колоколом.

Набат-символ тревоги, извещает о приближении бедствия-совершаются частые удары в большой колокол.

Красный звон- он звучит по поводу радостных торжественных событий и производится во все колокола. Колокола отличались особым мастерством, изяществом орнаментов, благозвучием.

 В нашем городе до революции существовал завод Гилевых, на котором также отливались колокола, которые звонят до сих пор.

В:Сейчас мы с вами посмотрим небольшую презентацию.

Колокола украшались солярными знаками, растительным орнаментом, украшались иконами.

Ребята, а вы хотите побыть мастерами, тогда садитесь за столы и украсьте свои колокола.

Подумайте, какими знаками вы хотите украсить свои колокола.

Какое у вас сейчас настроение? Воспитатель подходит и звонит над каждым ребенком.

Давайте передадим наше хорошее светлое настроение друг другу, нашим гостям, позвоним в колокольчики. Не зря ведь говорится

 «Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает».

Дили-дили-дили-дон!

Дили-дили-дили-дон!

Слышится со всех сторон.

Весело играем мы-

Звонче колокол звени.

Раздается перезвон-

Колокольчиков трезвон.

Ты играй не отставай

Точно ритм передавай.

Обсуждается какими элементами каждый ребенок украсил свой колокол.

Готовые колокола прикрепляются и подводится итог образовательной деятельности.

 Интернет-ресурсы:

Колокола Святой Руси

https://pravosakh.ru/kolokola-na-rusi-ot-neobhodimosti-k-estetike/

https://ruskline.ru/analitika/2007/07/16/kolokola_svyatoj_rusi

https://proza.ru/2016/11/22/1661

https://stihi.ru/2011/05/02/203

https://infourok.ru/klassniy-chas-kolokola-na-rusi-3498871.html

https://pandia.ru/text/80/420/12555.php

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-duhovno-nravstvenomu-vospitaniyu-v-podgotovitelnoi-grupe-kolokolnaja-istorija.html

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А №  0007654

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 2534
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.